Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет теории государства и права.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект и предмет теории государства и права. Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет. Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются: 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления). 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации. Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами. В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения. Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта). Таким образом, в предмет теории государства и права включаются: 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества. 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем. 3. Понятия и категории теории государства и права. 4. Терминология, язык науки теория государства и права. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права. Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. Система курса: 1. ТГП как наука 2. Происхождение государства и права 3. Понятие, функции государства 4. Государственная власть и механизм государства 5. Политическая система общества 6. Закономерности развития государства 7. Форма государства 8. ГО и государство 9. Правовое государство 10. Российское государство
Цель и функции теории государства и права. Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества. Функции теории государства и права – это направления теоретической деятельности, отражающее общее и специфическое значение теории государства и права. Функции теории государства и права: 1)Онтологическая - теория государства и права даёт представление о государстве и праве. 2)Гносеологическая - теория государства и права получает новые знания о государстве и праве. 3)прогностическая - теории государства и права формулирует модели возможного развития государства и права. 4)эвристическая - теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государства и права. 5)методологическая - теория государства и права обобщает государственно-правовую практику и формулирует идеи и выводы. 6)политико-управленческая - теория государства и права формирует научные основы государственной политики. 7)идеологическая - теория государства и правааккумулирует идеи о государстве и праве. 8)практически-организаторская - теория государства и права вырабатывает решения проблем государственно-правового строительства. Происхождение права. Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии. Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д. 2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права. Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм. Отличие права от обычаев. 1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты. 2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.). 3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами. 4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права. 5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права: Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные. Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы. Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов Право возникает в следующих формах: 1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев. 2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент. 3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество. 4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право). 5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).
Виды гос. органов. В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы. Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан. Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов. Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством. Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению. По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера. В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач). Происхождение права. Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии. Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д. 2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права. Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм. Отличие права от обычаев. 1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты. 2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.). 3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами. 4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права. 5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права: Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные. Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы. Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов Право возникает в следующих формах: 1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев. 2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент. 3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество. 4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право). 5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).
Виды гос. органов. В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы. Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан. Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов. Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством. Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению. По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера. В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач). Объект и предмет теории государства и права. Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет. Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются: 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления). 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации. Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами. В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения. Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта). Таким образом, в предмет теории государства и права включаются: 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества. 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем. 3. Понятия и категории теории государства и права. 4. Терминология, язык науки теория государства и права. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права. Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. Система курса: 1. ТГП как наука 2. Происхождение государства и права 3. Понятие, функции государства 4. Государственная власть и механизм государства 5. Политическая система общества 6. Закономерности развития государства 7. Форма государства 8. ГО и государство 9. Правовое государство 10. Российское государство
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.34 (0.013 с.) |