ТОП 10:

Объект и предмет теории государства и права.



Объект и предмет теории государства и права.

Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются:

1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).

2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта).

Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.

2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.

3. Понятия и категории теории государства и права.

4. Терминология, язык науки теория государства и права.

Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

 

2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Система курса:

1. ТГП как наука

2. Происхождение государства и права

3. Понятие, функции государства

4. Государственная власть и механизм государства

5. Политическая система общества

6. Закономерности развития государства

7. Форма государства

8. ГО и государство

9. Правовое государство

10. Российское государство

Критерий сопоставления ТГП – наука ТГП – учебная дисциплина
1. Отношение к реальным государству и праву Непосредственно познает государство и право, первична. Базируется на науке, вторична по отношению к науке.
2. Цели Приращение, накопление, систематизация знаний о государстве и праве Доведение до обучаемых добытых наукой и пробированных практикой знаний
3. Субъекты Ученые исследователи Педагоги-преподаватели, обучаемые (студенты).
4.   Объективность Обусловлена реальными государством и правом. Более объективна. Обусловлена усмотрением составителей учебных планов, программ, личностью преподавателя. Более субъективна
5. Функции Введение в юридическое образование Формирование абстрактного мышления Обеспечение общетеоретической базы для последующего обучения юриспруденции Формирование правового сознания и правовой культуры Онтологическая Гносеологическая Эвристическая Прогностическая Методологическая Политическая Праксеологическая и другие  

 

Цель и функции теории государства и права.

Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

Функции теории государства и права – это направления теоретической деятельности, отражающее общее и специфическое значение теории государства и права.

Функции теории государства и права:

1)Онтологическая - теория государства и права даёт представление о государстве и праве.

2)Гносеологическая - теория государства и права получает новые знания о государстве и праве.

3)прогностическая - теории государства и права формулирует модели возможного развития государства и права.

4)эвристическая - теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государства и права.

5)методологическая - теория государства и права обобщает государственно-правовую практику и формулирует идеи и выводы.

6)политико-управленческая - теория государства и права формирует научные основы государственной политики.

7)идеологическая - теория государства и правааккумулирует идеи о государстве и праве.

8)практически-организаторская - теория государства и права вырабатывает решения проблем государственно-правового строительства.

Происхождение права.

Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.

Асинхронисты считают:

1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.

2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.

Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.

Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.

Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.

Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.

Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.

Отличие права от обычаев.

1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.

2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).

3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.

4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.

5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.

Пути происхождения права:

Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.

Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.

Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов

Право возникает в следующих формах:

1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев.

2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент.

3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество.

4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право).

5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).

 

Виды гос. органов.

В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы.

Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан.

Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов.

Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством.

Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению.

По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера.

В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.)

По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач).

Происхождение права.

Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.

Асинхронисты считают:

1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.

2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.

Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.

Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.

Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.

Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.

Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.

Отличие права от обычаев.

1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.

2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).

3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.

4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.

5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.

Пути происхождения права:

Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.

Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.

Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов

Право возникает в следующих формах:

1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев.

2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент.

3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество.

4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право).

5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).

 

Виды гос. органов.

В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы.

Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан.

Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов.

Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством.

Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению.

По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера.

В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.)

По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач).

Объект и предмет теории государства и права.

Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются:

1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).

2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта).

Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.

2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.

3. Понятия и категории теории государства и права.

4. Терминология, язык науки теория государства и права.

Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

 

2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Система курса:

1. ТГП как наука

2. Происхождение государства и права

3. Понятие, функции государства

4. Государственная власть и механизм государства

5. Политическая система общества

6. Закономерности развития государства

7. Форма государства

8. ГО и государство

9. Правовое государство

10. Российское государство

Критерий сопоставления ТГП – наука ТГП – учебная дисциплина
1. Отношение к реальным государству и праву Непосредственно познает государство и право, первична. Базируется на науке, вторична по отношению к науке.
2. Цели Приращение, накопление, систематизация знаний о государстве и праве Доведение до обучаемых добытых наукой и пробированных практикой знаний
3. Субъекты Ученые исследователи Педагоги-преподаватели, обучаемые (студенты).
4.   Объективность Обусловлена реальными государством и правом. Более объективна. Обусловлена усмотрением составителей учебных планов, программ, личностью преподавателя. Более субъективна
5. Функции Введение в юридическое образование Формирование абстрактного мышления Обеспечение общетеоретической базы для последующего обучения юриспруденции Формирование правового сознания и правовой культуры Онтологическая Гносеологическая Эвристическая Прогностическая Методологическая Политическая Праксеологическая и другие  

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.74.105 (0.018 с.)