![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет теории государства и права.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Объект и предмет теории государства и права. Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет. Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются: 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления). 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации. Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами. В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения. Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта). Таким образом, в предмет теории государства и права включаются: 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем. 3. Понятия и категории теории государства и права. 4. Терминология, язык науки теория государства и права. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права. Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. Система курса: 1. ТГП как наука 2. Происхождение государства и права 3. Понятие, функции государства 4. Государственная власть и механизм государства 5. Политическая система общества 6. Закономерности развития государства 7. Форма государства 8. ГО и государство 9. Правовое государство 10. Российское государство
Цель и функции теории государства и права. Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества. Функции теории государства и права – это направления теоретической деятельности, отражающее общее и специфическое значение теории государства и права. Функции теории государства и права: 1)Онтологическая - теория государства и права даёт представление о государстве и праве. 2)Гносеологическая - теория государства и права получает новые знания о государстве и праве. 3)прогностическая - теории государства и права формулирует модели возможного развития государства и права. 4)эвристическая - теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государства и права. 5)методологическая - теория государства и права обобщает государственно-правовую практику и формулирует идеи и выводы. 6)политико-управленческая - теория государства и права формирует научные основы государственной политики. 7)идеологическая - теория государства и правааккумулирует идеи о государстве и праве. 8)практически-организаторская - теория государства и права вырабатывает решения проблем государственно-правового строительства. Происхождение права. Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии. Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.
2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права. Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм. Отличие права от обычаев. 1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты. 2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.). 3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами. 4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.
5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права: Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные. Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы. Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов Право возникает в следующих формах: 1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев. 2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент. 3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество. 4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право). 5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).
Виды гос. органов. В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы. Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан. Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов. Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством. Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению. По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера.
В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач). Происхождение права. Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии. Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д. 2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права. Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм. Отличие права от обычаев. 1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты. 2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.). 3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами. 4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права. 5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права: Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные. Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы. Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов Право возникает в следующих формах: 1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев. 2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент. 3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество. 4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право). 5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).
Виды гос. органов. В зависимости от выполняемых функций все государственные органы могут быть подразделены на законодательные, исполнительные, судебные и надзорные органы. Законодательные органы призваны через создание законов регулировать общественные отношения, оперативно реагировать на их изменения, закреплять и юридически оформлять волю большинства граждан. Исполнительные органы способствуют полной и точной реализации законов и подзаконных актов. Судебные органы (суды) рассматривают и разрешают правовые споры возникающие между гражданами, организациями и государством. Надзорные органы призваны от имени государства следить за соблюдением законов всеми субъектами. Надзорные органы, обнаружив, что действиями или бездействием какого-либо субъекта нарушается закон, вправе принять меры реагирования, используя методы убеждения и принуждения склонить нарушителя закона к правомерному поведению. По сфере действия все государственные органы могут быть подразделены на центральные, межрегиональные и региональные. Центральные органы уполномочены принимать решения, распространяющиеся на всю территорию страны, и на всех её жителей. Межрегиональные органы созданы в целях координации управления государством, упорядочивания взаимодействия между центром и регионами. Региональные органы решают задачи локального характера. В зависимости от характера решаемых задач государственные органы могут быть классифицированы на ординарные (решающие запланированные задачи) и чрезвычайные (решающие незапланированные задачи: конфликтные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) По времени действия государственные органы могут быть подразделены на постоянные (действующие на постоянной основе до момента прекращения полномочий) и временные (создаваемые на определённый срок для решения временных задач). Объект и предмет теории государства и права. Элементы науки теории государства и права - это объект и предмет. Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектомизучения теории государства и права являются: 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления). 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации. Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами. В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения. Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки – это то, что известно до изучения, а предмет науки – это то, что нам известно изучения объекта). Таким образом, в предмет теории государства и права включаются: 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества. 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем. 3. Понятия и категории теории государства и права. 4. Терминология, язык науки теория государства и права. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.
2)Теория государста и права как наука и учебная дисциплина. Система курса теории государства и права. Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. Система курса: 1. ТГП как наука 2. Происхождение государства и права 3. Понятие, функции государства 4. Государственная власть и механизм государства 5. Политическая система общества 6. Закономерности развития государства 7. Форма государства 8. ГО и государство 9. Правовое государство 10. Российское государство
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.160.97 (0.077 с.) |