Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук Предмет теории государства права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Элементы предмета теории государства права: 1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений. 2. Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. 3. Система категорий и понятий. 4. Принципы (основополагающие идеи – принцип разделения властей), аксиомы (положения, самоочевидные истины, не требующие доказательства в юридическом процессе – закон обратной силы не имеет), презумпции (предположение о наличии или отсутствии фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное опытом – презумпция невиновности), фикции (несуществующие положения, признаваемые существующими в соответствии с законодательством и влекущие юридические последствия – признание гражданина умершим) теории государства и права. 5. Практика – правотворческая, правоприменительная, интерпретационная. 6. Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права. Методология – совокупность принципов, приемов и способов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, отражающих объективную реальность. Теория государства и права использует общенаучные, специальные и частнонаучные методы. 1. Общенаучные методы (используются в любой науке): - диалектика - познание явлений в их развитии и взаимосвязях (связь государства и права); - анализ - расчленения целого на элементы (форма государства делится на форму правления, форму территориально-государственного устройства и государственно-правовой режим); - синтез - соединение элементов в единое целое (гипотеза, диспозиция и санкция составляют норму права); - дедукция - восхождение от частного к общему (Россия обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, является государством); - индукция - от общего к частному (государство обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, Россия является государством). 2. Специальные методы (используются во всех юридических науках): - системный - взаимосвязанность всех правовых явлений; - сравнительный - выявление общего и особенного какого-либо явления (сравнение уровня преступности в одном государстве с уровнем преступности в другом государстве); - функциональный – воздействие государства и права на личность и общество, на исторический процесс; - конкретно-социологический - использование опроса, анкетирования, наблюдения (например, для выявления уровня политической культуры правосознания); - статистический – изучение динамики государственно-правовых явлений с использованием статистических данных (в современном мире 192 государства, из них 28 – федеративных, 164 – унитарных, следовательно, число федеративных меньше, однако они занимают большую часть территории земного шара). 3. Частнонаучные методы (используются в теории государства и права): - правовой эксперимент – моделирование ситуации воздействия права на общественные отношения; - правовое прогнозирование – определение возможных последствий правового регулирования определенной сферы общественных отношений (возможные последствия ужесточения наказаний – снижение числа правонарушений); - формально-юридический анализ – анализ нормативно-правового акта с точки зрения структуры, терминологии, связи с другими правовыми актами; - сравнительно-правовой метод - выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений различных государств или в различный исторический период (процедура банкротства по российскому законодательству и по законодательству Германии). Место теории государства права в системе юридических наук Наука – это: § особая система истинных знаний (знания по теории государства и права); § особый вид деятельности по поиску и доказыванию истин, а также система научных исследований; § совокупность научных организаций и учреждений (НИИ, академий наук, лабораторий) и их работников. Теория – это: § форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (широкое понимание), § система основных идей, законов, понятий какой-либо отрасли знания (узкое понимание). Теория государства и права – это наука: 1. Общественная (гуманитарная): государство и право могут существовать только в человеческом обществе. 2. Юридическая – изучает государство и право во всех их проявлениях 3. Вводная – с нее начинается изучение юриспруденции, она «вооружает» понятиями, категориями и принципами, которые используются в иных юридических науках (понятие права, категория, принцип законности). 3. Общая - оперирует наиболее общими понятиями и категориями, существующими в юриспруденции (правоотношение, юридическая ответственность). 4. Методологическая – в ней разрабатываются основные теоретические положения, которые влияют на решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках (определяются элементы состава правонарушения, структура нормы права). Таким образом, теория государства и права имеет свой предмет и методологию исследования, следовательно, является самостоятельной общественной, юридической вводной методологической наукой.
Роль и значение государства в политической системе общества Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой: 1) признаются и гарантируются естественные права человека; существуют эффективные процедуры защиты прав и свобод; 2) реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; судебная власть независима и авторитетна в обществе; 3)обеспечивается верховенство правового закона (закон соблюдают все и всегда, закон справедлив, он не отменяет и не умаляет естественных прав и свобод человека; подзаконные акты не противоречат законам); 4) существует взаимная ответственность граждан и государства. Предпосылкой становления правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных отношений и общественных институтов, которые способны ограничить деятельность государства. Гражданское общество является предпосылкой формирования правового государства. Признаки гражданского общества: 1) высокая социальная активность граждан; 2) сформированный средний класс собственников, который придает стабильность всему обществу и государству; 3) первичность общества и вторичность государства: не общество служит государству, а государство обществу; 4) способность общества правовыми средствами нейтрализовать произвол государства; 5) развитая и эффективная система местного самоуправления, при которой вопросы местного значения (водо- и газоснабжение, благоустройство населенных пунктов, городской транспорт и жилье) решаются без участия государства за счет средств местного бюджета. Условия построения правового государства: разгосударствление собственности, становление рыночной экономики; формирование среднего класса собственников; правовое воспитание и образование, формирование правовой и политической культуры граждан, преодоление массового правового нигилизма; социальный мир; деидеологизация государства; политический плюрализм, независимость СМИ; невмешательство государства в частную жизнь граждан. Таким образом, правовое государство может быть сформировано при наличии комплекса условий, сложившихся в гражданском обществе.
Деформация правосознания Правосознание – этосовокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием). Структура правосознания: 1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания); 2. правовая психология – этоэмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права; 3. правовое поведение, которое определяют: - информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта; - оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры); - волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону). Виды правосознания: 1. По носителям правосознания: - индивидуальное - правосознание конкретного человека; - групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов); - массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе); - общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание). 2. По уровню правосознания: - обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право); - профессиональное – сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии); - теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук). 3. По временной направленности: - ретроспективное – сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами); - адекватное – существующее в отношении действующего права; - перспективное - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод). Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная. Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии. 1. Правовой нигилизм – это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма: - обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности; - профессиональный: неуважение и пренебрежение правомпредставителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом. - теоретический (идеологический) – особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция). 2. Правовой идеализм – преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество). 3. Правовая демагогия – использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника). Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав. Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества. Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.
Структура правоотношения Структура правоотношения = субъекты + объект + содержание. Субъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в лице государственных органов и должностных лиц), обладающие правосубъектностью. Правосубъектность состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность). Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак). Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения. 1. Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него входят: - право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны; - право требования – возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны; - право притязания – возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности; - право пользования – возможность пользования на основе права определенным социальным благом. 2. Юридическая обязанность – это предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит: - обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность); - обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны; - обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченной стороны; - обязанность не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право. Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон.
Акты применения норм права Правоприменительный акт – это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу. Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица). Форма правоприменительного акта может быть: - текстовой (решение суда); - устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд); - резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица); - в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами). Структура акта применения всегда имеет три части: - описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.); - мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы); - резолютивную (назначение вида и меры наказания). Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др. Правоприменительные акты реализуются только один раз и адресованы конкретному лицу, права или обязанности которого устанавливают (это индивидуальные акты). Правоприменительные акты принимаются только на основе и со ссылкой на нормативно-правовые акты, следовательно, нормативно-правовые акты являются первичными, а правоприменительные - производными актами. Таким образом, правоприменительный акт является разновидностью правых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.
Способы толкования 1. Грамматический – анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания. 2. Логический – исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики. 3. Системный – уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом. 4. Историко-политический – устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права. 5. Специально-юридический – уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления). 6. Телеологический (целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы. 7. Функциональный – учет условий и факторов, при которых реализуются нормы. Виды толкования: 1. По субъектам толкования: - официальное – аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом), - неофициальное – доктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права). 2. По объему: - буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает; - расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно – совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начала процедуры импичмента); - ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально). 3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле). Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты – интерпретационные (акты толкования). Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта, который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной избирательной комиссии по толкованию избирательного законодательства и т.п. Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).
Содержание 1. Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук......3 2. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права.................4 3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права...................... 5 4. Понятие, признаки и сущность государства............................................ 6 5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы......................7 6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов...........................8 7. Форма правления: понятие и виды....................................................9 8. Форма государственного устройства: понятие и виды...................................10 9. Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов...................... 11 10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации..............................12 11. Механизм государства: понятие и элементы..........................................13 12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти....................13 13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации...........................15 14. Роль и значение государства в политической системе общества......................... 16 15. Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы.................... 17 16. Основные теории правопонимания................................................. 17 17. Право: понятие, признаки, сущность и функции...................................... 18 18. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика................................ 19 19. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение................................ 19 20. Правосознание: понятие, структура и функции. Деформация правосознания............... 20 21. Правовая культура: понятие, структура и виды........................................22 22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества..................... 22 23. Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды...................24 24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация.......................... 25 25. Действие нормативно-правовых актов............................................... 25 26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства..............26 27. Норма права: понятие, признаки и классификация......................................27 28. Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт........................ 28 29. Право в системе социальных норм...................................................29 30. Система права: соотношение с системой законодательства и правовой системой............29 31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение....... 30 32. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права......... 31 33. Понятие и виды систематизации законодательства..................................... 32 34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация.................. 32 35. Структура правоотношения.........................................................33 36. Правосубъектность: понятие и элементы, особенности возникновения и прекращения.......34 37. Правовой статус: понятие, структура и виды..........................................34 38. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав..................... 35 39. Реализация права: понятие и формы..................................................36 40. Правоприменение: понятие и стадии правоприменительного процесса.....................36 41. Пробелы в праве и способы их преодоления........................................... 37 42. Акты применения норм права....................................................... 37 43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования...................38 44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.................................... 39 45. Понятие и виды правонарушений.................................................... 39 46. Состав правонарушений: понятие и значение.......................................... 40 47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды.........................40 48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии...................41 49. Понятие и элементы механизма правового регулирования................................42 50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика.................... 43 Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук Предмет теории государства права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Элементы предмета теории государства права: 1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений. 2. Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. 3. Система категорий и понятий. 4. Принципы (основополагающие идеи – принцип разделения властей), аксиомы (положения, самоочевидные истины, не требующие доказательства в юридическом процессе – закон обратной силы не имеет), презумпции (предположение о наличии или отсутствии фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное опытом – презумпция невиновности), фикции (несуществующие положения, признаваемые существующими в соответствии с законодательством и влекущие юридические последствия – признание гражданина умершим) теории государства и права. 5. Практика – правотворческая, правоприменительная, интерпретационная. 6. Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права. Методология – совокупность принципов, приемов и способов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, отражающих объективную реальность. Теория государства и права использует общенаучные, специальные и частнонаучные методы. 1. Общенаучные методы (используются в любой науке): - диалектика - познание явлений в их развитии и взаимосвязях (связь государства и права); - анализ - расчленения целого на элементы (форма государства делится на форму правления, форму территориально-государственного устройства и государственно-правовой режим); - синтез - соединение элементов в единое целое (гипотеза, диспозиция и санкция составляют норму права); - дедукция - восхождение от частного к общему (Россия обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, является государством); - индукция - от общего к частному (государство обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, Россия является государством). 2. Специальные методы (используются во всех юридических науках): - системный - взаимосвязанность всех правовых явлений; - сравнительный - выявление общего и особенного какого-либо явления (сравнение уровня преступности в одном государстве с уровнем преступности в другом государстве); - функциональный – воздействие государства и права на личность и общество, на исторический процесс; - конкретно-социологический - использование опроса, анкетирования, наблюдения (например, для выявления уровня политической культуры правосознания); - статистический – изучение динамики государственно-правовых явлений с использованием статистических данных (в современном мире 192 государства, из них 28 – федеративных, 164 – унитарных, следовательно, число федеративных меньше, однако они занимают большую часть территории земного шара). 3. Частнонаучные методы (используются в теории государства и права): - правовой эксперимент – моделирование ситуации воздействия права на общественные отношения; - правовое прогнозирование – определение возможных последствий правового регулирования определенной сферы общественных отношений (возможные последствия ужесточения наказаний – снижение числа правонарушений); - формально-юридический анализ – анализ нормативно-правового акта с точки зрения структуры, терминологии, связи с другими правовыми актами; - сравнительно-правовой метод - выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений различных государств или в различный исторический период (процедура банкротства по российскому законодательству и по законодательству Германии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.48 (0.01 с.) |