Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук



Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук

Предмет теории государства права это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Элементы предмета теории государства права:

1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений.

2. Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

3. Система категорий и понятий.

4. Принципы (основополагающие идеи – принцип разделения властей), аксиомы (положения, самоочевидные истины, не требующие доказательства в юридическом процессе – закон обратной силы не имеет), презумпции (предположение о наличии или отсутствии фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное опытом – презумпция невиновности), фикции (несуществующие положения, признаваемые существующими в соответствии с законодательством и влекущие юридические последствия – признание гражданина умершим) теории государства и права.

5. Практика – правотворческая, правоприменительная, интерпретационная.

6. Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Методология совокупность принципов, приемов и способов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, отражающих объективную реальность. Теория государства и права использует общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

1. Общенаучные методы (используются в любой науке):

- диалектика - познание явлений в их развитии и взаимосвязях (связь государства и права);

- анализ - расчленения целого на элементы (форма государства делится на форму правления, форму территориально-государственного устройства и государственно-правовой режим);

- синтез - соединение элементов в единое целое (гипотеза, диспозиция и санкция составляют норму права);

- дедукция - восхождение от частного к общему (Россия обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, является государством);

- индукция - от общего к частному (государство обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, Россия является государством).

2. Специальные методы (используются во всех юридических науках):

- системный - взаимосвязанность всех правовых явлений;

- сравнительный - выявление общего и особенного какого-либо явления (сравнение уровня преступности в одном государстве с уровнем преступности в другом государстве);

- функциональный – воздействие государства и права на личность и общество, на исторический процесс;

- конкретно-социологический - использование опроса, анкетирования, наблюдения (например, для выявления уровня политической культуры правосознания);

- статистический – изучение динамики государственно-правовых явлений с использованием статистических данных (в современном мире 192 государства, из них 28 – федеративных, 164 – унитарных, следовательно, число федеративных меньше, однако они занимают большую часть территории земного шара).

3. Частнонаучные методы (используются в теории государства и права):

- правовой эксперимент – моделирование ситуации воздействия права на общественные отношения;

- правовое прогнозирование – определение возможных последствий правового регулирования определенной сферы общественных отношений (возможные последствия ужесточения наказаний – снижение числа правонарушений);

- формально-юридический анализ – анализ нормативно-правового акта с точки зрения структуры, терминологии, связи с другими правовыми актами;


- сравнительно-правовой метод - выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений различных государств или в различный исторический период (процедура банкротства по российскому законодательству и по законодательству Германии).

Место теории государства права в системе юридических наук

Наука – это:

§ особая система истинных знаний (знания по теории государства и права);

§ особый вид деятельности по поиску и доказыванию истин, а также система научных исследований;

§ совокупность научных организаций и учреждений (НИИ, академий наук, лабораторий) и их работников.

Теория – это:

§ форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (широкое понимание),

§ система основных идей, законов, понятий какой-либо отрасли знания (узкое понимание).

Теория государства и права – это наука:

1. Общественная (гуманитарная): государство и право могут существовать только в человеческом обществе.

2. Юридическая – изучает государство и право во всех их проявлениях

3. Вводная – с нее начинается изучение юриспруденции, она «вооружает» понятиями, категориями и принципами, которые используются в иных юридических науках (понятие права, категория, принцип законности).

3. Общая - оперирует наиболее общими понятиями и категориями, существующими в юриспруденции (правоотношение, юридическая ответственность).

4. Методологическая – в ней разрабатываются основные теоретические положения, которые влияют на решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках (определяются элементы состава правонарушения, структура нормы права).

Таким образом, теория государства и права имеет свой предмет и методологию исследования, следовательно, является самостоятельной общественной, юридической вводной методологической наукой.

 

Роль и значение государства в политической системе общества

Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой:

1) признаются и гарантируются естественные права человека; существуют эффективные процедуры защиты прав и свобод;

2) реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; судебная власть независима и авторитетна в обществе;

3)обеспечивается верховенство правового закона (закон соблюдают все и всегда, закон справедлив, он не отменяет и не умаляет естественных прав и свобод человека; подзаконные акты не противоречат законам);

4) существует взаимная ответственность граждан и государства.

Предпосылкой становления правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных отношений и общественных институтов, которые способны ограничить деятельность государства. Гражданское общество является предпосылкой формирования правового государства.

Признаки гражданского общества:

1) высокая социальная активность граждан;

2) сформированный средний класс собственников, который придает стабильность всему обществу и государству;

3) первичность общества и вторичность государства: не общество служит государству, а государство обществу;

4) способность общества правовыми средствами нейтрализовать произвол государства;

5) развитая и эффективная система местного самоуправления, при которой вопросы местного значения (водо- и газоснабжение, благоустройство населенных пунктов, городской транспорт и жилье) решаются без участия государства за счет средств местного бюджета.

Условия построения правового государства: разгосударствление собственности, становление рыночной экономики; формирование среднего класса собственников; правовое воспитание и образование, формирование правовой и политической культуры граждан, преодоление массового правового нигилизма; социальный мир; деидеологизация государства; политический плюрализм, независимость СМИ; невмешательство государства в частную жизнь граждан.

Таким образом, правовое государство может быть сформировано при наличии комплекса условий, сложившихся в гражданском обществе.

 

Деформация правосознания

Правосознание этосовокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).

Структура правосознания:

1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);

2. правовая психология – этоэмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;

3. правовое поведение, которое определяют:

- информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;

- оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);

- волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).

Виды правосознания:

1. По носителям правосознания:

- индивидуальное - правосознание конкретного человека;

- групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов);

- массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе);

- общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание).

2. По уровню правосознания:

- обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);

- профессиональное – сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);

- теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).

3. По временной направленности:

- ретроспективное – сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами);

- адекватное – существующее в отношении действующего права;

- перспективное - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод).

Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.

Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.

1. Правовой нигилизм – это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:

- обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;

- профессиональный: неуважение и пренебрежение правомпредставителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.

- теоретический (идеологический) – особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).

2. Правовой идеализм – преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).

3. Правовая демагогия – использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).

Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.

Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.

Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.

 

Структура правоотношения

Структура правоотношения = субъекты + объект + содержание.

Субъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в лице государственных органов и должностных лиц), обладающие правосубъектностью.

Правосубъектность состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность).

Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак).

Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.

1. Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него входят:

- право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны;

- право требования – возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны;

- право притязания – возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности;

- право пользования – возможность пользования на основе права определенным социальным благом.

2. Юридическая обязанность – это предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит:

- обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность);

- обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны;

- обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченной стороны;

- обязанность не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право.

Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон.

 

Акты применения норм права

Правоприменительный акт – это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица).

Форма правоприменительного акта может быть:

- текстовой (решение суда);

- устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);

- резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица);

- в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами).

Структура акта применения всегда имеет три части:

- описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.);

- мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы);

- резолютивную (назначение вида и меры наказания).

Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др.

Правоприменительные акты реализуются только один раз и адресованы конкретному лицу, права или обязанности которого устанавливают (это индивидуальные акты).

Правоприменительные акты принимаются только на основе и со ссылкой на нормативно-правовые акты, следовательно, нормативно-правовые акты являются первичными, а правоприменительные - производными актами.

Таким образом, правоприменительный акт является разновидностью правых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.

 

Способы толкования

1. Грамматический – анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания.

2. Логический – исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики.

3. Системный – уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом.

4. Историко-политический – устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права.

5. Специально-юридический – уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления).

6. Телеологический (целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы.

7. Функциональный – учет условий и факторов, при которых реализуются нормы.

Виды толкования:

1. По субъектам толкования:

- официальноеаутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом),

- неофициальноедоктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права).

2. По объему:

- буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает;

- расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно – совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начала процедуры импичмента);

- ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально).

3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле).

Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты – интерпретационные (акты толкования). Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта, который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной избирательной комиссии по толкованию избирательного законодательства и т.п.

Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).

 

Содержание

1. Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук......3

2. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права.................4

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права...................... 5

4. Понятие, признаки и сущность государства............................................ 6

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы......................7

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов...........................8

7. Форма правления: понятие и виды....................................................9

8. Форма государственного устройства: понятие и виды...................................10

9. Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов...................... 11

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации..............................12

11. Механизм государства: понятие и элементы..........................................13

12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти....................13

13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации...........................15

14. Роль и значение государства в политической системе общества......................... 16

15. Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы.................... 17

16. Основные теории правопонимания................................................. 17

17. Право: понятие, признаки, сущность и функции...................................... 18

18. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика................................ 19

19. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение................................ 19

20. Правосознание: понятие, структура и функции. Деформация правосознания............... 20

21. Правовая культура: понятие, структура и виды........................................22

22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества..................... 22

23. Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды...................24

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация.......................... 25

25. Действие нормативно-правовых актов............................................... 25

26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства..............26

27. Норма права: понятие, признаки и классификация......................................27

28. Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт........................ 28

29. Право в системе социальных норм...................................................29

30. Система права: соотношение с системой законодательства и правовой системой............29

31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение....... 30

32. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права......... 31

33. Понятие и виды систематизации законодательства..................................... 32

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация.................. 32

35. Структура правоотношения.........................................................33

36. Правосубъектность: понятие и элементы, особенности возникновения и прекращения.......34

37. Правовой статус: понятие, структура и виды..........................................34

38. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав..................... 35

39. Реализация права: понятие и формы..................................................36

40. Правоприменение: понятие и стадии правоприменительного процесса.....................36

41. Пробелы в праве и способы их преодоления........................................... 37

42. Акты применения норм права....................................................... 37

43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования...................38

44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.................................... 39

45. Понятие и виды правонарушений.................................................... 39

46. Состав правонарушений: понятие и значение.......................................... 40

47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды.........................40

48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии...................41

49. Понятие и элементы механизма правового регулирования................................42

50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика.................... 43

Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук

Предмет теории государства права это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Элементы предмета теории государства права:

1. Сущность и социальное назначение политико-правовых явлений.

2. Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

3. Система категорий и понятий.

4. Принципы (основополагающие идеи – принцип разделения властей), аксиомы (положения, самоочевидные истины, не требующие доказательства в юридическом процессе – закон обратной силы не имеет), презумпции (предположение о наличии или отсутствии фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное опытом – презумпция невиновности), фикции (несуществующие положения, признаваемые существующими в соответствии с законодательством и влекущие юридические последствия – признание гражданина умершим) теории государства и права.

5. Практика – правотворческая, правоприменительная, интерпретационная.

6. Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Методология совокупность принципов, приемов и способов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, отражающих объективную реальность. Теория государства и права использует общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

1. Общенаучные методы (используются в любой науке):

- диалектика - познание явлений в их развитии и взаимосвязях (связь государства и права);

- анализ - расчленения целого на элементы (форма государства делится на форму правления, форму территориально-государственного устройства и государственно-правовой режим);

- синтез - соединение элементов в единое целое (гипотеза, диспозиция и санкция составляют норму права);

- дедукция - восхождение от частного к общему (Россия обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, является государством);

- индукция - от общего к частному (государство обладает суверенитетом, территорией, имеет государственный аппарат и систему права, осуществляет сбор налогов и легализованное принуждение, следовательно, Россия является государством).

2. Специальные методы (используются во всех юридических науках):

- системный - взаимосвязанность всех правовых явлений;

- сравнительный - выявление общего и особенного какого-либо явления (сравнение уровня преступности в одном государстве с уровнем преступности в другом государстве);

- функциональный – воздействие государства и права на личность и общество, на исторический процесс;

- конкретно-социологический - использование опроса, анкетирования, наблюдения (например, для выявления уровня политической культуры правосознания);

- статистический – изучение динамики государственно-правовых явлений с использованием статистических данных (в современном мире 192 государства, из них 28 – федеративных, 164 – унитарных, следовательно, число федеративных меньше, однако они занимают большую часть территории земного шара).

3. Частнонаучные методы (используются в теории государства и права):

- правовой эксперимент – моделирование ситуации воздействия права на общественные отношения;

- правовое прогнозирование – определение возможных последствий правового регулирования определенной сферы общественных отношений (возможные последствия ужесточения наказаний – снижение числа правонарушений);

- формально-юридический анализ – анализ нормативно-правового акта с точки зрения структуры, терминологии, связи с другими правовыми актами;


- сравнительно-правовой метод - выявление общего и особенного в правовом регулировании общественных отношений различных государств или в различный исторический период (процедура банкротства по российскому законодательству и по законодательству Германии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.117 с.)