Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические пути возникновения государства и права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно выделяют два пути: восточный и западный. Западный путь. Присущ в первую очередь, европейским государствам. При переходе от присваивающей к производящей экономике, развитии орудий труда и разделении труда, происходит разложение родовой общины на семьи. Поскольку теперь с новыми орудиями труда семья в состоянии себя прокормить самостоятельно уже не требуется совместный труд всех членов рода. С другой стороны, если при родовом строе господствовал матриархат (поскольку отец ребенка практически всегда был неизвестен, кровная связь и принадлежность к роду определялась по матери), то теперь мужчина стремится отделиться от рода и образовать семью, потому что он теперь в состоянии ее сам прокормить, т.е. происходит переход к патриархату С выделением семьи, образованием семьями своих отдельных хозяйств семейные продукты производства уже не идут в род, а остаются в семье. Следовательно, если, семья производит больше, чем может потребить (в связи с развитием орудий труда), то образуется так называемый прибавочный продукт, и семья может использовать его по своему усмотрению. Образуется частная собственность. У одних семей прибавочного продукта много (пшеничное поле дало хороший урожай), у других не хватает даже на пропитание (скот подох). Таким образом, происходит расслоение общества на классы. Очевидно, что у одних собственность есть и ее нужно защищать, а у других - нет, но они заинтересованы в ее получении. Кроме того, во всю развиваются отношения товарообмена (одному нужна пшеница, другому – корова). Однако, обмен должен быть урегулирован, должен быть установлен порядок обмена. Обмен должен быть гарантирован, т.к. пшеницу можно забрать, а теленка не отдать. Т.е. нужен социальный регулятор и третья сила, гарантирующая обмен. Объективно в качестве регулятора начинает выступать право, а в качестве гарантирующей силы - государство. Государство и право становятся необходимы, в том числе, и для защиты собственности. Восточный путь. (Египет и прилегающие к нему государства). Обусловлен, в первую очередь, природно-климатическими условиями жизни общества, азиатским способом производства. Засушливый климат, сложность в выращивании с/х культур, необходимость в орошении земель требует создания специальных ирригационных сооружений. Построение таких средств и управление ими, требует большого количества людей, много физической силы и сложную организацию работы. Поэтому все силы рода, его членов направлены на данную работу и в связи с этим не происходит разделение рода на семьи и появления частной собственности. Поэтому восточный путь развития государства характеризуется постепенным расслоением внутри рода, появлением родовой знати, вождя, которые управляли постройкой ирригационных сооружений и защитой рода. Постепенно власть родовой знати переходит в государственную власть, а коллективная родовая собственность – в собственность государства. Таким образом, здесь также усложнение общественных отношений (необходимость управления большим количеством людей и сложность работ, необходимость высокой организации и обеспечение защиты коллективной собственности) является определяющим фактором возникновения государства и права. III Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая управление в обществе, обладающая территориальной целостностью, государственным суверенитетом и публичной властью. Признаки: 1 Территориальная целостность. Любое государство обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах государственных границ. Власть государства распространяется на всех, находящихся на его территории. Людей, проживающих на территории государства, с государством и между собой связывает институт гражданства (подданства). В отличие от родовой власти, где членов рода связывает кровное родство (не территория, а родство!!!). 2 Публичная государственная власть. Воля и сила – два основных признака власти; сила-обеспечение власти. Этот признак заключается в том, что власть в государстве осуществляет государственный аппарат (механизм государства), который состоит из государственных органов, должностных лиц- чиновников. Этот государственный аппарат (группа чиновников) стоит отдельно от общества, находится над обществом и вместе с тем представляет интересы всего общества, действует от имени всего общества, т.е. субъект и объект власти не совпадают. 3 Суверенитет государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти. Государственный суверенитет заключается: А) власть государства распространяется на всю его территорию, на всех его людей и все организации, которые находятся на территории государства; Б) власть государства является верховной, она выше любой другой социальной власти и потому может ее отменить В) только государство обладает специальными средствами воздействия и принуждения армией, полицией, тюрьмой. Суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний суверенитет – независимость государства от политических партий и любых других организаций объединения людей. (Независимость в плане принятия решения об осуществлении государственной власти). Внешний суверенитет – независимость государства от других государств и международных организаций. 4 Взаимодействие государства и права. Государство придает правовую обеспеченность, поэтому право не может быть реализовано без государственной власти. С другой стороны, именно право создает те рамки, в которых осуществляется государственная власть, устанавливает порядок реализации государственной власти, регулирует деятельность государственных органов. Кроме того, выделяют еще такие признаки, как: -наличие системы налогов, сборов, займов -наличие собственной денежной единицы и бюджета -наличие населения. Сущность государства. Сущность явления - основное, главное составляющее, то без чего явление не может быть - государственная власть. Аспекты сущности государства: Государство имеет классовую сущность и обще-социальную сущность. В зависимости от исторических, политических и других условий, которых существует государство, та или иная сущность может преобладать. Сущность государства во многом зависит от степени развития общества В недемократическом обществе преобладает классовая сущность государства, в демократическом обществе – общесоциальная. Исторически общество развивается таким образом, что при возникновении государства оно имеет ярко выраженный классовый характер, но по мере развития утрачивает большую часть классовой сущности, приобретая в основном общесоциальный характер. Классовая сущность заключается в том, что государство, в первую очередь, охраняет и реализует интересы отдельного класса, слоя, группы. (Правящего класса). Например, в рабовладельческом обществе это интересы рабовладельцев, в феодальном обществе, интересы землевладельца. При общесоциальной сущности государство охраняет и реализует интересы, в основном, всего населения. Например, современная демократия. Любое государство (все) имеют как классовую, так и общесоциальную сущность. Разница в том, какая из них и в какой степени преобладает. Так в феодальном обществе государство реализовывало часть общесоциальных интересов, защита страны от нападений из вне, охрана правопорядка, а послекапиталистическое демократическое государство, защищая в основном общесоциальные интересы, отдает приоритеты некоторым социальным группам: лабирование интересов нефтяных компаний. IV Государственная власть - социальная власть, организованная на уровне всего общества, выражающая волю отдельного класса или всего народа, основана на силе государственного аппарата (механизма), обеспечивающая стабильность и порядок общества. Признаки государственной власти: · Государственная власть – власть общественная, публичная, власть на уровне всего общества. Она организует общественные отношения в комплексе, и даже если она выражает волю не всего народа, а отдельной группы, государственная власть представляет интересы всего общества. Например, защита страны от нападений из вне. · Государственная власть представляет государственный механизм, аппарат чиновников, стоящих отдельно от всего народа, (управленцы – профессионалы). Следовательно, объект и субъект власти не совпадают. Субъект – государственный аппарат, объект – народ. · Воля государственной власти - воля всего народа (если государство демократическое), воля отдельного класса (слоя), (если государство недемократическое). · Сила государственной власти – сила государственного механизма, аппарата, основанная на специальных средствах (вооруженные отряды, военная техника, оружие и т.д.) · Государственная власть может осуществляться различными методами. Традиционно выделяется два метода: убеждение и принуждение. Управление и регулирование на основе авторитета государственной власти, правосознания населения и специальных управленческих технологий. Важнейшими здесь являются методы стимулирования и убеждения. Методы координации и контроля. Метод принуждения основан на силе армии, полиции и т.д. Государственное принуждение - насильственное воздействие государственного аппарата на лицо (группу лиц), с целью заставить их поступать тем или иным образом в интересах государства. Принуждение может быт быть правовым и неправовым. Правовое принуждение – государственное принуждение, основанное на материальных правовых нормах и осуществляемое в порядке, предусмотренным процессуальными правовыми нормами. Правовое принуждение соответствует естественным, социально правовым притязаниям общества. В демократическом государстве любое принуждение должно быть правовым. Неправовое принуждение – принуждение вне рамок правовых норм, вне потребностей данного общества. Нужно различать понятия легальности и легитимности государственной власти. Легальность государственной власти – ее законность, т.е. правомерно установленная государственная власть, юридически оформленная и официально провозглашенная. Легитимность государственной власти – принятие власти народом, т.е. степень доверия и поддержки государственной власти большинством населения, готовность народа подчиняться этой власти. Легитимность отражается в авторитете государственной власти. Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе. 1 Государственная власть распространяется на всех, находящихся на территории государства, т.е. границы власти территориальные, а власть рода распространяется на его членов, т.е. границы власти кровнородственные связи. 2 В первобытном обществе субъект и объект власти совпадают, поскольку высшим органом является общее собрание всех членов рода и решения общего собрания распространяются на всех членов рода. А в государстве субъект и объект власти не совпадают, т.к. власть осуществляется государственным аппаратом, совокупностью профессиональных управленцев, отделенных от остального рода. 3 Реализация решений государственной власти обеспеченна специальным механизмом государственного принуждения (армией и т.д.), а решения родовой общины обеспечивались силой самого рода. 4 Отношения по реализации государственной власти регулируются правом, а деятельность родовой общины, в основном, регулируется обычаями. VI Типология – классификация государств в целях познания государственно-правовой сущности и исторического развития. В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, выделяются различные типы государств. Тип государства – это взятые в единстве общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств на определенном этапе исторического развития. Выделяют следующие подходы к типологии государств: 1 формационный 2 цивилизационный 3 по политическому режиму 4 по культурным особенностям и др. Формационный подход Авторы: Маркс, Энгельс. Данный подход исходит из того, что основой общества являются экономические отношения - базис, а государство является элементом надстройки. Критерий формационного подхода - общественно-экономическая формация. Основными историческими типами являются: 1 рабовладельческое государство 2 феодальное 3 буржуазное (капиталистическое) 4 коммунистическое. Цивилизационный подход Представители: Тойнби, Шпенглер, Данилевский. В соответствии с данным подходом критерием типологии является цивилизация – социо - культурная система, включающая экономические, политические, социальные и духовные элементы жизни данного общества. Каждый из авторов в соответствии с данным критерием выделяет определенное количество цивилизаций когда-либо существовавших и существующих. В каждой цивилизации происходит путь от возникновения до упадка (возникновение, развитие, упадок). Разные исследователи выделяют разное количество существующих цивилизаций. Например, Тойнби, выделяет египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др. цивилизации в зависимости от культурных, экономических, политических и других исторических особенностей. Отличие формационного подхода от цивилизационного заключается в следующем: марксистский подход претендует на универсализм, т.е. все государства проходят исторический путь от одной общественно-экономической формации к другой (по крайней мере, европейский государства). Такой переход возникает в связи с несоответствием средств и способов производства (низы не хотят) и, как правило, сопровождается революцией. Цивилизационный подход не претендует на универсализм. Каждая цивилизация индивидуальна и неповторима и проходит путь от зарождения до упадка. Марксистский подход-попытка выявить общие черты в развитии разных государств. Цивилизационный подход-выявление конкретных особенностей цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.013 с.) |