Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 2: «Право в системе социального регулирования. Правосознание»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Понятие и виды социальных норм. II. Право и другие социальные нормы. III. Правосознание, виды и уровни. IV. Правовая культура. V. Правовое воспитание. I В обществе действуют различные регуляторы, влияющие на возникновение и изменение общественных отношений. Виды регуляторов: 1 Объективные регуляторы. Возникают вне зависимости от конкретных волеизъявлений членов данного общества и обусловлены естественными законами природы и общества, а также внешним воздействием кого-либо на данное общество. Например, природные явления, стихийные бедствия, демографические изменения, военные нападения и т.д. 2 Социальные нормы – общие правила поведения, установленные в обществе. Обычай здороваться. 3 Индивидуальное регулирование. Заключается в разовых волевых актах, совершаемых конкретными людьми в конкретных условиях. Т.е. я пишу лекцию – это индивидуальный акт, хочу, иду домой. 90% регулирования в нашем обществе – индивидуальный акт. Социальные нормы - общие правила поведения людей, имеющих социально-волевой характер, складывающиеся в процессе исторического развития общества, обусловленные культурной организацией данного общества. Признаки социальной нормы: 1. Общее правило поведения. Общий характер обусловлен: - многократностью действия данной нормы, т.е. она применима к разным людям в разное время, в разных, но схожих по определенным признакам ситуациях. - обращенность к неопределенному кругу лиц; это значит к любым лицам, подпадающим под действие данной нормы. Неопределенному - не значит неограниченному. Круг возможных субъектов может быть очерчен. Например: закон о военнослужащих распространяется только на военнослужащих. 2. Социальные нормы регулируют общественные (человеческие) отношения. 3. Данная норма связана с волей и сознанием людей. Любая норма связанна с ее восприятием и волевым к ней отношением. 4. Эти нормы связаны с историческим развитием общества и обусловлены его культурой. Виды социальных норм: - по сфере действия: экономические, политические, религиозные. - по механизму установления и обеспечения: нормы права, нормы морали (обычаи), корпоративные нормы, религиозные нормы. II Выделяют следующие критерии разграничения социальных норм: 1 Процесс формирования нормы. 2 Сфера действия нормы. 3 Формы существования и фиксации нормы. 4 Характер воздействия нормы. 5 Способы обеспечения норм. 6 Степень детализации нормы. Мораль. Норма морали формируется в процессе человеческой жизнедеятельности, в сознании людей и связанна с представлением о плохом и хорошем, о добре и зле. Нормы морали существуют в сознании человека, они нигде не закреплены. Их форма – идеи, мысли, представления. Нормы морали имеют широкую сферу действия, но в современном обществе в большей степени они регулируют отношения любви, дружбы, преданности, этического поведения и др. отношения неподконтрольные государству, хотя в принципе мораль регулирует любое поведение. Право изначально базируется на общечеловеческой морали, однако может вступать в противоречия с общественной, групповой или личной моралью. Например: когда в обществе случаются внезапные серьезные изменения или катаклизмы. В конце 80-х г. отношение к предпринимательству, как к спекуляции. Обычай. Складывается исторически в процессе, повторения одних и тех же действий. Форма существования – привычка. Воздействует через само поведение: человек постоянно совершает одни и те же действия и таким образом соблюдает обычай. Особый механизм обеспечения отсутствует. Право может относиться к обычаям нейтрально, никак не взаимодействуя с ними, а может вытеснять вредный, ненужный обществу обычай. Например: ритуальное убийство животных. Если право ссылается на обычай, то он становится правовым, т.е. обычаем, имеющим государственную обеспеченность (обычай делового оборота в гражданском кодексе). А если положение обычая закреплено в законе, норме права, то он перестает быть обычаем, становится нормой права. Корпоративная норма. Это правило поведения, действующее в организованных сообществах людей, распространяющееся на членов данного сообщества и обеспечивающее организацию и функционирование данного сообщества. Корпоративные нормы создаются в сообществах с четкой структурой (партиях, профсоюзах, клубах) и действуют в пределах данного сообщества, т.е. в отношении его членов. Они фиксируются в определенных документах (уставах, положениях), являются четко сформулированными и структурно взаимосвязанными. Применяются при определенной процедуре. Корпоративные нормы обеспечиваются организацией, в которой они действуют. За их нарушение может быть применена определенная организационная ответственность. Корпоративные нормы направлены на регулирование отношений, возникающих внутри организаций и предназначенных для обеспечения ее функционирования. Они не регулируют общественные отношения, которые регулирует право, они не обеспеченны юридическими гарантиями, не обеспеченны государственным принуждением. В случае их нарушения нельзя обратиться за защитой к государству. III Правосознание -сфера сознания человека, группы людей, всего общества, выражающаяся в совокупности идей, концепций, принципов, а также чувств, эмоций, интересов, которые отражают оценку права, отношение людей к праву, ориентации и установки, готовность поступать определенным образом в юридически значимых ситуациях. Под правосознанием понимают, субъективную реакцию людей на право в целом, а также на отдельные правовые явления, которые существуют как объективная реальность. Правосознание участвует как часть механизма правового регулирования в течение всего процесса правового регулирования, как на стадии правотворчества, так и на стадии реализации права, в том числе правоприменение. На правосознание влияют: 1 Исторические, культурные условия существования права и государства, общества. 2 Политическая ситуация в стране, соотношение политических сил, господствующая идеология в государстве. 3 Уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в действующем законодательстве, уровень правоприменительной деятельности, степень гарантированности реализации в жизнь действующих норм права. Лояльность правосознания – свойство правосознания и его отдельных элементов, обеспечивающих правомерность поведения людей, реализацию прав и обязанностей и таким образом обеспечивающих общественный порядок. Структура правосознания: 1. Критерий по содержанию: - правовая идеология (включает рациональные компоненты, обоснованные представления правовой действительности. Это идеи, принципы, концепции, взгляды, оценка.) В формировании правовой идеологии большую роль играет юридическая наука. - правовая психология. Включает эмоциональные компоненты. Они формируются в основном, на практическом уровне, когда люди так или иначе реально сталкиваются с правом, вырабатывают свое отношение к нему. К правовой психологии относятся чувства, эмоции, настроения, предрассудки, желания. 2. Критерий по роли правосознания: - информационный компонент (совокупность знаний о праве и правовых явлениях). - оценочный компонент (отношение к правовым явлениям). - волевой компонент (волевая готовность к определенным действиям) Виды правосознания: По носителям: · индивидуальное · групповое (студенты-юристы) · массовое (правосознание толпы, формируемое с помощью политических лозунгов) · общественное, господствующее в данном обществе, государстве, нации. По уровню: · обыденное (формируемое стихийно, в процессе обычной жизнедеятельности людей, отражающее личный жизненный опыт) · профессиональное (связано с профессиональной деятельностью юриста, основанное на юридическом образовании и профессиональном опыте) · научное (связано с подробным, углубленным изучением отдельных правовых явлений как объектов научного познания.) IV Правовая культура – качественная характеристика правовой жизни общества, отражающая совокупность всех правовых ценностей в данном обществе, обусловленных историческим развитием общества, государства, правовых институтов, а также экономическими, политическими и духовными составляющими жизни общества. Виды правовой культуры: 1. Общественная. 2. Групповая. 3. Личная. В содержание правовой культуры входят следующие показатели: 1. Уровень правосознания граждан, должностных лиц. 2. Уровень совершенства законодательства. 3. Уровень законности, правопорядка. 4. Уровень гарантированности правовых норм. 5. Уровень правореализационной и правоприменительной деятельности. 6. Уровень развития других правовых явлений. Показатели правовой культуры личности: - знание и понимание права; - уважение права на основе собственных идей, принципов, представлений, а также чувств и эмоций. - правовая активность, готовность к реализации прав и исполнению обязанностей. Профессиональная культура юриста. Правовая культура личности, которая включает в себя кроме собственно правовых представлений и эмоций еще и нравственные основы деятельности, а также определенные политические воззрения. Содержание профессиональной культуры юриста: 1. Отношение и понимание принципа справедливости, как нравственного и правового принципа. 2. Знание права, правовых норм и сущности правовых явлений. 3. Отношение к праву, как к универсальному регулятору общественных отношений, восприятие принципов законности, обоснованности и целесообразности профессиональной деятельности. 4. Профессиональное умение (профессиональная техника, методика). 5. Профессиональная этика. 6. Умение основываться на научных достижениях. Правовой нигилизм. Это непринятие назначения права в обществе, отрицательное отношение к правовой форме организации общественных отношений. Правовой нигилизм может быть теоретический (идеологический), когда ученные или политики концептуально, используют определенную систему доказательств, утверждают о ненужности права и об отрицательной роли права и отдельных правовых явлений в жизни общества. Правовой нигилизм может быть практическим, когда определенные политики, государственные деятели, представители социальных групп на практике стараются бороться с правовыми устоями в обществе, предлагают иные меры регулирования общественных отношений, поступают не в соответствии с правом, вопреки ему. Когда правовой нигилизм осуществляется на уровне государственной политики, это приводит к произволу государственных органов и, как следствие, к многочисленным жертвам и репрессиям. Например: практический нигилизм Ющенко и государство разрушается. V Правовое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на сознание личности, заключающийся в передаче правового опыта, правовых принципов, правовых знаний с цель. Формирования высокого уровня правовой культуры в целом (данное определение правового воспитания в узком смысле). В широком смысле, правовое воспитание - правовое формирование, приобретение индивидом правовых знаний и представлений под воздействием самых разных факторов окружающего мира (под влиянием всей окружающей обстановки). Правовое воспитание многогранный процесс, который включает, как правовое обучение, т.е. формирование знаний о праве, так и формирование определенных отношений к праву, ценностных правовых установок, правового мировоззрения. Система правового воспитания включает в себя субъектов (воспитателей), объектов (воспитуемых) и систему средств и методов воспитания. К воспитателям можно отнести работников правоприменительных органов, преподавателей, учителей и др. лиц, обладающих высшим образованием, правовым опытом и необходимым уровнем правосознания. Главные принципы воспитания: - стремление к объективности, беспристрастности. - принцип научности. Воспитание юриста. 6. Приобретение профессионалом знаний и умений по научной организации труда, использование в юридической практике научных достижений. 5. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций. 4. Приобретение знаний и представлений, входящих в профессиональную этику юриста. 3. Приобретение профессиональных знаний, касающихся реализации и применении права, юридической техники, юридического формализма. 2. Приобретение конкретных юридических знаний о системе права, о правовом регулировании, о юридических нормах и т.д. 1. Приобретение основных знаний о принципах права, сущности права, о назначении и роли права в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.008 с.) |