Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: «правовое поведение. Юридическая ответственность».

Поиск

I. Правовое поведение, понятие и виды.

II. Правомерное поведение.

III. Правонарушения, виды правонарушений.

IV. Злоупотребление правом.

V. Объективно-противоправное деяние.

VI. Юридическая ответственность, понятие, виды.

VII. Иные меры государственного принуждения.

I

Правовое поведение – волевое, сознательное поведение субъекта права, имеющее юридическое значение и влекущее юридические последствия.

Вообще, поведение человека – это мотивированное действие или бездействие, основанное на определенных установках.

Когда мы говорим о правовом поведении, речь идет о субъекте права, т.е. не только о гражданах и др. физических лицах, но и об организациях.

Правовое поведение отличается тем, что оно значимо для общества и государства и именно поэтому регламентировано правовыми нормами.

Правовое поведение, так или иначе, регулируется нормами права, а, значит, оно юридически значимо и влечет правовые последствия.

Двумя основными критериями правового поведения выступают:

1. социальная значимость (полезность), т.е. приносит оно человеку вред или пользу.

2. соответствие данного поведения нормам права, т.е. нарушает или не нарушает субъект предписания, содержащиеся в нормативно-правовых актах.

В соответствии с указанными критериями выделяют 4 основных вида правового поведения:

1. правомерное поведение;

2. правонарушение;

3. злоупотребление правом;

4. объективно-противоправное деяние.

II

Правомерное поведение – социально-полезное поведение, не противоречащее предписанию правовых норм.

В демократическом государстве именно правомерное поведение субъекта – конечная цель правового регулирования и основа нормальной деятельности общества, т.е. правомерное поведение – необходимое условие формирования социальных связей.

В правомерном поведении заинтересованно общество и государство и поэтому для поддержания правомерного поведения государством используются методы поощрения и стимулирования.

Правомерное поведение можно подразделить на виды в зависимости от мотивации субъекта (субъективной стороны) на:

· Социально-активное поведение – например, на то, что и сам субъект соблюдает права, и он активен, выполняет активную роль, чтобы воздействовать на других, (в производственной сфере – инициативность, творческое отношение к труду, ведет к повышению производительности).

· Законопослушное поведение – поведение нормального обычного гражданина, не прилагающего усилий воздействия на других, (правовые предписания реализуются добровольно).

· Конформистское поведение – действует как все: «Все идут, и я иду», не имеет под собой четкой правовой основы в необходимости этого поведения. Минус в массовых беспорядках, (субъект пассивно реализует правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим).

· Маргинальное поведение – не социально-полезное поведение, из-за страха закона или наказания не имеет правовой основы, (пассажир в автобусе платит за билет).

III

Правонарушение – деяние действие (бездействие) дееспособного субъекта права, нарушающее предписание правовых норм и наносящие социальный вред.

Важно понимать, что правонарушение не только формально противоречит предписаниям правовых норм, но и наносит реальный, личный имущественный или другой вред, и тем самым в целом посягает на общественный устой, порядок и благополучие конкретных лиц.

Признаки:

1. Правонарушение – есть деяние (действие/бездействие).

2. Деяние, нарушающее требования правовых норм.

3. Общественно - опасное, социально вредное деяние.

4. Деяние дееспособного лица. Это важный признак, поскольку для правового поведения важен факт наличия воли, т.е. это всегда сознательно – волевое поведение. Следовательно, субъект правонарушения – всегда дееспособное лицо, которое способно своими действиями осуществлять права и обязанности и нести юридическую ответственность.

5. Виновное деяние, необходимо наличие вины.

6. Правонарушение – деяние, которое влечет юридическую ответственность. Поэтому факт совершения правонарушения должен быть четко установлен. Наличие или отсутствие правонарушения определяется составом правонарушения.

Состав правонарушения – система признаков, которые являются необходимыми и достаточными для определения деяния как правонарушения и наступления юридической ответственности.

Состав правонарушения всегда состоит из 4 элементов:

· Объект правонарушения;

· Субъект правонарушения;

· Объективная сторона правонарушения;

· Субъективная сторона правонарушения.

Объект – реальное общественное благо, которое страдает, которому нанесен ущерб в результате нарушения права.

Объект правонарушения следует отличать от предмета посягательства, (если украденная вещь – это предмет, то объект – это правонарушение).

Субъект – это дееспособный (деликтоспособный) субъект права.

В общем, это может быть и физическое лицо и организация.

Однако субъектом преступления может быть только физическое лицо, которое осознает характер своих действий и может нести ответственность за них.

Объективная сторона – включает в себя само деяние (действие/бездействие), последствия, которые наступили в результате совершения этого деяния и объективная причинная связь между деянием и последствиями.

К объективной стороне, в частности относятся: место, время, способ совершения правонарушения.

Субъективная сторона – выражается в виновности субъекта в совершении правонарушения. Вина определяется:

1. предвидение субъектом общественно-опасных последствий своего деяния;

2. желание или нежелание их наступления.

Вина может быть в форме умысла (прямой и косвенный) и неосторожности (легкомыслие и небрежность).

Прямой умысел – имеет место тогда, когда лицо предвидело общественно-опасное последствие своего деяния и желало их наступления.

Косвенный умысел – имеет место тогда, когда лицо предвидело общественно опасные последствия своего деяния, но отнеслось к ним безразлично.

Легкомыслие – имеет место тогда, когда лицо предвидело общественно-опасные последствия своего деяния, но не желало их наступления и самонадеянно рассчитывало на их прекращение/предотвращение.

Небрежность – когда лицо не предвидело и не желало, но в силу своих социальных обязанностей должно было видеть последствия.

Виды правонарушений.

Основным критерием разграничения правонарушений является социальный вред (общественная опасность), который наносится совершением правонарушения.

Речь идет о степени опасности деяния для общественных отношений и о его характере.

Различают:

а) Преступление – предусмотренное уголовным законом деяние, наносящие наибольший социальный вред, посягающее на общественный или государственный строй, экономические основы собственности, личные и политические права граждан и на иные основные социальные ценности.

Преступления предусмотрены в уголовном законе и аналогия не допустима.

В уголовном праве есть отраслевой принцип презумпция невиновности в ст.149 УК РФ закреплено: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

б) Административный проступок – это правонарушение в сфере государственного управления.

Оно наносит гораздо меньший социальный вред, чем преступление, однако нарушает нормальную распорядительную деятельность компетентных органов. И за некоторые административные проступки назначают серьезное наказание.

В административном праве недопустима аналогия.

Административные проступки: нарушение правил дорожного движения, санитарных и пожарных норм т.д.

в) Гражданско-правовые деликты – правонарушения в сфере имущественных и неимущественных отношений.

Они связанны, как правило, с невыполнением субъектами взятых на себя обязательств, либо с нарушением законных интересов других лиц.

Например: неисполнение договора, нарушение прав авторства и др.

г) Дисциплинарное правонарушение – это проступки в сфере трудовых правоотношений, как правило, это нарушение правил трудового распорядка.

IV

Злоупотребление правом – это вид правового поведения, при котором поведение субъекта формально не нарушает правовых норм, соответствующих правовым предписаниям, но, тем не менее, фактически наносит определенный социальный вред.

В данном случае субъект употребляет свои субъективные права во вред кому-либо (а в целом во вред общественным отношениям).

Такое использование свои прав явно противоречит цели их предоставления, социальному назначению этих прав.

Например, бюрократическая деятельность компетентных органов, когда должностное лицо исполняет свои полномочия не для решения конкретных дел, а, наоборот, для препятствия их разрешению.

Злоупотребление правом может выражать и в использовании правовых гарантий, предусмотренных субъектом права.

За такое действие, как злоупотребление правом, не может быть назначена юридическая ответственность.

Однако предусмотрены особые средства юридической защиты:

- субъективное право может быть ограниченно;

- субъект может быть принужден к определенным действиям.

Чиновник, который препятствует получению лицензии, может быть принужден вышестоящим органом.

В некоторых случаях правовые предписания построены таким образом, чтобы не допустить злоупотребления.

Например, право наследников на произведение автора сохраняется в течение 50 лет (70) после смерти автора. По истечении этого срока наследник уже не может воспрепятствовать пользованию произведения.

V

В целом принято считать, объективно-противоправное деяние совершение действий, нарушающих правовые нормы, но отсутствуют такие признаки правонарушения, как субъект или субъективная сторона.

Т.е. совершение деяния недееспособного лица не виновное причинение вреда.

Соответственно, за совершение объективно-противоправного деяния не установлена юридическая ответственность, однако применяются иные меры государственного принуждения:

- принудительное лечение;

- принудительные меры воспитательного характера.

VI

Юридическая ответственность – это одна из форм государственного принуждения, наступающая вследствие нарушения прав и заключающаяся в лишениях субъекта личного, организационного или имущественного характера, предусмотренных нормами права.

Признаки:

1. Форма государственного принуждения;

2. Назначается за нарушение права;

3. Назначается компетентными государственными органами;

4. Юридическая ответственность предусмотрена нормами права, а именно, в санкциях правовых норм;

5. налагается в особом процессуальном порядке, в ходе правоприменительной деятельности. Определена в индивидуальном правовом акте.

6. Предполагает наложение лишений личного, имущественного или организационного порядка.

Функции:

· Карательная функция – наказание обществом лица, совершившего правонарушение.

· Превентивная функция – предупреждение совершения правонарушения.

· Воспитательная функция.

· Компенсационная функция – восстановление нарушенных прав – целью юридической ответственности является не только наказание, но и возмещение ущерба, причиненного общественным интересам.

· Организующая функция – юридическая ответственность является элементом механизма правового регулирования, таким образом, способствует упорядочиванию общественных отношений в целом.

Принципы:

1. Законности.

2. Справедливости и целесообразности. Юридическая ответственность должна соответствовать тяжести деяния.

3. Индивидуализации. Конкретная юридическая ответственность назначается за конкретное правонарушение конкретного субъекта. Должны быть учтены все отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

4. Ответственности за вину. Только виновный несет юридическую ответственность, а вина доказывается в установленном законом порядке.

5. Неотвратимость наступления юридической ответственности. Если совершенно правонарушение, то субъект, его совершивший, должен быть наказан.

6. Недопустимость удвоения ответственности, за одно правонарушение человек не должен быть наказан дважды.

Основания юридической ответственности.

К ним относятся обстоятельства, наличие которых необходимо и достаточно для наступления юридической ответственности.

2 основания:

- норма права содержит состав правонарушения и определяет пределы юридической ответственности,

- правоприменительный акт содержит описание совершенного деяния, его квалификацию и определяет конкретный вид, основания юридической ответственности.

Отдельным основанием называют отсутствие обстоятельств для освобождения субъекта от юридической ответственности (в ряде случаев нормы права). Например, амнистия, помилование и др.

Виды юридической ответственности:

1. По отраслевому признаку:

· уголовно- правовая;

· гражданско-правовая;

· административная;

· трудовая.

2. По содержанию:

· личная;

· материальная;

· дисциплинарная.

Личная – ограничения личного характера:

-лишение свободы

- обязательные работы и т.д.

Налагается, как правило, в отраслях уголовного и административного права.

К личной ответственности могут быть привлечены только физические лица.

Материальная – содержится в нормах всех без исключения отраслей права и связана с ограничениями материального характера.

Материальную ответственность несут физические и юридические лица:

-штраф;

-возмещение убытков.

Дисциплинарная – связана с ограничением полномочий, трудовых функций, должности, звания и т.д.

В основном применяется в трудовом праве, субъект дисциплинарной ответственности – физическое лицо:

-увольнение

-выговор и др.

Отдельным видом ответственности некоторые исследователи называют организационную ответственность ответственность физических и юридических лиц в случае нарушения ими правового порядка своей деятельностью.

Например:

Ответственность по антимонопольному законодательству.

VII

Государственное принуждение – необходимый элемент правового регулирования, без которого невозможна организация большей части общественных отношений.

Государственное принуждение – это есть мощный ресурс, который должен быть использован только во благо общества, поэтому оно должно применяться только на основании норм права в строгих процессуальных формах компетентными государственными органами в пределах соответствующих полномочий.

Помимо юридической ответственности выделяются следующие меры государственного принуждения:

1. меры защиты субъективных прав – изъятие имущества из чужого незаконного владения, взыскание алиментов, установление сервитута. Например, право пользования чужим имуществом.

2. меры пресечения – связаны с предупреждением наступления правонарушения.

3. принудительные меры воспитательного характера. Применяются, как правило, к несовершеннолетним, когда они не подлежат или освобождаются от юридической ответственности, в случае совершения противоправного деяния. Например: надзор государственных органов за несовершеннолетними.

4. Принудительные меры медицинского характера. Как правило, применяются к лицам, совершившим общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости.

5. Реквизиция – принудительное изъятие вещей для государственных и общественных нужд с последующим возмещением. Например, при наводнении у граждан изымают лодки.

 

ТЕМА 10.

I. Система права.

II. Система законодательства.

III. Публичное и частное право.

I

Система права – совокупность норм, институтов и отраслей права, объединенных и дифференцированных в единую целостность.

Система права предполагает согласованность и упорядоченность. Вообще, система – это есть целое, включающее в себя отдельные элементы, связанные между собой.

Система права – определенно информационная система, отражающая структуру идеального составляющего права.

Первичным и образующим элементом системы права является норма права.

Каждая норма устанавливает конкретные правила поведения, определяет права и обязанности сторон.

Общественные отношения сложны и многогранны по своей природе, а, кроме того, различные социальные связи меняются, пересекаются, перетекают из одной в другую, а, следовательно, чтобы право могло выполнять функцию универсального регулятора, чтобы правовое регулирование могло достичь поставленной цели, нормы права должны быть взаимосвязаны между собой, взаимодействовать, объединяться с тем, чтобы соответствовать реально складывающейся системе общественных отношений.

Многочисленные нормы интегрируются (объединяются) в систему, располагаются в ней по определенным критериям, образуя институты и отрасли.

Критериями деления права на институты и отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые нормами права.

Это самые разнообразные отношения: имущественные, личные неимущественные, управленческие и др.

Предмет отвечает на вопрос: «Что регулирует право?»

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос: «Как осуществляется регулирование?»

Право подразделяется на:

- отрасли;

- институты;

- нормы.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, гарантированное государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Нормы права объединяются в институты и отрасли права.

Институт права – совокупность норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (например, институт права собственности в отрасли гражданского права).

Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Отрасль может включать в себя несколько институтов.

Различаются материальные отрасли права (гражданское, трудовое, административное право) и процессуальные (гражданский - процесс, уголовный-процесс).

Необходимо помнить, что право – явление целостное, где все элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

II

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, отражающая содержание и структуру права.

Система законодательства является внешним выражением системы права, система права реализуется в системе законодательства.

Система законодательства, как и система права, отражает систему и динамику реально складывающихся общественных отношений.

Система законодательства складывается в результате издания и систематизации нормативно-правовых актов, содержащих нормы права.

Система законодательства формируется компетентными органами государства, поэтому в зависимости от объема полномочий каждого конкретного органа, издающего нормативно-правовые акты, а также в зависимости от характера и специфики общественных отношений, которые регламентируют нормативно-правовые акты можно выделить несколько подходов к рассмотрению структуры системы законодательства:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- федеративная.

1. По предмету правового регулирования выделяют горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства соответствующие отраслям системы права: конституционное, гражданское, уголовное законодательство и т.д.

2. По юридической силе и полномочиям норма творческих органов выделяется вертикальное строение системы законодательства КРФ, ФКЗ, Законы РФ и т.д.

3. По структуре государственного устройства выделяется федеративное строение системы законодательства, три уровня нормативно-правовых актов в РФ:

- федеральные;

- субъектов;

- органов местного самоуправления.

В зависимости от сложности и специфики объекта правового регулирования можно выделить комплексное образование в системе законодательств.

Например, природоохранное законодательство.

III

Публичное и частное право рассматриваются как системообразующие элементы Романо-германской правовой системы.

В системе права можно выделить отрасли публичного права (уголовное, административное, финансовое и др.) и отрасли частного права (гражданское, трудовое).

Различия между публичным и частным правом проводятся исходя из специфики общественных отношений регулируемых той или иной отраслью публичного или частного права.

Выделяют три основных признака различия:

1. Чей интерес присутствует и защищается в данном общественном отношении. Если это интерес общества в целом, интерес государства, то речь идет о публичном праве. Если это интересы конкретных лиц, то сфера регулирования частного права.

2. Характеристика субъектов. В публичных правоотношения одним из субъектов выступает государство, однако государство может выступать и в частных правоотношения в качестве субъекта, но в этом случае оно выступает, как сторона по договору или в иной роли, но как равный субъект, т.е. государство не диктует свою волю, не управляет. В публичных правоотношениях государство выступает как властный субъект, реализует государственную власть, осуществляет государственные функции. Здесь нет равенства сторон.

3. Метод правового регулирования. В публичном праве применяется императивный метод правового регулирования, не предоставление участникам правоотношения свободы выбора вариантов поведения; в частном праве применяется диспозитивный метод, основанный на равенстве участников правоотношений.

В других правовых системах деление права на частное и публичное не выражено.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.34 (0.009 с.)