Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие нормативно-правовых актов в пространстве.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это распространение их юридической силы на определенную территорию, т.е. общее правило нормативно-правовой акт РФ действует на территории РФ, а нормативно-правовой акт субъекта РФ действует на территории субъекта. Однако может быть принят акт, действие которого специально ограниченно определенной территорией. Территорией государства считается территория его посольств и консульств, расположенных на территории других государств. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Тесно связанно с действием нормативно-правовых актов в пространстве. Общее правило: нормативно-правовой акт данного государства действует в отношении его граждан. А, кроме того, действует в отношении иностранных граждан, апатридов (лиц без гражданства), которые находятся на территории данного государства. Исключение: послы и консулы других государств. V Систематизация нормативно-правового акта – это особая деятельность по организации и упорядочиванию нормативно-правовых актов (действующих) с целью более эффективной реализации и применения. Систематизация осуществляется с целью законодательного восполнения пробелов в праве, с целью разрешения коллизий, устранение устаревших нормативно-правовых актов и просто упорядочивания для удобства пользования нормативно-правовыми актами. Существуют два основных вида систематизации: 1. Кодификация. - осуществляется компетентным правотворческим органом. - связана с переработкой содержания действующих нормативно-правовых актов, т.е. действующие акты прекращают свое действие и вместо старой совокупности утративших силу актов применяется один новый акт. Старые отменяются. Содержание перерабатывается. Кодификация может быть отраслевой (осуществляемой в рамках отрасли) и специальной (осуществляемой в рамках оного или нескольких институтов какой-то отрасли). Например: обсуждался вопрос о создании Лесного кодекса. 2. Инкорпорация. - действующие нормативно-правовые акты сводятся воедино, вместе для удобства пользования и применяются. - содержание не меняется, переработка не происходит. Эти акты продолжают действовать, просто их собирают в одном месте. Существуют два способа инкорпорации: 1 тематический признак – по предмету правового регулирования. 2 хронологический признак – по датам принятия (вступления в силу) нормативно-правового акта. Виды инкорпорации: - Официальная инкорпорация. Осуществляется государственными органами (компетентными) и носит характер официальных источников нормативно-правовых актов. Пример: СЗРФ. - Неофициальная инкорпорация. Осуществляется в учебных, научных и иных практических целях для удобства пользования, просвещения, образования. Например: сборник кодексов. VI Понятие юридическая техника нужно различать в широком и узком смысле слова. В узком смысле: юридическая техника – это, прежде всего совокупность правил и средств, разработки, оформления и систематизации нормативно-правовых актов в целях их эффективного применения и реализации. В широком смысле: юридическая техника – это совокупность средств и правил, подготовки любых юридических актов. К юридической технике относятся: - юридическая терминология, - юридические конструкции, - правила изложения нормативного материала, - устоявшаяся система условных обозначений, - юридический стиль, - специальный юридический язык. Пример юридической техники на примере Уголовного кодекса РФ: поделен на общую и особенную части, особенная разделена на разделы по объекту посягательства, разделы делятся на главы, главы делятся на статьи. При включении новой нормы статье присваивается индекс (значок). К юридической технике, помимо правил и приемов правотворчества, относят технику правоприменительной деятельности, технику организации юридического делопроизводства. Общие правила (требования) юридической техники: - ясность, четкость правового акта, - соблюдение правил логики и грамматики, - непротиворечие нормативно-правовых актов между собой, - отсутствие устаревших слов и слов, носящих эмоциональную окраску, - краткость и доступность для понимания. Правила юридической техники не следует путать с правилами, устанавливаемыми оперативными нормами, т.е. нормами о реквизитах нормативно-правовых актов (время и место принятия, подпись компетентного лица и т.д.
ТЕМА 5: «Нормы права». I. Понятие и признаки нормы права. II. Структура. III. Классификация норм права. I Норма права – это общеобязательное формально объединенное правило поведения общего характера, обеспеченное и гарантированное возможностью государственного принуждения, содержащее права и обязанности субъектов права. Признаки: 1. Общий характер нормы заключается: - обращенность нормы к неопределенному кругу лиц. - многократность применения нормы. 2. Общеобязательность нормы заключается в гарантированности возможностей, которые представляются нормой для всех и каждого, и в необходимости исполнения обязанностей, которые предписываются нормой всем и каждому. 3. Формальная определенность, которая заключается в ее выраженности в официальном источнике – письменном акте, принимаемом компетентными органами по установленной процедуре. 4. Норма права обеспечивает возможность государственного принуждения. Именно государство обеспечивает общеобязательный характер норм. 5. В норме права определяются права и обязанности субъектов права. Важно понимать, что норма права – это правило поведения, которое обладает свойствами: А) определенная мера поведения, объем, Б) правило поведения, установленное обществом; оно устанавливается обществом и направленно на организацию общественных отношений, В) правило поведения субъектов права, Г) правило поведения, связанное с волевой и интеллектуальной деятельностью людей, Д) норма права – первичный элемент всей правовой системы. Это основной элемент механизма правового регулирования. II Структура правовой нормы имеет три структурных элемента: · гипотеза, · диспозиция, · санкция. Гипотеза – это условие, которое указывает на конкретные фактические обстоятельства, при наступлении которых реализуется норма права. Условно гипотеза в норме выделяется следующим образом: «Если» … «ТО» Как правило, гипотеза содержит юридический факт, при наличии которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Например: ст. 462 ГК РФ абзац 1: «Если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, представит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обязан привлечь продавца у участию в деле». Виды гипотез: 1. Простая гипотеза содержит одно обстоятельство. 2. сложная гипотеза содержит насколько обстоятельств, причем для действия нормы они должны наступить в совокупности. 3. Альтернативная гипотеза - содержит несколько обстоятельств, для действия нормы достаточно наступления одного из них. Диспозиция – содержит правило поведения, непосредственно определяет права и обязанности участников правоотношений. Если в норме есть гипотеза, то правило диспозиции начинает действовать при условиях, определенных гипотезой. Диспозиция может быть: 1. Прямой – содержит одно конкретное правило поведения. 2. Альтернативной – представляет выбор между несколькими возможными вариантами поведения. 3. Бланкетной – содержит ссылку на другие нормы данного правового акта, либо на нормы другого нормативного акта. Санкция – определяет неблагоприятные последствия, которые наступают, если субъект нарушает предписания, определенные в диспозиции. Санкция может быть: 1. Абсолютно-определенной, когда точно указывается мера наказания, 2. Относительно-определенной, когда устанавливаются конкретные границы, в пределах которых правоприменитель самостоятельно выбирает меру наказания, исходя из обстоятельств дела. 3. Альтернативной, когда правоприменитель может выбрать одно из перечисленных санкцией наказаний в зависимости от обстоятельств дела. Принято считать, что правовая норма имеет двучленную структуру, т.е. состоит из гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции, но вопрос о соотношении структурных элементов является спорным. III Классификация норм права, критерии: 1. По субъектам правотворчества нормы подразделяются на: · Нормы, исходящие от государственных органов (федеральное собрание, президент). · Нормы, исходящие от муниципальных органов. · Нормы, исходящие от народа. 2. По предмету правового регулирования: · Гражданско-правовые нормы. · Уголовно-правовые нормы. · Административно-правовые нормы. 3. По сфере территориально действия: · Нормы общего действия (которые распространяются на всю территорию государства). · Норма ограниченного действия, распространяется на определенные части территории страны. 4. По кругу лиц: · Нормы, действующие в отношении всех граждан. · Нормы, распространяющиеся на определенную категорию граждан (пенсионеры, инвалиды и т.д.). · Учредительные нормы – 5. По социальному назначению: · это нормы-принципы (это многие, например, конституционные нормы, нормы определяющие формы правления). · Регулятивные нормы – это нормы правила поведения. Они делятся на управомачивающие, обязывающие и запрещающие. · Охранительные нормы – это нормы, фиксирующие меру наказания. · Обеспечительные нормы – нормы гарантии (нормы о залоге как способе обеспечения обязательств). · Декларативные нормы – нормы объявления «Россия – правовое государство». · Дефинитивные нормы – нормы определения. · Коллизионные нормы – в случае противоречий ГК РФ иных законно, применяется ГК РФ. · Оперативные нормы – нормы инструменты (нормы о порядке вступления в силу закона).
ТЕМА 6: «Правоотношение». I. Понятие и состав, объект правоотношения. II. Содержание правоотношения. III. Субъекты правоотношения. IV. Юридические факты. Виды правоотношений. I Право регулирует те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании и могут организовываться с помощью правовых средств. Общественные отношения можно определить как организованную совокупность связей между отдельными индивидами, группами людей и большими социальными общностями, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности. Правовое отношение – это социальная связь, возникающая на основе правовых норм, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами права. Признаки правоотношений: 1. Общественные отношения, возникающие на основе норм права. 2. Участники правоотношения (субъекты права) имеют юридические права и несут юридические обязанности. 3. Осуществление субъектами своих прав и обязанностей гарантированно государством. В состав правоотношения входят: - субъект. - объект, - содержание. Отдельное место занимает юридический факт. Объект правоотношения – то реальное благо по поводу, которого складываются права и обязанности субъектов правоотношений. Круг объектов правоотношения максимально широк. Это государство, материальные ценности, нематериальные блага, объекты интеллектуальной собственности. Субъективные права, юридические обязанности направлены на использование и защиту благ, являющихся объектом правоотношения. Однако и тоже благо может быть объектом различных правоотношений. Например: вещь одновременно может находиться в собственности, сдана в аренду, может находиться в залоге. II Содержание правоотношений – это субъективные права и обязанности, возникающие у участников правоотношений на основе норм права. Субъективное право – это мера возможного поведения управомоченного лица, возникающая на основе норм права, установленная в интересах управомоченного лица и обеспеченная действиями обязанного лица. Признаки: 1. Мера возможного поведения (т.е. субъект выбирает, действовать ли ему и как именно). 2. Возникает на основе норм права. 3. Предусмотрено в целях удовлетворения управомоченного лица. 4. Обеспеченно действиями (бездействием) обязанного лица. Содержание (структура) субъективного права: 1. Право на фактические действия. Например: собственник автомобиля передвигается на нем, перевозит пассажиров и т.д. 2. Право на юридические действия. Человек может продать автомобиль, отдать в аренду. 3. Право требования к обязанному лицу. Никто не имеет права забрать автомобиль (например, на стоянке). 4. Правопритязание. Т.е. право на обращение в компетентные государственные органы в случае нарушения вашего права. Юридическая обязанность – мера должного поведения, предписанная нормой права обязанному лицу, предусмотренная в интересах управомоченного лица и обеспеченная государственным принуждением. Признаки: · мера должного, необходимого поведения (это обязанность!!!). · предусмотрена нормой права. · устанавливается в интересах управомоченной стороны. · Обеспеченна мерами государственного принуждения, применяется в случае не выполнения обязанности. Юридическая обязанность делится на: -активную - совершение определенных действий. - пассивную – необходимость воздержания от определенных действий. Важно знать такое понятие, как корреспонденция прав и обязанностей, которая означает их неразрывную связь и взаимодействие. Права и обязанности не существуют отдельно, если есть право, то есть обязанность и наоборот, каждому праву корреспондирует обязанность. III Субъекты права – участники правоотношений, имеющие юридические права и обязанности на основании правовых норм. Правосубъектность – способность быть субъектом права, т.е. способность быть участником правоотношений. Правосубъектность слагается из двух элементов: - правоспособность – способность лица иметь юридические права и обязанности; - дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Отдельный субъект дееспособности – деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Субъекты правоотношений подразделяются: - физические лица; - организации; - иные социальные общности. Физические лица в каждом государстве подразделяются на граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством. Правоспособность возникает у гражданина и других физических лиц с рождения, она неотделима от человека ни при каких условиях. Дееспособность возникает при достижении определенного возраста, может быть разной, в зависимости от того комплекса прав и обязанностей, которые может гражданин осуществлять в данном возрасте. Дееспособность может быть: - общей, которая возникает у всех людей при достижении возраста и определенных условий; - специальной - возникает у конкретного лица, связана с различными юридическими фактами, помимо достижения возраста. По российскому законодательству общая дееспособность возникает с 6 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет. С 6 лет – мелкие бытовые сделки; С 14 лет – распоряжение средствами, выданными законными представителями, возможность иметь свой счет в банке, уголовная ответственность; С 16 лет – право распоряжаться своими доходами, заключать брак; С 18 лет – полная общая дееспособность, однако специальная дееспособность, например, связанная с возможным заниманием определенной должности может наступить и с более зрелого возраста и зависеть от образования, здоровья. Например: судья – гражданин РФ, высшее юридическое образование, 25 лет и т.п. Организации можно разделить на государственные и негосударственные. Государственные организации делятся: 1. государство в целом. 2. государственные предприятия и учреждения, которые находятся в государственной собственности и осуществляют свою деятельность как относительно обособленные хозяйствующие субъекты. Они являются равными участниками экономических отношений. 3. государственные органы, осуществляющие управление, властную распорядительную деятельность в пределах своей компетенции. Отдельно среди государственных организации можно выделить субъектов РФ в качестве особого государственного образования. Отдельно можно назвать муниципальные организации. Это негосударственные образования, которые, однако, можно приравнять к государственным с точки зрения функций и деятельности, которую они осуществляют. Негосударственные организации – это те, которые имеют статус юридического лица, а также и те, которые такого статуса не имеют (это религиозные организации, общественные объединения, такие как, например, политические партии и движения). Юридическое лицо - коллективный субъект правоотношения, обладающий организационным единством, наличие органов, управленческих связей, образованных для ведения коммерческой (некоммерческой) деятельности и обособленным имуществом, которое принадлежит именно юридическому лицу, а не его учредителям. С помощью имущества юридическое лицо участвует в экономическом обороте и несет за свои действия ответственность этим имуществом. Юридическое лицо приобретает права и обязанности от своего имени. У юридического лица не выделяется дееспособность, поскольку это понятие в отношении юридического лица полностью совпадает с понятием правоспособность. Правоспособность возникает с момента государственной регистрации компетентными государственными органами. Иные социальные общности. Речь идет о некоторых обособленных группах людей, которые в тех или иных случаях, предусмотренных нормами права, могут выступать в качестве субъекта правоотношения, именно как группа в целом, а не его отдельные члены. Например: субъектом права может быть народ, который излагает свою волю на референдуме. Субъектом права может выступать трудовой коллектив, когда он заключил коллективный договор с администрацией предприятия. Субъектом права может быть и спортивный коллектив. IV Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридический факт – явление, имеющее юридическое значение. Как правило, юридический факт отражен в гипотезе. Фактический состав – совокупность юридических фактов, наличие которых необходимо и достаточно для изменения прав и обязанностей в соответствии с правовыми нормами, как правило, правоотношение возникает на основе фактического состава. Классификация юридических фактов: Во-первых, юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Во- вторых, по волевому содержанию юридические факты делятся на события и действия. События – такие юридические факты, которые не связаны с волей и желанием субъектов, но порождают определенные юридические последствия. Это стихийные события, смерть, рождение. Действия (имеются в виду действия и бездействия) связанные с волей субъекта правоотношения. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные делятся на юридические факты и юридические поступки. Юридические поступки – действия, которые совершаются без специального намерения породить юридические последствия. Например, человек пишет стихотворение, не задумывает о юридических последствиях, но они возникают, т.к. создано новое произведение – объект интеллектуальной собственности. Юридический акт – действия, которые направлены на появление юридических последствий. Гражданин совершает сделку, заключает договор, при этом желает возникновения прав и обязанностей. Неправомерное поведение – совершение правонарушения. Правонарушения делятся в зависимости от степени общественной опасности, которую они представляют на наиболее опасные (уголовные правонарушения (преступления), затем административный проступок, а также гражданско-правовой деликт, дисциплинарный проступок и т.д.) Виды правоотношений: 1. По степени определенности сторон: -абсолютные - относительные В относительных определены и управомоченная сторона, и обязанная сторона (например, любой договор). В абсолютных правоотношения определена только управомоченная сторона, а обязанная всякий и каждый (например, конституционные права человека и гражданина). 2. По функциям различаются: - охранительные - регулятивные. 3. По отраслям права: - гражданско-правовые - уголовно-правовые - административные - трудовые правоотношения и т.д. 4. По характеру обязанностей: - правоотношения активного типа (обязанная сторона должна действовать, например, уплатить налоги) - правоотношения пассивного типа (обязанность бездействовать).
ТЕМА 7: «Реализация права». I. Понятие и формы реализации права. II. Правоприменение, понятие и стадии. III. Правоприменительные акты. IV. Пробелы в праве и способы их восполнения. V. Юридический процесс. I Реализация права – процесс осуществления прав и выполнения обязанностей субъектами права на основании правовых норм. Право воплощается в жизнь в процессе его реализации. Система норм созданная в нормативно-правовых актах, изданных государством, реализуется непосредственно в реальных действиях и бездействиях граждан, организаций, государственных и муниципальных органов. Можно выделить следующие средства и формы реализации права. Формы реализации права: · соблюдение запретов, предполагает пассивное поведение, происходит реализация охранительных норм, например, не посягательство на чужую собственность, здоровье. · Исполнение обязанностей, предполагает активное действие, поведение субъектов, выполнение обязанностей как возложенных законом, так и взятых им на себя добровольно, например, обязанность вернуть долг, возместить ущерб. · Использование субъективного права, это всегда воля субъектов, использование связанно с реализацией управомочивающих норм. II Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по реализации норм права путем разрешения конкретных юридических дел. Признаки: 1. осуществляется компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также иными субъектами, осуществляющими властные управленческие функции. Применение права – властная деятельность, это форма реализации права, при которой властвующий субъект действует, прежде всего, не в своих собственных интересах, а в целях реализации функций, возложенных на него, в целях осуществления своих полномочий. 2. Имеет индивидуальный характер. Оно осуществляется в отношении конкретных юридических дел, когда четко определены субъекты права. Направленно на определение конкретных юридических последствий в виде юридических прав, обязанностей и ответственности. 3. Реализуется в специально предусмотренных процессуальных нормах. Четко регламентировано процессуальными нормами. 4. Завершается вынесением индивидуального юридического решения, оформленного в особый юридический акт – акт применения права. Характер применения права. I. При рассмотрении каждого юридического дела правоприменитель исследует все обстоятельства, имеющие отношение к данному делу (например, при совершении кражи следователь анализирует время, место, способ совершения преступления, обстоятельства, сопутствовавшие совершению преступления и т.д.). Обстоятельства, как реальные факты, как правило, относятся к прошлому, и поэтому субъект применения права исследует материальные и нематериальные следы прошлого, которые при подтверждении наличия этого обстоятельства выступают в роли доказательств. Доказательства (при краже) – отпечатки пальцев рук, следы ног, показания свидетелей, нахождение украденных вещей в жилище подозреваемого, должны быть собранны в протокол допроса свидетеля + судебная экспертиза. К доказательствам предъявляются следующие требования: 1. Требование относимости (необходимо собрать только те доказательства, которые имеют значение для данного дела). 2. Требование допустимости (используются только те доказательства, которые определенны в процессуальном законе и которые собраны без нарушения порядка сбора доказательств). 3. Требование полноты. Необходимо собрать все доказательства, имеющие значение для дела. II. Выбор норм права, подлежащих применению. При квалификации правоприменитель сравнивает реальные жизненные обстоятельства с идеальной конструкцией нормы права, содержащейся в нормативно-правовых актах. Когда гипотеза нормы содержит условие, которое фактически наступило, компетентный орган (должностное лицо) принимает решение о применении данной нормы. Если совершенное деяние соответствует содержанию статьи, делается вывод о необходимости применения именно этой статьи. I и II стадии применения фактически объединяются в одну, которую можно охарактеризовать как юридическая квалификация. III. Принятие решения по данному делу и его официальное оформление. При принятии решения субъект правоприменения руководствуется диспозицией и санкцией правовых норм. Сущность решения, его мотивировка излагаются в официальном документе. В нем фиксируются юридические последствия дела, конкретные права и обязанности субъекта права. III Акт применения права – правовой акт компетентного органа или лица, изданный на основании юридических актов, норм права, определяющий права, обязанности или меру ответственности конкретных лиц. Признаки правоприменительного акта: 1. Акт компетентного органа, должностного лица, либо иного лица, осуществляющего властные функции. (Решение суда, постановления следователя, приказ ректора, приказ руководителя коммерческой организации). 2. Издан на основании конкретных юридических актов и норм права. 3. Правоприменительные акты индивидуальны, т.е. устанавливают определенные права и обязанности конкретных лиц по индивидуальному юридическому делу. 4. Реализация правоприменительных актов обеспеченна возможностью государственного принуждения. Все акты применения должны отвечать требованиям: - законности, должны быть соблюдены все материальные и социальные нормы права, акт применения должен быть вынесен в пределах компетенции соответствующих субъектов правоприменения; - обоснованности, вынесение любого акта должно быть мотивированно. Необходимо соблюдение правил логики. - целесообразности, закон очерчивает границы выбора субъекта применения, но в этих границах он может принимать различные решения. Акты применения норм права классифицируются: 1. По субъектам принятия: · акты высших органов государственной власти, · акты судебных органов (решения суда), · акты контрольно-надзорных органов (постановление налоговой инспекции о назначении штрафа), · акты органов осуществляющих уголовное преследование, · акты органов местного самоуправления (постановление главы администрации о выделении земельного участка), · акты руководителей учреждений (приказ директора завода). 2. По характеру правового воздействия: · регулятивные (решение суда по гражданскому делу), · охранительные 3. По значению: · основные (приговор суда), · вспомогательные (постановление о назначении судебной экспертизы). IV Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. В случае наличия пробелов существует конкретное общественное отношение, которое нуждается в правовом регулировании, но нет нормы права, которая это отношение регулирует. Пробелы могут возникать по нескольким причинам: · вследствие появления новых общественных отношений, · вследствие просчетов и ошибок правотворческих органов.
Нужно различать понятия устранения пробелов и преодоления пробелов. При устранении пробелов сам правотворческий орган дополняет или изменяет нормативно-правовые акты с целью создания новых норм, упорядочивающих неурегулированные общественные отношения. Но процесс устранения длительный (необходимо выявить пробел, внести соответствующую инициативу и т.д.). А конкретно правоприменителю нужно решить конкретное юридическое дело при возникновении необходимости такого решения. Таким образом, инструменты преодоления пробела предусмотрены для правоприменителя, разрешающего конкретное юридическое дело по существу. Существуют два приема преодоления пробела: 1 Аналогия закона. 2 Аналогия права. Аналогия закона – применение к неурегулированному общественному отношению нормы закона (н.п.а.), регулирующего сходные общественные отношения. В том случае если аналогию закона применить не возможно, то применяется аналогия права. Аналогия права – применение к неурегулированному общественному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Аналогия недопустима в отношении норм тех отраслей права, где установлен разрешительный тип правового регулирования, где применение аналогии может ограничивать права и свободы личности, общества, государства. V Юридический процесс – деятельность компетентных органов и лиц по разработке и принятию нормативных и правоприменительных актов. Признаки: 1. Деятельность государственных и муниципальных органов, а также иных органов, управомоченных на такую деятельность законом (руководитель предприятия) 2. Деятельность строго урегулирована процессуальными нормами. 3. деятельность либо по принятию нормативно-правового акта, либо по принятию властных индивидуальных актов, т.е. юридический процесс, включает в себя правотворческую и правоприменительную деятельность. Некоторые исследователи относят к юридическому процессу также деятельность по толкованию норм права компетентными органами, а также деятельность по исполнению правоприменительных актов.
По отраслям права выделяют три основных вида юридического процесса: - уголовный процесс, - гражданский процесс (арбитражный процесс) - административный процесс.
ТЕМА 8: «Толкование права». I. Понятие толкования. II. Способы толкования. III. Виды толкования. IV. Результаты толкования. V. Интерпретационный акт. I Толкование – деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых актов. Толкование связано с интеллектуально-волевой деятельностью человека. Толкование, как процесс складывается из 2-х компонентов: - уяснение смысла правовой нормы; - разъяснение ее содержания. Толкование имеет конкретные цели: · понимание правовых предписаний, · эффективная реализация и применение норм права, · выявление недостатков и пробелов в праве с целью их устранения. Объектом толкования выступает правовой акт. В первую очередь это акты, содержащие нормы права, однако толковаться могут и индивидуальные юридические акты (например, договоры). Субъекты толкования – компетентные органы, также любые физические лица. Необходимость толкования может быть вызвана различными причинами: 1 основная причина - эффективная реализация применения правовой нормы (норма права носит общий характер, однако в каждом конкретном случае она применяется в отношении конкретных людей в определенных условиях, индивидуальных для данного конкретного случая). 2 неясность, непонятность правовой нормы, это может быть вызвано как несовершенством юридической техники, так и изменяющимися общественными отношениями. II Способы толкования – приемы, с помощью которых устанавливается смысл и содержание правовых актов. Способы: 1. Грамматический – толкование конкретных положений с точки зрения правил грамматики (синтаксис, морфология и т.д.), анализ рода, числа, падежа; анализ знаков препинания. «Казнить нельзя помиловать». 2. Логический – толкование правового акта с позиции логического построения сформулированного текста, логической связи фраз и выражений, использование законов логики. 3. Исторический и политический способ толкования, толкование связанно с учетом политической ситуации в стране, фактически складывающихся общественных отношений. 4. Специально-юридический способ – важнейший, толкование юридических конструкций, юридических терминов. 5. Систематический способ – связан с анализом нормы в условиях ее сосуществования с другими нормами. Речь идет о связи, о противоречивости, о непротиворечивости. 6. Телеологический (целевой) – толкование исходя из цели законодателя. 7. Функциональный – учет фактических обстоятельств, в условиях в которых реализуется норма. И, прежде всего речь идет об оценочных понятиях: - необходимая оборона; - крайняя необходимость; - кабальная сделка; - крупный ущерб. III Виды толкования различаются по субъектам толкования, т.е. по тому, кто осуществляет толкование. Толкование бывает официальным и неофициальным. Неофициальное толкование делится на: · обыденное, осуществляется людьми в процессе повседневной деятельности, когда они тем или иным образом касаются с правовыми явлениями; · профессиональное, дается специалистами области права, не в связи с их профессиональной деятельностью; · доктринальное, дается учеными при осуществлении научно-исследовательской деятельности. Официальное толкование осуществляется компетентными органами и лицами, полномочия которых так или иначе связаны с толкованием права. Виды официального толкования: · аутентическое, его осуществляет орган, издавший нормативно-правовой акт, т.е. орган правотворчества, результаты данного толкования могут закрепляться в нормативно-правовых актах; · легальное, осуществляется компетентными органами, в функции которых входит толкование права. Это органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Центральная избирательная комиссия РФ. У данных органов есть конкретные полномочия на толкование, и они в праве издавать специальные акты, в которых отражаются результаты толкования – интерпретационные акты, (наприм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.3 (0.013 с.) |