Билет 3. Государственный строй Древней Руси IX-XII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3. Государственный строй Древней Руси IX-XII в.



Билет 1.

История государства и права России – наука историческая и юридическая. Она является частью российского общества. В то же время, как юридическая наука, объектом её изучение является государство и право.

Предметом истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а так же государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определённый исторический период.

Метод истории государства и права России. ИОГП изучается с помощью истории развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; способом производства; учений об экономическом базисе и надстройке общества, а так же роли классовой борьбы и социальных революций.

Периодизация истории государства и права России. В основе периодизации ИГиП России лежит тип государства и права, соответствующий определённой общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности.

1) Первым историческим типом государства и права на территории нашей страны был рабовладельческий. Это рабовладельческие государства Северного Причерноморья.

2) Второй исторический тип государства и права был феодальный. Восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию, а следовательно и рабовладельческий тип государства и права.

3) Дальнейшее развитие феодализма, натуральный характер феодальной экономики привели во второй половине XII в. к распаду Древнерусского государства вначале на 12-14 крупных государств, затем на 250 мелких. Это период – феодальной раздробленности. Наряду с монархией, возникают боярские республики в Новгороде и Пскове.

4) Следующий этап – образование Русского централизованного государства, возникновение и развитие общерусского права (вторая половина XIV – первая половина XVIв.) Это было связано с ходом экономического и социального развития страны.

5) С середины XVI в. Россия вступает в период сословно-представительной монархии, длившийся до середины XVII в. Это проводит общие черты с развитием государства и права Западной Европы.

6) Период со второй половины XVII по XVIII в. – это время образование и развитие в России абсолютной монархии. Оформление её начинается с реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская Дума. Усиливается подчинение церкви государству.

7) Следующий этап – период разложение крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). В его выделении сыграл свою роль экономический фактор – развитие капиталистических отношений и развитие феодализма, а так же политический фактор – развитие абсолютизма.

8) В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен. Возник новый тип государства и права – социалистический.

 

Билет 2. Образование Древнерусского государства.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому) подчинились основные восточно-славянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением (От Дуная до Волги и от Кавказа до Финского Залива). Древняя Русь была одним из сильнейших государств в Европе, имела дипломатические и договорные отношения, победоносно воевала с Византией, вынуждая её к заключению многочисленных договоров. Русские корабли плавали по Черному и Каспийскому морям.

Существует норманнская теория возникновение Древнерусского государства, по которой государства восточных славян создали варяги (норманны), согласно которой славяне имели низкий уровень развития, о неспособности их самостоятельно создать государство, о завоевании славян варягами и создании государства.

Так же, источники доказательно указывают, что к появлению варяг в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне имели достаточно высокий уровень социального-экономического и политического развития, для создания своего государства, а варяги были призваны лишь для оказания помощи одному из славянских князей.

В древнерусского государство вошли племена: финно-угорские, балтийские.

 

Билет 3. Государственный строй Древней Руси IX-XII в.

Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых в зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками (сыновьями, племянниками, наместниками).

Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Взаимоотношения между князьями строились на основе договоров – крестных грамот, которые определяли права и обязанности великого князя по отношению к местным князьям. В дальнейшем развитии феодализма местные князья все больше усиливались, все меньше нуждаясь в великом князе. К середине XII в. местные княжества настолько усилились, что образовали свои государства, и единое Древнерусское государство перестало существовать.

Во Главе государства стоял Великий Князь – период единого государства его функциями были: организация вооружённых сил, командование, сбор дани и ведение внешней торговли. Со временем к ним присоединились: назначение местной администрации (наместников), законодательная и судебная деятельность.

Великокняжеский престол передавался сначала по наследству (старшему в роду), а затем только сыновьям.

После укрепления местных княжеств стали созываться феодальные съезды (в основном для борьбы с кочевниками и половцами), как например Любеческий, Долобский.

Гос. аппарат совпадал в большей или меньшей степени с аппаратом управления вотчины. Раннефеодальное государство не различало органов гос. управления и органов управления делами князя.

Основными чинами в дворцово-вотчинной системе были дворецкий (дворский) - управлявший княжеским двором; воевода – возглавлявший вооруженные силы, конюший – обеспечивающий войско конями. В их подчинении находились слуги (тиуны).

Местными органами управлениями были посадники (города) и волостели. Они являлись представителями князя в городах и селах: судили, устанавливали налоги и пошлины, взимали штрафы, собирали дань. Как плата им устанавливался *корм* (система кормления).

По мере усиления феодальных отношений право управления, суда и сбора податей сосредотачивалось в руках крупных феодалов (бояр и духовенства), которые имели свои дружины и слуг.

Важным элементом политической системы была церковь, во главе которой стоял митрополит, назначавшийся Константинопольским Патриархом. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство и все население государства по определённым делам.

Вооружённые силы складывались из дружины великого князя, местных князей, феодального и народного ополчения.

 

Билет 6. Становление и развитие судебных органов в Древней Руси (IX – XII в.).

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и суд не был отделён от администрации. Судили князья, посадники, волостели, представители княжеской власти. Им помогали тиуны и др. слуги (мечник, метельщик, ябедник). По мере укрепления росло значение боярского суда над крестьянами – зависимыми людьми.

Так же могла судить церковь. Она судила зависимое население своих земель, духовенство по всем делам, и все население государства по определённым категориям дел (религия, нравственность, семья).

 

Билет 20. Государственный и общественный строй в России в 1-й четверти XVIII в. Реформы Петра I.

Общественный строй.

В этот период происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян.

Крупнейшим землевладельцем земли был царь. Землей могли обладать лишь дворяне (и торговцы, если их крестьяне трудились на мануфактурах). Духовенство владело лишь небольшой частью земли.

Со временем дворяне Указом о единонаследии добились окончательного слияния вотчины и поместья, превратив последних в наследственную собственность дворян (но только одному из сыновей, но затем 1731 и это было отменено). Дворянство было закреплено как неподатное сословие (другие группы населения платили подушную подать). Для продвижения по службе теперь была важно не знатность происхождения, а служебная годность.

1722 г. был принят Табель о Рангах, который укреплял правовое положение дворян. Он приводил перечень чинов военных, гражданских и придворных. Всего их было 14. Службу нужно было начинать с низших чинов. 8 класс – давал наследственное дворянство, а с 15 по 9 – только личное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Указами Петра I дворяне должны были начинать службу с солдатского звания. За не обучение детей дворян налагались штрафы. Служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. Помещики свободно распоряжались имуществом своих крестьян и могли судить их, а так же завещать, дарить и продавать.

Духовенство делилось на черное (монахи) и белое (священники). Оно освобождалось от повинностей и налогов в пользу государства. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла только из черного духовенства. Ликвидировались тарханные грамоты на торговые промыслы священников. Священники взамен службы должны были платить денежный взнос. В духовенство принимали только младших детей дворян (по достижению ими 40 лет); и податное население с уплатой за них подушного оклада.

КРЕСТЬЯНЕ составляли самую значительную часть населения. Они делились на: 1) помещичьих (несших повинности (барщину, оброк) не только в пользу помещика, но и в пользу государства), 2) государственных (несших оброк в пользу государства; их нельзя было продать или отдать частному владельцу, но могли раздать дворянам), 3) экономических (несшие оброк в пользу государства и находившиеся под управлением коллегии экономии), 4) посессионных (принадлежали купцам и работали на мануфактурах) и 5) дворцовых (принадлежали императорской фамилии). Иногда барщина на помещика могла достигать 5-6 дней в неделю. Крестьяне должны были поставлять ежегодно по 1 рекруту с каждых 20 дворов. Границы между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирались. Из-за ведения войн крестьяне облагались тяжелыми налогами и работали на строительстве городов и верфей.

Указом 1721 г. запрещалась продажа крестьян (врознь) и без земли.

ГОРОД. Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Все население делилось на знатных (богатые купцы и знатные профессии); 2) регулярных (столяры, ремесленники, портные); 3) подлых (чернорабочие, которые не могли участвовать в местном самоуправлении).

Государственный строй.

Во главе государства стоял монарх, которому принадлежала вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти. Так же он являлся верховным главнокомандующим, а с подчинением церкви государства, монарх стал ещё и главой церкви.

В 1711 г. был учреждён Сенат. Он состоял из 9 членов, назначаемых царём. Решение в Сенате принимались сначала единогласно, а с 1714 г. большинством голосов. Сенат ведал учетом дворян, прохождение ими службы и назначение на государственные должности, расследовал служебные преступления и злоупотребления.

При Сенате существовали ФИСКАЛЫ, которые должны были тайно следить и доносить на все должностные правонарушения. Выявлять и преследовать казнокрадство и взяточничество.

В Сенате председательствовал генерал-прокурор, который мог доносить на неправильные действия Сената царю и был главой прокуроров при коллегиях и судах. Он был *Оком Государевым* и *Стряпчим в делах государственных*. В 1722 г. Сенат получил право ежегодно посылать в губернии ревизора.

В период с 1718 по 1720 приказы были заменены на коллегии. Их компетенция была более строго очерчена и закреплена в законодательстве, дела рассматривались и решались коллегиально и так было во всех коллегиях.

 

В 1755 (65)-ом году введена помещичья монополия на винокурение, в 1787-ом году дворянам повсеместно разрешено торговать хлебом, в 1791-ом году бездетные помещики получили право передавать свою землю кому угодно.

Превращение дворян в единое сословие привело к дальнейшему их упрочению.

Условия РЕФОРМЫ 1861 г.

1) Ликвидация монополии дворян на населенные земли;

2) Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;

3) помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";

4) крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

5) крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

 

Билет 35. Университетская реформа 1863 г. в России.

Устав 1863 г. стал самым либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Его действие распространялось на пять существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь четыре факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (В Петербурге восточный). В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и в связи с этим открывались новые кафедры. Новый устав вновь ввёл выборность профессоров и всех административных должностей, восстановил права Совета профессоров и университетский суд, вдвое увеличил денежные оклады профессорам и преподавателям. Таким образом, Устав 1863 г. предоставил университетам довольно широкую автономию. Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором.

Ректор избирался Университетским Советом на 3 года.

 

Билет 1.

История государства и права России – наука историческая и юридическая. Она является частью российского общества. В то же время, как юридическая наука, объектом её изучение является государство и право.

Предметом истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а так же государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определённый исторический период.

Метод истории государства и права России. ИОГП изучается с помощью истории развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; способом производства; учений об экономическом базисе и надстройке общества, а так же роли классовой борьбы и социальных революций.

Периодизация истории государства и права России. В основе периодизации ИГиП России лежит тип государства и права, соответствующий определённой общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности.

1) Первым историческим типом государства и права на территории нашей страны был рабовладельческий. Это рабовладельческие государства Северного Причерноморья.

2) Второй исторический тип государства и права был феодальный. Восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию, а следовательно и рабовладельческий тип государства и права.

3) Дальнейшее развитие феодализма, натуральный характер феодальной экономики привели во второй половине XII в. к распаду Древнерусского государства вначале на 12-14 крупных государств, затем на 250 мелких. Это период – феодальной раздробленности. Наряду с монархией, возникают боярские республики в Новгороде и Пскове.

4) Следующий этап – образование Русского централизованного государства, возникновение и развитие общерусского права (вторая половина XIV – первая половина XVIв.) Это было связано с ходом экономического и социального развития страны.

5) С середины XVI в. Россия вступает в период сословно-представительной монархии, длившийся до середины XVII в. Это проводит общие черты с развитием государства и права Западной Европы.

6) Период со второй половины XVII по XVIII в. – это время образование и развитие в России абсолютной монархии. Оформление её начинается с реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская Дума. Усиливается подчинение церкви государству.

7) Следующий этап – период разложение крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). В его выделении сыграл свою роль экономический фактор – развитие капиталистических отношений и развитие феодализма, а так же политический фактор – развитие абсолютизма.

8) В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен. Возник новый тип государства и права – социалистический.

 

Билет 2. Образование Древнерусского государства.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому) подчинились основные восточно-славянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением (От Дуная до Волги и от Кавказа до Финского Залива). Древняя Русь была одним из сильнейших государств в Европе, имела дипломатические и договорные отношения, победоносно воевала с Византией, вынуждая её к заключению многочисленных договоров. Русские корабли плавали по Черному и Каспийскому морям.

Существует норманнская теория возникновение Древнерусского государства, по которой государства восточных славян создали варяги (норманны), согласно которой славяне имели низкий уровень развития, о неспособности их самостоятельно создать государство, о завоевании славян варягами и создании государства.

Так же, источники доказательно указывают, что к появлению варяг в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне имели достаточно высокий уровень социального-экономического и политического развития, для создания своего государства, а варяги были призваны лишь для оказания помощи одному из славянских князей.

В древнерусского государство вошли племена: финно-угорские, балтийские.

 

Билет 3. Государственный строй Древней Руси IX-XII в.

Древнерусское государство – совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых в зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками (сыновьями, племянниками, наместниками).

Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Взаимоотношения между князьями строились на основе договоров – крестных грамот, которые определяли права и обязанности великого князя по отношению к местным князьям. В дальнейшем развитии феодализма местные князья все больше усиливались, все меньше нуждаясь в великом князе. К середине XII в. местные княжества настолько усилились, что образовали свои государства, и единое Древнерусское государство перестало существовать.

Во Главе государства стоял Великий Князь – период единого государства его функциями были: организация вооружённых сил, командование, сбор дани и ведение внешней торговли. Со временем к ним присоединились: назначение местной администрации (наместников), законодательная и судебная деятельность.

Великокняжеский престол передавался сначала по наследству (старшему в роду), а затем только сыновьям.

После укрепления местных княжеств стали созываться феодальные съезды (в основном для борьбы с кочевниками и половцами), как например Любеческий, Долобский.

Гос. аппарат совпадал в большей или меньшей степени с аппаратом управления вотчины. Раннефеодальное государство не различало органов гос. управления и органов управления делами князя.

Основными чинами в дворцово-вотчинной системе были дворецкий (дворский) - управлявший княжеским двором; воевода – возглавлявший вооруженные силы, конюший – обеспечивающий войско конями. В их подчинении находились слуги (тиуны).

Местными органами управлениями были посадники (города) и волостели. Они являлись представителями князя в городах и селах: судили, устанавливали налоги и пошлины, взимали штрафы, собирали дань. Как плата им устанавливался *корм* (система кормления).

По мере усиления феодальных отношений право управления, суда и сбора податей сосредотачивалось в руках крупных феодалов (бояр и духовенства), которые имели свои дружины и слуг.

Важным элементом политической системы была церковь, во главе которой стоял митрополит, назначавшийся Константинопольским Патриархом. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство и все население государства по определённым делам.

Вооружённые силы складывались из дружины великого князя, местных князей, феодального и народного ополчения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 7554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.72 (0.041 с.)