Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сборник билетов по философии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СБОРНИК БИЛЕТОВ ПО ФИЛОСОФИИ Билет №1. Предмет, задачи и система философского знания. 2 Билет №2. Основны философские направления и их классификация. 4 Билет № 3. Происхождение философии. Основные проблемы и представители ранней греческой философии. 9 Билет №4. Сущность познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Место логики в познавательном процессе. 12 Билет №5. Понятие истины. Классическая и неклассические теории истинности. 16 Билет № 6. Науки естественные и науки гуманитарные. Особенности метода. Заслуги неокантианства в определении специфики гуманитарного познания. 18 Билет №7. Теория научных революций. Понятия научной парадигмы и научно-исследовательских программ. 19 Билет № 8. Проблема бытия. Бытие и небытие. Проблема субстанции в истории философии. 21 Билет № 9. Понятие диалектики в философии. 22 Билет № 10. Проблема доказательства существования «объективной действительности». Солипсизм, скептицизм, агностицизм. 23 Вопрос № 11. Проблема человека в философии. Человек как микрокосмос, как личность, как субъект познания. Три кантовских вопроса о человеке. 23 Билет № 12. Проблема души в истории философии. От античности до нового времени. 24 Вопрос № 13. «Трудная проблема сознания». Соотношение ментального и физического. Сознание и тело. Сознание и свобода воли. 26 Билет № 14. Особенности средневековой философии. Смысл утверждения: «Философия – служанка богословия». Доказательства бытия Бога. 28 Билет № 15. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. 29 Билет № 16. Спор Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе и рабстве воли. 32 Билет № 17. Основные этапы становления европейской науки. 33 Билет № 18. Эмпиризм и рационализм как два типа научного метода в Новое время. 34 Билет № 19. Политические учения Античности и Средневековья. 36 Билет № 20. Социально-политические идеи Н.Макиавелли. Политика и мораль. 39 Билет № 21. Социальное и политическое значение «утопии». Примеры утопических концепций государственности. 43 Билет № 22. Теория происхождения государства по Гоббсу, Локку, Руссо. Естественное состояние 46 Билет № 23. Философско-политические идеи французского Просвещения. 47 Билет № 24. Понятие свободы в политической философии. 47 Билет № 25. Трактовка истории в философии Нового времени. Детерминизм и индетерминизм. Понятие исторического прогресса. 50 Билет № 26. Философия марксизма – это взгляды К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). 55 Билет № 27. Теория познания И. Канта. «Коперниканский переворот». 59 Билет № 28. Этика долга И. Канта. Понятие категорического императива и автономной морали. 60 Билет № 29. Философская система Гегеля. Понятие абсолютного духа. 60 Билет № 30. Философско-политические идеи И. Канта и Гегеля. 61 Билет № 31. Волюнтаризм Шопенгауэра и имморализм Ницше. 68 Билет № 32. Особенности русской религиозной философии. Основные проблемы и представители. 72 Билет № 33 Этика, мораль, нравственность – соотношение понятий. Основные характеристики морали. Мораль и право. 73 Билет № 34. Особенности античной и средневековой морали. Проблема общественного блага и справедливости. 74 Билет № 35. Религиозная мораль. Универсальная этика мировых религий: христианство, ислам, буддизм. 74 Билет № 36. Проблема соотношения добра и зла в истории философии. Теодицея. 74 Билет № 37. Человек и свобода в философии экзистенциализма. 76 Билет № 38. Современная западная философия: основные проблемы и направления. 76 Билет № 39. Этика добродетелей и этика самосовершенствования. Проблема этической ценности индивидуальной личности. 76 Билет № 40. Либеральная теория справедливости Джона Ролза и неолиберальна теория справедливости Р. Нозика. 76
Билет №1. Предмет, задачи и система философского знания Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “ phileo ” — любовь и “ sophia ” — мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения. Предмет философии: 1. всеобщие взаимоотношения в системе «человек - мир»; 2. все сущее во всей полноте своего смысла и содержания; 3. система общих теоретических воззрений на мир, человека, социальную структуру, уяснение разных форм отношения человека к миру. Предмет философии – изучение проблем объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от нас и познаваемого нами с помощью средств научного познания. Суть философии – стремление к осмыслению целого, всеобщего, основополагающего. Система философского знания Платон и школа стоиков разработали первую систематизацию философии, выделив три направления: 1) логику, 2) физику, 3) этику. Философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни. В дальнейшем к этим трем направлениям была добавлена метафизика – учение о начале всего сущего. Философия может быть условно разделена на три части соответственно трем предметам изучения: 1. Объект деятельности – мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура; 2. Субъект деятельности – человек и общество (субъективная реальность); 3. Сама деятельность: взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, практика, познание, искусство). Соответственно трем частям предмета можно выделить три части философии: 1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческая часть; 2. Учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия; 3. Учение о формах и методах деятельности – методологическая часть. Структура современной философской науки: · онтология – учение о бытии; · гносеология – учение о познании; · антропология – учение о человеке; · социальная философия – учение об обществе; · когнитивистика – наука о мышлении и познании; · философия истории – учение об основных закономерностях развития истории; · аксиология – учение о ценностях; · этика – учение о морали; · эстетика – учение о красоте; · эпистемология (философия науки) – учение о научном знании и научном познании. Исходный и конечный пункт философствования – мысль. Философия занимается не познанием мира, а мышлением. Основная задача философии – осмысление всего человеческого опыта во всех его проявлениях в наиболее обобщенном и широком охвате. Главные задачи философии: 1. научить человека самостоятельно и творчески мыслить; 2. понимать смысл своей жизни; 3. правильно оценивать свои возможности и роль в мире. Соотношение философии, науки и религии Философия и наука. Схожие цели – изучение законов, стремление к познанию истины. Метод познания – рациональный способ познания мира. Используют схожие принципы его теоретического описания. Различные предметы познания: · Наука – частная, конкретная область действительности; · Философия - мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина. Философия и религия. Представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. Единая цель – стремление понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Различные методы: · Философия опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира; · Религия опирается на веру Основа мироздания, картины мира: · Философия – безличное начало; · Религия – Бог.
Место философии в культуре. Религия: предмет - мир в целом; метод - вера. Философия: предмет - мир в целом; метод - разум. Наука: предмет - фрагменты мира; метод - разум.
Материализм Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: · материя реально существует; · материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); · материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; · материя существует и различается по своим внутренним законам; · сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); · сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; · сознание определяется материей (бытием). Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. Идеализм Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: 1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); 2. субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: · реально существует только идея; · идея первична; · вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; · «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); · «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; · каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.); · большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; · отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: · все существует только в сознании познающего субъекта (человека); · идеи существуют в разуме человека; · образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; · вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos - один, единственный). Дуализм Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo - два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма - французский философ Рене Декарт. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: · существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); · все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); · в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; · материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; · основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis - множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем. Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: "Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?". Эта проблема получила в работе Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" наименование второй стороны основного вопроса философии: "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" (Маркс К., Энгельс Ф.) Данный вопрос допускает два ответа: · «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo - знаю; · «мир не познаваем» - гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: · эмпиризмом (сенсуализмом); · рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.). В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: · мир познаваем; · возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): · мир непознаваем; · возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует - Бога не существует».
Что есть человек?
Что я могу знать? Коперниканский переворот. В познании активная сторона – субъект, который скорее не отражает, а конструирует реальность. (S←O сменяется на S→O) Схематизм в познании: · Чувственность – пространство и время (пространство и время существуют только в наших восприятиях) · Рассудок – категории (причины и следствия существуют только в нашем рассудке) · Разум – идеи (Бог, Мир, Душа существуют только в нашем разуме) Ноумены – то, что реально, но эмпирически НЕ НАБЛЮДАЕМО! S → Ø (понимаем только то, что сконструировал наш рассудок, часть объекта остаётся «вещью в себе», то есть мы её не восприняли) Что я должен делать? Категорический императив – поступай так, чтобы максима твоего поступка должна была стать всеобщим законом природы. Автономность морали – для обоснования морали мы не имеем права апеллировать ни к чувственным импульсам, ни к опыту. Источник морального действия заключён в законе, который воля прописывает сама себе. 3) На что я могу надеяться? (ни на что, азаза) Несущественно знать, что сделал Бог для твоего блаженства, важно знать, что нужно делать, чтобы стать достойным этого содействия. Мораль не нуждается в теоретическом обосновании со стороны религии, хотя в практическом применении разум всегда приходит к религиозным идеям.
Категорий рассудка по КАНТУ Категории количества: · Единство · Множество · Цельность Категории качества: · Реальность · Отрицание · Ограничение Категории отношения: · Субстанция и принадлежность · Причина и следствия · Взаимодействия Категории модальности: · Возможность и невозможность · Существование и несуществование · Предопределенность (необходимость) и случайность
Квалиа – характеристика чувственного опыта от 1-го лица, субъективно переживаемые качества предметов (боль, переживание красного цвета) Не все факты являются физическими фактами =>физикализм ложен. Проблема «сознание-тело» · Интеракционизм (Декарт, Поппер) Сознание и тело воздействуют друг на друга · Эпифеноменализм (Гоббс, Гексли) Физические события могут влиять на физические и ментальные события. Ментальные ни на что влиять не могут, т.к. они всего лишь инертные субпродукты (эпифеномены) физической реальности. · Параллелизм (Мальбранш, Лейбниц) Сознание и тело не оказывают каузального влияния друг на друга, развиваются параллельно · Нередуктивный физикализм (Папино, Дубровский) Сознание является свойством физического объекта (мозга), но оно несводимо к его физическим состояниям. Является нередуцируемой сущностью с уникальными свойствами, так же как св-ва молекулы воды нередуцируемы к св-вам атомов водорода и кислорода Супервентность. В-свойства супервентны по отношению к А-свойствам, если нет двух возможных ситуаций, которые одинаковы по А-свойствам и одновременно различаются по В-свойствам Сознание и свобода воли Детерминизм Принцип детерминизма (всё имеет причину) + Каузальная замкнутость физического (физические причины – физические следствия) = свобода воли – иллюзия Индетерминизм Сознание способно начинать новые каузальные цепи На квантовом уровне детерминизм в привычном смысле не работает – возможно, сознание имеет квантовую природу? Компатибилизм (Юм, Деннет) Противоположность свободы – принуждение, а не причинность => свобода ≠ детерминизм Действие является свободным в том случае, если агент мог поступить иначе, если бы принял иное решение. Основные школы Патристика – эпоха отцов церквей, главное – богопознание через философию, верую, чтобы понимать, истина – в Библии Эмоциональная, Исповедальная, Полемическая Схоластика – эпоха школ, изложение догматов доходчиво, объяснение бытия Бога и богомолчания Рациональная, Дидактическая, Догматическая
Личности (прост) Аврелий Августин Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Уильям Оккам
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Священном Писании (Библии). Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, что он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Потому дольний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность, причащаясь ей. Причащенный разум - это определение средневекового разума. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении "философия - служанка богословия". Доказательства бытия Бога
По Фоме Аквинскому
Через движение – Бог дал всему движение, первоначальный двигатель в цепочке (все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.)
Через производящую причину – Бог есть причина всему, тк нельзя создать самого себя (это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.)
Через необходимость – Бог сделал возможное реальным, иначе быть не могло (каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.)
Через степени бытия – Бог есть совершенство, которое всегда подразумевают (люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.)
Через целевую причину – Бог определяет цель мира (В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.)
По Ансельму Кентерберийскому
Онтологическое доказательство
Бог есть совершенство Совершенство есть сумма всех положительных качеств Бытие есть положительное качество Значит, Бог обладает Бытием
Этап Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос). Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта. Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия) научное знание ориентируется на теологизм ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук). Этап Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний. Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений. Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая) Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления. Культура постепенно освобождается от господства церкви. первые попытки убрать схоластику догматизм интенсивное развитие экономики лавиноообразный интерес к научному знанию. Особенности периода: научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки начинают преобладать экспериментальные знания наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги) начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт Этап 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук. Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве). Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность) 4 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Билет № 21. Социальное и политическое значение «утопии». Примеры утопических концепций государственности.
Утопия - социальный проект идеального будущего, резко отличающийся от наличной реальности и противопоставленный ей. Утопия (от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «Утопия» ведёт происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «Утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Хотя возраст утопического жанра обычно отсчитывают с даты публикации «Утопии» Томаса Мора (1516), идея об обобществлении благ как средстве борьбы с экономическими неурядицами гораздо старше. Важным предшественником было «Государство» Платона (примерно 360 г. до н.э.), где общей была лишь собственность правящих «хранителей», что преследовало цель предотвратить возможность конфликта между частными и общественными интересами. Утопия Мора - это несуществующий, вымышленный автором остров, на котором случайно очутился и прожил пять лет моряк, рассказ которого лег в основу книги. В Утопии существовала лишь общественная собственность, ибо она гарантировала благосостояние населения и равенство всех. Управление осуществлялось на основе законов, предусматривалась детальная регламентация всех сторон жизнедеятельности граждан. Органами управления Утопии были Народные собрания и Сенат. Из числа кандидатов, выдвинутых народом, Сенат избирал правителя, должность которого была пожизненной (кроме случаев, если он выявил наклон к тирании). Допускалось, что отдельные вопросы могли выноситься на обсуждение всего населения острова. Самые важные должностные лица избирались из числа ученых. Все граждане должны работать по шесть часов ежедневно. Семейная жизнь носила патриархальный характер; авторитет личности определялся его возрастом. Т. Мор утверждает, что пока существует частная собственность, нет никаких шансов на оздоровление социального организма. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел» Выход у человечества один - «абсолютное уничтожение частной собственности». Утопия смогла лишиться частной собственности; обществу принадлежала земля и вся произведенная продукция. Достаток, в котором живут утопийцы, достигается принудительным трудом, сокращением потребностей, ликвидацией роскоши. Т. Мор отмечал, что в Утопии существовало рабство, источниками которого становились плен, преступники, которые отбывали наказания, а также люди, которые были осуждены на смерть в других государствах и выкуплены у них. Рабство в Утопии не является наследственным, и сами рабы могли быть освобождены из своего состояния. Томас Мор старательно избегал необходимости прямо высказываться по вопросу, чьи интересы - государства или личности - должны быть принесены в жертву в случае их столкновения. Он так построил свой трактат, что столкновение между интересами государства и индивидуума у него немыслимы. Т. Мор имел большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Его утопия - это не только форма выражения идеала, но и средство критики существующего строя. В отличие от него, итальянский мыслитель Т.Кампанелла (1568-1639) открыто не критикует социально-экономический строй. В произведении "Город Солнца "(1601) он выдвинул идеал общественного устройства, основанного на общем труде и общей собственности. Во главе Города Солнца стоит Верховный правитель, именуемый Солнцем, Метафизиком. Он является главой как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право принятия окончательного решения по всем вопросам. На посту Метафизик находится до тех пор, пока не появится человек, который превосходит его знанием, научными достижениями, способностью руководить государством. Метафизик осуществляет верховную власть, опираясь на трех советников: Пона (Мощь), Сена (Мудрость) и Мора (Любовь). В Городе Солнца существует еще целая шеренга должностных лиц, которые ведают узкими направлениями работы. Ими избираются те, «кого еще с детства определяют в школах наиболее способными для занятия ими». Должностные лица избираются по воле народа. Не меняются только четверо наивысших, если по собственной воле они не передадут власть мудрейшим. Регулярно в Городе Солнца собирается Совет, на котором "присутствует все от двадцати лет и старше, и всем предлагается по очереди высказываться о том, какие недостатки есть в государстве, какие должностные лица выполняют свои обязанности хорошо, а какие - плохо..." В Городе Солнца частная собственность ликвидирована, земледелие и ремесла являются делами коллективного труда. Должностные лица следят за тем, чтобы никто не получил из произведенного больше, чем ему положено. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, указывая им, в какую форму воплощать свой талант. Каждый шаг граждан Города Солнца направляется и контролируется. Неповторимость каждого человека, инициативность, наличие собственных потребностей особой ценности не имеют, ибо доминируют интересы государства. В других произведениях Т. Кампанеллы ("Монархия Мессии", "О царствии Божьем " и др.) подчеркивается большое значение всемирного единения в одной монархии всех государств, что избавило бы человечество от войн, голода, эпидемий. Содержание «Города Солнца» отчетливо демонстрирует присутствие в ранних социалистических доктринах двух практически несовместимых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личность
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.22 (0.022 с.) |