Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №4. Сущность познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Место логики в познавательном процессе.

Поиск

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Познание познания:

 

1. Гносеология (gnosis – знание, logos – учение, теория) – философское учение о познании в т.ч.: эпистемология – философское учение о научном познании

 

 

2. Когнитивистика (cognitio – восприятие, познание) – наука о мышлении и познании, изучающая и моделирующая принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем.

 

Субъект-объектная парадигма
S -> O

· Отношения человека с Богом и природой строятся уже не по принципу «часть – целое» или тварь – творец» а по принципу «субъект – объект»
Субъект – инициирующая сторона деятельности
Объект – инициируемая сторона

· Мир воспринимается как сложный механизм, устройство которого нельзя познать, чтобы им успешно манипулировать.

Познавательные способности – чувства, память, воображение, интуиция, интеллект и т.п.

Формы познания

Иррациональное познание (инстинкт, озарение, интуиция)

Научное познание (процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности)

Художественное (Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы)

Философское (Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.)

Мифологическое (Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.)

Религиозное (Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.)

 

Уровни познания

Эмпирический (опытный, чувственный) выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании.

Теоретический (рациональный) выражен в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

 

Формы знания

Знание – истинное обоснованное мнение.

 

Научное знание = знание + знание способе получения знания, его источнике, степени надежности. (системность, обоснованность, рациональность, проверяемость, верифицируемость, фальсифицируемость)

 

Обыденно-практическое знание = знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.)

 

Каждой форме сознания: философской, мифологической, политической, религиозной и т.п. соответствует отдельная форма знания, характеристика которой совпадает с характеристикой самой формы сознания.

Постпозитивизм

Томас Кун (1922-1996)
Тезис: история науки – это последовательная смена парадигм. Раб. «Структура научных революций»

Имре Лакатос (1922 – 1976)

Тезис: нормальное состояние науки – это наличие «научно-исследовательских программ». Раб. «Фальсификация и методология НИП»

Структура НИП:

1) Жесткое ядро – априорно принятые теории допущения, которые невозможно опровергнуть внутри программы.

2) Предохранительный пояс – вспомогательные теории ad hoc, использованные для объяснения фактов, к которым не приспособлена данная программа.

Программа изменяется за счет изменения этих гипотез.

Программа не должна объяснять, а предупреждать (предсказывать).

Возможность и границы познания

Гносеологический оптимизм – объективное познание возможно, более того, оно безгранично

Релятивизм – объективное познание возможно, но оно всегда относительно

Скептицизм – познание не только относительно, но и внутренне несовершенно, т.е. сомнительно.

Агностицизм - познание в принципе невозможно.

 

Наука как социальный институт

Античность – школы

Средниевека – монастыри, университеты

Новоевремя – академии, научные сообщества

Новейшеевремя – НИИ, исследовательские центры, рабочие группы, гранты и т.п.

 

Наука и искусство

Наука Искусство
Отражение действительности Создание новой действительности
Объективно Субъективно
Цель: истина Цель: красота
Приоритет общего Приоритет единичного
­Понятия и категории Эмоции и образы
Но в науке тоже есть эстетическое измерение (озарение, гениальность) Но в искусстве тоже есть научная сторона (законы, гармонии, композиции, сюжеты)

 

Место науки в культуре

Сциентизм утверждает основополагающую роль науки как источника знаний о мире.

«Наука должна проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества»

«Знание – сила» Ф. Бэкон

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, трактует ее как силу, чуждую подлинной культуре и противоположную ей.

 

Основа познания

Эмпиризм н адо опираться на опыт, все остальное – умозрительные спекуляции

Рационализм надо опираться на разум, все остальное – обман чувств

Рационализм подлинный источник знания находится за пределами чувств, так и разума.

 

Мыслители прошлого о познании

«Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ)

«Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» (Антисфен Афинский)

«Всякое познание есть припоминание» (Платон)

«Нет ничего в уме, чего до этого не было бы в чувствах» (Дж. Локк)

«Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» (Ф. Бэкон)

«Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки» (Р. Декарт)

«Понятия без созерцаний пусты, а созерцания без понятий пусты» (И. Кант)

«Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов!» (Г. Гегель)

«Истина – это не то, что ты знаешь, а то, что ты есть; истину нельзя знать, в истине можно быть или не быть» (С. Кьеркегор)

«Ученые – те, которые начитались книг; мудрые - те, которые читают непосредственно в книге жизни» (А. Шопенгауэр)

«Разум своими обобщениями и предвосхищениями не расширяет, а суживает, бесконечно суживает наш и без того в самом деле скудный и жалкий опыт» (Ш. Шестов)

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.006 с.)