Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №4. Сущность познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Место логики в познавательном процессе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Познание познания:
1. Гносеология (gnosis – знание, logos – учение, теория) – философское учение о познании в т.ч.: эпистемология – философское учение о научном познании
2. Когнитивистика (cognitio – восприятие, познание) – наука о мышлении и познании, изучающая и моделирующая принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем.
Субъект-объектная парадигма · Отношения человека с Богом и природой строятся уже не по принципу «часть – целое» или тварь – творец» а по принципу «субъект – объект» · Мир воспринимается как сложный механизм, устройство которого нельзя познать, чтобы им успешно манипулировать. Познавательные способности – чувства, память, воображение, интуиция, интеллект и т.п. Формы познания Иррациональное познание (инстинкт, озарение, интуиция) Научное познание (процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности) Художественное (Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы) Философское (Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.) Мифологическое (Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.) Религиозное (Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.)
Уровни познания Эмпирический (опытный, чувственный) выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании. Теоретический (рациональный) выражен в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Формы знания Знание – истинное обоснованное мнение.
Научное знание = знание + знание способе получения знания, его источнике, степени надежности. (системность, обоснованность, рациональность, проверяемость, верифицируемость, фальсифицируемость)
Обыденно-практическое знание = знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.)
Каждой форме сознания: философской, мифологической, политической, религиозной и т.п. соответствует отдельная форма знания, характеристика которой совпадает с характеристикой самой формы сознания. Постпозитивизм Томас Кун (1922-1996) Имре Лакатос (1922 – 1976) Тезис: нормальное состояние науки – это наличие «научно-исследовательских программ». Раб. «Фальсификация и методология НИП» Структура НИП: 1) Жесткое ядро – априорно принятые теории допущения, которые невозможно опровергнуть внутри программы. 2) Предохранительный пояс – вспомогательные теории ad hoc, использованные для объяснения фактов, к которым не приспособлена данная программа. Программа изменяется за счет изменения этих гипотез. Программа не должна объяснять, а предупреждать (предсказывать). Возможность и границы познания Гносеологический оптимизм – объективное познание возможно, более того, оно безгранично Релятивизм – объективное познание возможно, но оно всегда относительно Скептицизм – познание не только относительно, но и внутренне несовершенно, т.е. сомнительно. Агностицизм - познание в принципе невозможно.
Наука как социальный институт Античность – школы Средниевека – монастыри, университеты Новоевремя – академии, научные сообщества Новейшеевремя – НИИ, исследовательские центры, рабочие группы, гранты и т.п.
Наука и искусство
Место науки в культуре Сциентизм утверждает основополагающую роль науки как источника знаний о мире. «Наука должна проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества» «Знание – сила» Ф. Бэкон Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, трактует ее как силу, чуждую подлинной культуре и противоположную ей.
Основа познания Эмпиризм н адо опираться на опыт, все остальное – умозрительные спекуляции Рационализм надо опираться на разум, все остальное – обман чувств Рационализм подлинный источник знания находится за пределами чувств, так и разума.
Мыслители прошлого о познании «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ) «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» (Антисфен Афинский) «Всякое познание есть припоминание» (Платон) «Нет ничего в уме, чего до этого не было бы в чувствах» (Дж. Локк) «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» (Ф. Бэкон) «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки» (Р. Декарт) «Понятия без созерцаний пусты, а созерцания без понятий пусты» (И. Кант) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов!» (Г. Гегель) «Истина – это не то, что ты знаешь, а то, что ты есть; истину нельзя знать, в истине можно быть или не быть» (С. Кьеркегор) «Ученые – те, которые начитались книг; мудрые - те, которые читают непосредственно в книге жизни» (А. Шопенгауэр) «Разум своими обобщениями и предвосхищениями не расширяет, а суживает, бесконечно суживает наш и без того в самом деле скудный и жалкий опыт» (Ш. Шестов) Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.006 с.) |