Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №4. Сущность познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Место логики в познавательном процессе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Познание познания:
1. Гносеология (gnosis – знание, logos – учение, теория) – философское учение о познании в т.ч.: эпистемология – философское учение о научном познании
2. Когнитивистика (cognitio – восприятие, познание) – наука о мышлении и познании, изучающая и моделирующая принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем.
Субъект-объектная парадигма · Отношения человека с Богом и природой строятся уже не по принципу «часть – целое» или тварь – творец» а по принципу «субъект – объект» · Мир воспринимается как сложный механизм, устройство которого нельзя познать, чтобы им успешно манипулировать. Познавательные способности – чувства, память, воображение, интуиция, интеллект и т.п. Формы познания Иррациональное познание (инстинкт, озарение, интуиция) Научное познание (процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности) Художественное (Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы) Философское (Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.) Мифологическое (Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.) Религиозное (Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.)
Уровни познания Эмпирический (опытный, чувственный) выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании. Теоретический (рациональный) выражен в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Формы знания Знание – истинное обоснованное мнение.
Научное знание = знание + знание способе получения знания, его источнике, степени надежности. (системность, обоснованность, рациональность, проверяемость, верифицируемость, фальсифицируемость)
Обыденно-практическое знание = знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.)
Каждой форме сознания: философской, мифологической, политической, религиозной и т.п. соответствует отдельная форма знания, характеристика которой совпадает с характеристикой самой формы сознания. Постпозитивизм Томас Кун (1922-1996)
Имре Лакатос (1922 – 1976) Тезис: нормальное состояние науки – это наличие «научно-исследовательских программ». Раб. «Фальсификация и методология НИП» Структура НИП: 1) Жесткое ядро – априорно принятые теории допущения, которые невозможно опровергнуть внутри программы. 2) Предохранительный пояс – вспомогательные теории ad hoc, использованные для объяснения фактов, к которым не приспособлена данная программа. Программа изменяется за счет изменения этих гипотез. Программа не должна объяснять, а предупреждать (предсказывать). Возможность и границы познания Гносеологический оптимизм – объективное познание возможно, более того, оно безгранично Релятивизм – объективное познание возможно, но оно всегда относительно Скептицизм – познание не только относительно, но и внутренне несовершенно, т.е. сомнительно. Агностицизм - познание в принципе невозможно.
Наука как социальный институт Античность – школы Средниевека – монастыри, университеты Новоевремя – академии, научные сообщества Новейшеевремя – НИИ, исследовательские центры, рабочие группы, гранты и т.п.
Наука и искусство
Место науки в культуре Сциентизм утверждает основополагающую роль науки как источника знаний о мире. «Наука должна проникнуть во все области жизни и организовать всю жизнь человечества» «Знание – сила» Ф. Бэкон Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, трактует ее как силу, чуждую подлинной культуре и противоположную ей.
Основа познания Эмпиризм н адо опираться на опыт, все остальное – умозрительные спекуляции Рационализм надо опираться на разум, все остальное – обман чувств Рационализм подлинный источник знания находится за пределами чувств, так и разума.
Мыслители прошлого о познании «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ) «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» (Антисфен Афинский) «Всякое познание есть припоминание» (Платон) «Нет ничего в уме, чего до этого не было бы в чувствах» (Дж. Локк) «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» (Ф. Бэкон) «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки» (Р. Декарт) «Понятия без созерцаний пусты, а созерцания без понятий пусты» (И. Кант) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов!» (Г. Гегель) «Истина – это не то, что ты знаешь, а то, что ты есть; истину нельзя знать, в истине можно быть или не быть» (С. Кьеркегор) «Ученые – те, которые начитались книг; мудрые - те, которые читают непосредственно в книге жизни» (А. Шопенгауэр) «Разум своими обобщениями и предвосхищениями не расширяет, а суживает, бесконечно суживает наш и без того в самом деле скудный и жалкий опыт» (Ш. Шестов) Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.
|
||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.006 с.) |