Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №2. Основны философские направления и их классификацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. 1. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? 2. Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: · объективный идеализм; · субъективный идеализм; · материализм; · вульгарный материализм; · дуализм; · деизм; · гносеологической (познавательной) стороны: · гностицизм; · агностицизм; · эмпиризм (сенсуализм); · рационализм. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: 1. материализм; 2. идеализм; 3. дуализм. Материализм Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: · материя реально существует; · материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); · материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; · материя существует и различается по своим внутренним законам; · сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); · сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; · сознание определяется материей (бытием). Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. Идеализм Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: 1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); 2. субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: · реально существует только идея; · идея первична; · вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; · «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); · «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; · каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.); · большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; · отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: · все существует только в сознании познающего субъекта (человека); · идеи существуют в разуме человека; · образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; · вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos - один, единственный). Дуализм Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo - два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма - французский философ Рене Декарт. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: · существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); · все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); · в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; · материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; · основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis - множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.
Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: "Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?". Эта проблема получила в работе Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" наименование второй стороны основного вопроса философии: "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" (Маркс К., Энгельс Ф.) Данный вопрос допускает два ответа: · «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo - знаю; · «мир не познаваем» - гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: · эмпиризмом (сенсуализмом); · рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.). В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: · мир познаваем; · возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): · мир непознаваем; · возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует - Бога не существует».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 6638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |