Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления и школы экономической теории. Критерии классификации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылкой глубокого и полного понимания экономической теории является изучение исторического процесса ее возникновения и развития. Знакомство с исторически развивающимися направлениями и школами экономической мысли в лице ее лучших представителей позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп. В настоящее время экономическая наука включает пять основных направлений: 1. Неоклассическое. 2. Кейнсианское. 3. Неолиберальное. 4. Институциональное. 5. Марксистское. Они отражают основные закономерности экономической жизни, описывают отношения между ее субъектами, выявляют движущие силы производства, распределения и потребления благ. Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами экономикса» (1890г.) считается основоположником микроэкономического анализа. В отличие от классиков, уделявших главное внимание трудовой, затратной теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы рыночного ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования рыночной цены, ее составляющих. А.Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка – трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат). Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением. Кейнсианство – второе после неоклассиков направление современной экономической науки, вошедшее в ее историю как кейнсианская революция. Это направление в экономической теории возникло в 20-30-е гг. ХХв. Его основоположником является Джон Мейнард Кейнс (1884 – 1946гг.) – выдающийся английский экономист. Для него характерно глубокое исследование проблеммакроэкономики, т.е. занятости, инвестиций, национального дохода, инфляции, ссудного процента. Главной его работой является книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.), в которой обоснована альтернативная неокласической концепция государственного вмешательства в частную экономику с целью ее стимулирования и повышения эффективности. Альтернативным кейнсианству уже в 30-е гг. ХХв. стало неолиберальное направление, получившее наибольшее распространение в Западной Германии после второй мировой войны, особенно в 50-60-е гг. Неолибералы, в основном немецкие буржуазные экономисты, разработали учение о двух типах экономических систем и обосновали модель социального рыночного хозяйства. Институционализм - четвертое направление современной западной экономической теории. Оно несет отпечаток молодой исторической школы (Г.Шмоллер, Л.Брентано), из которой оно выросло, и развивается, сохраняя ее традиции. В отличие от неоклассиков, кейнсианцев и неолибералов, это не ортодоксальное, а в некоторой степени критическое по отношению к ним направление. В центре внимания Дж. Гелбрейта, Г.Минза, У. Митчела не чисто экономические вопросы, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми. Институционалисты считают, что традиционная наука, исследующая поведение людей с точки зрения влияния только экономических факторов (спрос, предложение, цена), неполно и односторонне отражает функциональные связи. Поэтому, по их мнению, анализ экономических категорий и процессов в чистом виде необходимо дополнить изучением внеэкономических факторов, к числу которых они относят нравы, традиции, обычаи, законы, политические учреждения (институты). Экономическая теория, считают институционалисты, - наука не просто о функционировании, но и о развитии общества, она не должна ограничиваться изучением функциональных связей, а исследовать проблемы эволюции экономических систем. Отмеченные направления и школы экономической мысли в той или иной степени присутствуют при рассмотрении вопросов последующих тем, предусмотренных программой данного курса. Однако необходимо выделить принципиально важные для последующего изложения моменты. Речь идет о критериях (признаках), на основании которых можно классифицировать направления и школы, раскрыть их взаимосвязь и историческую преемственность, выделить основные черты и отличительные особенности. К числу этих классифицирующих признаков относятся представления ученых о содержании и сущности экономических явлений и процессов, структуры и механизма функционирования экономической системы общества; о системах, формах и методах рационального ведения хозяйства; о причинах (источниках) и природе богатства; о предмете, методе, объекте, целях и задачах теоретического исследования и, наконец, идеи ученых об экономической роли государства, степени и характере его вмешательства в экономическую жизнь общества. Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономической теории в строгом смысле слова. Экономические взгляды ученых касались отдельных сторон хозяйственной жизни и не образовывали целостной системы. Они носили рекомендательный, а не аналитический характер, не объясняли экономическую реальность, а предписывали, какой должна быть экономика. Интересны высказывания мыслителей древности о богатстве. Гомер (автор Илиады и Одиссеи) источниками богатства считал: - войны; - дань с подвластного населения; - отчасти торговлю. Аристотель, рассматривая богатство, делит его на два вида: натуральное и денежное и соответственно этому подразделяет "искусство приобретать "богатство" на два направления: "экономику" (от греческих слов "oukos" - хозяйство и "nomos" - закон) и хрематистику (от греческого слова "hrema" - владение, состояние). Деление богатства на два названных вида явилось краеугольным камнем экономических воззрений Аристотеля. Этим делением Аристотель подытожил то, что было сказано его предшественниками - Ксенофонтом и Платоном по вопросам менового и натурального хозяйства. Однако ученые древнего мира не создали сколько-нибудь завершенной теоретической концепции экономической жизни, их идеи послужили предпосылками, зачатками экономической теории. Впервые совокупность идей и представлений, образующих целостную для того периода теоретическую концепцию экономической жизни была предложена меркантилистами и физиократами, учеными эпохи позднего феодализма, а именно периода первоначального накопления капитала. Меркантилизм, - говоря словами К. Маркса, - первая теоретическая разработкасовременного способа производства - по необходимости исходила из поверхностных явлений процесса обращения в том виде, как они обособились в движении торгового капитала, и потому она улавливала только внешнюю видимость явлений. Подлинным богатством меркантилисты считали деньги, а непосредственным источником богатства - торговлю. Производство, по их мнению, служит только предпосылкой для создания богатства. Процветание страны меркантилисты связывали с активным вмешательством государства в экономическую жизнь. Но одновременно меркантилисты были ярыми защитниками рыночного хозяйства. Физиократы, в отличие от меркантилистов, перенесли вопрос о природе и причинах богатства из обращения в сферу производства. Но не всякое производство увеличивает богатство. Вещество прирастает лишь там, где работает природа. Богатство (чистый доход) общества создается только в сельском хозяйстве, а промышленность лишь преобразует вещество природы, ничего не добавляя. «Если процветает земледелие, - подчеркивал Ф.Кенэ, - то и процветают все остальные виды ремесел». Ф.Кенэ - основоположник школы физиократов, подходит к обществу как живому организму; исследует конкретные экономические формы (чистый доход, капитал, издержки, зарплату), пытается раскрыть анатомию и физиологию общества, стремится понять законы естественного функционирования экономики. Результат исследования Ф.Кенэ - модель воспроизводства общественного продукта и условия равновесия, обеспечивающие здоровое состояние экономики. Поэтому не случайно Ф.Кенэ, по словам К.Маркса, является отцом политической экономии. В противовес меркантилистам, физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Впервые высказанное физиократами положение «Laissez faire, laissez passer» ("позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят") - стало символом экономического либерализма. Понятие "система laissez, faire" стало синонимом понятия "система свободного предпринимательства, торговли". Собственно, история экономического либерализма начинается с физиократов. По мере того, как все более явственной становилась зависимость роста национального богатства от развития сначала мануфактурного, а затем фабричного производства, идеи меркантилистов и физиократов теряли популярность. В рамках этих школ формировались идеи, ставшие зародышем нового направления, получившего название английской классической школы. В своих работах классики заложили основы трудовой теории стоимости (ценности). Ставшие знаменитыми выражения: "Труд - отец богатства, а земля - его мать" У. Петти, "Невидимая рука рынка" А. Смита - раскрывают источник богатства, который надо искать в сфере материального производства, и подчеркивают огромную созидающую роль свободного рынка как регулятора системы свободного предпринимательства. «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, - утверждал А.Смит, - нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Идеи экономического либерализма, теоретически обоснованные трудами А.Смита ("Исследование о причинах и природе богатства народов") и Д.Рикардо ("Начала политической экономики и налогового обложения"), получили законченное выражение. Классическая буржуазная политическая экономия во многом была противоречива. Поэтому идеи классиков привели к возникновению двух важных направлений экономической мысли - марксистского и немарксистского, принципиально отличающихся по предмету, методу, целям и задачам исследования. Предмет марксистской экономической теории - имущественные отношения (отношения собственности). Марксисты исследуют внутренние, причинно-следственные связи и законы, управляющие производством; стремятся раскрыть социальную, классовую природу общества. По их мнению, источник богатства (прибыль) - эксплуатация человека человеком. Марксистская экономическая теория - это наука о законах социально-экономического развития общества. Ее центральная проблема - проблема прибавочной стоимости. Немарксистская экономическая теория изучает количественные, функциональные связи и отношения. Предмет ее исследования - поведение человека в мире ограниченных ресурсов, допускающих их альтернативное использование. Цель исследования - законы, регулирующие поведение "человека экономического". Богатство (прибыль) немарксисты считают порождением капитала, не раскрывая его социальную природу. Немарксистская экономическая теория - это наука о законах функционировании общества. Центральная проблема теории и практики рыночной экономики - проблема рыночного равновесия, его обоснования и обеспечения. Критерий рыночного равновесия - равенство спроса и предложения. К. Маркс анализирует причины, по которым рыночная экономика не функционирует и не может функционировать надлежащим образом. Немарксисты анализируют причины, по которым рыночная экономика не функционирует, но могла бы функционировать надлежащим образом. К. Маркс стремится разрушить капиталистическую рыночную экономику, он - идеолог планомерного, центрально-управляемого хозяйства. Немарксисты - сторонники рыночного хозяйства, они защищают и охраняют систему свободного предпринимательства. Основным признаком разграничения современных западных направленийэкономической теории является отношение их представителей к экономической роли государства, степени его вмешательства в систему рыночной экономики. Неоклассики -сторонники ничем не ограниченной системы свободного предпринимательства. Кейнсианцы, неолибералы, институционалисты - сторонники регулируемого рыночного хозяйства. Неоклассики - отводят государству роль "ночного сторожа", призванного охранять священную и неприкосновенную частную собственность. Кейнсианцы считают, что государство должно постоянно и активно участвовать в воспроизводственном процессе, подобно играющему тренеру на футбольном поле. Неолибералы сравнивают государство с арбитром на футбольном поле. Он не принимает участия в игре, а призван следить за тем, чтобы правила игры (конкуренции) не нарушались. Институционалисты утверждают, что общество соткано из противоречий, конфликтно по своей природе. В связи с этим неоклассический принцип " Laissez faire " (невмешательства) не подходит. Поэтому государственное регулирование по поддержке условий конкуренции необходимо дополнить системой государственного арбитража, т.е. системой социального регулирования. Государство, считают они, - не только арбитр, но и миротворец. Единство во взглядах, с одной стороны, и принципиальные разногласия, с другой, между представителями различных направлений экономической теории, касаются не только экономической роли государства, но и проводимой государством экономической политики, ее социальной направленности. В зависимости от ответа на вопрос, в какой мере государство своим регулирующим воздействием может и должно сгладить социальные деформации (социальное неравенство), свойственные системе свободной конкуренции, и обеспечивать достойное человеку существование в рыночной экономике, можно определить принадлежность представителей основных направлений экономической мысли к той или иной части (цвету) политического спектра, ответить на вопрос, кто они (левые или правые) в своей политической ориентации. Так, неоклассики, которые в настоящее время являются правительственными экономистами США, считают, что социальное неравенство - предпосылка и условие рыночной экономики. Поэтому и американская модель рынка в социальном плане - наиболее жесткая. Неолиберальная (немецкая) модель рыночной экономики - это модель "социального рыночного хозяйства", более социально привлекательная по сравнению с неоклассической американской моделью. Развитие этих направлений осуществляется в рамках западной экономической науки. Что касается рыночной идеологии, то между представителями этих направлений принципиальных разногласий нет. Они все - идеологи рынка, системы свободного предпринимательства. Различия во взглядах касаются их представлений о степени и, главное, характере вмешательства государства в экономическую жизнь общества. В свою очередь, знакомясь и раскрывая содержание направлений западной экономической теории, необходимо: - во первых, указать какие школы предшествовали возникновению того или иного направления; - во вторых, перечислить школы, в лице представителей которых в настоящее время осуществляется постановка новых идей и концепций, происходит развитие этого направления; - в третьих, указать на то, что объединяет представителей этих школ с одной стороны, и является причинами их разногласий, - с другой. Так, например, неоклассическое направление, занимающее лидирующие позиции в современной западной науке, образовали пять школ, ставшие предшественниками этого направления: - австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк); - кембриджская школа (А. Маршал); - американская школа (Дж. Кларк); - лозанская школа (Л.Вальрас); - неоавстрийская школа (Ф.Хайек, Мизес). В отличие от теории трудовой стоимости и классической школы (А.Смит), они разработали принципиально новые подходы к теории и методологии исследования рынка, получившие название "маржиналистской революции". Введение в анализ принципа предельных величин послужило отправным пунктом для последующей разработки теории потребительского поведения, метода кривых безразличия и ряда других научных изысканий, направленных на изучение закономерностей функционирования рынка. Не случайно поэтому неоклассиков в теории и методологииназывают маржиналистами (т.е. анализ экономических процессов они проводят с использованием предельных величин). В экономической политике неоклассики - либералы, т.е. сторонники экономического либерализма. Их символ веры - laissez faire. В настоящее время неоклассическое направление включает четыре школы и развивается в рамках этих школ: - монетаризм - ядро неоклассического направления (М. Фридмен); - школа экономики предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер); - школа рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас); - вирджинская школа (Дж. Бьюкенен). Существующие разногласия между представителями этих школ не носят принципиального характера, а касаются вопросов методологии исследования, определения подходов к изучению экономических явлений и их объяснения. Неоклассическое направление, в свою очередь, образует ядро современногонеоконсерватизма, проповедующего сохранение старых ценностей (свобода конкуренции, ограниченная роль государства и т. д.). Идеи неоконсерватизма, в свою очередь, лежат в основе проводимой в настоящее время американским государством экономической политики. Таким образом история экономических учений изучает исторический процесс возникновения, развития, и смены экономических воззрений. Она отражает эволюцию представлений ученых о системах и формах рационального ведения хозяйства, о природе и источниках богатства, о предмете, методе, объекте, целях и задачах исследования, об экономической роли государства. Изменение этих представлений позволило ученым, по мере развития общественного производства, перейти от поверхностного, упрощенного, одностороннего отражения экономической жизни к более полному, глубокому, целостному пониманию сущности экономических явлений и процессов хозяйственной жизни, закономерностей функционирования и развития общественного производства. Современная западная экономическая наука, включающая множество направлений и школ, - теоретическая система, обосновывающая капиталистические рыночные отношения. Ее развитие, подчас противоречивое, идет в направлении поиска точек соприкосновения этих направлений и школ и обогащения ее методологического арсенала. Она синтезирует достижения основных школ и направлений современной экономической мысли. Результатом этого соединения является концепция "Неоклассического синтеза", основоположником которой является П. Самуэльсон. "Неоклассический синтез" ("Экономикс") - это современная западная экономическая теория, включающая достижения теоретических и прикладных экономических исследований. В качестве учебного курса ее преподают в ведущих западных вузах. "Экономикс" представляет значительный интерес и для России, рыночное реформирование которой продолжается. Для наглядности в изучении экономических школ, теорий и направлений можно использовать рис. 1.2.
1.3. Западногерманский неолиберализм:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.59 (0.01 с.) |