Характерные черты четырех основных моделей рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты четырех основных моделей рынка



 

  Модель рынка
Характерная черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
  Тип продукта   Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценной   Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре   Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют   Сравнительно легкие   Наличие существенных препятствий   Блокировано
  Неценовая конкуренция   Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.   Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
  Примеры   Сельское хозяйство   Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов   Местные предприятия общественного пользования

Рис. 1.5

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. К числу важнейших функций относятся:

- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

- стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли;

- регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;

- функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы;

- эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном» соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;

- функция санирующая состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей – конкурентов.

Процесс саморегуляции рыночной экономики наряду с позитивными имеет и негативные последствия. Рыночный механизм далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает основные экономические проблемы общества.

Так, рынок:

1) не обеспечивает производство товаров коллективного пользования, общественных благ (оборона, охрана общественного порядка, государственные заповедники и др.);

2) не способен учесть все выгоды, связанные с производством и потреблением благ и услуг, которые могут приносить пользу не только индивидуальным потребителям, но и обществу в целом (народное образование и здравоохранение, а также наука и культура).

3) не создает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды;

4) не может решить социальные проблемы, связанные с неравенством доходов различных групп общества;

5) проявляет полнейшее безразличие к нетрудоспособному населению, если у него нет в собственности земли или капитала;

6) не обеспечивает полной занятости населения, стабильности уровня цен, не предотвращает экономические кризисы;

7) не в состоянии осуществить в экономике серьезные структурные изменения, ориентированные на перспективу.

Таким образом, рынок имеет как позитивные, так и негативные стороны, что делает необходимым вмешательство в экономику со стороны государства. Для этого используются в экономике методы регулирования.

В любой экономической системе (даже свободной конкуренции) государство выполняет две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения товарами общественной полезности.

Если не забывать эмиссию денег, что должно быть прерогативой государства, то хозяйственный механизм любой экономической системы должен включать два звена: свободный рынок и государство.

Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов, при проведении как внутренней, так и внешней политики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных отношений (импортно-экспортных), обеспечивая экономический рост, полную занятость, стабильный уровень цен и положительный платежный баланс.

 

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА (ПРОДУКТА И ДОХОДА).

Основная проблема экономической деятельности - размещение благ, которые уже есть и которые создаются в процессе экономической деятельности.

Экономический круговорот – схема кругового движения реальных экономических благ, которое сопровождается встречным потоком денежных доходов и расходов.

Цены, уплачиваемые за использования земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке, показанным в верхней части диаграммы. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства в - роли агентов предложения. Цены на готовые изделия и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия в роли агентов предложения.

В смешанной экономике государство полностью интегрировано в экономический кругооборот. Для осуществления своих функций государство производит покупки (расходы) на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей (доходы) со стороны предприятий и домохозяйств.

 

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.006 с.)