Раздел 1. Введение в экономическую теорию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в экономическую теорию.



РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

 

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

 

Предметом теоретического курса "Экономика" является изучение поведения людей в процессе про­изводства и распределения материальных благ и услуг в мире ог­раниченных ресурсов и управления ими. Целью производства и управления выступает достижение наиболее полного удовле­творения потребностей людей, которые безграничны. Средст­вом достижения этой цели являются ресурсы, в силу их огра­ниченности допускающие их альтернативное (взаимоиск­лючающее) использование. Альтернативное использование ограниченных ресурсов есть проблема выбора.

Краеугольным камнем экономической теории является обоснование рационального поведения людей при выборе оптимального варианта использования ограничен­ных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. На реф­лексе рационального поведения построена вся теория и прак­тика рыночной экономики, но с обязательным познанием ее сущностных, объективных процессов.

Учебный курс "Экономика" призван объяснить людям, в частности предпринимателям, производителям и по­требителям, а также государству, как надо в любом обществе решать три взаимосвязанные задачи: какие товары должны быть произведены и в каком количестве; как эти про­дукты надо производить; для кого производить данный про­дукт.

В изучении курса «Экономика» необходимо точно различать:

предмет, объект, цель и задачи курса.

Предмет изучения курса:

- Поведение людей в мире ограниченных ресурсов допускающих их альтернативное использование.

- Отношение людей в процессе производства распределения, обмена и потребления жизненных благ, необходимых для их существования.

- Взаимодействие людей в процессе поиска эффективного, рационального использования ограниченных ресурсов.

Объект изучения курса:

- Экономические системы общества. Экономические явления и процессы.

Цель изучения:

- Законы, управляющие поведением людей в их хозяйственной (экономической) жизни.

- Механизмы функционирования экономических систем их жизнедеятельности.

- Принципы экономической политики.

 

Задачи курса:

- Приобретение студентами навыков экономического мышления.

- Знание сущности основных экономических явлений и процессов.

- Понимание ситуации на макро и микроэкономическом уровнях.

- Умение найти и анализировать информацию, необходимую для ориентации в текущих проблемах экономики.

- Знание основных представителей мировой и отечественной экономической мысли.

- Умение грамотно разъяснить основные экономические события в своей стране и за ее пределами.

- Знание экономических проблем, затрагивающих специфику отрасли, в которой специалисту предстоит работать.

 

 

Рис. 1.1.

Учение о двух типах экономических систем.

Социальная рыночная экономика: сущность и модели

 

Наиболее значимой функцией, отражающей возросшее влияние государства на экономику и характерной для многих развитых стран мира, является широкое финансирование социальных программ, посредством которых осуществляется политика стабилизации социально-экономического положения общества. Можно сказать, что история XX в. - это история осознания необходимости развития экономики, учитывающей интересы всего общества, экономики, социальный фактор в которой является определяющим деятельность государства в современном мире.

Любая экономика по определению социальна, однако под социальной рыночной экономикой следует все же понимать особый конкретный тип экономической системы, сложившийся в последние десятилетия в развитых странах, и прежде в государствах Западной Европы. Этот тип хозяйственной системы, отличающийся высоким уровнем экономического и социального благосостояния граждан, характеризует набор социально-экономических институтов, целью которых является направление всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности населения.

 

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.

Рис.1.4.

 

РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

ГОСУДАРСТВА.

 

Рынок – это место где встречаются потенциальный спрос и потенциальное предложение.

Рынок – это механизм автоматически-действующей саморегуляции, обеспечивающий рыночное равновесие посредством ценовых сигналов.

Критерий рыночного равновесия – равенство спроса и предложения.

Составляющие элементы рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам: рынок товаров и услуг; рабочей силы; средств производства (капитала); ценных бумаг, валюты, и др.

По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений и др.

В пространственном разрезе выделяют: местный рынок; региональный, внутренний, внешний, мировой.

По уровню насыщения: равновесный рынок, дефицитный, избыточный.

По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции: рынок чистой конкуренции; рынок чистой монополии; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции. (рис 1.5)

 

Характерные черты четырех основных моделей рынка

 

  Модель рынка
Характерная черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
  Тип продукта   Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценной   Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре   Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют   Сравнительно легкие   Наличие существенных препятствий   Блокировано
  Неценовая конкуренция   Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.   Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
  Примеры   Сельское хозяйство   Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов   Местные предприятия общественного пользования

Рис. 1.5

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях. К числу важнейших функций относятся:

- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

- стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли;

- регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;

- функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы;

- эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном» соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;

- функция санирующая состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей – конкурентов.

Процесс саморегуляции рыночной экономики наряду с позитивными имеет и негативные последствия. Рыночный механизм далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает основные экономические проблемы общества.

Так, рынок:

1) не обеспечивает производство товаров коллективного пользования, общественных благ (оборона, охрана общественного порядка, государственные заповедники и др.);

2) не способен учесть все выгоды, связанные с производством и потреблением благ и услуг, которые могут приносить пользу не только индивидуальным потребителям, но и обществу в целом (народное образование и здравоохранение, а также наука и культура).

3) не создает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды;

4) не может решить социальные проблемы, связанные с неравенством доходов различных групп общества;

5) проявляет полнейшее безразличие к нетрудоспособному населению, если у него нет в собственности земли или капитала;

6) не обеспечивает полной занятости населения, стабильности уровня цен, не предотвращает экономические кризисы;

7) не в состоянии осуществить в экономике серьезные структурные изменения, ориентированные на перспективу.

Таким образом, рынок имеет как позитивные, так и негативные стороны, что делает необходимым вмешательство в экономику со стороны государства. Для этого используются в экономике методы регулирования.

В любой экономической системе (даже свободной конкуренции) государство выполняет две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения товарами общественной полезности.

Если не забывать эмиссию денег, что должно быть прерогативой государства, то хозяйственный механизм любой экономической системы должен включать два звена: свободный рынок и государство.

Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов, при проведении как внутренней, так и внешней политики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных отношений (импортно-экспортных), обеспечивая экономический рост, полную занятость, стабильный уровень цен и положительный платежный баланс.

 

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА (ПРОДУКТА И ДОХОДА).

Основная проблема экономической деятельности - размещение благ, которые уже есть и которые создаются в процессе экономической деятельности.

Экономический круговорот – схема кругового движения реальных экономических благ, которое сопровождается встречным потоком денежных доходов и расходов.

Цены, уплачиваемые за использования земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке, показанным в верхней части диаграммы. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства в - роли агентов предложения. Цены на готовые изделия и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия в роли агентов предложения.

В смешанной экономике государство полностью интегрировано в экономический кругооборот. Для осуществления своих функций государство производит покупки (расходы) на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей (доходы) со стороны предприятий и домохозяйств.

 

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА.

 

Таблица 2.1.

Заработная плата рабочего определяется предпринимателем в соответствии закону предельной производительности.

III сектор. Поведение предпринимателей на рынке продуктов определяется законами предельных издержек. Теория издержек производства будет рассмотрена в следующем подразделе.

IV сектор. Поведение домохозяйств на рынке продуктов. Это последний сектор взаимодействия хозяйственных субъектов (продавцов и покупателей). В этом секторе домохозяйства покупают, т.е. предъявляют спрос (расходы) удовлетворяя свои потребности. Их поведение определяется законами предельной полезности.

Ценность товара для покупателя определяется его предельной полезностью Предельная полезность – удовлетворение, которое получает потребитель, получая каждую дополнительную единицу товара. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что при росте количества товара, его полезность снижается. Это происходит потому, что у потребителя увеличивается запас товара, следовательно, со временем уменьшается его редкость, новизна, приносимое им удовлетворение и необходимость в дополнительных единицах сокращается.

 

Рис.2.1.

 

Закон спроса: если цена повышается, то при прочих равных условиях объем величина спроса уменьшается, и наоборот.

Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода: снижение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем раньше, не отказывая в приобретении других товаров.

Эффект замещения: при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять более дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникают способность и желание покупать больше продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Помимо цены на QD действуют и неценовые факторы:

а) средний доход потребителя;

б) наличие на рынке товаров заменителей и их цены;

в) вкусы и предпочтения покупателей;

г) накопленное имущество;

д) ожидания покупателями оптимальных цен и доходов.

Под воздействием этих факторов QD увеличивается или уменьшается, что на графике отображается сдвигом кривой D соответственно в положение D1 или D2.

 

Рис.2.2.

Между P и QS существует прямая положительная зависимость. Эта зависимость – функция предложения , графически ее можно представить кривой предложения (рис. 2.2).

Помимо цены на предложение влияют и не ценовые факторы:

а) Цены на ресурсы;

б) Технологии производства;

в) Налоги и дотации;

г) Цены на другие товары;

д) Ожидания продавцов относительно изменения цен;

е) число продавцов на рынке;

Смещение кривой S вправо в положение S1 означает увеличение предложения, смещение влево в положение S2 - уменьшение предложения.

Рыночное равновесие.

Описанные кривые спроса и предложения, но только взятые вместе позволяют определить, как цену, так и количество проданного на рынке товара. Совместим на новом графики кривые спроса и предложения (рис. 2.3) Площадь между осями цены и количества, на которой расположены кривые спроса и предложения, представляет собой все рыночное пространство.

 

 
 
II

 

 


                               
   
     
I
 
 
     
 
 
     
D
 
   
III
   
S
 
 

 


Рис.2.3.

Кривые делят его на четыре различные зоны. Каждая точка на кривой спроса показывает ту максимальную цену, которую покупатель согласен заплатить за данное количество товара. Таким образом, линия DD делит всё рыночное пространство на две части, задавая потолок цен спроса. Точки кривой предложения отражают минимальные цены, по которым производители согласны продать данное количество товара. Кривая SS делит рыночное пространство так же на две части и задает нижнюю границу цен предложения.

Четыре зоны, на которые рыночное пространство оказалось раздельным кривыми спроса и предложения, можно описать следующим образом:

 

I.мертвая зона данного рынка, в пределах которой интересы, как покупателя, так и продавца отсутствуют;

II.зона возможных продаж, но невозможных покупок, здесь на лицо только интерес продавца;

III.зона возможных покупок, но невозможных продаж: в таких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель.

IV.Зона возможных покупок и продаж данного товара.

 

Рыночное равновесие находится в точке Е, которой соответствует равновесная цена Ре и равновесный объем покупок и продаж Qe. Интересы покупателей и продавцов в точке Е совпадают.

 

 

Рис.2.5.

 

Графики эластичности спроса показывают, что при сокращении цены вдвое (точки от А до В) общая выручка растет, остается неизменной или падает в зависимости от того, является ли спрос эластичным, неэластичным или характеризуется единичной эластичностью.

Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку. Общая выручка всегда равна цене единице товара, помноженной на количество реализованного товара. При эластичном спросе выручка возрастает, т.е. эластичность больше 1; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возрастанием продаж, так что выручка остается неизменной, или эластичность спроса равна 1, при неэластичном спросе рост цены вызывает настолько незначительное падение продаж, что общая выручка возрастает или эластичность спроса меньше 1.

Если спрос можно назвать эластичным. То продавцам стоит задуматься о снижение цены. Она принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл, до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек по производству и сбыту товара. Кривой спроса занимается маркетинговая служба. Но когда цена задана. Т.е. когда отдельный производитель не влияет на спрос, маркетинговая служба не нужна.

Какие инструменты имеются у экономистов для измерения эластичности? Что значит, когда говорят, что эластичность спроса равна 1,0, или 2, 3 или 0,5? Чтобы ответить на эти вопросы, дадим следующее определение коэффициента эластичности ЕD между двумя различными точками на кривой спроса:

 

Эластичность спроса предполагает еще два крайних случая:

 

1) Абсолютно неэластичный спрос – ED = 0 – касается спроса на лекарства (инсулин, наркотики)

2) Абсолютно эластичный спрос – ED = ∞ - на взаимозаменяемые товары (мыло детское, хвойное, банное и т.д.)

График (рис.2.6) иллюстрирует все пять случаев эластичности спроса.

 

 

 

 

Q

Рис. 2.6 (Объем покупок)

 

Экономисты ввели понятие “эластичность предложения” в качестве показателя относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкретной цены.

 

Числовой коэффициент эластичности предложения ES определяется следующим образом:

 

В теории эластичности предложения важное значение принадлежит элементу времени. Крупнейший кембриджский экономист Альфред Маршалл различает три периода времени:

1) Мгновенное равновесие, когда предложение неизменно;

2) Краткосрочное равновесие, когда фирмы могут больше производить на данных предприятиях;

3) Длительное равновесие (или «нормальная цена»), когда фирмы могут отказаться от старых предприятий или построить новые.

 

ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ РЫНКА.

Основные понятия об издержках производства.

 

Любая производственная единица /фирма/ стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Величина дохода определяется двумя факторами: цены на продукты, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения. И издержками производства, зависящими от эффективности использования производственных ресурсов. Если первый фактор увеличения доходов фирмы зависит в большей степени от внешних условий экономической конъюнктуры, то второй – практически полностью от самой фирмы.

С точки зрения экономики все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

Например, заработная плата рабочих, затраты на покупку или аренду станков, машин, оборудования, оплата поставщиков материальных ресурсов. Явные издержки отражаются полностью в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому они еще называются бухгалтерскими издержками.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплачиваемые ею издержки. Неявные издержки могут быть представлены, как: а) денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; сюда относятся и издержки «упущенных возможностей» б) нормальная прибыль как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности.

Экономисты под издержками понимают как явные (бухгалтерские), так и неявные:

Экономические = Явные (бухгалтерские) + Неявные имплицитные

Издержки издержки издержки

 

Соответственно издержкам прибыль также может быть бухгалтерской и экономической.

Бухгалтерская прибыль – это разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль - это разность между полученной выручкой и экономическими издержками.

Вывод: экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Между бухгалтерской и экономической прибылью имеется следующее соотношение:

Выручка = Явные издержки + неявные издержки + Экономическая прибыль

 

Экономические издержки

Структуру экономических и бухгалтерских издержек и прибыли можно рассмотреть на примере деятельности двух предприятий (на рынке совершенной конкуренции) выпускающих однотипную продукцию, но использующих разные по рыночной цене ресурсы и разную технологию (комбинацию) ресурсов.

На рынке совершенной конкуренции рыночная стоимость (цена) однотипной продукции фиксирована, устанавливается стихийно за спиной производителя (12 долл.).

Вместе с этим, используя более эффективную технологию и относительно менее дорогие ресурсы, производитель может снизить общие издержки и обеспечить более дешевый способ производства продукта Х. (рис 2.7.)

 

Ресурс Кол-во ресурсов Технология № 1. Цена ресурса. Технология № 2. Цена ресурса.
Труд      
Земля      
Капитал      
Предпринимательская способность      
Общая сумма издержек на производство единицы продукта Х, рыночной стоимостью 12 долл.      

Рис.2.7.

 

В нашем примере (при условии, что каждый производитель является собственником только одного ресурса предпринимательской способности).

Экономические и бухгалтерские издержки, а также экономическую и бухгалтерскую прибыль можно подсчитать следующим образом:

Технология № 1

Явные (бухгалтерские) издержки = Труд(3) + Земля(3) + Капитал(3) = 9 долл.

Неявные издержки (нормальная прибыль) = Валовой доход (12) – явные издержки (9) = 3 долл.

Общие издержки (Экономические издержки)

Труд (3) + Земля (3) + Капитал (3) + Предпринимательская способность (3) = 12 долл.

Бухгалтерская прибыль (нормальная прибыль) = 12 долл. – 9 долл. = 3 долл.

Экономическая прибыль = 12 долл. – 12 долл. = 0.

Технология № 2

Явные (бухгалтерские) издержки = Труд (2) + Земля (2) + Капитал (3) = 7 долл.

Общие издержки = 2 + 2 + 3 + 3 = 10 долл.

Экономическая прибыль = 12 долл. – 10 долл. = 2 долл.

Валовой доход(12) – явные издержки(7) = 5 долл. – есть доход предпринимателя или предпринимательский доход (технология № 2). Он включает: нормальную прибыль – 3 долл. плюс экономическую сверхприбыль – 2 долл. как вознаграждение за лучшее использование применяемых ограниченных ресурсов и лучшую комбинацию их использования.

Все экономические издержки могут быть также разделены по другим признакам на две большие группы: постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это экономические издержки, которые не изменяются при изменении объема производства.

Они не зависят от количества выпущенной продукции, и предприятие будет их нести даже в том случае, если вообще ничего не будет производить.

Переменные издержки – это экономические издержки, которые зависят от объема продаж, т.е. изменяются с изменением объема производства.

Валовые издержки = Постоянные издержки + Переменные издержки

Какие издержки относятся к постоянным, а какие – к переменным? Это зависит от того временного интервала, в котором они рассматриваются. Вспомните понятия мгновенного, короткого и длительного периодов.

В мгновенном периоде – все издержки являются постоянными: продукт выпущен на рынок, поэтому уже нельзя ни изменить объем его производства (он уже есть), ни изменить издержки от производства.

В коротком периоде наблюдается деление издержек на постоянные и на переменные.

К переменным издержкам в коротком периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов (материальные затраты), затраты на оплату труда и соответствующие социальные отчисления аппарата управления, арендная плата за помещения, амортизация основных средств.

В длительном периоде предприятие имеет возможность не только закупить большее количество сырья и материалов или нанять большее количество рабочих. Оно может осуществить капиталовложения, т.е. увеличить размеры основного капитала. Поэтому в длительном периоде считается. Что все издержки являются переменными.

Когда продукция не выпускается, переменные издержки равны нулю, однако, по мере роста выпускаемой продукции, они увеличиваются. Сначала, когда производство осуществляется в небольших объемах, переменные издержки растут очень быстро, но при дальнейшем расширение производства начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становиться очень медленным, чем расширение производства. В дальнейшем переменные издержки начинают увеличиваться нарастающими темпами по сравнению с ростом производства. Это объясняется действием закона убывающей отдачи (рис.2.8).

Рис.2.8. Рис.2.9.

Закон убывающей отдачи относится к дополнительной продукции, которую мы получаем при последовательном присоединение дополнительных переменных ресурсов к неизменному фиксированному ресурсу. Наиболее наглядно этот закон действует в сельском хозяйстве. Суть его заключается в том, что эффект от увеличения применяемого труда и капитала на ограниченном участке земли с какого-то момента начинает уменьшаться.

Различают так же общие издержки, которые являются суммой постоянных и переменных издержек. Следовательно, они существуют даже тогда, когда фирма ничего не производит, и с ростом переменных издержек при каждом данном объеме производства растут и валовые издержки (рис.2.9.).

Еще одна очень важная концепция издержек производства – предельные издержки, которые определяются, как дополнительные издержки на производство еще одной дополнительной единицы продукции.

Концепция предельных издержек стратегически важна для фирмы, поскольку позволяет определить, те издержки, величину которых полностью контролирует. Фирма при помощи предельных издержек может точно определить, во что ей обойдется расширение производства на одну дополнительную единицу продукции, и, одновременно, какие расходы сэкономит она в случае сокращения производства на эту единицу продукции.

Сначала предельные издержки снижаются и остаются ниже средних общих издержек из-за экономии на массовом производстве, благодаря этому средние общие издержки тоже снижаются. Затем предельные издержки начинают расти с момента действия закона убывающей отдачи.

 

Кривая спроса монополиста

 

 

Предельный доход

Рис.2.16.

Снижение цены относиться не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всему объему продажи. Но будет ли максимальный объем выручки наилучшим с точки зрения фирмы? Фирму интересует не величина выручки сама по себе, а прибыль, получаемая как разница между общей выручкой и издержками. Поэтому для нахождения оптимального объема выпуска продукции для фирмы-монополиста необходимо совместить кривую общей выручки и валовых издержек. На (рис.2.17.) видно, что при малых выпусках продукции в результате высоких постоянных издержек прибыль отрицательна. В диапазоне средних размеров выпуска, когда издержки растут более медленными темпами благодаря экономии на массовом производстве, а общая выручка увеличивается вследствие эластичности спроса, прибыль положительна. При дальнейшем наращивание объема выпуска прибыль опять отрицательна. Это связано с тем, что общие издержки увеличиваются более высокими темпами, поскольку начинает действовать закон убывающей отдачи. В это же время валовая выручка начинает падать в результате неэластичного спроса.

 
 

 


 

Q
-
Рис.2.17.

Рис.2.18.

 

Характерный наклон кривой предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного момента. В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в жертву интересам высокого заработка. По достижении высокого материального положения работник приостановит дальнейшее предложение своего труда и откажется от дополнительной занятности даже при росте зарплаты. В этом случае «эффект дохода» замещается «эффектом досуга».

Общий уровень производительности труда зависит от кооперации капитала, ресурсов, технологий, совершенных методов производства. От них зависит и общий уровень оплаты труда, однако он повышается и тогда, когда предложение труда ограничено по сравнению с другими факторами производства и фиксированным спросом на рабочую силу.

Рыночное предложение труда имеет тенденцию к возрастанию с повышением зарплаты. На конкурентном рынке труда ситуацию можно представить следующим графиком (рис.2.19).

 

 

Рис.2.19.

Фирма будет предъявлять спрос на труд, пока , пока предельный доход от труда не сравняется с предельными издержками. Максимизация прибыли достигается, если .

На рынках рабочей силы зарплата – цена труда (w) – устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложение по различным категориям работников, по видам работ. По наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников. Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. В системе рыночных цен заработная плата является особо важной категорией еще и потому, что достигает примерно 3/4 национального дохода развитых стран. Регулирования многих процессов в экономике связано с движением зарплаты. Например, одним из показателей уровней инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денежных выплат, а реальная – определяется уровнем цен на товары, покупаемые в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы.

Существующие различия в зарплате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ.

 

Рынок земли. Рента.

Экономическая рента – это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничены. Именно ограниченность предложения природных ресурсов – их фиксированное количество – отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.121.17 (0.155 с.)