Тема 9.1. Международные аспекты экономического развития. Интернационализация экономики (1 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9.1. Международные аспекты экономического развития. Интернационализация экономики (1 ч.)



 

1. представить графическую структурно-логическую схему, демонстрирующую содержание, структуру данной темы;

2. составить глоссарий по основным понятиям данной темы;

3. подготовиться к индивидуальному собеседованию по данной теме;

4. подготовиться к дискуссии на тему: «Роль МЭО в развитии экономики».

 

Основные понятия

 

Мировое хозяйство Всемирное (мировое) хозяйство

Закрытая экономика, или автаркия Открытая экономика

Структура мирового хозяйства Индекс товарности

Экспортная доля (квота) Структура экспорта

Импортная доля Структура импорта

Внешнеторговый оборот Сравнительное соотношение доли страны

Показатели международного движения капитала

Интернационализация производства

Международная экономическая интеграция

Зона свободной торговли Таможенный союз

Платежный союз Общий рынок

Экономический и валютный союз

 

 

Тема 9.2. Виды внешнеэкономических отношений государства и их роль в экономике (1 ч.)

 

1. решить качественные и количественные задачи и тесты по данной теме;

2. подготовиться к защите вариантов решений задач по данной теме;

3. подготовиться к индивидуальному собеседованию по данной теме;

4. подготовиться к дискуссии на тему: «Практическое применение теории МЭО к анализу экономики современной России».

 

Задачи

 

Задача 1. Проанализируйте, каким образом следующие изменения отразятся на кривой равновесия платежного баланса при отсутствии мобильности капитала:

а) рост цен за рубежом,

б) повышение мировой ставки процента,

в) падение выпуска за рубежом.

 

Задача 2. Рассмотрите небольшую открытую экономику с абсолютной мобильностью капитала, которая находится в состоянии равновесия (внутреннего и внешнего баланса). Пусть в экономике имеет место фиксированный обменный курс. Проанализируйте изменение равновесного выпуска и его структуры, вызванное повышением мировой ставки процента

 

Литература для самостоятельной работы

 

№ темы Название темы Рекомендуемая Литература*
1.1. Предмет, цели и задачи курса «Макроэкономика» А) 1, 2, 3, 4, 5 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2.1. Система национальных счетов и ее показатели А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
3.1. Цикличность как закономерность развития рыночной экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
3.2. Занятость и безработица: сущность, измерение и влияние на развитие экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
3.3. Инфляция: сущность, причины, виды, измерение и последствия для развития экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
4.1. Совокупный спрос и совокупное предложение, их роль в экономике А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
4.2. Классическая модель экономики, ее факторы занятости и выпуска А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
  4.3. Кейнсианская модель экономики и ее инструменты А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
5.1. Финансовая система государства и роль налогов в ее функционировании А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
5.2. Виды фискальной политики государства и их значение в развитии экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
6.1. Деньги и денежный рынок, их влияние на экономику А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
6.2. Банковская система и ее роль в развитии экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
6.3. Сущность, методы, модели и эффективность денежно-кредитной политики государства А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
7.1. Экономический рост: его необходимость, факторы, модели и возможность государственного регулирования А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
8.1. Сущность, цели и значение социальной политики государства в развитии экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
9.1 Международные аспекты экономического развития. Интернационализация экономики А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
9.2. Виды внешнеэкономических отношений государства и их роль в экономике А) 1,2, 3, 4 Б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 74

 

А) Основная литература

1. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 2010, 506 с.

2. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник –М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 405 с.

3. Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2009. – 752 с.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред.А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. – 832 с.

5. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н. – М.: Экономика, 2010. – 503 с.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. – М.: Республика, 2008. – 399 с.

7. Микро-, макроэкономика. Практикум./ Под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб.: «Литера плюс», 2004.

8. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 288 с.

9. Экономика: Учебник / Под ред.А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2009. – 816 с.

10. Экономика. Учебник / Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2009. – 792 с.

11. Экономическая теория. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. –
СПб.: 2009. – 579 с.

12. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И.,
Журавлевой Г. И., Тарасевича Л.С. М.: ИНФРА-М. – 2009. – 512 с.

13. Экономическая теория: учебное пособие/Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.

14. Курс экономической теории: Учебник /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров.: АСА. – 2009. – 289 с.

15. Сборник задач по экономике: Учебное пособие /Отв. ред. Ю.А. Власьевич. – М.: БЕК, 2009. – 329 с.

16. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский. – М.: Кнорус, 2008. – 272 с.

17. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатов.- М.: БЕК, 2009.

18. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник/ Журавлева Г.П., Поздняков Н.А.-М.: ИНФРА-М., 2010 г.

19. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: Учебное пособие / Антипина О.Н., Вощикова Н.К., Кадомцева С.Н..М.: Инфра-М. – 2010. – 507 с.

20. Экономическая теория. Макроэкономика.Учебник/ Под ред. Воронина А.П. – М.: Экономика. – 2010. – 352 с.

21. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – Питер. – 2010. – 234 с.

22. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебники МГУ им. Ломоносова М.В. – М.: Инфра-М. – 2010. – 345 с.

23. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов: 6-е издание, переработанное и дополненное. Под редакцией В.Д. Камаева. – М.: Издательство Владос. – 2010. – 341 с.

Б) Дополнительная литература

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. проф. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во «ДИС». – 2010. – 416 с.

2. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. Г. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ. – 2008.

5. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер. – 2010. – 432 с.

7. Гайгер Л. Т., Ликвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ.. – М.: 1996.

8. Гальперин В.М., Гребенников П. И., Леусский В. И., Тарасевич Н. С. Макроэкономика. – СПб.: Питер. – 2008.

9. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. – М.: Л., 1991.

10. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб.: Питер. – 1994.

11. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб.: Питер. – 1997.

18. Макроэкономика. Программы, тесты, задачи, решения. / Под общ. ред. Л. С. Гребнева. – М.: Дело. – 2009.

20. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Дело, 1994.

21. Резник Г. А. Макроэкономика: Учебник для вузов. – Пенза.: ПГАСА, 2009. – 186 с.

25. Шутов В. С., Васин С. М. Макроэкономика. Учебное пособие. – Пенза.: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005.

28. Экономическая теория. Макроэкономика.Учебник / Под ред. Воронина А.П. – М.: Изд. Экономика, 2010.

 

Наглядные пособия по курсу «Макроэкономика»

 

1) Альбом схем по курсу «Макроэкономика» (см. приложение 1)

2) Глоссарий по курсу «Макроэкономика» (см. приложение 4)

3) Записи видеофильмов по проблемам экономической теории (см. приложение 5).

4) Задачи по курсу «Макроэкономика» из Банка задач Интернета (см. приложение 6).

5) Презентации дипломных проектов, курсовых работ, рефератов по проблемам

экономической теории.

 


6.2. Материалы для проведения текущего,

промежуточного и итогового контроля знаний

 

№ п/п Вид контроля Контролируемые разделы (темы) программы Компетенции, компоненты которых контролируются
  Тест № 1 Тема 1.1. Предмет, цели и задачи курса «Макроэкономика» ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 2 Тема 2.1. Система национальных счетов и ее показатели ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 3 Тема 3.1. Цикличность как закономерность развития рыночной экономики Тема 3.2. Занятость и безработица: сущность, измерение и влияние на развитие экономики Тема 3.3. Инфляция: сущность, причины, виды, измерение и последствия для развития экономики ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 4 Тема 4.1. Совокупный спрос и совокупное предложение их роль в экономике Тема 4.2. Классическая модель экономики, ее факторы занятости и выпуска Тема 4.3. Кейнсианская модель экономики и ее инструменты ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 5 Тема 5.1. Финансовая система государства и роль налогов в ее функционировании Тема 5.2. Виды фискальной политики государства их значение в развитии экономики ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 6 Тема 6.1. Деньги и денежный рынок, их влияние на экономику Тема 6.2. Банковская система и ее роль в развитии экономики Тема 6.3. Сущность, методы, модели и эффективность денежно-кредитной политики государства ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Тест № 7 Тема 7.1. Экономический рост: его необходимость, факторы, модели и возможность государственного регулирования ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Коллоквиум № 1 Раздел 1. Введение Раздел 2. Национальная экономика: цели и результаты Раздел 3. Макроэкономическая нестабильность и ее виды ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Коллоквиум № 2 Раздел 4. Классическая и кейнсианская теории развития экономики Раздел 5. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика и ее роль в экономике ОК-12, ОК-13, ПК-27
  Коллоквиум № 3 Раздел 6. Денежно-кредитная политика государства и ее роль в экономике Раздел 7. Экономический рост и государственное регулирование экономики Раздел 8. Социальная политика государства Раздел 9. Международные экономические отношения и их влияние на экономику ОК-12, ОК-13, ПК-27

 

Демонстрационный вариант теста №1

 

1. Если исследуется экономика как система в целом, то такой анализ является:

1) позитивным;

2) микроэкономическим;

3) нормативным;

4) макроэкономическим;

5) системным.

 

2. Основными макроэкономическими проблемами являются:

1) рентабельность производства;

2) полная занятость ресурсов;

3) стабильность минимального уровня инфляции;

4) устойчивый экономический рост;

5) верные ответы 2),3),4).

 

3. Макроэкономический анализ экономики - это анализ взаимодействий между:

1) рынками различных продуктов и услуг;

2) рынками продуктов и услуг и рынком денег;

3) рынками продуктов и услуг и рынками ресурсов;

4) рынками продуктов и услуг, рынками ресурсов, рынком денег и рынком валюты;

5) рынками ресурсов, рынком денег и рынком валюты.

 

Демонстрационный вариант теста №2

 

1. Является ли правильным следующее определение ВНП, что это совокупность произведенных за год товаров и оказанных услуг.

А.Да. Б.Нет.

 

2. Продукт, произведенный только внутри страны и только с использованием ресурсов данной страны всегда больше ВНП.

А. Да. Б. Нет.

 

3. Стоимость продукции материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны – это:

А. ВНП. Б. ВВП.

 

4. Продукт страны за вычетом продуктов, произведенных своими предприятиями за границей (т.е. филиалами) и продукта, созданного внутри страны с участием иностранного капитала – это:

А. ВВП. Б.ВНП.

 

5. Общая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных во всех сферах экономики за определенный период времени – это:

А.ВНП. Б.ВВП. В.Все ответы верны.

 

6. Какое правило подсчета ВНП и других макропоказателей, из приведенных ниже, является неправильным.

А. Использование при подсчете два метода определения величины ВНП: по расходам и доходам.

Б. Исключение непроизводительных сделок из ВНП.

В. Суммирование добавленной стоимости на всех стадиях производства конечного продукта.

Г. Суммирование всех товаров, произведенных в материальном производстве.

Д. Недопущение повторного счета.

 

7. ВНП за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств производства, изношенных в процессе выпуска – это личный доход.

А.Да. Б.Нет.

 

8. Личный доход – это доход, полученный для личных расходов, после уплаты налогов.

А.Да. Б. Нет.

 

9. Располагаемый доход это сумма всех факторных доходов человека.

А.Да. Б.Нет.

 

10. Личный доход за вычетом индивидуальных налогов и неналоговых платежей – это располагаемый доход.

А.Да. Б.Нет.

 

Демонстрационный вариант теста №3

 

1. Цикличность – это случайное явление в рыночной экономике.

А.Да. Б.Нет.

 

2. Экономический цикл: является причиной и следствием экономического развития; постоянная динамическая характеристика, определяющая развитие экономики; отражает неравномерность в развитии экономики.

А.Все ответы верны. Б.Все ответы неверны.

 

3. Если параметры экономики возрастают в фазе подъема и сокращаются в фазе спада (объем производства, денежные агрегаты, уровень цен, прибыль корпораций), то они относятся к проциклическим.

А.Да. Б.Нет.

 

4. Когда, например, уровень безработицы, число банкротств, размеры запасов готовой продукции, во время подъема сокращаются, а во время спада увеличиваются, то это показатели экономики:

А.Ациклические. Б. Контрциклические. В. Проциклические.

 

5. Когда динамика экономических показателей не связана с какими-либо фазами экономического цикла (например, объем экспорта), то это показатели экономики:

А. Контрциклические. Б.Проциклические. В.Ациклические.

 

6. Если экономические параметры (число вновь создаваемых предприятий, продолжительность рабочей недели, изменения в запасах, индексы фондового рынка, изменение денежной массы), достигают максимума (минимума) перед достижением подъема (спада), то они относятся к опережающим, или ведущим.

А.Да. Б.Нет.

 

7. Если экономические параметры (численность безработных, удельные расходы на зарплату, средний уровень процентной ставки в коммерческих банках) достигают максимума (минимума) после достижения подъема (спада), то это:

А. Опережающие параметры.

Б.Запаздывающие параметры.

В. Совпадающие параметры.

 

8. Если экономические параметры (ВНП, уровень безработицы, продукция промышленности, личные доходы, заявки на рекламу, цены производителей) изменяются одновременно и в соответствии с изменениями экономической активности, то это параметры:

А.Совпадающие.

Б.Запаздывающие.

В. Опережающие.

 

9. Согласно стохастическому подходу, причиной циклов являются предсказуемые факторы.

А.Да. Б.Нет.

 

10. В основе детерминистического подхода в теории циклов, их причиной является механизм «импульс – распространение», который представляет собой процесс преобразования случайных шоков во времени.

А.Да. Б.Нет.

 

Демонстрационный вариант теста №4

 

1. Модель, показывающая обратную зависимость между уровнем цен в стране и выпуском продукции – это:

А. Совокупный спрос. Б.Совокупное предложение.

 

2. Эффект процентной ставки – это неценовой фактор совокупного предложения.

А. Да. Б.Нет.

 

3. Количество товаров и услуг, которые купили потребители – это AS.

А. Да. Б.Нет.

4. Модель, показывающая различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, которые потребители, фирмы и правительства готовы купить при любом возможном уровне цен – это AD.

А.Да. Б.Нет

 

5. Кривая, показывающая прямую зависимость между количеством товаров и услуг и уровнем цен на них – это AD.

А.Да. Б.Нет.

 

6. Кривая совокупного спроса показывает обратную зависимость между количеством товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести и общим уровнем цен.

А.Да Б.Нет.

 

7. Увеличение количества денег в стране повышает совокупный спрос.

А.Да. Б.Нет. (Доказать математически- формулой).

 

8. Эффект импортных закупок – это ценовой фактор совокупного спроса.

А. Да. Б.Нет.

 

9. Эффект богатства и эффект реальных кассовых остатков – это одно и то же.

А.Да Б.Нет.

 

10. Автором эффекта процентной ставки является Кейнс.

А.Да Б.Нет.

 

Демонстрационный вариант теста №5

 

1. Фискальная политика – это сознательное манипулирование:

А. Государственным бюджетом.

Б. Государственными расходами и налогами.

В. Учетной ставкой.

Г.Нормой банковского резерва.

Д. Операциями с ценными бумагами (купля или продажа).

 

2. Дискреционная фискальная политика основана на автоматической зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от динамики ВНП, которая отражает ход делового цикла.

А.Да. Б. Нет.

 

3. В период перегрева экономики применяется стимулирующая фискальная политика.

А.Да. Б. Нет.

 

4. В условиях избыточного спроса применяется сдерживающая фискальная политика.

А. Да. Б. Нет.

 

5. Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги.

А.Да. Б.Нет.

 

6. В период спада проводится фискальная политика, состоящая из: роста налогов, снижения госрасходов.

А.Да. Б.Нет.

 

7. Рассматривал фискальную политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен:

А. Сей. Б.Кейнс. В. Фишер.

 

8. Влияние фискальной политики на экономику носит:

А. Множительный эффект.

Б. Ускоряющий эффект.

В.Нейтральный эффект.

 

9. Мультипликатор сбалансированного бюджета больше 1.

А.Да. Б.Нет.

 

10. Прогрессивная шкала налогообложения обеспечивает автоматическое изменение объема собираемых налогов в ходе проведения:

А. Дискреционной фискальной политики.

Б. Недискреционной фискальной политики.

 

Демонстрационный вариант теста №6

 

1.Деньги-это

А.Все, что признается людьми за деньги.

Б.Всеобщий эквивалент обмена.

В.Удобный социальный инструмент, исполняющий несколько основных функций, т.е.быть средством: платежа, обращения, накопления, мерой стоимости.

Г.Все ответы верны.

 

2 Движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве-это:

А.Эмиссионная система.

Б.Денежная система.

В.Денежный оборот.

 

3. Денежная система-это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

А.да. Б. Нет.

 

4. Деньги, как мера стоимости - это:

А.Приравнивание товара к определенной сумме денег в идеальной форме до начала их обращения.

Б.Следствие существования кредита.

В.Следствие существования товарооборота.

 

5. Деньги, как средство обращения позволяют:

А.Реально присутствовать деньгам в обращении и мимолетно участвовать в обороте товара.

Б.Идеально оценить стоимость товаров до начала их обращения.

 

6. «Скорость денег относительно стабильна,»- считают представители кейсианской школы.

А.да. Б. нет.

 

7. Деньги-как средство платежа- это следствие появления кредита.

А.да. Б.нет.

 

8. Главное преимущество денег как средства накопления и образования сокровищ в том, что они по сравнению с наличными деньгами ликвидны.

А.да. Б.нет.

 

9. Количество денег в обращении равно отношению ВНП к скорости обращения денег.

А.да. Б.нет.

 

10. Мировые деньги выполняют те же функции, что и другие деньги, в обычном обороте, только в рамках мировой денежной системы.

А.да. Б.нет.

 

Демонстрационный вариант теста №7

 

1. Экономический рост- это:

А. Поступательное движение экономики, её прогресс и развитие.

Б. Увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год).

В. Обеспечение долговременного и постоянного роста ВНП, национального дохода в целом и на душу населения, т.е. обеспечение роста благосостояния людей.

Г. Все вышеперечисленное.

 

2. Причинами, определяющими необходимость экономического роста, являются:

А. Рост потребностей общества («Закон возвышения потребностей»).

Б. Рост населения (в геометрической прогрессии).

В. Закономерности поступательного движения науки и техники.

Г. Закономерности национальной безопасности страны, особенно вооруженной её защиты, требующей постоянного совершенства и развития материальной базы армии и флота.

Д. Все вышеперечисленное.

 

3. Значение экономического роста определяется следующим:

А. Он увеличивает количество и качество продукта на душу населения, т.е. повышает жизненный уровень людей.

Б. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально- экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

В. Он облегчает решение проблем ограниченности ресурсов.

Г. Всем вышеперечисленным.

 

4. Если увеличение национального продукта осуществляется за счет привлечения дополнительных факторов производства, то это:

А. Экстенсивный тип роста

Б. Интенсивный тип роста.


Вопросы к коллоквиуму №1

 

1. В чем состоят задачи и назначение системы национальных счетов?

2. Какова роль СНС в макроэкономическом анализе и управлении национальной экономикой?

3. Понятие резидентных и нерезидентных экономических единиц, внутренней и национальной экономики и связанных с ними категорий.

4. Какие основные классификации предусмотрены в СНС?

5. Перечислите основные сектора экономики.

6. Перечислите основные показатели результатов экономической деятельности.

7. Объясните роль показателя валовой внутренний продукт и способы его расчета на разных стадиях воспроизводственного цикла.

8. Покажите взаимосвязь основных показателей СНС.

9. Виды цен, используемых в СНС, и их взаимосвязь.

10. Роль межотраслевого баланса в СНС.

11. Что вы понимаете под национальной экономикой?

12. Назовите основные признаки национальной экономики.

13. Каким путем может достигаться стабильность и эффективность в развитии национальной экономики?

14. Дайте характеристику общим и конечным результатам функционирования национальной экономики.

15. Что вы понимаете под цикличностью развития рыночной экономики и охарактеризуйте фазы цикла.

16. Чем определяется продолжительность краткосрочного и долгосрочного цикла?

17. Назовите основные виды безработица и охарактеризуйте связь между ними.

18. Что такое естественная безработица?

19. Охарактеризуйте меры борьбы с безработицей и по расширению занятости.

20. Что такое кривая Филлипса?

21. Что такое инфляция и как ее можно измерить?

22. Каковы причины инфляции?

23. Как вы представляете механизм развития инфляционного процесса?

24. Чем характеризуются инфляция спроса и инфляция предложения?

25. В условиях СССР существовала подавленная инфляция. В чем смысл этого термина? Чем характеризуется подавленная инфляция? Каким образом она проявляется?

26. В чем заключаются различия между умеренной, галопирующей и гиперинфляцией? Каковы критерии их разграничения?

Вопросы к коллоквиуму №2

 

1. В соответствии с критерием оптимальности Парето, нельзя улучшить положение беднейшей части населения страны, не ухудшая положения наиболее обеспеченных слоев населения. Как тогда ответить наследующие два вопроса?

- Общественный прогресс и благосостояние - это в преобладающей степени результаты деятельности одной части населения (по кривой Лоренца), которыми будут пользоваться все. Получается, что нарушается известный принцип распределения. Нарушается ли при этом критерий Парето?

- Одним из результатов технологического прогресса является изменение полезностей товаров и услуг. Одновременно изменяется структура потребностей и их общая величина. Как при этом следует оценивать критерий Парето?

2. Верно ли, что стержнем экономической политики государства в период формирования рыночной экономики должно быть стремление любой ценой добиться макроэкономического равновесия? Как это скажется на возможности и сроках достижения поставленной цели? Всегда ли общее экономическое равновесие можно считать благом для общества или возможен другой подход к формированию экономической политики? Как следует рассматривать проблему макроэкономического равновесия в период военных действий?

3. Критерий оптимальности Парето зависит от эффективности развития каждой из отраслей национального хозяйства. Как скажется на показателях оптимальности состояния экономики та или иная государственная политика в области таможенных пошлин? Возможна ли оптимальная величина пошлин на факторы производства? На потребительские товары?

4. Нарисуйте диаграмму Эджворта. Национальная экономика представлена производством капитальных товаров и производством потребительских товаров. Производство факторов производства существенно менее эффективно, чем потребительских товаров. Где находятся точки Парето-оптимального состояния? Как на диаграмме Эджворта показать кривую производственных возможностей?

5. Как изменятся уравнения Вальраса для условий неконкурентного рынка?

6. Всегда ли государственная политика, направленная на повышение эффективности экономики в целом, будет приветствоваться всеми социальными группами? Что произойдет с критерием Парето в случае жестко проводимой государственной политики, направленной на повышение эффективности национальной экономики?

7. Как можно использовать критерий Парето, если необходимость увеличения импорта диктуется долгосрочными экономическими целями?

8. В условиях командной экономики в России экономия ресурсов представлялась главным средством повышения эффективности экономики. Насколько это было верным? Можно ли с этим согласиться в современных условиях?

9. Предложите пример, когда дефицит производства потребительского товара (или группы товаров) приведет к повышению (понижению) цен на факторы производства.

10. Как скажется на критерии Парето катастрофа с ценообразованием на рынке продуктов первой необходимости? Что в этом случае должны делать государственные органы?

11. Возможен ли какой-либо критерий оптимальности для неконкурентного рынка? Можно ли утверждать, что в условиях неконкурентного рынка то, что выгодно олигополистической группе, выгодно всему обществу.

12. Предположим, Вы убеждены, что для достижения стабилизации в России и дальнейшего поступательного ее развития необходимо увеличение инвестиций на фоне сокращения потребления. Какие особые изменения в структуре налогов можно было бы рекомендовать? (При ответе на данный вопрос следует учитывать, что однозначное решение по увеличению налогов на прибыль может привести к тому, что фирмы будут считать более целесообразным осуществлять расточительные затраты, чем добиваться достаточно высокой прибыли, или будут стремиться к сокрытию своих доходов.)

13. Можно ли утверждать, что финансы России находятся в состоянии кризиса? В чем это проявляется?

14. С какими проблемами может столкнуться общество при строгом соблюдении лишь одного из принципов налогообложения: или только пропорционально доходу (платежеспособности), или только пропорционально выгоде, которую получает предполагаемый налогоплательщик, пользующийся определенными благами под защитой и покровительством государства?

15. Объясните, как вы понимаете выражение налоговая лазейка. Попробуйте найти в экономической литературе определение этого понятия. Несут ли один и тот же социально-экономический смысл понятия уклонение от налогов и использование налоговых лазеек? Почему законы о налоговых реформах во многих странах оставляют место для налоговых лазеек?

16. Прокомментируйте, прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России.

17. Расходы правительства делятся на два вида: расходы на товары и услуги и трансфертные платежи. Объясните разницу между этими видами расходов и приведите примеры по каждому из них.

 

Вопросы к коллоквиуму №3

 

1. Сравните основные положения марксисткой и количественной теории денег.

2. Сравните отдельные виды денег при выполнении ими различных функций. Все ли виды денег в равной степени выполняют эти функции?

3. Объясните, почему вклады до востребования считаются дебетовыми?

4. Объясните, почему увеличение денег в обращение не приводит к росту цен, если выпуск товаров и оказание услуг увеличиваются в равной или большей степени.

5. В чем вы видите назначение норматива обязательных резервов коммерческих банков и почему коммерческие банки обязаны соблюдать их?

6. Как работает банковский (депозитный) мультипликатор?

7. В чем вы видите особенности кредитной системы России?

8. Что такое воспроизводство?

9. Дайте характеристику простого и расширенного воспроизводства.

10. Что является показателем и высшим критерием экономического прогресса?

11. Назовите и охарактеризуйте пути экономического роста.

12. Раскройте движущие силы экономического прогресса.

13. В чем особенности современного типа экономического роста?

14. Чем вызвана необходимость структурной перестройки экономики на современном этапе?

15. В чем состоит суть обострившихся экологических проблем?

16. Каковы пути решения проблем экологии?

17. Назовите основные показатели эффективности производства.

18. Что вы понимаете под экономическим равновесием?

19. Достижима ли полное равновесие в реальной экономике?

20. Какое влияние на пропорциональность реальной экономики оказывает НТП?

21. Какие факторы лежат в основе объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство?

22. Чем отличается развитие внешних связей в эпоху промышленного переворота от первых попыток сближения народов?

23. Что вы понимаете под теорией сравнительных издержек: назови те ее автора.

24. Как вы понимаете теорию сравнительных преимуществ и определите ее место в мирохозяйственных связях.

25. В чем вы видите различия между всемирным хозяйством начала ХХ столетия и современным?

26. Как вы понимаете положительное и отрицательное сальдо внешнеторгового оборота?

27. Раскройте содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.

28. С чем связана международная миграция капитала и в каких формах она протекает?

29. Что лежит в основе миграции трудовых ресурсов? Для развитых стран приток мигрантов благо или зло?

30. Что такое экономическая интеграция и чем она отличается от традиционных форм экономических отношений?


Примерный перечень вопросов к зачету

 

1. Макроэкономика как раздел экономической теории, ее предмет и задачи. Система национальных счетов и общая характеристика ее показателей.

2. Валовой национальный продукт, его определение и принципы расчета по расходам и доходам.

3. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход: их определение и расчет величин.

4. Индекс цен, виды индексов цен. Расчет реального ВНП с помощью индекса цен. Инфлирование и дефлирование.

5. Занятость и безработица. Виды безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости.

6. 11. Инфляция, ее причины, виды и последствия. Связь инфляции, безработицы и ВНП. Расчет и учет инфляции в экономике. Антиинфляционная политика государства.

7. Цикличность развития рыночной экономики, ее причины. эффекты мультипликатора и акселератора. Государственное антициклическое регулирование.

8. Совокупный спрос и совокупное предложение, их кривые и факторы их определяющие.

9. Классическая экономическая теория о рыночной экономике, возможностях ее саморегулирования, факторах полной занятости и выпуска. Закон Сея.

10. Кейнсианская экономическая теория о факторах полной занятости, выпуске и роли государства в экономике.

11. Равновесие в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы в экономике и пути их устранения.

12. Общая характеристика фискальной (налогово-бюджетной) политики государства, ее основные цели и роль в развитии экономики.

13. Сущность, функции и виды налогов, их роль в развитии экономики. Кривая Лаффера. Основные направления развития налоговой системы России.

14. Дискреционная фискальная политика, ее сущность и особенности применения в период спада или перегрева экономики.

15. Недискреционная фискальная политика, ее сущность и автоматизм применения ее инструментов.

16. Государственный бюджет: его виды, состояния, основные источники и статьи расходов. Государственный долг, его структура и пути погашения.

17. Сущность, роль и функции денег в экономике. Экономические школы о роли денег в экономике.

18. Равновесный объем производства, его значение для экономики и методы определения. Эффект мультипликатора.

19. Денежный рынок и условия его равновесия. Спрос и предложение денег.

20. Финансовая система государства, ее структура и цели. Основные функции центрального банка.

21. Коммерческие банки: их функции, основные операции, ликвидность и надежность. Необходимость и методы государственного регулирования деятельности банков.

22. Денежно-кредитная политика государства: ее цели, средства и методы. Политика «дорогих» и «дешевых» денег и особенности ее применения в экономике.

23. Государственное регулирование экономики: необходимость, пределы, основные направления и инструменты.

24. Структура и платежного баланса государства.

25. Экономический рост: необходимость, сущность, типы и модели. Проблемы выбора и реализации моделей развития в современной России.

26. Социальная политика государства и ее связь с экономикой. Кривая Лоренца. Пути сглаживания социального неравенства в рыночной экономике.

27. Международные экономические отношения и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.263 с.)