История экономических учений. Конспект лекций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История экономических учений. Конспект лекций.



История экономических учений. Конспект лекций.

 

Оглавление

 

Лекция №1. 14.02.2006. 1

Лекция №2. 21.02.2006. 5

Лекция №3. 28.02.2006. 9

Лекция №4. 07.03.2006. 12

Лекция №5. 14.03.2006. 14

Лекция №6. 21.03.2006. 17

Лекция №7. 28.03.2006. 20

Лекция №8. 04.04.2006. 23

Лекция №9. 11.04.2006. 26

Лекция №10. 18.04.2006. 28

Лекция №11. 25.04.2006. 31

Лекция №12. 02.05.2006. 33

 

Лекция №1. 14.02.2006

Введение: история экономических учений как научная дисциплина.

  1. Предмет ИЭУ.
  2. Метод ИЭУ.
  3. Зарождение первых ИЭУ (самостоятельно).

Предмет ИЭУ

Предметом ИЭУ является процессвозникновения, становления борьбы и смены экономических воззрений на всех этапах развития человеческой цивилизации.

Экономическая мысль – это взгляд ученого на какой-либо конкретный вопрос или проблему.

Экономическое учение – система взглядов какого-либо ученого.

Экономическая теория – это

А. Учение, оформленное определенным научным аппаратом (системой категорий), увязанная и взаимосвязанная с другими экономическими теориями.

Б. Следует различать экономическую историю и историю экономической мысли.

В. Главная задача ИЭУ: периодизация и классификация процесса становления процесса экономической мысли.

Г. ИЭУ призвана упорядочить ХАОС, царящий в экономических категорий.

Д.ИЭУ нужна, чтобы не изобретать велосипед.

Метод ИЭУ

Метод –это набор инструментов исследования той или иной экономической проблемы.

· Метод научных абстракций. Абстракция – спускаемся от внешнего к более глубокому.

Направления:

А.Как всеобщий метод научного познания от явления к сущности.

Б. Для выбора авторов и теорий, которые предполагаем изучать.

Критерии выбора: выбираются те теории, которые существенно повлияли на прогресс мировой науки, то есть нашли неисследованную проблему, решили трудную проблему.

· Конкретно-исторический метод. Историзм этого метода состоит в том, что необходимо соотносить теорию с той эпохой (исторической), в которой она была создана для того, чтобы ее правильно оценить и определить место в ИЭ мысли.

Конкретность состоит в том, то необходимо учитывать уровень экономики конкретной страны, где возникла та или иная теория, ее историко-культурные традиции и ментальность (мироощущение) народа этой страны.

· Социальный метод. Суть его состоит в определении социальной позиции автора. Способствуют ли его взгляды к прогрессу общества? В основе социальной позиции всегда лежит определенное экономическое мировоззрение.

3 типа экономического мировоззрения с точки зрения которых можно классифицировать все существующие течения, направления и школы:

1. Консервативное мировоззрение. Консервативный человек считает, что не может изменить экономическую систему. Сюда относятся классическая школа или классическая политическая экономика, неоклассическая школа или неоклассика, маржинализм, неолиберализм и монетаризм.

2. Радикальное (революционное) мировоззрение. Радикальный экономист считает, что человек в состоянии изменить экономическую систему в соответствии со своими идеями и целями. Идея социальной справедливости способствует. Сюда относятся Симон де Сисмонди – радикальная экономическая теория. Из него возникает анархизм (Прудон), марксизм (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Ленин, Плеханов, Кауцкий, Бруногиль Дебран…).

3. Реформаторское мировоззрение. В экономической системе можно кое-что (сфера потребления и распределения чаще всего) изменить, но есть сферы (производства и обмена), в которые человек не может вмешиваться. Сюда относятся реформизм Джона Стюарта Милля, Кейнсианство, институционализм и неоинституционализм

Формирование экономического мировоззрения связана с ответом на координальнейший главнейшим вопрос о соотношении субъективного (то есть связанного с человеком, сего сознанием) и объективного (не связанного с его сознанием) в экономической жизни – что первично: человек или производство.

Историком экономической мыслим можно считать Джона Мак-Куллоха.В 1826 году он опубликовал книгу “Исторический обзор развития науки. Политическая экономия.”.

Самый известный историк экономической мысли Йозеф Шумпетер.Главный труд – “История экономического анализа”. Этот труд был опубликован в 1950 году после его смерти.

2 семинар

Во времена античности зарождается философия – наука о систематизации, осмыслении обобщении. Появились первые экономические воззрения. Ксенофонт. “Киропидия”, “Домострой”.

Ксенофонт создал свое первое учение о разделении труда.

-Разделение труда на профессии, специальности – это самое главное и необходимое для увеличения производительности труда.

Именно разделение труда превращает человеческое стадо в человеческое общество, где каждый друг от друга зависит и каждый с каждым связан. Без разделения труда невозможен обмен.

-Определение хозяйства как производственной единицы.

-Он дает определение ценности как некой полезности вещей.

Платон. Вклад: понятие государства, форм государства, устройство идеального, социальной структуры общества и частной собственности. “Государство”, “Законы” – его основные произведения.

Аристотель. Первый исследовал сферу обращения (теоретически) и дал классические определение товару (продукт труда, созданный для обмена).

Меновая ценность и потребительная ценность как два свойства товара (нет товара, если нет этих двух свойств). Аристотель впервые обосновал понятие нормальной цены (это цена, которая не отклоняется от ценности). Показал эволюцию обмена (как зародился, как развивался) и создал основы номиналистической теории денег. Суть теории: деньги не имеют ценности - это лишь знак ценности (номина – знак). Деньги – это результат соглашения обмена для удобства обмена. Из этого следует, что если люди захотят отменить деньги, то это легко сделать.

Древний Рим: Марк Порций Катон, Марк Теренций Варрон, Гай Плений Старший.

 

Средневековье (9-14 века).

Огромное влияние теологического характера (религии). Исходят из 3 постулатов священного писания:

1. Постулат о бессмертной душе.

2. Высшая ценность – служение Бога. Акцент на труде.

3. Проблема справедливости. Задается вопрос о справедливой цене, о справедливом государстве, обмене, появляется некий нравственный критерий.

1. Ранние экономисты (9-12 века). Основоположник Августин Блаженный. Осуждение торговой прибыли и ростовщического процента. Трактовали как результат присвоения чужого труда. Сами они не трудятся, не производят. Нарушение принципа справедливости.

Поздние экономисты (12-14 века). Фома Аквинский. Он и осуждают торговлю и ростовщичество, но не против, если они не больших размеров, являются заслуженной платой за риск, за транспортные издержки, издержки хранения и т.д. В этом случае торговля считается благоугодным делом, так как это плата за риск.

2. Ранние экономисты считают, что обмен обязательно должен быть эквивалентен и пропорционален, а также обоюдовыгоден, то есть на основе справедливой цены.

Поздние экономисты считают, что в отдельных случаях цена может быть завышена. Продавец может продавать дороже, чем стоит товар. Почему? Если человек принадлежит А. К определенному статусу: покупать и продавать дорогие вещи.

Б. Распределение товара тому, кто в нем больше нуждается. Цена для булочника на сапоги ниже, чем для сапожника.

В. Когда необходимы дополнительные затраты для изменения внешнего вида вещи и ее качества.

Богатство.

Ранние экономисты:

Богатство – совокупность материальных благ, созданных исключительно трудом.

Поздние экономисты:

Богатство – не обязательно должно быть создано трудом, это может быть наследство, вещи, купленные на заемные средства.

 

 

Меркантилизм

1. Сущность меркантилизма, предпосылки его возникновения.

2. Два этапа меркантилизма.

3. Национальные особенности меркантилизма (на семинаре).

 

Лекция №2. 21.02.2006

Семинар №3.21.02.2006

Во времена античности зарождается философия – наука о систематизации, осмыслении обобщении. Появились первые экономические воззрения. Ксенофонт. “Киропидия”, “Домострой”.

Ксенофонт создал свое первое учение о разделении труда.

-Разделение труда на профессии, специальности – это самое главное и необходимое для увеличения производительности труда.

Именно разделение труда превращает человеческое стадо в человеческое общество, где каждый друг от друга зависит и каждый с каждым связан. Без разделения труда невозможен обмен.

-Определение хозяйства как производственной единицы.

-Он дает определение ценности как некой полезности вещей.

Платон. Вклад: понятие государства, форм государства, устройство идеального, социальной структуры общества и частной собственности. “Государство”, “Законы” – его основные произведения.

Аристотель. Первый исследовал сферу обращения (теоретически) и дал классические определение товару (продукт труда, созданный для обмена).

Меновая ценность и потребительная ценность как два свойства товара (нет товара, если нет этих двух свойств). Аристотель впервые обосновал понятие нормальной цены (это цена, которая не отклоняется от ценности). Показал эволюцию обмена (как зародился, как развивался) и создал основы номиналистической теории денег. Суть теории: деньги не имеют ценности - это лишь знак ценности (номина – знак). Деньги – это результат соглашения обмена для удобства обмена. Из этого следует, что если люди захотят отменить деньги, то это легко сделать.

Древний Рим: Марк Порций Катон, Марк Теренций Варрон, Гай Плений Старший.

 

Средневековье (9-14 века).

Огромное влияние теологического характера (религии). Исходят из 3 постулатов священного писания:

1. Постулат о бессмертной душе.

2. Высшая ценность – служение Бога. Акцент на труде.

3. Проблема справедливости. Задается вопрос о справедливой цене, о справедливом государстве, обмене, появляется некий нравственный критерий.

1. Ранние экономисты (9-12 века). Основоположник Августин Блаженный. Осуждение торговой прибыли и ростовщического процента. Трактовали как результат присвоения чужого труда. Сами они не трудятся, не производят. Нарушение принципа справедливости.

Поздние экономисты (12-14 века). Фома Аквинский. Он и осуждают торговлю и ростовщичество, но не против, если они не больших размеров, являются заслуженной платой за риск, за транспортные издержки, издержки хранения и т.д. В этом случае торговля считается богоугодным делом, так как это плата за риск.

2. Ранние экономисты считают, что обмен обязательно должен быть эквивалентен и пропорционален, а также обоюдовыгоден, то есть на основе справедливой цены.

Поздние экономисты считают, что в отдельных случаях цена может быть завышена. Продавец может продавать дороже, чем стоит товар. Почему? Если человек принадлежит А. К определенному статусу: покупать и продавать дорогие вещи.

Б. Распределение товара тому, кто в нем больше нуждается. Цена для булочника на сапоги ниже, чем для сапожника.

В. Когда необходимы дополнительные затраты для изменения внешнего вида вещи и ее качества.

Богатство.

Ранние экономисты:

Богатство – совокупность материальных благ, созданных исключительно трудом.

Поздние экономисты:

Богатство – не обязательно должно быть создано трудом, это может быть наследство, вещи, купленные на заемные средства.

 

Лекция №3. 28.02.2006

1. Общая характеристика классической школы.

2. Предмет и метод смитовской системы. Учение о разделении труда и “экономическом человеке”.

3. Теория ценности Номиналистическая теория денег.

4. Теория доходов, классов и капиталов Адам Смита.

Теория ценности.

Смит впервые проследил всю историю развития денег. Исследование теории денег. Смит показал какие первые формы денег, почему функция всеобщего эквивалента закрепилась за серебром. Он приходит к выводу, что деньги обеспечивают удобство обмена. Деньги – продукт общественного договора. В этом суть номиналистической теории денег. Номина – знак. Деньги сами по себе ценности не имеют. Он пишет, что гарантом выступает правительство той или иной страны, тем выше доверие к правительству, тем выше ценность денег.

Смит выделяет 3 функции денег:

  1. Средство обращения.
  2. Средство платежа.
  3. Мера ценности.

Теория ценности.

Возвращается к Аристотелю. Товар – это предмет, созданный для обмена. Товар имеет две стороны – меновая ценность или способность обмениваться на товар в определенной пропорции. Потребительная ценность. В основе ее лежит способность вещи удовлетворять некие потребности. Полезность не всегда рациональна. Парадокс алмаза и воды. Алмаз дорогой, но в принципе он бесполезен. Вода – меновая стоимость равна нулю, но жить без воды нельзя.

В основе всех цен товаров лежит некое общее свойство, основа всех товаров. Называет это общее ценностью. Ценность – это, что характеризует товар и определяет пропорцию обмена. Какова мера ценности?

К ответу на этот вопрос Смит подходит исторически, поэтому у Смита 2 теории ценности:

1. Трудовая теория ценности. В основе ценности изначально лежат затраты труда. То, что создается своим трудом и выносится на рынок – простое товарное производство.

Цена распадается на 3 вида дохода:

Заработная плата, рента (так как он собственник земли) и прибыль.

 

Теория доходов.

На 9 Марта.

Лекция №4. 07.03.2006

Теория ренты Смита.

Рента – эта плата, которую получает собственник за сдачу ее аренду. По своей сути рента- это надбавка к цене. Цена формируется в ходе производства.

  1. Рента зависит от инвестиций в землю. Чем выше инвестиции, тем выше качество земли.
  2. Зависит от местоположения и плодородия земли.
  3. Рента зависит от количества проданной продукции.

Рента вытекает уже из одного факта существования собственности на землю – абсолютная рента.

Такую ренту он назвал абсолютной рентой (не зависящая от платы за землю).

Теория капитала.

Капитал – это та часть накопленного богатства, от которой ожидают получать доход. Капитал делится на 2 части:

  1. Потребляемая часть (сейчас называем амортизационные отчисления)
  2. Накопляемая часть, которая и есть собственно прибыль.

Капитал делится на 2 части:

Основной капитал - это та часть капитала, которая приносит доход, не меняя своего владельца в течение цикла: здания, станки, человеческий фактор, срдества на улучшение земельности.

Оборотный капитал - это так часть капитала, которая может в течение цикла может менять (продаваться и покупаться) своего владельца и приносить прибыль: товары на складе, деньги на текущих счетах, запасы.

Смит, анализируя таблицу Кенэ, дает понятия:

Простое воспроизводство –это когда все доходы потребляются в течение цикла. Все что произвели, то потратили.

Расширенное воспроизводство – связано с сбережением дохода и накоплением капитала.

Национальный доход –это чистый продукт годового труда народа страны

Смит обосновал свое понимание производительного и непроизводительного труда (это услуги, которые исчезают в сам момент их оказания). (Производительный труд - это труд, который увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает). 2. Показывает 3 возможных состояния экономики:

А. Состояние роста. Связано с последовательным увеличением дохода из года в год.

Б. Состояние падения. Снижение величины национального дохода от года к году.

В. Состояние застоя. Это неизменная по годам величина национального дохода.

 

На С.Р.:

Экон.теория Смита и Рикардо.

 

Давид Рикардо (1772-1823).

  1. Предмет и метод теории Давида Риккардо.
  2. Теория ценности, теория денег.
  3. Теория распределения (теория дохода).
  4. Теория сравнительных преимуществ (самостоятельно).

Период, когда жил и творил Риккардо, был началом периода промышленного производства, переход от мануфактурного к фабрично-заводскому. Ускорение темпов экономического развития. Начинается научно-технический прогресс. Риккардо – верный последователь Смита.

Риккардо выходец из богатейшей семьи. Было 17 детей. Заработали на биржевых махинациях. Пошел работать к дяде.

Влюбился в крестьянку, отказался от иудаизма, оказался без гроша в кармане. В 38 лет Рикардо был богатейшим человеком Англии, имел около 40 млн.фунтов, 8 домов, 8 детей. Он был знаком со многими экономистами. Лучшим его другом был Джеймс Милль.

Рикардо выпустил книгу в 1817 году “Начало политической экономии и налогообложения”. Книга Риккардо показала новый взгляд на проблемы.

  1. Предметом политической экономии являются законы, которые управляют распределением доходов между классами. Пытается направить из сферы распределения в сферу производства. Нужно понять, как складываются наши доходы. Спецификой метода является последовательный материализм. Все определяется в производстве. Производство на первом месте. Господствует производственный фактор. Человеку в нем нет место. Человеческий монизм (моно – единый). Категорически против двойственности. Для него единственной основой является трудовая теория ценности. Высокий уровень абстракции.
  2. Теория ценности. Это трудовая теория ценности, но специфическая. В товаре существуют 2 стороны: Относительная (у Смита меновая) ценность и полезность (у Смита потребительная ценность). В основе относительной ценности лежит просто ценность, которая как и у Смита определяется затратами живого человеческого труда. На рынке товары продаются не исходя из абсолютной величины трудовой ценности, а исходя из относительной ценности, то есть от относительного количества труда, затраченного на производство обмениваемых товаров. Эта относительная ценность определяется отношением трудовых затрат. “Трудовая Теория относительных цен.” Эта теория очень приближена к трудовым реалиям. Нужно в среднем определить какие затраты соблюдать, выявить пропорцию.

Теория денег.

Количественная теория денег.

Она складывалась в новых условиях, в условиях золотомонетного стандарта, согласно которому законом устанавливается количество золота, на которое свободно и гарантированно обмениваются бумажные деньги. Ценность денег определяется количеством товаров, которые можно приобрести на эти деньги. Изменение ценности денег зависит от их количества в обращении.

Формула регулирующего обращения (берет свое начало от формулы Петти):

MV=PQ

M - масса денег.

V – скорость обращения

P – цены.

Q – количество товаров.

2 свойства денег:

1. Средство обращения.

2. Средство платежа.

 

Теория распределения.

3 класса общества, который получает каждый свой вид дохода: заработную плату, прибыль и ренту.

Заработная плата –это не плата за труд, это цена труда.

Естественная цена труда и рыночная цена труда.

Рыночная цена труда – это то, что реально рабочий получает как заработную плату и что уже несет в себе влияние рынка.

Естественная цена труда– это некий фундамент для образования рыночной цены труда. Она всегда должна быть равна минимуму средств существования. Рыночная колеблется вокруг естественной.

Риккардо обратился к теории Народа населения и Железного закона Тамаса Макиуса. Выводит закономерность на основе цифр в том, что на Земле происходит рост средств существования (продуктов питания и т.д.) в арифметической прогрессии, а рост народов населения в геометрической. Природой заложен в человеке инстинкт размножения.

С этим инстинктом бесполезно бороться. Если рабочему платить заработную плату выше минимума средств существования, то рабочие начинают больше размножаться. Трудоспособное население увеличивается, предложение растет, спрос увеличивается, в итоге заработная плата падает.

Прибыль.

Та же платформа, что и у Смита, но прибыль можно рассматривать еще как вознаграждение капиталиста, то есть как его заработную плату.

 

Лекция №5. 14.03.2006

Возникновение неоклассики и реформизма.

1. Принципы неоклассики. Парадигмы рынка.

2. Теория ценности и цены Жана Батиста Сея.

3. Теория распределения и принцип вменения.

4. Теория воспроизводства Ж.Б.Сея.

5. Сущность реформизма.

6. Теория труда и капитала Джона Старта Милля.

7. Теория распределения Дж.Ст.Милля.

 

1. Трудовая теория ценности не могла объяснить некоторые примеры (пример с вином и погрибом).

2. Назревание кризиса производства.

Ж.Б.Сей (1767-1832)

Поскольку в производственную сферу вмешиваться нельзя, давайте вмешаемся в рыночные отношения.

Из этого утверждения выросло новое направление – неоклассика. Производственную сферу не трогаем, остается на принципах экономического либерализма. Анализ переносится с сферу рынка.

 

Родился во Франции. В богатой семье. Ему не нужно было богатство, он стремился быть на виду. Ему хотелось быть центром внимания. Случилась Великая Французская Революция. Уехал в Париж. Маршалл в конце 19 века продолжил работу Сея. Лишь Маршаллу удалось возродить неоклассику.

1803 год “Трактат политической экономии”. Сей изложил в нем основные принципы неоклассики:

1. Экономики это в принципе, то есть изначально, сбалансированная система, где действует механизм автоматического регулирования. В качестве такого Сей называет ценовой механизм рынка.

2. Связан с пониманием Сеем предмета и метода экономической теории. По Сею существует 3 независимые друг от друга сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление. Существует сфера рынка. Рынок давлеет на ними и оказывает сильнейшее влияние. В сфере производства существует и действует 3 фактора производства: труд, земля и капитал. Эти факторы, взаимодействуя между собой, создают ценность продукта, причем каждый фактор свою часть ценности, а затем при распределении реализованного продукта, каждый фактор получает свое полное вознаграждение. Вся ценность делится между тремя факторами. Это “Теория тех факторов производства”.

Для рыночного хозяйства характерно состояние экономической гармонии, то есть отсутствие противоречий. Все противоречия – это воздействие внешних факторов (неправильная экономическая политика) и т.д.

3. Истинное состояние экономической системы. Общее экономическое равновесие (ОЭР).

Для него характерно (6 принципов неоклассики):

1. Равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

2. Тем, то все рынки и подрынки находятся также в равновесном состоянии.

3. Существует полная загрузка производственных мощностей.

4. Главный метод анализа такой экономической системы – атомистический подход, то есть экономика рассматривается как простая сумма хозяйствующих субъектов. Исходя из поведения одного хозяйствующего субъекта, делается вывод о поведении или закономерностях поведения всей системы. Метод робинзонада (Робинзона Крузо)

5 Рыночная экономика носит бартерный характер. Деньги не играют здесь существенной роли, они выступают как простое счетное средство. Суть рынка – это обмен товара на товар.

6. При анализе динамики изменения рыночной системы используется принцип “неоклассического времени”. Нынешнее состояние экономической системы целиком и полностью определяется ее прошлым состоянием, то есть прошлыми параметрами. Или прошлым состоянием, поскольку прошлое изменить нельзя, значит и нынешнее состояние нечто заданное, но зная нынешнее, мы можем прогнозировать будущее состояние экономики.

 

Парадигмы (аксиомы) рынка:

Вся неоклассика исследует совершенный рынок. Характеристики этого совершенного рынка и есть парадигмы рынка:

1. Совершенный рынок – это рынок, где действует совершенная конкуренция:

А. Это когда все хозяйствующие субъекты абсолютно рациональные существа, то есть обладают полной информацией о рынке других партнеров и всегда стремятся максимизировать прибыль.

Б. Все хозяйствующие субъекты джентльмены, то есть все договорные обязательства исполняются.

В. Ни один хозяйствующий субъект не может влиять на цены.

2. На совершенном рынке сделки происходят мгновенно, то есть они не отложены по времени.

3. Все сделки беззатратны.

4. Все производственные мощности загружены.

5. Все товары перемещаются свободно.

 

Теория ценности и цены Сея.

Стоял на позиции теории издержек в соответствии с которым 3 фактора производства и создают ценность продукта и ее величина определяется этими факторами (издержками). Должна интересовать не только ценность, а результат производства, но и полезность.

Ценность и полезность проявляются в цене. Цена – результат действия спроса и предложения. На рынке много агентов спроса и агентов предложения одного и того же товара, но на один и тот же товар едина. Сей впервые ставит вопрос: почему на один и тот же товар на рынке существует разная цена?

Потому что существует некая цена равновесия, которая образуется в точке совокупного спроса и совокупного предложения. E - отражает средние по отрасли цены производства.

Есть некое сочетание полезностной теории и теории издержек.

Теория распределения. Основана на теории вменения, которая вытекает из 3 факторов производства.

Суть: каждому фактору при распределении ценностей вменяется доля, отражающая его вклад в создание ценности. По величине – это есть полный доход факторов производства. Доход труда – заработная плата.

Доход капитала называется процентом. Этим он хочет подчеркнуть, что доход капитала – это доход собственности. Прибыль же по Сею более широкое понятие.

Прибыль = % + предпринимательский доход.

Доход с земли – это рента.

 

Теория воспроизводства Сея.

Что обеспечивает экономическое равновесие рыночной системы?

То, что в этой системе существует и действует закон рынков (в учебниках “Закон рынков Сея” или Закон Сея).

При соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство товаров и услуг всегда порождает доходы, на которые эти товары и услуги реализуются, то есть размер производства всегда будет равен размеру потребления.

Как Сей формулирует свой закон:

“На рынке расходы одних есть доходы других, то есть каждый акт продажи есть одновременно и акт покупки. Значит на рынке равное количество покупателей и продавцов. Следовательно, спрос = предложению, а это и есть состояние экономического равновесия.” 50 лет после Сея держался этот закон.

 

Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Джеймс Милль был строгим отцом. В 5 лет мальчик знал 2 языка. В совершенстве знал математику. Сбежал из дома.

После долгих лет блужданий он вернулся к науке.

1848 “Основы политической экономии”. В нем он заложил новое направление – реформизм.

4 сферы: производство, распределение, обмен и потребление. Он подчеркивает, что в производстве действуют естественные, природные законы, вечные и неизменные, они действуют одинаково. В сфере распределения действуют человеческие законы, они связаны с моралью данного общества, с понятием что такое социальная справедливость. Эти законы и можно реформировать (изменять) так, чтобы они отвечали понятию социальная справедливость. Устроив наилучшим образом сферу распределения, мы устроим благополучие общества, то есть бесконфликтное его развитие.

Следовательно, предметом экономической науки являются не только закономерности создания общественного богатства, но и изучение законов по которым оно распределяется.

Предметом распределения является ценность. Ценность создается тремя факторами: землей, трудом и капиталом.

Изучение каждого фактора, уточнение его вклада в процесс производства, чтобы наиболее точно найти критерий распределения.

Теория капитала.

Капитал – это предварительно-накопленный запас прошлого труда.

Функции капитала:
1. Оказывает услугу живому труду.

2. Капиталообразование, то есть накопление капитала, позволяет расширить масштабы занятости и помогает обществу бороться с безработицей.

Милль формулирует и доказывает 4 теоремы о капитале:

1. Производственная деятельность ограничена размерами капитала.

2. Капитал – это результат сбережений.

3. Капитал хотя и сберегается, но и потребляется, то есть он должен находится в обращении.

4. Труд содержится за счет капитала (доказать на семинаре).

 

Теория распределения.

Так как законы распределения создается правящим классом, государством, они должны отражать требованиям социальной справедливости (в то время понимали выравнивание доходов всех слоев и классов общества). Поэтому Милль ставит вопрос об активном участии государства в процессе распределения. Предлагает активизацию и методы экономической политики в сфере распределения:

1. Предлагает государстве проводить определенную, направленную на выравнивание доходов, налоговую политику, политику сборов и дотаций, также выплачивать пенсии, пособия.

2. Предлагает государстве активно участвовать в системе образования для неимущих и медицинского обслуживания.

3. Предлагает государству проводить политику ограничения неравенства при помощи ограничения права наследования.

4. Предлагает активизировать создание дачных кооперативов. Предлагает выделить каждому несколько соток земель для подсобного хозяйства.

 

 

Лекция №6. 21.03.2006

Возникновение маржинализма.

  1. Маржинальная революция.
  2. Сущность маржинализма.
  3. Этапы, направления и школы маржинализма.

В 1871 году в Англии и Австрии выходят 2 книги:

“Теория политической экономии” У.С. Джевонс.

“Основания политической экономии” Карл Менгер. Разница в выходе этих книг около месяца. Они сильно совпадали.

В 50-60е годы всю Европу охватывает революционное движение марксизма, так как призывало в классовой борьбе. Новый подход, появившийся в 70е годы – маржинальная революция (знать предпосылки, причины революции). Marginal – крайний, граничащий, лежащий или стоящие на краю.

Маржинализм –это направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиции индивидуальных предпочтений субъектов или участников этого процесса. Связаны с полезностью благ.

Полезность вещи в классической школе неразрывно связана с материальной формой, со свойствами самой вещи товара.

С точки зрения маржинализма полезность –это удовольствие, наслаждение от пользования данным благом. Полезность в маржинализме связана с количеством данного блага и его редкостью, то есть тем больше данного блага, тем меньше его ценность. Эта закономерность была открыта Госсеном (первый закон Госсена). Джевонс назвал этот закон первым законом Госсена через много лет.

“Если полезность убывает по мере насыщения потребностей, то в конечном счете мы дойдем до некой последней полезности, последней единицы блага, наименьшей полезности и эту единицу блага маржиналисты назвали предельной полезностью.” – первый закон Госсена.

Именно эта предельная полезность является мерилом ценности данного блага.

Предельная полезность – это способность блага удовлетворять наименее интенсивную потребность.

Вся совокупность будет вычисляться по предельной полезности.

 

  Сравнительный анализ положения классической школы и маржиналистов
  Классическая школа Маржинализм
1. Для нее характерен объективный материализм. Он означает полный примат сферы производства, человек подчиненный элемент, винтик этого механизма, остальные сферы подчинены сферы производства. 1. Главный принцип - субъективный идеализм, то есть они считают, что нельзя вычленить чистую экономику, она неразрывно связана с человеком. Это означает, что на экономические процессы влияет психология человек. 2. Нет примата отраслей. Экономика рассматривается не по отраслевому принципу. Она рассматривается как простая совокупность хозяствующих субъектов: поведение одного хозяйствующего субъекта экстраполируется на поведение другого субъекта. (Атомистический подход, речь идет о микроэкономики). Маржиналисты работают в микроэкономики, макроэкономику они не затрагивают.
2. Характерен сущностный анализ. Это ценность, она образуется на самом глубоком уровне производства. Позитивизм (основная методология), то есть в анализе нужно обращаться не к сущности, оторванному от повседневной практики. Важно смотреть на практике. Ценность формируется в сфере потребления. Зависит от оценок индивида
3. В центре внимания классиков проблемы экономического роста. Рассматривают богатство с чисто количественной стороны. Оно характеризуется такими показателями как доход на душу населения. Тем больше производственных ресурсов, тем больше выход продукции. Проблему экономического роста смотрят в условии ограниченности ресурсов, поэтому они ставят задачу поиску оптимальных результатов (наибольшего экономического роста) при данном количестве ресурсов. Отсюда широкое использование в маржинализме методов мат.анализа, особенно, часто применяются задачи на поиски экстремума, функциональный анализ и т.д. Ведущим методов исследования становится функциональный анализ.
4. Подумать к семинару.  

 

В ходе маржинальной революции охватывают 2 этапа:

1. 70-80е. Связан этап с Джевонсом, Менгером, Фридрихом фон Визером, О. фон Беем-Баверком. Они основали австрийскую школу маржинализма. Они были друзья, затем родственниками. Один был министром торговли, другой министром финансов…

Леон Вальрас - француз.

На этом этапе центральной выступает теория полезности товара и сама оценка этой полезности товара признавалась сугубо психологической характеристикой. Здесь роль играет психика человека, а не конкретное производство.

Этот этап принято называть субъективным маржинализмом.

2.90е годы 19 века. Альфред Маршалл (англичанин), Джон Кларк (американец), Вальфредо ди Парето (итальянец) и т.д.

На этом этапе маржинализм стал центральной теорией во всех странах. Особенность этапа в том, что основы ценообразования пытаются найти не только в голове человека, но и с точки зрения объективных данных (издержек, производстве). Это расценили как некий возврат к классической школе. Назвали его неоклассическим этапом маржинализма.

 

 

Школы маржиналистов.

Треугольник маржинализма:

  1. Австрийская школа. Связана с Джевонсом, Менгером, Фридрихом фон Визером, О. фон Беем-Баверком. Современные: фон Мизес, фон Хайек.

Характерные черты:

А.Отрицание или недоверие математических методов в экономике.

Б.Акцент на экономический либерализм, против любого государственного вмешательства в экономику.

В. Противопоставление маржинализма к классической школе. Что было, надо забыть, есть маржинализм – очень крутой.

  1. Лазаннская школа (Швейцария). Город Лазанн. Вальрас, Парето, Густав Кассель, Василий Леонтьев (американец), Бароне.

А. Призывали к широкому использованию математики.

Б. Попытки макроэкономического мо



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.018 с.)