Возникновение классической политической экономии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение классической политической экономии.



1. Зарождение классической школы во Франции.

2. Предмет и метод экономической науки у физиократов.

3. Концепции чистого продукта классов и капитала Фрунсуа Кенэ. “Экономическая таблица” Ф.Кенэ (самостоятельно на семинаре).

4. Уильям Петти – основоположник классической школы в Англии. Предмет и метод исследования.

5. Теории ценности, цены и денег Петти. Учение о доходах.

1. Меркантилизм (вмешательство государства в экономику). Каждый член общества имел возможность стать свободным предпринимателем. Зарождался класс буржуазии. В начале 16 века зарождается новый класс предпринимателей-собственников – буржуазии. Для них характерно резкое неприятие всех форм и методов вмешательства государства в экономику. В концу 16 века такое вмешательство (государства) становится очевидным тормозом экономического развития. Новый класс выдвигает и новую концепцию (идеологию) экономического развития – экономический либерализм. Он базируется на принципах невмешательства государства в экономику и неограниченной свободы конкуренции. Выросла эта концепция из двух понятий (лозунгов), разработанных во Франции учеными-просветителями эпохи Ренессанса: естественный порядок и естественное право. Естественный порядок –учение о естественном ходе вещей. Считается, что все в мире развивается по какому-то естественному, заложенной природой плану, по природным (естественным) законам, которые от человека и воли его сознания не зависят. Человек не должен вмешиваться, ибо он разрушит эту природную гармонию и за одно и все общество. “Пусть все идет своим чередом, не вмешивайся, не мешай”.

Естественное право. Каждый человек от рождения имеет свои какие-либо способности, данные ему от Бога, имеет право свободно распоряжаться этими способностями, своим трудом, плодами своего труда – это естественно. Плоды труда неприкосновенны, а государство и общество нужны лишь для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим. Из концепции естественного права выплывает – свобода торговли и конкуренции. “Собственность – священна (неприкосновенна)” – лозунг буржуазии.

Отражение идеологии экономического либерализма в экономической теории или в экономической теории явилось возникновение классической политической экономии. Возникает в начале 17 века. Рождается в недрах (в борьбе со взглядами) меркантилизма. Считается, что отец Пети, зародилась в Англии. Эта ствовал у него школа не возникла бы, если бы не Франция.

Физиократы (то есть с того, что сделали во Франции). У физиократов нет теории ценностей. Основоположник – Франсуа Кенэ. Он изучал высказывания Пьера Буагинбера. Позаимствовал у него некоторые моменты.

Кенэ родился в семье, где было 13 детей. Поступает в Сорбонну на медицинский факультет. Он обладал талантом в области медицины. Он стал доктором герцога. И пошло… В итоге стал лекарем Людовика 15. Кенэ стал жить в Версальском дворце, ему выделили королевские мансарды. Он подружился с королем. Кенэ стал известен как доктор и философ. Сельское хозяйство не развивалось, все ресурсы брались насильно с полей. Вся Франция была поделена на графства. Нужно было платить при переходе через графство пошлины. Система подкупов – подкосила сельское хозяйство. Подати ложились только на крестьянство. Людовик 15:”После нас хоть потоп”. Кенэ предложил путь фермерского хозяйства. Кружок экономистов – физиократы (власть природы. Физио – природа, кратио – власть).

2. Богатство общества – это не деньги, а их материально-вещественные наполнения, то есть то, что можно приобрести на эти деньги. Это материально-вещественное наполнение – результат производства. Богатство – это результат сельскохозяйственного производства. Почему? Аргументы:

1. Все, что существует в природе или обществе имеет свои корни в сельском хозяйстве.

2. Только в сельском хозяйстве происходит видимая материальное увеличение богатства. Пишут, что в промышленности лишь происходит видоизменение форм (не к увеличению богатства). Разницу между ценой продукта и его издержками физиократы назвали чистым продуктом. Создается этот чистый продукт по физиократам создается только в сельском хозяйстве. Источник богатства – земля, природа, а труд лишь помогает извлечь этот чистый продукт из земли. Труд вторичен. Основываясь на своем учении “о чистом продукте” физиократы разрабатывают свое учение о производительном и непроизводительном труде. Не всякий труд полезен, не всякий труд производителен – к разному виду труда нужно относиться по-разному. Только тот труд, который создает чистый продукт – является производительным трудом. Всякий другой труд непроизводителен для общества, он второстепенный. На первом плане производители на втором плане – сфера обслуживания (преподаватели и т.д.)

3. Физиократы делят общество на три класса:

1. Производительный класс или фермеры. Сюда относятся все занятые в сельском хозяйстве. Функция: создание чистого продукта, богатства.

2. Класс собственников. Сюда входит духовенство, дворянство и король, то есть те, у кого была крупная собственность. Функция: следить за производством и эксплуатацией своих земель.

3. Бесплодный или промышленники. Сюда относятся все занятые в промышленности, торговли, обслуживании. Функция: видоизменение чистого продукта.

4. Учение о капитале. Капитал – это (Это меркантилистов). Физиократы: капитал – это всего лишь накопленное богатство в его натуральной вещественной форме (деньги - это лишь только часть) – это вращающиеся богатство. Это присуще процессу производства. Впервые физиократы рассматривают строение капитала. Выделяют 2 части капитала:

1. “Ежегодные авансы”. Это та часть сельско-хозяйственного капитала, которая полностью потребляется в течение одного цикла и должна быть восполнена к началу следующего цикла (удобрение, семена, затраты на ремонт и другие текущие расходы). Источник: цена, то есть деньги, полученные за продажу сельско-хозяйсвенной продукции.

2. “Первоначальные авансы”. Это та часть сельско-хозяйственного капитала, которая изнашивается и воспроизводится за несколько циклов (сельско-хозяйственный инвентарь, скот и т.д.). Источником этих авансов лишь в малой части является цена, так как затраты большие. Здесь необходимы более крупные источники: наследство, кредиты, накопленный амортизационный фонд и т.д.

О том, как происходит потребление и воспроизводство частей общественного капитала, как каждый из классов получает свой доход и на что его тратит в условиях простого (было 100, стало 100, а расширенное – когда было 100, стало 200) воспроизводства на эти вопросы Кенэ ответил своей экономической таблицей.

Уильям Петти (1623-1687).

Произведения Петти: “Трактат о налогах и сборах”, “Политическая анатомия Ирландии”, “Разное о деньгах”.

Вошел в историю как великий авантюрист экономической науки. В семье было 16 детей. Кенэ продали на корабль. Он юнгой пробыл недолго, сломал ногу, и моряки высадили его в близлежащем французском пункте. Его нашли монахи, и долгое время он жил в монастыре. Там он заявил незаурядные знания к математике, наукам. Потом поехал в Университет. Быстро завоевал авторитет в обществе. Многие карты навигации Петти используются и по сей день. Он поступает на медицинское отделение. Надоело быть картографом. Заканчивает медицинский факультет. В результате земельного дележа после восстания стал самым крупным землевладельцем.

Предмет исследования Петти: богатство общества – это сумма движимого и недвижимого имущества страны, включая золотую и серебряную монету. Богатство создается и в сельском хозяйстве и в промышленности – считает Петти. Он подчеркивает роль труда в создании богатства. “Труд – отце богатства, земля – его мать”. Петти негативно относится к торговцам, процентщики. Как определить долю труда и земли? Как измерить совокупное богатство общества или страны? Один из вариантов – посчитать. Цены измеряются деньгами, а это зыбкая основа, в странах разная валюта, инфляция. Должно быть что-то более общее и неизменное.

Он говорит, что всю оценку (богатства) следует свести к двух естественным мерилам (знаменателям) к труду и к земле (к Природе). Впервые появляется теория ценности. Это двухфакторная теория ценности Петти. Ценность по Петти – это то общее, что лежит в основе цены любого предмета, составляющего его общественное богатство. По Петти такое ценность. Является количество труда и земли. “Теория трудовых дневных пайков” – теория Петти. Чтобы трудиться, человек должен иметь энергию, чтобы иметь энергию – нужно питаться. Чтобы выработать среднюю энергию нужно съесть столько-то.

2 вида цены по Петти:

1. Естественная цена. Под ней понимается ценность (см.выше).

2. Искусственная цена, то есть рыночная цена. На эту ценность влияют различные факторы, и она отклоняется от изначального значения.

3. Политическая цена. Это цена, которая может сильно отклоняться от ценности под влиянием нерыночных факторов. Например: под влиянием войны, неурожайный год и т.д.

Петти создает первую из трех великих теорий денег.

1. Трудовая теория денег.

2. Номиналистическая теория денег.

3. Количественная теория денег.

Создает трудовую теорию. Суть: цены выражаются в деньгах, деньги отражают ценность, то есть количество труда и земли, а значит деньги сами имеют ценность, значит ценность денег измеряется трудом. Именно это, - то, что деньги и товары – это разное выражение человеческого труда и позволяет выступать деньгам мерилом всего товарного мира, в роли всеобщего эквивалента.

Петти открывает 4 функции денег:

1. Мера ценности. Смысл в измерении обмениваемых ценностей.

2. Средство обращения. Способность денег обмениваться на любой товар, то есть их ликвидность.

3.Средство платежа. Способность денег даваться в долг и возвращаться с приростом.

4. Деньги как средство образования сокровищ. Эта функция состоит в регулировании количества денег, находящегося в обращении. Как только денежные каналы переполнены, часть золота может переплавляться и использоваться как сокровище. Исследуя эту четвертую функцию Петти открывает закон денежного обращения:

M=суммаT/V

M – количество денег в обращении.

Сумма T – сумма цен всех товаров.

V – скорость оборота денег.

Закон денежного обращения: количество денег в обращении прямо зависит от суммы цен товаров и обратно пропорционально от их оборота.

Учение о доходах:

Учение о доходах Петти – это первый вариант, присутствующий во всей классической школе в Теории дохода.

2 формы дохода по Петти:

1. Доход от труда или заработная плата.

2. Доход от собственности ил рента (от сельскохозяйственной и промышленной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.011 с.)