Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности структуризации экономической системы региона.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности структуризации экономической системы региона. В современной регионалистике существует несколько подходов к структуризации экономической подсистемы региона. 1. Структура по форме собственности. В качестве ее подразделений выступают резидентные институциональные единицы частной, коллективной и коммунальной собственности, - формирующие экономические подразделения регионального подчинения, и субъекты государственной и иностранной форм собственности, - формирующие хозяйство централизованного подчинения. 2. Отраслевая структура экономики региона характеризует соотношение в соответствующих пропорциях различных отраслей и секторов хозяйства. Основными подразделениями отраслевой структуры региона выступают производственная и непроизводственная сферы, каждая из которых имеет свой отраслевой состав. 3. Территориальная структура экономики региона базируется на системе пространственных отношений, сложившихся под влиянием территориального разделения труда и определяется соотношением отдельных отраслей (секторов) экономики между территориальными единицами, которые входят в состав территориальной системы. Использование природных, социальных, материально-технических и других видов ресурсов приводит к пространственной локализации производства, специализации регионов и формированию территориальных производственных комплексов различных типов. Территориальные отличия последних предопределяют формирование разнообразных элементов в виде отраслевых и интегральных региональных комплексов. Таким образом, территориальная структура региона характеризует его пространственную организацию, размещение, объединение и взаимодействие экономических центров и ареалов. 4. Функциональная структура регионов включает сферы, отрасли, межотраслевые комплексы, виды производства или обслуживания, среди которых: - отрасли специализации, определяющие место региона в системе территориального разделения труда, а также характеризующие его экономические функции; - отрасли сопутствующие, которые фиксируют диверсификацию главных производств на основе переработки сырья, отходов производства, а также для достижения технологической завершенности основных циклов производства товаров и услуг; - дополняющие отрасли, деятельность которых направлена на решение региональных и местных социально-экономических задач.; - обслуживающие отрасли. К этому типу относятся отрасли производственной и социальной инфраструктуры, функционирование которых выступает важнейшим условием комплексного развития региона.
Сущность и основная цель региональной диагностики. Развитие рыночных отношений в хозяйственном механизме России вызывает необходимость научно-обоснованной оценки значимости регионов, их привлекательности и конкурентоспособности. Территория любого государства по своей природе не является однородной. Даже рядом расположенные регионы отличаются один от другого не только по количественным, но и по качественным параметрам. Особенности природно-ресурсного и экономического потенциала регионов, а также общественное разделение труда выступают основными факторами специализации отдельных регионов государства и, как следствие, их экономической дифференциации. Наряду с объективными факторами дифференциации регионов, на практике возникают условия, вызванные к жизни в результате целенаправленных или спонтанных действий общества в целом или отдельных его групп. Такие действия могут оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие на характер социально-экономических процессов в пределах конкретных регионов. Как правило, нежелательные условия являются результатом недостаточно продуманных управленческих решений в отдельных сферах общественных отношений или ошибочных действий по реализации тех или иных мер, направленных на количественное или качественное изменение характеристик экономической системы. Разумеется, такая ситуация требовала поиска адекватных мер, способных выявить и изменить причины возникновения неоднородности регионов. Выходом из сложившейся ситуации на государственном уровне было принято использование финансовой поддержки регионов в виде субсидий и субвенций посредством трансфертов местным бюджетам из средств государственного бюджета. В этих условиях очень рельефно произошло разделение регионов на два типа: а) «регионы-экстраверты», которые аккумулируют большие финансовые ресурсы, привлекают значительные инвестиции, в том числе и иностранные, а также ориентируются на производство экспортной продукции и внешние рынки; б) «регионы-интроверты», для которых характерна низкая платежеспособность и ориентация на внутренний рынок. Политика выравнивания привела к тому, что в действительности появились регионы-доноры, у которых регулярно изымается часть заработанных средств, и регионы-реципиенты, которым регулярно оказывается финансовая поддержка. На практике оказалось, что значительно легче изъять и передать финансовые средства, чем обеспечивать мотивацию их зарабатывать. В этой связи, действенным механизмом, призванным обеспечить качественное решение перечисленных выше вопросов и решение проблемы поступательного развития любого региона, должна стать региональная экономическая диагностика. В общем понимании, «диагностика» — это определение состояния региона, обнаружение «региональных болезней», «патологий», «болевых точек». Очень часто принимаемые управленческие решения на местном, региональном и государственном уровнях оказываются недостаточно эффективными из-за несвоевременного выявления глубинных причин той ситуации, которая сложилась в соответствующей региональной системе, особенно когда речь идет о выполнении государственных, региональных и местных программ социально-экономического развития. На практике обнаруживаются определенные обстоятельства, которые не были учтены при разработке, но существенным образом сужают горизонты их реализации, а то и вовсе выполнения. Региональная диагностика представляет собой совокупность специальных информационно-аналитических технологий, позволяющих исследовать изучаемые региональные ситуации и проблемы, идентифицировать эти ситуации, дать качественную и количественную оценку, установить и оценить внутренние и внешние причины анализируемых состояний. Основной целью экономической диагностики регионального развития выступают выявление и идентификация проблемных ситуаций, обусловленных нерациональным или неэффективным использованием элементов производительных сил региона, а также разработка рекомендаций по их преодолению.
Особенности процедуры региональных диагностических исследований. Опыт применения различных видов региональных диагностических исследований в отечественной науке и практике.
Предмет, объект, цели и задачи регионального мониторинга. Региональный мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую информационно-аналитическую систему сбора и анализа статистической информации, проведения информационно-аналитических исследований и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем. Главная задача мониторинговых исследований состоит в создании надежной основы для формирования государственной политики регионального развития и определения ее приоритетов на основе формирования системы сбора точной и своевременной информации о происходящих в регионах государства событиях, процессах и явлениях. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем. Предметом регионального мониторинга является исследование региональной ситуации на основе анализа и обработки количественных и качественных статических или динамических показателей. Систематизация отечественного опыта свидетельствует о том, что на современном этапе основными методологическими направлениями мониторинговых исследований являются: - комплексное оценивание эффективности регионального развития на основе анализа индикаторов качества жизни; - сравнительный анализ эффективности социально-экономического развития регионов; - использование результатов регионального мониторинга для совершенствования механизмов управления региональным развитием; - оценка системы показателей региональных программ развития с целью предвидения ожидаемых направлений и диагностики проблемных ситуаций социально-экономического развития регионов. При всей значимости специально организованных мониторинговых исследований, основной информационной базой мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем должна быть статистика. Именно на статистической информации основывается система регионального мониторинга. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. В системе регионального мониторинга следует различать тотальный и проблемно-ориентированный виды мониторинговых исследований. Задачей регионального мониторинга являются постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц ее государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории. При этом, предметом тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая, во всем разнообразии ее составляющих. Целью проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития той или иной региональной проблемы, которая признана общественно значимой и требует особого государственного внимания. В отличие от тотального мониторинга, в качестве предмета проблемно-ориентированного мониторинга выступают конкретные региональные явления, возникающие в недрах той или иной ситуации на определенной территории. Однако в некоторых случаях тотальный мониторинг может и даже должен включать элементы проблемно-ориентированного мониторинга.
Финансовая обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В практике экономического анализа финансовую обеспеченность региона характеризуют: - объем финансовых ресурсов на душу населения; - средний доход на одного человека; - средний бюджетный доход на одного человека; - средний бюджетный расход на одного человека; - величина средней заработной платы; - стоимость потребительской корзины; - удельный вес стоимости потребительской корзины в расчете на одного человека; - величина прожиточного минимума. Управление финансовой обеспеченностью региона осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на повышение его доходности, среди которых: - достижение необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета; - повышение эффективности использования финансовых ресурсов на основе значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям; - объективизация бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов. С этой целью в составе региональных бюджетных систем формируются балансы финансовых ресурсов региона (БФРР), которые представляют собой финансовую программу региона, обеспечивающую его социально экономическое развитие и выступающую в качестве составляющей финансового баланса государства. БФРР направлен на решение задач по установлению общего объема финансовых ресурсов, используемых на соответствующей территории, обоснование распределения финансовых расходов по соответствующим направлениям, определение резервов региональной экономики и путей использования ресурсов с целью укрепления финансового состояния областей, городов, районов. Разработкой БФРР занимается управление экономики и финансов региона (области) на основе программы социально-экономического развития с использованием отчетной и прогнозной информации областного статистического управления. Баланс финансовых ресурсов региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования. В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников финансовых средств: • доходы, образующие местный бюджет; • платежи за используемые природные ресурсы; • поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства; • внебюджетные средства; • заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе. Расходная часть финансового баланса охватывает: - затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы; - затраты на финансирование социальной сферы и обеспечение формирования финансовой базы других государственных экономических структур. Типология и структура ТПК. Самой существенной составляющей социально-экономического потенциала региона выступает производственный потенциал, основой которого является производственный комплекс. Производственный комплекс - это сочетание предприятий, объединенных выполнением единой хозяйственной функции и связанных тесными производственными отношениями, благодаря которым достигается наибольший эффект с учетом естественных и экономических условий. В отечественной региональной экономике и экономической географии такие сочетания получили название территориально-производственных комплексов (ТПК). Если оценивать различные отрасли ТПК, то их роль и значение определяется, прежде всего, участием в территориальном делении труда и характером комплексообразования. Территориально-производственный комплекс формируется на основе развитых производственно-технологических, финансово-коммерческих и информационных связей с учетом принципов комплексного использования природно-ресурсного потенциала, эффективного функционирования производства, взаимодействия объектов на определенной территории. Формирование территориально-производственного комплекса региона зачастую происходит под влиянием целого ряда факторов, среди которых: - уровень, масштабы и эффективность развития производства; - соответствие производства региональным условиям; - масштабы и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов; - степень влияния производства на окружающую среду; - характер связей с другими отраслями; - участие отрасли в межкомплексном обмене сырьем, топливом, энергией и готовой продукцией. ТПК формирует производственный потенциал региона, который характеризует возможности производства продукции или услуг при соответствующих экономических и технологических условиях. Зависимости вол особенностей формирования ТИК разделяют на традиционные и программно-целевые. Традиционные - это ТИК, которые возникают объективно на определенной территории на основе действия различных факторов. Такие ТВ К лежат и в основе функционирования экономических районов. Программно-целевые ТИК создаются для рационального использования природных ресурсов (Павлодар-Екибастузький. Тимано-Печорский, Оренбургский, Канско-Ачинский, Каратау-Джамбулский, Мангышлак, ТИК КМА).
Сущность понятия «регион». Картографический метод. 6. Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием. Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие: Метод таксонирования – процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны – равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам. Методы социологических исследований. Во многих классических моделях экономического роста рассмотрению подлежит тенденция к выравниванию межрегиональных различий путем перемещения капитала из высокоразвитых районов с пониженной прибыльностью инвестиций в менее развитые, отличающиеся большей доходностью капиталовложений. Неоклассическая теория регионального роста основана на производственной функции и предусматривает выравнивание межрегиональных различий путем перемещения капитала и трудовых ресурсов из высокоразвитых районов с относительно низкой прибыльностью инвестиций - в менее развитые, отличающиеся большой доходностью капиталовложений. Однако межрегиональная мобильность факторов роста является более сложным процессом и не всегда приводит к декларируемым целям выравнивания диспропорций. Впервые названный принцип применил Дж. Борте, который основной акцент делал на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы, среди которых: - количество и качество природных ресурсов; - общая численность и квалификация трудовых ресурсов; - запасы капитала и уровень развития технологий. Причем, выравнивание цен на факторы производства должно привести к выравниванию уровней экономического развития регионов. Такой вывод был сделан на основе предположения о ресурсной конкуренции регионов. В связи с этим, развитие национальной экономики базируется на эффективном распределении ресурсов между регионами. Наиболее законченную концепцию экономического роста регионов, которая основывается на производственной функции, предложил X. Зиберт. Для учета географических особенностей региона Зиберт рассматривал транспортные затраты и влияние уровня развития социальной системы. Кроме особенностей «изолированного» региона, Зиберт исследовал и внешние детерминанты экономического роста, основанные на тесных экономических связях с другими регионами и зарубежными государствами.
В немецкой школе регионалистики особое внимание уделялось теориям размещения (Й. Г. фон Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, А. Прёдель, А. Лёш). Первые теории размещения, которые относятся к классическим штандортным теориям, связаны с именами И. Г. фон Тюнена, В. Лаунхардта и А. Вебера. В 1826 году Й. Г. фон Тюнен выявил объективные закономерности размещения товарного производства и предложил модель размещения, специализации и выбора способов ведения сельского хозяйства в зависимости от расстояния до города, являющегося как рынком сбыта сельскохозяйственной продукции, так и поставщиком промышленных товаров. В качестве основного фактора размещения в теории Тюнена выступали транспортные издержки. Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й. фон Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, среди которых: - высокопроизводительное пригородное хозяйство; - лесное хозяйство; - плодосеменное производство; - выгонное хозяйство; - поля трехпольного севооборота; - зона скотоводческого производства. Транспортный фактор решающим был и в теории В. Лаунхардта, который рассматривал закономерности размещения промышленных предприятий. Правильный выбор места для их размещения Лаунхардт обосновывал минимизацией транспортных издержек на доставку сырья, вспомогательных материалов и сбыт готовых изделий. Главным открытием немецкого ученого В. Лаунхардта стало обоснование метода нахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия в зависимости от близости источников сырья и рынков сбыта продукции. Более обоснованной теорией размещения промышленных предприятий является теория размещения А. Вебера, появившаяся в начале двадцатого века. В соответствии с теорией А. Вебера, главным критерием размещения хозяйства является минимизация суммарных издержек производства и сбыта. При этом, учету подлежат транспортные и трудовые издержки, а также наличие технической и пространственной концентрации производства, возможности использования специализированной ремонтной базы, инфраструктуры. По сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, А. Вебер сделал существенный шаг вперед и решил оптимизационную задачу по минимизации общих издержек производства. Фактором размещения А. Вебер назвал экономическую выгоду, которая появляется в зависимости от места, где осуществляется производственная деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта. Теория центральных мест В. Кристаллера стала первой теорией о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве. Центральными местами В. Кристаллер называл экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами население своей зоны сбыта. Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристал-леровская решетка). Чем выше уровень иерархии, тем большую зону сбыта имеет каждое центральное место, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга, центр производит товары и услуги, типичные для всех центров. Наиболее ярким представителем нового этапа развития теории размещения является А. Лёш, который разработал неоклассическую штандортную теорию. А. Лёш рассматривал регион как рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией в форме правильного шестиугольника. А. Лёш анализирует несколько типов регионов, включая рыночные зоны, определяемые радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции. В рамках штандортной теории А. Лёша учитывались определенные факторы, среди которых: - особенности налогообложения; - экономико-географическое положение региона; -влияниенаучно-технического прогресса; - проблемы охраны окружающей среды. В первой половине XX века теориями размещения активно занимались в Швеции в рамках стокгольмской школы экономической мысли. Среди шведских ученых-регионалистов следует назвать Т. Хагерстранда, который разработал своеобразную модель пространственно-временного распространения информации и технических, экономических и социальных инноваций (концепция диффузии нововведений). Однако в 1920-е годы классические штандортные теории были подвергнуты критике со стороны А. Прёделя и Т. Паландера. Так, Прёдель указывал на множественность наиболее удачных мест размещения (то есть отрицал возможность математического определения оптимального места локализации). Паландер предложил особое внимание уделить территориальным различиям в спросе, дифференциации цен на ресурсы, а также возможности применения альтернативных технологий в зависимости от места размещения предприятия. В рамках американской школы значительный вклад в развитие теорий размещения внесли Р. Уолкер, Э. Гувер, У. Изард.
Территориальный подход к управлению региональным развитием: сущность основных преимуществ и недостатков. 34. Отраслевой подход к управлению региональным развитием: сущность основных преимуществ и недостатков (СМОТРИ 30 ВОПРОС) Отличия в применении вышеуказанных моделей связаны с различными концептуальными доктринами, что, в свою очередь, обусловлено особенностями исторического развития и менталитетом национальных общностей, отличиями государственно-административного строя, макроэкономическим типом национальной экономики.
Сущность теории ТПК. Теоретические и методологические исследования в области региональной экономики в СССР концентрировались вокруг проблем выявления закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил, формированиятеории экономического районирования, создания методологии регулирования регионального развития. Теория территориально-производственных комплексов Н. Н. Колосовского стала основой экономического районирования территории бывшего СССР и просуществовала вплоть до его распада. Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокупность экономически и технологически взаимосвязанных предприятий, независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, использующих ресурсы и общую инфраструктуру ограниченной территории. Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схемой развития производительных сил, с целью получения дополнительного экономического эффекта, за счет рационализации структуры ТПК, оптимизации производства специализированных предприятий, пропорциональности отраслевой структуры производства, рационального использования всех видов ресурсов, а также обоснованного размещения предприятий в пределах ТПК. Теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования региональных хозяйственных комплексов получили наибольшее развитие в работах Н. Н. Колосовского, который считал, что «правильное» разделение страны на крупные экономические районы будет способствовать комплексному развитию, усилит специализацию районов в экономике страны. 56. Сущность теорий территориального планирования. 57.Особенности территориального планирования: отечественный опыт. 58. Особенности территориального планирования: зарубежный опыт. 59. Опыт территориального планирования в Республике Крым. (КОНСПЕКТ ПАРЫ В ЧЕТВЕРГ!)
60. Методы территориального планирования. 61. Типы региональных образований. Основой для функционирования региональной экономики является регион. Имеется множество толкований понятия «регион». Сам термин «регион» имеет латинское происхождение - «regio»- область, местность, страна, то есть определенная территория. Основываясь на этом, регион можно определить как часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры. Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными здесь. В то же время регион может рассматриваться как подсистема социально экономического комплекса страны, и одновременно как относительно самостоятельная его часть с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Вместе с тем с воспроизводственной точки зрения отдельный регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими регионами и функционирует в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Определяя понятие «регион», нельзя базироваться только на экономических аспектах, таких как его хозяйственная специализация, рациональность размещения производительных сил, развитие интеграционных процессов и т.п. Здесь нельзя упускать из виду интересы населения как социально-территориальной общности, не принимать во внимание социальные факторы, значение которых по мере перехода к рынку резко возрастает. Объективный социально-экономический интерес региона состоит в создании для его населения эффективной занятости и повышения уровня жизни, социальной и экологической защищенности, благоприятных условий для естественного воспроизводства населения, развития образования, культуры, этнического своеобразия, что и определяет устойчивое развитие региона. Теория и практика экономического районизирования определяет разные типы региональных образований: 1. Экономические зоны. Применительно к России - это Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, в составе которых могут выделяться подзоны, например, в Европейской части страны Север, Центр, Урало-Поволжье, Европейский Юг. 2. Крупные экономические районы, охватывающие сеть крупных региональных комплексов таких, как Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский и другие. В настоящее время по экономическому районированию в России выделено 11 крупных экономических районов. 3. Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты Федерации) - республики в составе Российской Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы (городские и сельские) как первичные звенья в таксономии экономического районирования. 4. Территориально-производственные комплексы (ТПК) разных типов, формируемые, как правило, в рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов (например, регион Кавказских Минеральных Вод). Рассматривая приведенную выше систему региональных образований, нужно отметить, что лишь регионы, формируемые на базе административно-территориального деления, имеют организационно завершенную систему законодательных и исполнительных органов власти и управления.
Метод Лоренца. Для определения уровня экономического развития регионов используют различные критерии и показатели. Так, в Великобритании главным показателем выступает уровень безработицы, в Бразилии - степень засушливости климата. Однако какие бы критерии оценивания ни были в основе- отражением уровня развития экономики регионов по праву выступает эффективность их функционирования. Одним из наиболее признанных методов определения уровня экономического развития регионов является метод Лоренца, основанный на расчете коэффициента предпочтения (К) -соотношения доли региона в национальном доходе (НД) и доли в общей численности населения государства (Н). К=НД/Н Если К превышает 1,0, то уровень развития региона выше среднего. Причем, уровень развития экономики региона тем выше, чем больше К. И наоборот, если К < 1,0, то регион имеет уровень развития ниже среднего. На основе вычисления коэффициента предпочтения в двухмерной системе координат строится кривая Лоренца (рис. 4.6). При этом, по оси абсцисс расположены показатели доли региона в общегосударственной численности населения, а по оси ординат - показатели процентной доли региона в производстве национального дохода государства. Кривая Лоренца имеет вид идеальной прямой, если наблюдается равенство уровня развития определенных регионов, и более изогнутый вид - если уровни развития регионов государства значительно отличаются. Состояние и перспективы развития региона зачастую зависят от уровня развития производственной и непроизводственной сферы. Низкий уровень развития экономики региона приводит к значительным объемам импорта готовой продукции и технологий, а также экспорту сырья и полуфабрикатов. А относительно высокий Уровень экономического развития региона обеспечивает его ёмким рынком сбыта готовой продукции в соседних регионах, а также формирует за счет последних значительный резерв рабочей силы и сырья. Таким образом, метод Лоренца позволяет количественно оценить степень превосходства или отставания каждого региона государства, а также охарактеризовать общую степень неравенства регионального развития и его социально-экономическую остроту.
75. Сущность понятия, цели и задачи районной планировки. Районная планировка - это проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного района и формирование его планировочной структуры, обеспечивающей оптимальное развитие и рациональное размещение отраслей народного хозяйства, городов и сельских поселений, создание условий для труда, быта и отдыха населения. - это комплекс экономических, инженерных, санитарно-гигиенических и архитектурно-планировочных мероприятий, определяющих наиболее целесообразное расселение и взаимоувязанное размещение на отдельных районах страны всех видов строительства и отраслей народного хозяйства. Цель районной планировки - разработка (составление) плана перспективного строительства и развития всех видов производств, способствуя максимальной производительности общественного труда, снижению стоимости строительства и улучшению условий быта и отдыха населения. Задачи районной планировки: а) установить правильные пропорции в размещении населения и промышленности (при минимуме трудовых передвижений); б) рационализировать систему путей сообщения; в) оптимизировать систему обслуживания населения; г) наметить мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов.
76. Виды и объекты районной планировки. Объекты проектов районной планировки делятся на три категории: 1. Зоны хозяйственного тяготения крупных и крупнейших городов; 2.Районы, расположенные на территориях интенсивного хозяйственного освоения; 3. Районы, находящиеся на территориях экстенсивного хозяйственного освоения; В отечественной градостроительной практике районная планировка подразделяется на 4 вида: а) планировка промышленных районов; б) планировка сельскохозяйственных районов; в) планировка курортных районов и зон отдыха; г) планировка пригородных зон больших городов. При планировке сельскохозяйственных районов решаются следующие задачи: ▪ определяются оптимальные размеры хозяйств; ▪ размещаются промышленные комплексы и базы стройиндустрии; ▪ определяется необходимая численность кадров; ▪ формируется система внешнего расселения, сеть КБО и транспорта; ▪ обеспечивается необходимый уровень инженерного оборудования и благоустройства территории района. Планировка курортных зон уделяет внимание решению следующих задач: ▪ устройство защитных санитарных зон; ▪ вынесения промпредприятий за городскую черту; ▪
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.013 с.) |