Кафедра экономической теории и истории экономических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории и истории экономических учений



Eumi 002196/ 12.10.2010

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса «Микроэкономика»

для студентов заочной формы обучения ФМ, ФМЭО,ФЭУТ, ВШТ, ВШУБ.

МИНСК 2010

Под редакцией профессора, д.э.н. А.В. Бондаря и доцента, к.э.н. В.В.Рымкевича

Авторы: Доценты, к.э.н.- Корнеевец И.В., Коломыс Э.В., Кунявская С.М., Рымкевич В.В,, Ходас А.К.

Ассистенты- Авдеенко Н.М.,Жигунов Д.И,, Яхницкая Н.А.,Шарова К.И.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение в микроэкономику………….………………………………………………………..4

Теория поведения потребителя………………………………………..……………………………………16

Рыночное поведение конкурентных фирм …..……………………………………………….25

Чистая монополия …………………. ………………………………………………………………..30

Монополистическая конкуренция……….……………………………………………………35

Олигополия ……………………… …………………………………………………………….42

Рынок труда………………………………………………………..……………………………60

Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль..………..66

Рынок земли……………………………………..………………………………………………………….80

Общее равновесие и общественное благосостояние…………………………………………86

Теория внешних эффектов……………………………………………………………………………100

Информация, неопределенность и риск в экономике …………….…………………………….118

Теория общественного выбора………………………………………………………………125

Доцент, к.э.н.,Корнеевец И.В.

Тема 1: Введение в микроэкономику

  1. Предмет микроэкономики
  2. Концепция экономического рационализма
  3. Применение и границы микроэкономической теории
  4. Микроэкономическая теория и практика
  5. Методы микроэкономического анализа

Предмет микроэкономики

Микроэкономика (от греческого micros – малый) – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, важнейшими представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Непосредственным предметом микроэкономики является эффективное использование ограниченных ресурсов, принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Многовариантность применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования – еще и относительной редкостью. Редкость ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного количества различных целей, которые ставят перед собой люди для удовлетворения своих многообразных потребностей и желаний. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они определили перед собой.

Возвращаясь к определению предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Экономика изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Таким образом, в микроэкономической теории особое значение имеет изучение: во-первых, экономического поведения людей, во-вторых, принятие экономическими субъектами решений и осуществление ими экономических действий в условиях выбора одного из альтернативных вариантов, исходя из редкости благ и их ограниченности. Микроэкономику отличает особый подход к затратам и результатам, а понятие альтернативные издержки является одним из исходных.

Главная задача субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения следующих вопросов:

Что производить (как удовлетворить общественные потребности)? – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить (как использовать ресурсы)? – это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить (кто получит произведенный продукт)? – это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

 

1.2. Концепция экономического рационализма

Микроэкономика опирается на ряд фундаментальных предпосылок:

экономический атомизм, означающий, что микроэкономика делает акцент на поведении экономических субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

экономический рационализм, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат; сравнение их в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического субъекта, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Если предметом изучения является экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микроуровне, то какое именно экономическое поведение имеет смысл изучать? Такое поведение, которое приносит наилучшие результаты при наименьших затратах, т. е. рациональное экономическое поведение. Решения, которые в заданных условиях приносят наилучшие результаты, называются эффективными. Из набора (или алгоритма) эффективных решений в сфере хозяйственной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение как потребителей, так и производителей разных видов продукции. Заметим, что в экономической теории понятия «рациональность» и «эффективность» очень близки: рациональное поведение или решение приводит к наиболее эффективному результату. Смысл рациональности – стремление к оптимизации, к достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоде при минимальных затратах.

Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов экономики взаимообусловлено. И хотя взаимообусловленность их поведения носит многофакторный характер, определяющее место занимает цена. От цен на блага зависит спрос на них, а цены на ресурсы определяют факторные доходы. Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побудительными сигналами изменения поведения и становятся регулятором рыночной системы в целом. Поэтому выяснение вопроса, как формируются и почему изменяются рыночные цены – исходная проблема микроэкономического анализа. Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности и цены, формирования объемов выпуска и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Решающую роль в функционировании рынка играют цены. Наиболее видный представитель неоконсерватизма Милтон Фридмен назвал механизм цен «нервной» системой рыночной экономики и выделил три функции цен: информационную, стимулирующую и распределительную. Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Эта функция имеет чрезвычайно важное значение для координации экономической активности (впервые эту функцию отметил в 1945 г. Ф. Хайек). Вторая функция состоит в стимулировании людей использовать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы получить наиболее высоко оцениваемые рынком результаты, применяя наиболее экономичные способы производства. Наконец, третья функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все эти функции тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказывается и на других.

Рациональная деятельность человека преобразует окружающую среду в соответствии с его потребностями, обеспечивает соединение факторов производства, причем наилучшим образом, наиболее эффективно. В результате увеличиваются возможности людей в использовании ресурсов, а, следовательно, удовлетворяются их растущие потребности в различных благах. Такая функция человека – рациональное, преобразующее, созидательное поведение – лежит в основе модели «человека экономического» (или «homo economicus»).

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде оказываются перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ.

Таким образом, мы видим, что концепция рациональности человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе в конце концов выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности. Гипотеза о полной рациональности основана на достаточно сильных допущениях абстрактного характера. Поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие гипотезы.

Ограниченная рациональность (концепция разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Гербертом Саймоном) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека.

Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.Другими словами, хотя люди и ведут себя рационально, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными и познавательными способностями человека. В данном случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции, а чистый выигрыш (т. е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) при этом меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), а занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. Здесь сама процедура поиска удовлетворительного результата оказывается в центре внимания при исследовании экономического поведения. Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может и не привести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика. Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь речь идет об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что дешевые товары повседневного спроса отличаются и низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими, или как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок определенного товара и не будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности (сторонники концепции – американские экономисты А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами («по газонам не ходить!»), либо традициями – выбрасывать окурки из автомобиля при остановке на светофоре в цивилизованных странах не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Ф. Хайек подчеркивал, что «... моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально даже в том случае, когда они и не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.

На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных не только со стремлением человека к получению материальных благ, но и другие мотивы экономического поведения – нематериальные стимулы (духовные потребности, удовлетворенность самим трудом, потребность в самореализации, в ощущении своей значимости). Учитывается и такой психологический стимул поведения человека, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других).

Важной частью любой модели являются условия, или допущения, при которых модель верна и работает. Перечислим основные условия, без которых невозможно рациональное экономическое поведение: обладание полной (всей) информацией о рынке; способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные вычисления, прогнозы); свобода выбора, свобода принятия решений; свободный доступ к ресурсам, свободное их перемещение т. д. Такие идеальные условия создают возможность для принятия самого лучшего, наиболее эффективного решения, т.е. обеспечивают полную рациональность.Поэтому и сама модель рационального экономического поведения считается идеальной. Она работает в лабораторных условиях «чистого эксперимента» по сравнению со множеством «помех» далеко не идеальных условий реальной жизни, искажающих рациональное поведение.

 

Тема 4. Чистая монополия

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

 

Почему же при столь либеральных условиях, гос­подствующих на рынках описываемого типа, конку­ренция здесь все же не является совершенной? При­чина кроется в той самой заметной черте рынка моно­полистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференци­ации продукта. Выпускаемый каждой фирмой то­вар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное по­ложение «мини-монополиста» (единственного произ­водителя данного продукта) и обладает известной вла­стью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контро­лирует лишь небольшую долю всего рынка соответ­ствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (сегментами рынка). И на этом сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Дифференциация продуктов возникает из-за су­ществования между ними различий в качестве, сер­висе, рекламе.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложи­лись условия монополистической конкуренции, от­носительно свободен. Теперь мы в состоянии уточ­нить эту формулировку: выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключе­нием препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы со­вершенно сознательно создают и поддерживают диф­ференциацию, тем самым добиваясь для себя допол­нительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.

Вместе с тем не следует преувеличивать доступ­ную таким фирмам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится счи­таться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный.

Хотя «фрут энд нат» и «сникере» безусловно раз­ные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка под­нять цены одной — и он переключится на другую.

Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.

Дифференцированный продукт:

продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами;

продукт, который подобен, но не идентичен, другим продуктам, а следовательно, не является их полным заменителем;

продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

 

Факторы дифференциации продукта:

1. Качество. Поэтому уже выбор приоритетов в основ­ных потребительских качествах открывает возможно­сти для широкого разнообразия продуктов.

2. Основой для дифференциации могут служить так­же дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).

3. Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торго­вли и многих видов услуг именно географическое раз­мещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоко­лонка автоматически становится почти монополистом для своей округи.

4. Наконец, основой дифференциации продуктов мо­гут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тесто­вых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни пре­данно покупает только ее. Обратим на это обстоя­тельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действи­тельно ли отличаются товары. Главное — чтобы ему так казалось.

5. Различия в сервисе. Дело в том, что для широкой группы продук­тов, в особенности для технически сложных потреби­тельских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер вза­имоотношений продавца и покупателя. Дорогая ма­шина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сер­вис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и пост­гарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В ре­зультате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому пре­вращающихся вроде бы в совершенно разные товары.

6. Рекламой. Во-первых, ре­клама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Во-вторых, она способствует формированию но­вых потребностей. В-третьих, реклама создает дифференциацию про­дуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет мно­гие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот, за мнимыми отличиями качества очень ча­сто скрываются вполне реальные отличия в реклам­ной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать. Вряд ли кто-нибудь скажет: «Я курю „Мальборо" потому, что хочу походить на му­жественного ковбоя». Но, по общему мнению экс­пертов, миллионам поклонников этой марки ее вкус кажется столь пленительным именно из-за подсозна­тельного стремления отождествить себя с образом ковбоя, удачно найденного в рекламе марки.

2. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Спрос на продукцию отражает кривая спроса показываю­щая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей, с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относитель­но большим числом конкурентов, выпускающих товары -субституты Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса В ус­ловиях монополистической конкуренции кривая предельно­го дохода (MR) расположёна ниже кривой спроса производи­теля (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 31.1).

В коротком периоде в условиях монополистической конку­ренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные из­держки (МС) и предельный доход (MR) В этом случае фир­ма может извлечь сверхприбыль (рис.)

 

Тема 6. Олигополия

  1. Основные признаки олигополии. Концентрация рынка и её показатели.
  2. Типология моделей олигополии:

ü Модель Курно;

ü Модель Бертрана;

ü Модель ломаной кривой спроса;

ü Модель ценовой сигнализации и лидерства в ценах;

ü Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска);

ü Модель, основанная на тайном сговоре: картель.

  1. Эффективность олигополистического рынка.
  2. Рыночная власть, её источники и показатели.
  3. Антимонопольное законодательство.
  4. Регулирование естественных монополий.

Модель Курно

Начнем с простой модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом Огюстом Курно в 1838 г. Предположим, что фирмы производят однородный продукт и имеют представление о кривой рыночного спроса. Каждая фирма должна установить для себя объем выпуска, и при этом обе фирмы принимают решение одновременно. При принятии производственных решений каждая фирма принимает во внимание своего конкурента. Она знает, что ее конкурент тоже решает вопрос о том, какое количество продукции производить, а рыночная цена будет зависеть от общего объема производства двух фирм.

 

Рис. 6.1. Решение фирмы 1 об объеме производства.

Смысл модели Курно состоит в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой. Чтобы понять, как работает эта модель, посмотрим на решение об объеме выпуска фирмы 1. Предположим, что фирма 1 считает, что фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса. На рис. 6.1 она обозначена как D1(0) — это кривая спроса для фирмы 1, если допустить, что фирма 2 ничего не производит. Рисунок 6.1 также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если фирма 2 не производит ничего, фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции.

Предположим теперь, будто фирма 1 думает, что Фирма 2 будет производить 50 единиц продукции. Тогда кривой спроса фирмы 1 окажется рыночная кривая спроса, сдвинутая влево на 50 единиц. На рис.6.1 эта кривая обозначена как D1(50), а соответствующая кривая предельного дохода обозначена как МR1(50). Прибыль фирмы 1 максимальна при выпуске в 25 единиц — в точке, где МR1(50) = МС1. Если фирма 1 решит, что Фирма 2 собирается производить 75 единиц продукции, то ее кривой спроса станет рыночная кривая спроса, сдвинутая влево на 75 единиц. На рис. 6.1 это кривая D1(75); соответствующая ей кривая предельного дохода обозначена как МR1(75). МR1(75) = МС1 в точке с объемом производства в 12,5 единиц. Наконец, если фирма 1 будет считать, что фирма 2 планирует производить 100 единиц товара, то кривые спроса, предельного дохода и предельных издержек для фирмы 1 будут пересекаться на вертикальной оси (не показано на рисунке); в этом случае фирма 1 вообще откажется от производства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: объем производства фирмы 1, при котором ее прибыль максимальна, представляет собой убывающую функцию, которая зависит от того, сколько, по мнению фирмы 1, будет производить фирма 2. Она называется графиком кривой реагирования фирмы 1 и обозначаем его как Q1(Q2). Эта кривая изображена на рис.6.2, где каждая из четырех комбинаций объемов производства, рассмотренных нами, отложена по оси X.

Мы можем провести аналогичный анализ и для фирмы 2, т. е. мы можем определить объемы производства этой фирмы, которые максимизируют ее прибыль, в зависимости от предположений об объеме производства фирмы 1. В результате получается другая кривая реагирования для фирмы 2, т. е. график Q2(Q1), который связывает объем производства фирмы 2 с ее предположениями об объеме производства фирмы 1. Если кривая предельных издержек фирмы 2 не совпадает с кривой предельных издержек фирмы 1, то ее кривая реагирования будет отличаться и по форме. Например, кривая реагирования фирмы 2 могла бы выглядеть как изображенная на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Кривые реагирования и равновесие Курно.

Кривые реагирования обеих фирм подсказывают нам, сколько каждая из них производит, учитывая объем выпуска конкурента. В состоянии равновесия каждая фирма выбирает объем производства в соответствии со своей кривой реагирования; следовательно, уровни равновесных объемов производства находятся на пересечении двух кривых реагирования. Получившийся набор значений объемов производства называется равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно оценивает, сколько будет производить ее конкурент, и соответственно максимизирует свою прибыль.

Заметим, что равновесие Курно является частным случаем равновесия Нэша. При равновесии Нэша каждая фирма наилучшим образом использует все возможности с учетом того, что делают ее конкуренты. В результате ни одна фирма не изменит свое поведение по собственной воле. При равновесии Курно каждый из дуополистов производит именно то количество товара, которое максимизирует его прибыль с учетом того, сколько производит его конкурент, так что ни один из них не захочет изменить свои объем производства.

Предположим, что первоначально две фирмы производят по отдельности объемы, которые отличаются от точки равновесия Курно. Будут ли они корректировать свои объемы производства до тех пор, пока не достигнут состояния равновесия Курно? К сожалению, модель Курно ничего не говорит о динамике процесса корректировки. Фактически любой процесс корректировки нарушает базовое допущение модели о том, что каждая фирма может считать объем производства продукции конкурента фиксированным. Поскольку объемы производства одновременно станут корректировать обе фирмы, ни один объем производства не будет постоянным. Чтобы понять процесс динамической корректировки, необходимы другие модели.

В каких случаях для фирмы целесообразно предполагать, что объём производства конкурента является постоянным? Это стоит делать, если две фирмы выбирают объёмы производства только один раз, поскольку после этого их объёмы выпуска больше не изменятся. Это также разумно, если они находятся в ситуации равновесия Курно, так как тогда ни у одной из фирм не будет стимулов к изменению объёма производства. Следовательно, при использовании модели Курно мы должны ограничиться поведением фирм в положении равновесия.

 

Модель Бертрана

До сих пор мы предполагали, что наши фирмы конкурируют за счёт установления объёмов производства. Однако во многих олигополистических отраслях конкуренция возникает в области цен. Рассматриваемая модель была разработана в 1883 г. французским экономистом Жозефом Бертраном. Как и при модели Курно, при этой модели олигополии фирмы производят однородный товар, каждая из них рассматривает цену конкурентов как постоянную, и все фирмы принимают решение, какую цену на товар установить, одновременно. Таким образом, вместо объемов производства фирмы выбирают цены.

Теперь предположим, что фирмы-дуополисты конкурируют, выбирая одновременно цену вместо объема производства. Какую цену выберет каждая из них, и какую прибыль они получат? Чтобы ответить на эти вопросы, заметим, что, поскольку товар является однородным, потребители будут покупать товар только у продавца с наименьшей ценой. Таким образом, если две фирмы назначат разные цены, то фирма, цена которой окажется меньше, будет обеспечивать весь рынок целиком, а фирма с более высокой ценой не сможет продать ничего. Если обе фирмы установят одинаковую цену, то потребителям будет безразлично, у какой фирмы покупать товар, и доля каждой фирмы на рынке составит 1/2.

Очевидно, что поскольку существует стимул опустить цену, то равновесие Нэша установится при конкурентных ценах, т. с. цена обеих фирм будет равной предельным издержкам. А поскольку цена равняется предельным издержкам, обе фирмы получают нулевую прибыль. Чтобы убедиться, что это действительно равновесие Нэша, зададимся вопросом: остался ли у фирм какой-нибудь стимул изменять цену продукции? Предположим, что фирма 1 поднимет цену. Тогда весь объем ее продаж перейдет к фирме 2, а следовательно, фирма 1 ничего не выиграет. Если же она, наоборот, понизит цену, то захватит весь рынок, но каждая произведенная единица товара станет для нее убыточной, и она снова окажется в проигрыше. Следовательно, у фирмы 1, как и у фирмы 2, нет стимулов для отклонения от положения равновесия: ведь оно наилучшее из возможных для получения максимальной прибыли, если принять во внимание действия конкурента.

Почему же равновесие Нэша не может установиться, если фирмы назначат одинаковую, но более высокую цену, чтобы каждая из них получала более высокую прибыль? Потому что в этом случае, если фирма хоть чуть-чуть снизит свою цену, она может захватить весь рынок целиком и почти удвоить свою прибыль. Разумеется, каждой из фирм захочется подрезать конкурента. Снижение цен не прекратится до тех пор, пока цена не упадет до предельных издержек.

В отличие от модели Курно, в модели Бертрана каждая фирма будет производить больший объём товара, а рыночная цена будет меньше. При модели Курно каждая фирма получает прибыль; при модели Бертрана цены фирм равны предельным издержкам и не приносят никакой прибыли.

Модель Бертрана имеет несколько недостатков:

Во-первых, когда фирмы производят однородный товар, более естественно конкурировать за счет установления объемов производства, а не цен.

Во-вторых, даже если фирмы установят цены, и выбранные ими цены окажутся одинаковыми (как предсказывает модель), какая доля общих продаж отойдет к каждой из фирм? Мы предположили, что продажи будут поделены между фирмами поровну, но никаких оснований так считать у нас нет.

Однако, несмотря на эти недостатки, модель Бертрана полезна, поскольку она показывает, как равновесный исход при олигополии может в значительной степени зависеть от выбора фирмой стратегической переменной.

 

Рис. 6.3. Модель ломаной кривой спроса

 

Равновесие ломаной кривой спроса для олигополиста очень стабильно. В отличие от чистого монополиста, олигополист при наличии ломаной кривой спроса не будет изменять цены или объём выпуска вследствие небольших или средних изменений в издержках. Уровень МС может сдвинуться на величину Δ в любом направлении и фирма при этом не изменит свою цену, а также объём выпуска. Кривая МС всё равно пересечёт кривую МR на изгибе. Только если МС изменятся более чем на Δ, фирма изменит господствующую цену.

Предположение теории ломаной кривой спроса о том, как олигополисты реагируют на действия своих конкурентов, значительно более правдоподобно, чем предположение Курно: каждая фирма устанавливает свою цену так, как будто она ожидает, что цены её конкурентов окажутся неизменными. Но данная модель сама имеет существенные ограничения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.068 с.)