Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. 2. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. 3. Методы экономической науки: общие и частные. Экономические категории и экономические законы. Системный подход к изучению экономических процессов. Предельный, функциональный и равновесный анализ. 4. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория. 5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
Ключевые понятия и термины
Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно. Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному. Индукция (induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных. Институциональная экономика (institutional economics) – тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций в определении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США в начале ХХ в. под влиянием работ Т.Б. Веблена и У.К. Митчелла. Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) –термин, используемый для обозначения макроэкономических теорий уровня экономической активности, использующих методы, разработанные Дж.М. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: стабильность рыночной системы и, особенно, ее способность к поддержанию полной занятости, роль денег в такой системе и долгосрочная динамика рыночной экономики. Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели. Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности. Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства. Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило. Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек. Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия. Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов, строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий. Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть». Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения. Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое. Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы. Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до революции 1789–1794 гг. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Однако считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве. Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества. Экономическая модель (economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение. Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой. Экономическая теория (economic theory) – это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Экономический принцип, закон (economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.
Литература: [3, с. 23–27; 4, с. 138–162; 5, с. 43–84; 6, с. 7–88; 7, с. 15–33; 8, с. 8–30; 10, с. 9–15; 11, с. 15–49; 12, с. 14–24; 14, с. 5–32; 17, с. 5–13; 18, с. 5–19; 19, с. 11–37; 20, с. 8–23].
Тесты и задачи 1. Экономическая теория не изучает: а) как эффективно использовать ресурсы; б) как делать деньги; в) как распределяется национальный доход; г) как стабилизировать экономику. 2. Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время: а) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; б) наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование; в) наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; г) экономическая теория есть наука о богатстве. 3. Общий уровень цен и безработица в экономической системе изучаются: а) микроэкономикой; б) макроэкономикой; в) менеджментом; г) международными финансами. 4.Микроэкономика изучает: а) производство в масштабе всей экономики; б) численность занятых в экономике; в) общий уровень цен; г) производство сахара и динамику его цены. 5. Позитивная экономическая теория изучает: а) «что есть»; б) «что должно быть»; в) дает оценочные суждения; г) дает практическое преломление. 6. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод ис- следования называется: а) анализом; б) индукцией; в) абстракцией; г) дедукцией. 7.Представители какого направления экономической мысли считали, что прибавочный продукт создается только трудом работников сельского хозяйства? а) меркантилизма; б) физиократии; в) маржинализма; г) кейнсианства. 8.Экономическая теория включает в сферу своего изучения: а) только рыночную экономику; б) все системы кроме плановой экономики; в) все системы кроме переходной экономики; г) все экономические системы. 9.В какой системе экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством? а) в традиционной; б) в административно-командной; в) рыночной экономике свободной конкуренции; г) смешанной экономике. 10.Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений? а) для прогнозирования развития экономики; б) для облегчения проведения экономического анализа; в) для создания идеальной модели экономики; г) для обеспечения системного подхода. Ответы: 1. б); 2. б); 3. б); 4. г); 5. а); 6. б); 7. б); 8.г); 9.г); 10. б).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.006 с.) |