Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3 Типы экономических систем и формы общественного хозяйства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: четкое определение экономической системы общества и основныех направлении периодизации ее социально-экономического развития, основных форм общественного хозяйства и модели для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.
Структура лекции: 1. Экономическая система общества и основные направления периодизации ее социально-экономического развития.
2. Основные формы общественного хозяйства и модели. 1. Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не мотивы воспроизводиться (посто- янно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысле- ние экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординиро- ванной и эффективной экономической политики. 2. Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики»). Основной критерий их разграничения — способ связи про- изводства и потребления, или способ включения индивидуального труда в сово- купный труд общества, или способ координации экономической деятельности. Исторически первичная форма хозяйства — натуральное хозяйство (или пат- риархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществ- ляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных сла- боразвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хо- зяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для совре- менных кризисных переходных экономик. Другая и наиболее распространенная форма хозяйства — рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-про- дажи товаров на рынке в условиях конкуренции. Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем. Общественно-экономические формации (или способы производства). Основ- ной критерий их разграничения — способ соединения производителей со сред- ствами производства или господствующая форма собственности на средства про- изводства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксист- ской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру произво- дительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формацион- ные переходы. Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства): первобытно-общинный, рабов- ладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный) и коммунистичес- кий (первая фаза которого получила название социализм). В некоторых трактов- ках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы про- изводства. В основе всех указанных трактовок формационного подхода лежит указание на ту или иную господствующую форму собственности и на вытекаю- щую из нее целевую функцию экономической деятельности со стороны собствен- ника (в частности, производство и присвоение феодальной ренты при феодализ- ме, производство и присвоение прибавочной стоимости при капитализме). Степень индустриального (индустриально-экономического) развития обще- ства. Главное в этой классификации — соотнесение ступеней общественного раз- вития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономичес- ких начал. В итоге выделяются три крупные ступени: доиндустриальное общество — индустриальное общество — постиндустриальное общество. Более содержательно выявить своеобразие каждой из обозначенных ступе- ней позволяют два укрупненных критерия. Первый из них — со стороны произ- водительных сил. Он имеет два аспекта: один раскрывает тип средств производ- ства (ручные орудия труда — машины — информатика), другой — дает характе- ристику «ведущего сектора» (земледелие — индустрия — наука). Второй критерий раскрывает тип обусловленности общественного поведения и «общественного» человека. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобре- тают следующий вид: доэкономическое (традиционное) общество — экономи- ческое общество — постэкономическое общество. У каждого из них свой тип детерминации: в первом случае — патриархальные традиции и внеэкономичес- кое принуждение к труду; во втором — узкоэкономические (материальные, де- нежные) стимулы; в третьем — потребность творческого развития человека. У каждого общества и свой тип «общественного» человека: традиционный («пат- риархальный») человек, «экономический» человек, творческий («социальный», «социологический» и т.п.) человек. Отмеченные характеристики можно пред- ставить в виде следующих. Критерии 1. Тип средств производства 2. Ведущий сектор 3. Тип детерминации 4. Тип «общественного»человека Ступени общества Доиндустриальное (доэкономическое) общество Ручные орудия труда Сельское хозяйство Традиции и внешнеэкономическое принуждение к труду Традиционный («патриархальный»)человек Индустриальное (экономическое) общество Машина Индустрия Материальные (денеж- ные) стимулы «Экономический» человек Постиндустриальное (постэкономическое) общество Информатика Наука Творчество Социально-творческий («социологический») человек 4. Цивилизационные системы. Термин «цивилизация», широко используемый в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к на- шему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспро- изводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражает- ся в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (вне- шних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими факторами в такой системе могут выступать социокультурные (национальные, ре- лигиозные, этические, «ментальные» и т.п.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), постэкономи- ческие (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климати- ческие, географические, геополитические и др. факторы. Таким образом, особен- ностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем явля- ется многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узкоэкономическим измерениям. Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем в рам- ках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. В основе их раз- личий — использование тех или иных критериев (более узко — тех или иных не- экономических факторов в их связи с экономикой). Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриаль- ного (индустриально-экономического) развития общества. Она получает вид: до- индустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая) цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Их харак- теристики приводились выше. Эти цивилизации можно трактовать как глобаль- ные и исторически последовательные («вертикальные») цивилизации. Вторая классификация близка к первой в аспектах глобальности и историч- ности цивилизаций с упором на взаимодействие социально-политических и эко- номических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитар- ную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизацию, обращая вни- мание и на возможность промежуточной цивилизации. Третья классификация делает акцент на роли социокультурного фактора и свя- занной с ним достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей). Цивилизации по- добного рода можно трактовать как локальные, поскольку они ограничены про- странственно (например, евразийская и западноевропейская цивилизации, ислам- ская цивилизация, цивилизация конфуцианского культурного региона и т.п.), и как «горизонтальные», поскольку они сравнительно устойчивы, обладают боль- шой степенью консерватизма, находясь в состоянии сосуществования (несмотря на их интенсивное взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не располагаются строго на исторической («вертикальной») оси общественного раз- вития. Важнейший аспект данной классификации — влияние социокультурной среды на действие универсальных экономических процессов, на развитие тех или иных хозяйственных форм, того или иного типа экономического поведения. Четвертая классификация противостоит предыдущей и вбирает в себя неко- торые характеристики двух первых классификаций, обогащая их акцентом на «об- щечеловеческих ценностях». Считается, что общественное развитие идет в направ- лении формирования «единой мировой цивилизации» с господством общечелове- ческих ценностей при нивелировании различий, существующих в разных странах и регионах. Однако спорен вопрос о самом содержании общечеловеческих ценно- стей. Что они представляют собой: ценности западной цивилизации как наиболее «продвинутой», нечто собирательное из лучших^черт каждой локальной цивили- зации или единство многообразного? Кроме того, опасно искусственное подсте- гивание исторического процесса и нивелирование исторически сложившейся и достаточно устойчивой специфики локальных цивилизаций, что, как показывает история, чревато серьезными общественными катаклизмами. В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен. В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль - способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.016 с.) |