Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 13 Государственное регулирование: сущность, цели, инструментыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: четкое определение необходимости государственного регулирования рыночной экономики, денежно-кредитной системы и денежно-кредитной политики Республики Казахстан для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой. Структура лекции:
1. Основные направления действий государства в сфере экономики. Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех свои х ' граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовы- вает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в инте - ресах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функциониро- вания экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.), Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видо в трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования). Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство под – держивает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную фор- му связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка — конкуренцию. Третье направление деятельности государства, связанное с экономикой, во многом пересекается с двумя первыми — функциями государства как представи- теля всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функ- циями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы. Однако вследствие своей важности это направление деятельности государства можно рас- сматривать и как самостоятельное. Рассмотренные три группы функций государства экономике составляют содержание его экономической политики в наиболее широком ее понимании.
В более узком смысле под экономической политикой понимают непосред- ственное воздействие государства на ход экономических процессов с целью их корректировки. В зависимости от характера воздействия на динамику экономической систе- мы различают стабилизационную и структурную политику. Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в эко - номике независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления же - лательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансио- j нистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру самого процесса воз - действия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирая меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискрещ- онную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твер - дой линии экономической политики). К последней относят и действия так назы-1 ваемых автоматических, или встроенных, стабилизаторов, сглаживающих колеба - ния экономики, таких как системы государственных трансфертов, пособия по безработице, пособия малообеспеченным семьям, прогрессивное налогообложе- ние и др. j Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на сово - купное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эф - фективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их при - менения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации сво - бодных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления | наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фон - довых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); совершенствование рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка ра - ботников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением тру -
да данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, кото - рая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функ - цию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стиму - лирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в образова- ние, создание новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики. 2. Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом: Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс. Инструменты: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Национального Банка РК и осуществляют- ся в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Национальном Банке РК (фор- мы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов уста- навливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализиро- ванные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Национального Банка РК, а также для межбанковских расчетов. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является измене- ние учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Национальный Банк РК выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Национального Банка РК сокращается, а следовательно, уменьшают- ся и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой.
Он широко используется в странах с развитым рынком-ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инстру- мент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Национальным Банком РК государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как дея- тельность Национального Банка РК на первичных рынках во многих странах запреще- на или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.012 с.) |