Лекция 13 Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13 Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты



Цель: четкое определение необходимости государственного регулирования рыночной экономики, денежно-кредитной системы и денежно-кредитной политики Республики Казахстан для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.

Структура лекции:

  1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
  2. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика Республики Казахстан.

1. Основные направления действий государства в сфере экономики.

Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех свои х '

граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной

ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовы-

вает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в

экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя

или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в инте -

ресах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функциониро-

вания экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых

актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.),

Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видо в

трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).

Второе направление функционирования государства в экономике отражает

господствующее положение последней в общественной системе. Государство под –

держивает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную фор-

му связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный

механизм рынка — конкуренцию.

Третье направление деятельности государства, связанное с экономикой, во

многом пересекается с двумя первыми — функциями государства как представи-

теля всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функ-

циями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы. Однако

вследствие своей важности это направление деятельности государства можно рас-

сматривать и как самостоятельное.

Рассмотренные три группы функций государства экономике составляют содержание его экономической политики в наиболее широком ее понимании.

В более узком смысле под экономической политикой понимают непосред-

ственное воздействие государства на ход экономических процессов с целью их

корректировки.

В зависимости от характера воздействия на динамику экономической систе-

мы различают стабилизационную и структурную политику.

Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в эко -

номике независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления же -

лательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансио- j

нистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру самого процесса воз -

действия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирая

меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискрещ-

онную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твер -

дой линии экономической политики). К последней относят и действия так назы-1

ваемых автоматических, или встроенных, стабилизаторов, сглаживающих колеба -

ния экономики, таких как системы государственных трансфертов, пособия по

безработице, пособия малообеспеченным семьям, прогрессивное налогообложе-

ние и др. j

Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени

влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на сово -

купное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эф -

фективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их при -

менения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся

поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика,

приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина»

между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и

др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации сво -

бодных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления |

наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фон -

довых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); совершенствование

рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка ра -

ботников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением тру -

да данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и

другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на

«очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, кото -

рая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функ -

цию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство

дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стиму -

лирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого

эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в образова-

ние, создание новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет

целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных

условий для долгосрочного роста экономики.

2. Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.

Инструменты: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из

направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной,

внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели

непосредственно относятся к деятельности Национального Банка РК и осуществляют-

ся в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие

банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Национальном Банке РК (фор-

мы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов уста-

навливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в

зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам

до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не

столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализиро-

ванные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент

от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих

функций Национального Банка РК, а также для межбанковских расчетов.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является измене-

ние учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Национальный Банк РК выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем

заимствований у Национального Банка РК сокращается, а следовательно, уменьшают-

ся и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая

более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам.

Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе.

Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует

в обратном направлении.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой.

Он широко используется в странах с развитым рынком-ценных бумаг и затруднен

в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инстру-

мент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Национальным Банком РК государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как дея-

тельность Национального Банка РК на первичных рынках во многих странах запреще-

на или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные

государственные облигации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.014 с.)