Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 13 Государственное регулирование: сущность, цели, инструментыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: четкое определение необходимости государственного регулирования рыночной экономики, денежно-кредитной системы и денежно-кредитной политики Республики Казахстан для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой. Структура лекции:
1. Основные направления действий государства в сфере экономики. Первое направление связано с тем, что в качестве представителя всех свои х ' граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовы- вает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в инте - ресах всех своих граждан. Государство формирует правовые рамки функциониро- вания экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.), Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видо в трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования). Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство под – держивает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную фор- му связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка — конкуренцию. Третье направление деятельности государства, связанное с экономикой, во многом пересекается с двумя первыми — функциями государства как представи- теля всех членов общества и интересов общества как единого целого и его функ- циями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы. Однако вследствие своей важности это направление деятельности государства можно рас- сматривать и как самостоятельное. Рассмотренные три группы функций государства экономике составляют содержание его экономической политики в наиболее широком ее понимании. В более узком смысле под экономической политикой понимают непосред- ственное воздействие государства на ход экономических процессов с целью их корректировки. В зависимости от характера воздействия на динамику экономической систе- мы различают стабилизационную и структурную политику. Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в эко - номике независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления же - лательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансио- j нистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру самого процесса воз - действия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирая меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискрещ- онную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твер - дой линии экономической политики). К последней относят и действия так назы-1 ваемых автоматических, или встроенных, стабилизаторов, сглаживающих колеба - ния экономики, таких как системы государственных трансфертов, пособия по безработице, пособия малообеспеченным семьям, прогрессивное налогообложе- ние и др. j Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на сово - купное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эф - фективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их при - менения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации сво - бодных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления | наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фон - довых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); совершенствование рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка ра - ботников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением тру - да данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, кото - рая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функ - цию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стиму - лирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в образова- ние, создание новых технологий, инфраструктуру и т. д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики. 2. Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом: Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс. Инструменты: а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; б) изменение нормы обязательных резервов; в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); г) операции на открытом рынке. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Национального Банка РК и осуществляют- ся в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Национальном Банке РК (фор- мы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов уста- навливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализиро- ванные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Национального Банка РК, а также для межбанковских расчетов. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является измене- ние учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Национальный Банк РК выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Национального Банка РК сокращается, а следовательно, уменьшают- ся и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком-ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инстру- мент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Национальным Банком РК государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как дея- тельность Национального Банка РК на первичных рынках во многих странах запреще- на или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.012 с.) |