Вопрос 19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.



Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата:

· Общие,

· Частные.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1. иерархичность;

2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;

3. ответственностьгосударственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;

4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;

5. сочетание координации и субординации.

6. соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Экономичность государственного аппарата.

ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.


 

Вопрос 20. Понятие и признаки органа государственной власти. Классификация органов государственной власти.

Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Признаки государственного органа:

1) формируется по воле государства и осуществляет свои полномочия от его имени;

2) выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;

3) орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объём властных полномочий (их правовой статус) определяются законами, другими НА, конкретизируются должностными инструкциями, штатными расписаниями. Чиновники работают на возмездной основе, получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности;

4) наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями.

Реализация органом государственной власти своей компетенции не только его право, но и обязанность. А вот выход за пределы своих полномочий не допускается;

5) в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей;

6) государственно-властные полномочия проявляются в возможности издавать правовые акты – нормативные или правоприменительные, в реализации этих правовых актов путём использования различных методов, в том числе метода правового принуждения;

Виды государственных органов:

Помимо принципа разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), органы государственной власти классифицируются и по другим основаниям (критериям):

1) по юридической силе (объёму властных полномочий):

высшие - федеральные органы - (распространяют свои полномочия на всю территорию государства; находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение);

местные - государственные органы субъектов – (функционируют в административно-территориальных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы и территории;

Однако, следует помнить, что не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления.

2) по порядку образования:

первичные (производные, представительные):

либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия),

либо (выборные) – (представительные органы) - Президент, Законодательное Собрание;

производные (назначаемые) – создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства; органы прокуратуры и т.д.).

В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа.

3) по широте компетенции:

- общей компетенции – (Правительство) – правомочны решать широкий круг вопросов (например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства),

- специальной (отраслевой) компетенции – (Министерство финансов, Министерство здравоохранения и т.д.) – специализируются на выполнении какой-либо одной функции;

4) по характеру осуществляемых полномочий:

–институт главы государства (Президент);

–органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ);

–органы исполнительной власти (Правительство);

–судебные органы;

–надзорно-контрольные (прокуратура);

5) по времени действия:

постоянные;

временные;

6) по порядку принятия решений:

коллегиальные (Правительство);

единоначальные (Президент).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.013 с.)