Вопрос 73. Система права: понятие, структурные элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 73. Система права: понятие, структурные элементы.



Система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие.

Надо отметить, что система права не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

 

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Единство юридических норм, образующих право, определяется:

· во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

· во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

· в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов;

· в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.

Объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в Принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Основные структурные элементы системы права:

1) правовая норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет. Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений (правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании, остальные отношения регулируются другими социальными нормами);

2) институт права – это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов:

§ отраслевой вид – институт, регулирующий однородные отношения какой—либо отрасли права (гражданский, уголовный, административный, финансовый и т.д.);

§ межотраслевой (комплексный) вид – институт, состоящий из норм различных отраслей права и регулирующий взаимосвязанные отношения в определенной сфере общественных отношений (например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства);

§ материальный и процессуальный вид (по правовому характеру);

§ регулятивный, охранительный и учредительный вид (по функциональному назначению);

§ комплексный вид – институт, который соединяют нормы разных отраслей права(например, институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права).

3) субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений (например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности);

4) отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений (конституционное, гражданское, уголовное право и т. д.):

§ материальные – отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения;

§ процессуальные – отрасли права, которые регламентируют правовое регулирование материальных отраслей права;

§ комплексные – отрасли права, которые занимают промежуточное положение между материальными и процессуальными отраслями права;

5) подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью (например, избирательное, авторское, наследственное, патентное, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного).

В итоге систему права можно кратко определить, как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.18 (0.007 с.)