Вопрос 10. Сущность и социальное назначение государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Сущность и социальное назначение государства.



Это один из сложнейших категориальных вопросов юридической науки. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо последовательно раскрыть сущность государства:

1) Сначала рассмотреть явление самостоятельное, относительно обособленное;

2) Затем – в качестве социально-обусловленного сложного комплекса.

Сущностью государства, как самостоятельного явления выступает власть.

Государственная власть – это не абстракция, а реальная власть, в которой сливаются воедино:

· Человеческий разум;

· Сила, - материализованная в специальных государственных учреждениях;

· Воля населения, - опосредованная государством и объективированная в правовых нормах.

Иначе говоря, сущность государствалегитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

Поскольку, государство –это:

1) Продукт общества;

2) Организационная форма общества;

3) Сложный социальный организм,

- то возможны и иные аспекты исследования его сущности с учётом названных характеристик.

Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была:

· Сильной и стабильной;

· Могла обеспечить социальное равновесие;

· Обеспечивала баланс социально-классовых сил;

· Создавала условия для развития гражданских институтов и всего общества.


 

Население ждёт от власти:

· Улучшение экономических условий существования;

· Укрепление правопорядка;

· Гарантий общественной безопасности.

Населению важно знать:

· Кто осуществляет власть;

· Чьи интересы она защищает;

· Как повлиять на неё.

В демократических государствах народ участвует в формировании власти посредством:

1) Референдумов,

2) Выборов,

3) Опросов,

4) Через деятельность:

· Политических партий,

· Профсоюзов,

· Общественных объединений.

Конкретный человек, не зависимо от принадлежности к социальному слою, нуждается:

· В достижении собственного и семейного благополучия (собственными способностями и трудом);

· В неукоснительном соблюдении и надёжной защите своих прав и свобод;

· Личной безопасности;

· Социальной перспективе.

В настоящее время само существование государства связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе и противоречивых сил. Т.е. на первое место вышла общесоциальная сторона, и государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, управлении делами общества, решении глобальных проблем – ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ИГРАЕТ ПРАВО.

На государство и его сущность (с общесоциальными и классовыми началами) важную роль играют национальные, религиозные и даже криминальные факторы.

Иногда гос. власть оказывается в руках узкой группы людей, клана, выражает их интересы, выдавая их за общесоциальные и общенациональные.

Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Это самое общее определение, которое применимо ко всем видам, типам государств и во все времена. Однако, каждая конкретная государственно-правовая система имеет свои особенности и это следует помнить.


 

Вопрос 11. Типология государств.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Подходы к типологии государства: формационный и цивилизационный.

І. Формационный подход:

Общественно-экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности.

Представители формационного подхода рассматривают историю как естественный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Марксистами был смоделирован ещё не существующий тип государства – коммунистический, к которому необходимо стремиться.

Типы государств:

· рабовладельческое;

· феодальное;

· капиталистическое;

· социалистическое;

· коммунистическое.

Каждый последующий тип государства является более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческое:

Экономическая основа – полная собственность на средства производства, включая человека.

Основные функции

Внутренние:

· подавление сопротивление рабов;

· охрана собственности класса рабовладельцев;

· организация общественных работ.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· захват территорий и населения других государств.

Феодальное:

Экономическая основа – полная собственность на землю, личная зависимость крестьян.

Основные функции

Внутренние:

подавление сопротивления крестьян;

охрана собственности класса феодалов.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· захват территорий других государств.

Капиталистическое:

Экономическая основа – частная собственность на средства производства, свобода пролетариата.

Основные функции

Внутренние:

· охрана частной собственности.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· борьба за рынки сбыта произведённой продукции и вывоз капитала

Социалистическое:

Экономическая основа – общественная собственность на средства производства, свобода трудящихся.

Основные функции

Внутренние:

· подавление сопротивления эксплуататорских классов;

· ликвидация частной собственности;

· поддержание основ распределительно-командной экономики;

· охрана государственной собственности.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· экспорт за рубеж социалистической революции;

· создание мировой социалистической системы.

Движущей силой, которая приводит к последовательной смене типов государств является борьба классов. Смена типа государства осуществляется в процессе революции.

В целом смена типа государства является квинтэссенцией изменений, произошедших в политической надстройке определённого общества, вызванные эволюцией основного способа общественного производства.

Согласно формационному подходу, процесс последовательной смены типов государств не зависит от воли и сознания людей. Влияние различных субъективных факторов влияет лишь на скорость смены формаций.

Недостатками формационного подхода к типологии государств являются:

· искусственность деления мировой истории на пять общественно-экономических формаций;

· наличие формаций, не носящих универсальный характер, так, в чистом виде рабовладение существовало только в Древнем Риме и Древней Греции, а феодализм – в Европейских государствах;

· признание социалистической формации, как высшего типа государства;

· игнорирование различий между государствами, относящимися к одной и той же общественно-экономической формации.

ІІ. Цивилизационный подход:

Цивилизация – это социокультурная система, включающая как социоэкономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Концепции:

а) Николая Яковлевича Данилевского: египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, ново-семитская, германо-романская.

б) Согласно концепции Арнольда Джозефа Тойнби, следует выделять пять современных (живых) цивилизаций:

· западная,

· православно-христианская,

· исламская,

· индуистская,

· дальневосточная.

В своём развитии каждая цивилизация проходит следующие фазы:

· возникновение,

· рост,

· надлом,

· распад.

Основной причиной возникновения новой цивилизации является реакция общества на кризис, в котором оно находится.

Надлом цивилизации обуславливается укреплением власти над окружением. Наиболее распространённой причиной надлома является милитаризм.

Распад цивилизации выражается в вертикальном либо горизонтальном расколе общества.

При вертикальном расколе общество распадается на несколько локальных государств. Этот процесс сопровождается локальными войнами за территорию.

При горизонтальном расколе общество распадается на доминирующий слой людей, находящихся у власти, а также на пролетариат. При этом пролетариат делится на внутренний и внешний. Внешний пролетариат борется за уничтожение данной цивилизации из-за её пределов. А внутренний – за уничтожение доминирующего слоя людей внутри своей цивилизации. Государственный раскол общества сопровождается, как правило, революциями и государственными переворотами.

Структура цивилизации включает в себя следующие элементы:

· человек и институты семьи;

· технологический способ производства;

· экономический способ производства;

· государственный строй;

· духовный мир.

С цивилизационной точки зрения первоисточником перемен в любом обществе является человек с наличными интересами и потребностями, знаниями и умениями.

Фаза зрелости любой цивилизации характеризуется тем, что рост фонда общественного потребления замедляется под воздействием следующих факторов:

· предъявление повышенных требований каждым новым поколением, полное удовлетворение которых является затруднительным;

· усиление борьбы социальных слоёв за передел прирастающего медленными темпами богатства;

· попытка правящей элиты преодолеть нарастающее социальное противоречие с использованием внешних источников, в частности, милитаризма;

· наращивание военного сектора с одновременным сокращением доли фонда личного и социального потребления и сбережения.

Усиление приведённых факторов приводит к усилению кризиса цивилизации, и далее либо к оживлению, либо к распаду цивилизации.

Недостатками цивилизационного подхода к типологии государств являются:

чрезмерный плюрализм оснований типологии цивилизаций и государств;

игнорирование политической власти как важнейшего фактора государственного строительства.

В основе другой типологии государств лежит их соотношение с религией.

По этому критерию выделяют следующие типы государств:

· Светское (государство, в котором все виды государственных органов отделены от религиозных учреждений, а представители духовенства имеют право на участие в делах государства только на равных правах с другими гражданами);

· Клерикальное (государство, в котором одна из религий признаётся государственной и занимает ведущее положение во внутриполитической жизни; однако, церковь отделена от государства);

· Теократическое (государство, в котором гос. власть принадлежит церкви; церковь не отделена от государства)

· Атеистическое (государство, в котором церковная деятельность активно подавляется государством).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.036 с.)