Вопрос 2. Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права.



Вопрос 2. Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права.

Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и метод. Слово "метод" происходит от двух греческих слов: odos и meta, что можно перевести как "путь к чему-либо". Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.

Методология ТГП – это комплекс взаимосвязанных приёмов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений.

Методология ТГП:

- всеобщий философский метод (диалектический и метафизический, метод материалистической диалектики, метод субъективного и объективного идеализма, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и др.);

- общенаучные методы: анализ, синтез, системный метод, индукция, дедукция и др.;

- частнонаучные методы: конкретно-социологический, статистический, математический, кибернетический и др.;

- специальные методы правовой науки:

1) метод сравнительного правоведения и государствоведения (компаративистика);

2) технико-юридический метод (раскрытие специальных юридических понятий, конструкций и процедур: «презумпция», «юридическая фикция», «конструкции договоров в гражданском и предпринимательском праве», «процедуры судопроизводства» и др.);

3) метод толкования правовых норм (совокупность методов), который важен для усвоения смысла содержания правовых норм и актов, определения их юридической силы);

4) формально-юридический метод (способствующий изучению «догмы» права, выявлению формально-логических связей, абстрагированию от иных социальных явлений (экономических, идеологических, политических) имеет ограниченное применение, но огромное значение с точки зрения формирования и функционирования права как целостного явления;

5) метод юридической аналогии (аналогия права, аналогия закона) используется в научных исследованиях, а также в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Методологическое значение имеют теоретические понятия и их определения (дефиниции).

В качестве основных принципов методологии теории государства и права следует обозначить:

· Принцип историзма, обусловливающий изучение государства и права в процессе их исторического развития;

· Принцип объективности, который означает стремление получение максимально достоверной информации об изучаемых государственно-правовых явлениях (влияние субъективных факторов сводиться к минимуму);

· Принцип универсализма, который заключает то, что теория государства и права изучает общие закономерности развития государства и права (безотносительно к какой-либо конкретной государственно-правовой системе)

· Принцип плюрализма, который закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, отстаивающих противоречивые точки зрения.

 


 

Вопрос 3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

Теория государства и права имеет следующие признаки:

Это социально-гуманитарная отрасль человеческих взаимоотношений.

· Как социальная:

- исследует и освещает в обобщённом виде наиболее крупные и важные изменения в жизни общества со времени его перехода к государственной организации,

- призвана обеспечить организованность, упорядоченность и безопасность общественной жизни; нормальное функционирование различных систем общества – экономической, политической и социально-культурной,

- направлена на предупреждение и определении последствий антиобщественных поступков людей.

· Как гуманитарная:

-изучает государственно-правовые явления, в центре которых – человек:

- обеспечение его правовой защищённости.

2. Это фундаментальная наука.

· Во-первых: изучает государство и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного общества;

· Во-вторых: способствует правомерному поведению людей друг с другом, и в конечном счёте – их воспроизводству;

· В-третьих: в ТПГ аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. В связи с этим ТГП находится в одном ряду с такими фундаментальными науками:

- естественными, как физика, химия и др.,

- общественными – политической экономией, педагогика, философия и др.,

и взаимодействует с ними. В настоящее время всё большее значение приобретают контакты ТГП с кибернетикой, психологией, науками о языке (семантикой, герменевтикой).

 

 

3. Это универсальная и уникальная наука.

· Универсальная:

- сочетает теоретическое и прагматическое предназначение человеческих знаний:

- не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и др. разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений.

· Уникальная:

- является по отношению к другим государствоведческим и правовым дисциплинам обобщающей наукой,

- является для других юридических дисциплин методологически базовой,

4. Это прогностическая наука.

- авангардная - содержит элементы предвидения, она выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии государства и права.

5. Это подготовительная и итоговая учебная юридическая дисциплина:

- должна подготовить студентов для изучения конкретных юридических дисциплин (уголовного права, трудового, семейного, земельного и т. д.);

- призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин (а в ряде случаев – уточнить, скорректировать.

Вопрос 4. Функции теории государства и права.

Общее и специальное значение науки ТГП:

Теоретико-познавательная -(онтологическая) выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества;

Эвристическая -открытие новых закономерностей развития государства и права;

Прикладная - выработка рекомендации о применении знаний на практике;

Идеологическая - способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания;

Прогностическая - позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства;

Методологическая – выработка новых способов познания государственно-правовых явлений;

Образовательная – отражает значение ТГП в качестве учебной дисциплины, результат её реализации – прочные профессиональные юридические знания.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древне-венгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная теория

Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, не господствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев - чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Расовая теория.

Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов.

Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше.


Основные функции

Внутренние:

подавление сопротивления крестьян;

охрана собственности класса феодалов.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· захват территорий других государств.

Капиталистическое:

Экономическая основа – частная собственность на средства производства, свобода пролетариата.

Основные функции

Внутренние:

· охрана частной собственности.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· борьба за рынки сбыта произведённой продукции и вывоз капитала

Социалистическое:

Экономическая основа – общественная собственность на средства производства, свобода трудящихся.

Основные функции

Внутренние:

· подавление сопротивления эксплуататорских классов;

· ликвидация частной собственности;

· поддержание основ распределительно-командной экономики;

· охрана государственной собственности.

Внешние:

· защита от внешнего врага;

· экспорт за рубеж социалистической революции;

· создание мировой социалистической системы.

Движущей силой, которая приводит к последовательной смене типов государств является борьба классов. Смена типа государства осуществляется в процессе революции.

В целом смена типа государства является квинтэссенцией изменений, произошедших в политической надстройке определённого общества, вызванные эволюцией основного способа общественного производства.

Согласно формационному подходу, процесс последовательной смены типов государств не зависит от воли и сознания людей. Влияние различных субъективных факторов влияет лишь на скорость смены формаций.

Недостатками формационного подхода к типологии государств являются:

· искусственность деления мировой истории на пять общественно-экономических формаций;

· наличие формаций, не носящих универсальный характер, так, в чистом виде рабовладение существовало только в Древнем Риме и Древней Греции, а феодализм – в Европейских государствах;

· признание социалистической формации, как высшего типа государства;

· игнорирование различий между государствами, относящимися к одной и той же общественно-экономической формации.

ІІ. Цивилизационный подход:

Цивилизация – это социокультурная система, включающая как социоэкономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Концепции:

а) Николая Яковлевича Данилевского: египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, ново-семитская, германо-романская.

б) Согласно концепции Арнольда Джозефа Тойнби, следует выделять пять современных (живых) цивилизаций:

· западная,

· православно-христианская,

· исламская,

· индуистская,

· дальневосточная.

В своём развитии каждая цивилизация проходит следующие фазы:

· возникновение,

· рост,

· надлом,

· распад.

Основной причиной возникновения новой цивилизации является реакция общества на кризис, в котором оно находится.

Надлом цивилизации обуславливается укреплением власти над окружением. Наиболее распространённой причиной надлома является милитаризм.

Распад цивилизации выражается в вертикальном либо горизонтальном расколе общества.

При вертикальном расколе общество распадается на несколько локальных государств. Этот процесс сопровождается локальными войнами за территорию.

При горизонтальном расколе общество распадается на доминирующий слой людей, находящихся у власти, а также на пролетариат. При этом пролетариат делится на внутренний и внешний. Внешний пролетариат борется за уничтожение данной цивилизации из-за её пределов. А внутренний – за уничтожение доминирующего слоя людей внутри своей цивилизации. Государственный раскол общества сопровождается, как правило, революциями и государственными переворотами.

Структура цивилизации включает в себя следующие элементы:

· человек и институты семьи;

· технологический способ производства;

· экономический способ производства;

· государственный строй;

· духовный мир.

С цивилизационной точки зрения первоисточником перемен в любом обществе является человек с наличными интересами и потребностями, знаниями и умениями.

Фаза зрелости любой цивилизации характеризуется тем, что рост фонда общественного потребления замедляется под воздействием следующих факторов:

· предъявление повышенных требований каждым новым поколением, полное удовлетворение которых является затруднительным;

· усиление борьбы социальных слоёв за передел прирастающего медленными темпами богатства;

· попытка правящей элиты преодолеть нарастающее социальное противоречие с использованием внешних источников, в частности, милитаризма;

· наращивание военного сектора с одновременным сокращением доли фонда личного и социального потребления и сбережения.

Усиление приведённых факторов приводит к усилению кризиса цивилизации, и далее либо к оживлению, либо к распаду цивилизации.

Недостатками цивилизационного подхода к типологии государств являются:

чрезмерный плюрализм оснований типологии цивилизаций и государств;

игнорирование политической власти как важнейшего фактора государственного строительства.

В основе другой типологии государств лежит их соотношение с религией.

По этому критерию выделяют следующие типы государств:

· Светское (государство, в котором все виды государственных органов отделены от религиозных учреждений, а представители духовенства имеют право на участие в делах государства только на равных правах с другими гражданами);

· Клерикальное (государство, в котором одна из религий признаётся государственной и занимает ведущее положение во внутриполитической жизни; однако, церковь отделена от государства);

· Теократическое (государство, в котором гос. власть принадлежит церкви; церковь не отделена от государства)

· Атеистическое (государство, в котором церковная деятельность активно подавляется государством).


 

Виды функций государства

1. По сфере реализации, все функции государства в юридической литературе принято делить на два вида— внутренние и внешние.

В число внутренних функций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние функции государства связываются с его деятельностью на международной арене, направленной на установление и поддержание отношений с другими государствами.

К числу внутренних функций относят такие направления деятельности государства, как:

· установление и охрана правопорядка в обществе,

· охрана прав и свобод граждан,

· оказание социальных услуг,

· обеспечение народовластия,

· культурно-воспитательная,

· природоохранная.

Внешними функциями чаще всего называются такие функции, как:

· защита страны от нападения извне,

· ведение агрессивных войн,

· международное сотрудничество в области экономики, культуры, образования и др.

2. По форме осуществления: законодательная, исполнительная, судебная.

Общеправовые,

Межотраслевые,

3. отраслевые.

Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в конституции.

Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.

Отраслевые - принципы, действующие в одной отрасли права, например, принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

1. Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:

- граждане и их объединения

- законность в деятельности государства (нужно отличать законность от директивности, которая может противоречить закону)

Принцип законности (законы должны быть правомерны):

- Одинаковое понимание законов

- Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта

- Обеспечение правосудия

Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

2. Равенство граждан перед законом – граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых. глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.

3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - закреплен в Конституции РФ, имеет два аспекта:

· во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями,

· во- вторых, все государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.

4. Справедливость (максимальная индивидуализация ответственности и наказания).Например, ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

5. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21 Конституции РФ: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию «Принцип гуманизма предполагает установление в праве и применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

6. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции РФ: право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае нетрудоспособности, инвалидности.

Следует подчеркнуть, что та или иная классификация принципов права выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации принципов права определяется задачами права.

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования.


 

Вопрос 28. Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ.

Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая функция права является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг.

Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

Таким образом, право - это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

 

 


 

Вопрос 28. Функции права.

Функции права:

· Обще-социальные,

· специально-юридические.

Обще-социальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.


 

Вопрос 46. Содержание правоотношения.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективные права и юридические обязанности — это как бы две стороны одной медали: они взаимно-направлены, корреспондируют друг другу, не могут существовать друг без друга.

Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения.

Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска).

В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, политический или иной. Именно в этом состоит для управомоченного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, но имеет рамки. Поэтому мы для его характеристики и употребляем слово «мера».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.152 с.)