Понятие государства и его признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государства и его признаки.



Понятие государства и его признаки.

В 19веке широкое распространение получило определение государство, как совокупности или союза людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.

Л. Дюги выделял 4 элемента государства:

1) Совокупность человеческих индивидов;

2) Определённая территория;

3) Суверенная власть;

4) Правительство.

В настоящее время не существует юридического определения термина государства, признанного наукой и всеми органами мира. Крупнейшая международная организация ООН не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. Одним из немногих документов, дающих определение государства в международном праве – Конвенция Монтевидео, принятая в 1933 году на 7 панамериканской конференции несколькими американскими государствами. В Конвенции закреплены 4 признака государства:

1. Постоянное население;

2. Определённая территория;

3. Собственное правительство;

4. Способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Представители психологической теории права (Кокошкин) государство связывают не с совокупностью людей определённого вида, а с отношениями между ними, т.е. с формой организации общества.

Государство можно рассматривать как особый вариант властных отношений, возникающих как политико-территориальная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат и способная делать свои веления обязательными для всей страны.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая, посредством гос. механизма, управление делами общества, суверенную, публичную власть, придающее праву общеобязательное значение, гарантирующее права свободы граждан, законность и правопорядок.

Основные признаки государства:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в граждан государства или подданных. Возникают, таким образом, территориальные пределы государства, и проявляется правовой институт гражданства.

2. Публичная власть.

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей, из которых комплектуется гос. аппарат (органы гос. управления).

3. Гос. суверенитет.

Понятие появилось в период средневековья, когда потребовалось отделить гос. власть от церковной и придать ей исключительное монопольное значение. Суверенитет, как атрибут или свойство гос. власти, заключается в её верховенстве, самостоятельности, независимости.

Особенности суверенитета:

· Универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население, все партии и общественные организации данной страны.

· Её прерогативы, т.е. гос. власть может отменить или признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти.

· Наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает.

4. Неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть, и тем самым делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Политическая власть как общесоциологическая категория.

Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Власть характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований.

Принято различать следующие виды власти:

1. Власть рода, племени, общины

2. Политическая (государственная) власть

3. Экономическая власть

4. Власть различных общественных объединений

5. Родительская власть

6. Церковная власть

Каждая из разновидностей общественной власти имеет свои специфические особенности, но при этом им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории. Общей характеристикой является проявление авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

Свойства власти:

1. Принуждение.

Общественная власть немыслима без принуждения, которая, в соответствии с исторической обстановкой и характером власти, приобретает различное содержание и форму.

2. Отношения по поводу власти носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из двух типов:

a. Господство – подчинение

b. Руководство – подчинение

В зависимости от конкретных исторических условий, выполняются либо одновременно, либо только «b».

Власть – это, соответствующее характеру и уровню общественной жизни, средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений, руководящей в данном сообществе воли.

Политическая (гос.) власть представляет собой особую разновидность общественной власти, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии.

В специальной юридической и политологической литературе наряду с признанием тождества понятий политической и государственной власти, присутствуют взгляды, различающие данные категории. В этом случае политическая власть употребляется в более широком смысле, нежели государственная. К политической власти в более узком смысле относят власть, осуществляемую не только государством, но и другими звеньями политической системы общества – партиями, массовыми общественными организациями (профсоюзами).

Таким образом, государство является непосредственным воплощением особой организации политической власти.

Типы государства.

Существующие государства отличаются друг от друга.

Критерии:

1. По источнику и суверенному носителю властной силы.

a. Монархия, способная извращаться в тиранию. В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом.

b. Аристократия, способная извращаться в олигархию. Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, её лучшим, опытным и разумным представителям.

c. Демократия, способная извращаться в охлократию (охлократия – это вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся принципах толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов). В демократическом государстве верховная власть принадлежит народу, т.е. всем гражданам данного государства.

Необходимо учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функционирование гос. управления. При монархическом принципе – это единоличное господство монарха, с соответствующими наместниками на местах и подданными. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определённым распределением власти по вертикали и по горизонтали. Признание демократического принципа верховной власти влечёт за собой построение гос. управления снизу вверх, т.е. от народа посредством форм прямого волеизъявления представительства и открытой гос. службы.

2. По форме правления различают:

a. Парламентские республики.

b. Президентские республики.

c. Смешанные формы (полу президентская республика и парламентарная монархия).

В парламентской республике приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует подотчётное ему правительство. Такой же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). В президентской республике законодательный орган и глава исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством связи и противовесов (США, Аргентина, Мексика и др.). Особый статус имеют президенты главы государств в России, Франции и др. Они выступают в качестве арбитра и гаранта, обеспечивая функционирование и взаимодействие органов разделённой гос. власти. В таких странах существует правительство подотчётное в основном президенту.

3. По форме гос. устройства, т.е. по способу разделения государства на определённые части с соответствующим разделением власти по управлению ими, различают:

a. Унитарные государства. Подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой гос. власти

b. Федеративные государства. Федерация представляет собой единое государство с обширной государственной автономией его составных частей.

4. По действующему в государстве политическому режиму, т.е. происходит разделение государств по содержанию метод и приёмов практической реализации гос. власти:

a. Деспотический – тоталитарный, автократический, авторитарный режимы. Способ реализации гос. власти олицетворяется каким-либо верховным правителем (фюрер, вождь, кормчий, секретарь ЦК КПСС). Запрещено всё, кроме разрешённого законом.

b. Либеральный. Гос. власть исходит из прав и свобод человека, создаются условия для правовой автономии личности, правовой режим действует: «разрешено всё, что не запрещено законом».

c. Демократически-правовой. Его сущность состоит в проведение в жизнь демократически-сформированной всеобщей воли народа строго в рамках материального и процессуального законодательства.

Управления.

Все субъекты взаимодействуют друг с другом через соответствующие связи – прямую и обратную. Прямая связь устанавливается между носителями, выразителями и исполнителями (от носителей и выразителей к исполнителям). Прямая связь может иметь различные направления проявления: через средства массовой информации (СМИ); на митингах; через просьбы, пожелания, протесты; через сбор подписей; через обращение в суды; через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и т.д. Обращение граждан в органы власти. Обратная связь формируется между исполнителями и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного управления и в поддержке или нет государственной политики носителями и выразителями экономических интересов. Обратная связь это оценка деятельности исполнителей. Прямая связь, когда граждане или наше объединение передают информацию исполнительным органам власти, а обратная связь это оценка действий исполнителей носителями интересов.

Обратная связь с носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

1. Успех проводимой исполнителями государственной политики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

2. Успехи в реализации государственной политики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению. К ним относят: уровень социальной напряжённости (этот уровень связывают с забастовками и их количеством, с выступлениями профсоюзов, с количеством проведённых носителями интересов митингов, протестов и т.п.); оценка деятельности государства средствами массовой информации; оценка население качества жизни и т.п.

3. Носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Такие объединения как профсоюзы или объединения предпринимателей могут выступить с предупреждением в адрес правительства, в связи с несовместимостью мер государственного регулирования с их интересами. Кроме того, союзы как выразители хозяйственных интересов своих членов также как и отдельные лица финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выбор.

4. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии, которая проявляет себя на выборах, когда избиратели голосуют за ту или иную партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии.

5. Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственной власти не могут позволить себе выяснять реакцию граждан на общую направленность и конкретные меры государственной политики во время выборов. Исполнители не могут дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы. Правительственным органам нужна оперативная информация. Для этого существует механизм в виде анкетных опросов, проводимых специализированными центрами.

Выстроенная система связи представляет собой идеальную картину зависимости государственного управления от экономических интересов и механизма этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели, т.к. идёт борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы власти. Широкое распространение получил лоббизм. Известны факты коррупции в органах государственной власти в разных странах. Но механизм государственного управления функционирует по правилам, а не по отклонениям.

Федеральное Собрание РФ: функции и особенности функционирования.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль

Понятие государства и его признаки.

В 19веке широкое распространение получило определение государство, как совокупности или союза людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.

Л. Дюги выделял 4 элемента государства:

1) Совокупность человеческих индивидов;

2) Определённая территория;

3) Суверенная власть;

4) Правительство.

В настоящее время не существует юридического определения термина государства, признанного наукой и всеми органами мира. Крупнейшая международная организация ООН не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. Одним из немногих документов, дающих определение государства в международном праве – Конвенция Монтевидео, принятая в 1933 году на 7 панамериканской конференции несколькими американскими государствами. В Конвенции закреплены 4 признака государства:

1. Постоянное население;

2. Определённая территория;

3. Собственное правительство;

4. Способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Представители психологической теории права (Кокошкин) государство связывают не с совокупностью людей определённого вида, а с отношениями между ними, т.е. с формой организации общества.

Государство можно рассматривать как особый вариант властных отношений, возникающих как политико-территориальная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат и способная делать свои веления обязательными для всей страны.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая, посредством гос. механизма, управление делами общества, суверенную, публичную власть, придающее праву общеобязательное значение, гарантирующее права свободы граждан, законность и правопорядок.

Основные признаки государства:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в граждан государства или подданных. Возникают, таким образом, территориальные пределы государства, и проявляется правовой институт гражданства.

2. Публичная власть.

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей, из которых комплектуется гос. аппарат (органы гос. управления).

3. Гос. суверенитет.

Понятие появилось в период средневековья, когда потребовалось отделить гос. власть от церковной и придать ей исключительное монопольное значение. Суверенитет, как атрибут или свойство гос. власти, заключается в её верховенстве, самостоятельности, независимости.

Особенности суверенитета:

· Универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население, все партии и общественные организации данной страны.

· Её прерогативы, т.е. гос. власть может отменить или признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти.

· Наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает.

4. Неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть, и тем самым делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.041 с.)