Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути возникновения государства. Основные теории происхождения государства.

Поиск

Пути возникновения государства. Основные теории происхождения государства.

Восточный путь формирования государств

Особенности:

1. государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. в зонах поливного земледелия, которое связано с проведением значительных ирригационных работ;

2. основной способ производства обусловил необходимость сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства - землю, которая впоследствии частично становится государственной;

3. выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ и распределение прибавочного продукта;

4. пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы;

5. деспотия как форма организации государства.

 

Европейский путь формирования государств

Особенности:

1. благоприятные для выживания человека климатические и географические условия стали фактором, способствовавшим разложению общины и возникновению частной собственности на землю;

2. возникновение частной собственности на землю;

3. социальная дифференциация общества, образование антагонистических классов;

4. формирование органов управления и принуждения.

 

Теории происхождения государства:

  1. Теологическая теория. Связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Бог сотворил мир, гос-во, право. Фома Аквинский (1224(5)-1274)
  2. Патриархальная теория связывает рождение гос-ва с развитием семьи. Во главе семьи – отец, государства – монарх. Аристотель
  3. Теория договора определяет гос власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). (Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев)
  4. Теория насилия (XIX-XX вв Дюринг, Каутский). Гос власть возникает в рез-те военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими.
  5. Органическая теория (Платон, Аристотель, Спенсер). Структура и функции гос-ва уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель полагал, что существование человека вне гос-ва так же невозможно, как существование рук и ног, отдельных от тела. Спенсер сранивал людей, живущих в гос-ве, с клетками, образующими живой организм.
  6. Психологическая теория (с середины XIX в. Петражицкий, Фрейд). Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе.
  7. Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. (Гобино – считал высшей расой арийцев)
  8. Материалистическая теория (марксистская) (Маркс, Энгельс, Ленин) главные причины возникновения гос-ва и права они видели в сфере экономических отношений.

 

 

Государство: понятие, признаки, функции.

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совмествую деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций. Это главный институт власти.

Признаки:

· Наличие публичной власти

· Существование особой политической организации

· Деление население по территориальным единицам

· Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах

· Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

· Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

· Государственная символика (герб, гимн…)

Функции:

Внутренние:

1. Политическая – государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивает условия деятельности политических и общественных институтов

2. Экономическая – государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике

3. Социальная – осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры

4. Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы СМИ

Внешние:

1. Участие в решении глобальных проблем

2. Обеспечение национальной безопасности

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества

4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

 

Механизм государства. Государственный орган.

Механизм государства (государственный аппарат) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется гос. власть и гос. управление

Гос. органы – составные части гос. аппарата (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Органы имеют юридическую основу деятельности (нормы права), действуют от имени государства, могут применять принуждение, структурно обособлены.

 

Формы государства

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

(см. вопрос 5)

 

 

Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Включает:

· Форму правления

· Политический режим

· Форму государственно-территориального устройства

 

 

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и его признаки. Централизованные и децентрализованные унитарные государства. Федерация как форма государственного устройства. Федеративное устройство России. Конфедерация: понятие и признаки.

 

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. (Взаимоотношения закреплены конституцией)

1. Унитарное государство:

 

· Полное территориальное единство государства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

· Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром

· Для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

· Единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

· Единая система законодательства для всего государства;

· Одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

(Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Централизованное унитарное государство – во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

Децентрализованное унитарное государство – местные органы гос. власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

 

2. Федерация

– такая форма гос. устройства, при которой входящие в состав страны единицы имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы, при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы гос. власти, устанавливается единое гражданство (но возможно становление «двойного гражданства», денежная единица, двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

(Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.).

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

Ст. 1 Конституции РФ признает Россию федерацией, ст. 5 определяет следующие основы федеративного устройства:

· Государственная целостность

· Единство системы государственной власти

· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

· Равноправие и самоопределение народов в РФ.

· Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны

· Территория РФ целостна и неприкосновенна

· 83 субъекта РФ

 

3. Конфедерация

- объединяет полностью независимые государства, которые при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных (военных, экономических, оборонительных) целях, формой гос. устройства в точном смысле не является.

· Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют полную политическую самостоятельность (суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство)

· Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

· Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме

· Договор может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

 

Вопрос 9. Типы государства.

Типология государства с точки зрения формационного подхода.

Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:

рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление

2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства"[1].

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. "Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней", - писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли[3]. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

Вопрос 17.

Система права – обусловленное объективными факторами внутреннее строение права характеризуется согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответственным основаниям в обособлении.
Структура системы права:
1)Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права.
2)Институт права - это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).
3)Субститут – совокупность норм, не сформировавшихся в отдельные институты (институт купли-продажи, розничная купля-продажа, недвижимость)
4) Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).
5) Подотрасль - комплекс правовых норм, регулируемых основную группу общественных отношений, входящих в тоже время в отрасли права (в гражданском праве - наследственное, авторское, в финансовом - бюджетно-налоговое)

Вопрос 18.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1)Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
2)Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
3)Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
4)Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
5)Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.
6)Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
7)Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
8)Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.
9)Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.
10)Уголовно-процессуальное Право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
11)Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

 

Вопрос 19.

Правоотношения – общественные отношения урегулированные нормами права, участники которых, взаимодействуют по средствам субъективных прав и юридических обязанностей.
признаки правоотношений
-возникают на основе норм права
- общественные отношения
-связь между лицами посредством субъективных прав и обязанностей
- волевое решение
- возникает по поводу блага и ценностей
- обеспечивается государством

Вопрос 20.

Субъекты (стороны) правоотношения - это участники пра­вового отношения, обладающие взаимными правами и обязан­ностями.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1. на индивидуальные;

2. коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1. граждан Российской Федерации;

2. иностранцев;

3. лиц без гражданства;

4. лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1. государство;

2. государственные органы и учреждения;

3. общественные объединения;

4. административно-территориальные единицы;

5. субъекты Российской Федерации;

6. религиозные организации;

7. юридические лица.

Правосубъектность - способность быть участником правоотношений - установлена правовыми нормами и несколько различается у индивидуальных и коллективных субъектов права.
Правоспособность — это признаваемая государством общая (абстрактная) возможность лица иметь предусмотренные законом субъективные права и нести юридические обязанности, т. е. способность быть их обладателем.
Дееспособность - способность приобретать и реализовы­вать права и обязанности своими действиями;
Д еликтоспособность - способность нести юридическую от­ветственность за свои действия.

 

Вопрос 21.

Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов.

Объектами правоотношений являются следующие социальные явления и блага:

- предметы материального мира. К ним откосятся вещи. В юридическом смысле вещами являются предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникают правоотношения. К вещам относятся средства производства, предметы потребления, ценные бумаги и т.д.;

- продуты духовного творчества. Это то, что является результатом интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.;

- личные неимущественные блага. Это нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство человека;

- поведение участников правоотношений. Поведение человека - это взаимодействие его с окружающей средой. Выражается оно либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение). Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица. Так, объектом правоотношения между органом внутренних дел и лицом, за которым установлен административный надзор, является поведение поднадзорного;

- результаты поведения участников правоотношений. Результаты поведения - это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие.

Вопрос 22.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.
Право субъекта называется субъективным потому, что лишь от воли самого субъекта зависит, как им распорядиться. Хотя эта возможность не является произвольной. Это правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения возможность.

Существуют три разновидности субъективного права:

1. в возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;

2. в возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

3. в возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта, в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями. Юридическая обязанность является предусмотренной законодательством и гарантируемой государством необходимостью установленного поведения участника правовых отношений в интересах управомоченного субъекта. Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

1. в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;

2. необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Вопрос 23.

Юридический факт – факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельнства, с которыми действующее законодателньство связывает возникновение изменений илил прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

По характеру последствий:
-правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По волевому признаку:
-события, действия (бездействие).

24. Правомерное поведение - это действие (бездействие) субъектов права, которое соответствует требованиям норм права или принципов права данного государства.
Виды правомерного поведения

Например:

По субъектам права - действия (бездействие) физических, юридических лиц, государства и т.д.;

По объективной стороне - действия (бездействие);

По отношению законодателя к правомерному поведению - желательное, допускаемое, необходимое;

По направленности воли - юридические поступки, юридические акты;

По характеру мотивации - принципиальное (предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно), привычное (предопределенное привычкой осуществлять данное правовое предписание), конформистское (предопределенное стремлением поступать так, как поступают другие люди), маргинальное (предопределенное страхом применения санкций за неправомерное поведение), интуитивное (предопределенное правовой интуицией).

Принципы.

1. Государственный суверенитет (ст. 4).

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2).Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

3. Демократизм (ст.3)Демократизм предполагает народовластие.

4. Республиканская форма правления (ст. 1).

5. Федерализм.РФ – федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

6. Принцип разделения властей (ст. 10).

7. Правовое государство (ст. 1).

8. Социальное государство (ст. 7).Т.е. политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

9. Идеологическое и политическое многообразие (ст. 13).Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

10. Единый и равный характер российского гражданства (ст. 6).

11. Светское государство.

12. Экономические основы конституционного строя (ст. 8 и 9).В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

13. Местное самоуправление.

Вопрос 40. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ – представительный орган, осуществляющий законодательную власть в РФ. Состоит из двух палат: ГосДумы – палаты общенародного представительства и Совета Федерации, представляющего интересы субъектов РФ.

Выборы депутатов ГосДумы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы половина (225) депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, половина – по федеральному избирательному округу пропорционально кол-ву голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые полит. партиями и избирательными блоками. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

ФС – парламент РФ – осуществляет классические парламентарные функции:

1. Принятие законов

2. Утверждение бюджета

3. Контроль за правительством

____________________________________________________________

4. Утверждение изменения границ между субъектами РФ

5. Утверждение Указа президента РФ о введении военного положения

6. Утверждение Указа президента РФ о введении чрезвычайного положения

7. Решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

8. Назначение выборов президента РФ

9. Отрешение президента от должности

И многие другие.

 

Вопрос 46. Сделки.

Сделка- это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Виды сделок:

1. Односторонние(для их совершения необходимо и достаточно выражение воли одной стороны, например составление завещания или принятия наследства)

2. Двухсторонние или многосторонние (в их совершении принимают участия от двух или более лиц, подобные сделки получили название «договор»)

3. Возмездные (сделки, по которым одна из сторон должна получить плату или иное встречное предложение)

4. Безвозмездные (сделки, по которым имущественное представление с одной стороны не обусловлено встречным имущественным предоставлением с другой, например договор дарения)

5. Реальные (считаются заключенными с моменты передачи вещи (денег) из рук в руки, например дарение, заем, хранение)

6. Консенсуальные (считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон о совершения каких-либо взаимных действий)

7. Казуальные (сделки, имеющие под собой конкретное основание, причину)

8. Абстрактные (например, вексель, который представляет собой общее обещание выплатить определенную денежную сумму независимо от основания его выдачи)

9. Условные (если возникновение или прекращение прав и обязанностей сторон зависит от обстоятельств, в отношении которых неизвестно, когда они наступят)

10. Безусловные (если возникновение или прекращение прав и обязанностей сторон не оговорено никакими дополнительными обстоятельствами)

11. Бессрочные (не определяется момент их наступления)

12. Срочные(определяется момент их наступления)

Форма сделки- это способ выражения воли субъектов сделки.

Формы сделок: устные сделки; сделки, совершаемые в простой письменной форме; нотариально удостоверенные сделки.

Наступление либо прекращение юридических последствий сделки может быть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.022 с.)