ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ



ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О. СУХОГО

 

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА « ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ, 2002г.


Введение

 

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Республики Беларусь. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия. Весьма важно преодоление достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической и иной деятельностью.

Право представляет собой систему, которая регулирует в соответствующих пределах систему экономическую, политическую, экологическую, нравственную и другие, упорядочивая эти отношения. Правовая система в широком ее понимании представляет собой закономерно связанную целостность всех юридических факторов (правосознания, законодательства, правоотношений, юридических процедур правотворчества и правореализации), упорядочивающих отношения между субъектами права.

Все формы осуществления права служат утверждению законности и правопорядка. Государство призвано управлять обществом, а право – справедливо и точно регулировать отношения между людьми по пути обеспечения социального прогресса. Основное функциональное назначение государства и права выражается в создании достойных условий существования человека как высшей ценности общественного развития, защите всей совокупности его прав и свобод, предоставлении возможности их реализации в полном объеме. Это провозглашено в качестве важнейшей основы конституционного строя Республики Беларусь, и должно найти отражение при изучении основ права.

Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт. Содержащиеся в правовых актах нормы распространяют свое действие на территорию Республики Беларусь, субъектов права, определяя их правовой статус, регулируя правоотношения, возникающие меду ними, являются гарантией защиты их прав и интересов.

Настоящее пособие адресовано студентам неюридических вузов, где знания о праве не являются профилирующими и ограничены лишь курсом «Основы права». В связи с этим одной из главных задач курса, наряду с просветительской, является преодоление правового нигилизма, негативного отношения к праву, которое складывалось в течение определенного времени в обществе.

Изучение основ права представляет не только теоретический, но и практический интерес для каждого человека.

Преподавание дисциплины «Основы права» предполагает изучение основных правовых категорий важнейших отраслей отечественного права наряду с ознакомлением с международными актами в области прав человека, усвоением главнейших положений Конституции Республики Беларусь, кодексов, законов, декретов и указов президента Республики Беларусь. Курс «Основы права» рассчитан на чтение лекций, проведение практических занятий, подготовку рефератов студентами, выполнение контрольных работ студентами заочной формы обучения, предполагает широкий объем самостоятельной работы студентов. Главная цель курса лекций – дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, формирование основ правового сознания и правовой культуры, пробуждение интереса к праву, привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в конкретной ситуации.

Учебное пособие дает ориентиры студентам для дальнейшей надлежащей организации работы на занятиях и самостоятельной работы, более углубленного изучения юридической науки.

Курс лекций раскрывает основные темы и вопросы по дисциплине и построен согласно Учебной программе по курсу «Основы права» для неюридических специальностей высших учебных заведений /Сост. А.Д. Кишкевич, В.Н. Кивель, утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию 1 декабря 2000года, регистрационный №ТД-9/тип, которая составлена в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» для неюридических специальностей высших учебных заведений.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1: Общая теория государства и права

 

1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государство и право. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура и виды

3. Правовая система. Понятие правоотношений, их виды.

4. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

5. Законность и правопорядок. Правовая культура.

Правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовая культураобщества – это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

1. Знание права

2. Положительное отношение к праву.

3. Следование праву.

4. Правовая активность.

Законность –это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности:

· Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.

· Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения.

· Принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав человека и их гарантиях со стороны государства.

· Принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок -это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок – результат законности.


Виды подзаконных нормативных правовых актов.

 

Подзаконные правовые акты –это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром, обычно не устанавливают норм права, но бывают нормативными, если содержат обязательные предписания.

Нормативные приказы издаются министерствами, государственными комитетами в соответствии с их правотворческой компетенцией.

Инструкции всегда являются нормативными, издаются министерствами, государственными комитетами.

Решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным нормативным актам, имеют обязательную силу на соответствующей территории.


Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь: Президент. Парламент. Правительство. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Местное управление и самоуправление. Комитет государственного контроля.

 

Все органы государства обладают определенными властными полномочиями, в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие, центральные органы государственной власти могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц, через государственные органы государство проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Государственные органы в пределах свих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

А) Президент Республики Беларусь (гл.3Конституции РБст.ст.79-89) является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на 5лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков подряд. Кандидаты на должность Президента выдвигаются только гражданами при наличии не менее 100тысяч подписей избирателей. Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены в ст.84Конституции РБ, в законе о Президенте.

Основные функции Президента:

-назначение республиканских референдумов;

-назначение выборов;

-назначение членов Центральной комиссии по выборам;

-образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента;

-назначение на должность: премьер-министра, членов правительства, председателей высших судебных инстанций, судей Конституционного суда, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов управления, и др.

-решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища;

-осуществление помилования осужденных;

-введение чрезвычайного положения;

-подписание законов;

-прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей;

-ведение переговоров и подписание международных договоров;

-установление государственных праздников, награждение государственными наградами; и иные полномочия.

Б) Парламент (ст. ст.90-105Конституции РБ) – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом РБ. Состоит из двух палат – палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Основная функция Парламента – осуществление законодательной (законотворческой) деятельности. Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Полномочия каждой из палат Парламента четко определены Конституцией (ст. ст.97, 98).

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, основной задачей которых является ведение законопроектной деятельности.

В каждой из палат Парламента избирается Председатель и по одному заместителю, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. При законотворческом процессе Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями пи решении кадровых вопросов: он дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка и др.

В) Правительство - Совет Министров Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть в республике и является центральным органов государственного управления.

Правительство в своей работе подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер – министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Полномочия Правительства определены ст. ст. 106-108 Конституции РБ, детализированы в законе от 5мая 1998года «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Являясь центральным органом государственного управления

Правительство наделено широкими полномочиями в экономической сфере, в области бюджета и финансов, занятости и труда, социально-культурной сфере, в области окружающей среды, обеспечения законности и правопорядка, национальной безопасности и внешней политики.

Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а Премьер-министр в пределах своей компетенции – распоряжения.


Г) Правоохранительные органы в Республике Беларусь.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся: общие суды, хозяйственные суды, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, а также ряд негосударственных институтов – адвокатура, третейский суд, и др.

1. Суд.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств на права и свободы граждан.

Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным и конституционным.

К числу универсальных принципов судебной власти можно отнести:

- независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей;

- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

- профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;

- право на обжалование судебных решений;

- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.

Система судов в Республике Беларусь строится по принципам территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно Закону от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные, а также военные суды. К хозяйственным судам - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды городов и районов.

В системе общих и хозяйственных судов допускается создание специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административным, земельным, налоговым и др.

После проведенного в ноябре 1996 года референдума в главу 6 "Суд" Конституции Республики Беларусь включены положения о Конституционном Суде.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики дает заключения о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых различными государственными органами и должностными лицами.

Законодательством Беларуси установлен порядок назначения судей всех уровней президентом. Президентом назначается и шесть судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Лишение полномочий судьи производится также по решению Президента. Судьей в Республике Беларусь может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет. Судьей по административным делам может быть гражданин не моложе 23 лет, имеющий высшее юридическое образование.

2. Правовой статус милиции.

Милиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел. Правовой статус органов внутренних дел в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 26.02.1991г. «О милиции» (с изм. и доп.), Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами.

Милиция в Республике Беларусь - государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами милиции являются:

· охрана общественного порядка;

· обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;

· предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

· обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

· защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

· оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

· исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством, запрещено. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Деятельность милиции строится на следующих принципах:

· законности – деятельность милиции регулируется законодательными актами Республики Беларусь;

· гуманизма;

· уважения прав человека, что означает, что милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения религии, политических и иных убеждений.

· тесной связи с трудовыми коллективами и населением.

Милиция в Республике Беларусь состоит из следующих структур, выполняющих свои задачи в тесном взаимодействии:

- криминальной милиции;

- милиции общественной безопасности;

- специальной;

- транспортноймилиции.

Милиция входит в систему органов внутренних дел, которую возглавляет и осуществляет руководство Министр внутренних дел Республики Беларусь.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности, делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции общественной безопасности и специальной милиции в решении возложенных на них обязанностей.

Криминальная милиция входит в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел, а также Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция общественной безопасности образуется районными, городскими, районными в городах, областными Советами депутатов, ответственна перед ними, подотчетна им и вышестоящим органам внутренних дел.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной служб, службы дознания, виз и регистраций, участковых инспекторов милиции, изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители, учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции. Милиция общественной безопасности входит в состав отделов и управлений внутренних дел. Могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности.

Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам, милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, дорожно - патрульная служба, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции.

В состав транспортной милиции входят:

· криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности);

· милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Работником милиции является лицо, состоящее на должности в органе, подразделении, учебном заведении или учреждении милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Работники милиции имеют знаки отличия и служебное удостоверение, являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Работник милиции при исполнении служебных обязанностей является неприкосновенным лицом.

Законные требования работников милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Неповиновение законным требованиям работника милиции, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на милицию обязанностей, влекут установленную законом ответственность.

Права милиции и обязанности милиции закрепляются в ст.ст.15, 16 Закона о милиции и представляют собой широкий спектр полномочий для обеспечения общественного порядка, предупреждению преступности, пресечению противоправного поведения, осуществлению других возложенных на нее функций.

Работник милиции на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таковых обязан: принять возможные меры к предотвращению и пресечению правонарушения, спасению людей, оказанию нуждающимся помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, выявлению очевидцев правонарушения, охране места происшествия; сообщить об этом в ближайший орган милиции.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается:

· совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан;

· склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений;

· прибегать к насилию, угрозам, шантажу и иным неправомерным действиям, ограничивающим права, свободы, законные интересы граждан и должностных лиц.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих неприкосновенность жилища, тайну переписки, почтовых отправлений и телефонных разговоров, допускается только с санкции прокурора или по решению суда. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью милиции осуществляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Когда это возможно, применение силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждению о намерении их использовать.

Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против:

- женщин с видимыми признаками беременности,

- малолетних,

- инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст.19 Закона милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

Виды наказаний.

 

По действующему уголовному законодательству Республики Беларусь установлены следующие виды наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления (ст.48 УК РБ):

· общественные работы (ст.49);

· штраф (ст.50);

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.51);

· исправительные работы без лишения свободы (ст.52);

· ограничение по военной службе (ст.53);

· арест (ст.54);

· ограничение свободы (ст.55);

· направление в дисциплинарную воинскую часть (ст.56);

· лишение свободы (ст.57);

· пожизненное заключение (ст.58);

· смертная казнь (ст.59)

Уголовным кодексом предусмотрены и иные меры уголовной ответственности:

· осуждение с отсрочкой исполнения наказания;

· осуждение с условным неприменением наказания;

· осуждение без назначения наказания;

· превентивный надзор за осужденным;

· профилактическое наблюдение за осужденным.

Как дополнительные меры ответственности применяются:

· лишение воинского или специального звания;

· конфискация имущества.


Понятие брака. Брачный договор. Заключение брака. Прекращение брака. Восстановление брака.

 

Согласно ч.2 ст.32 Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью.

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Согласно ст. 15 КоБС РБ права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Возникают права и обязанности супругов со дня регистрации заключения брака. Вступление мужчины и женщины в супружеские отношения без регистрации брака не порождает семейных прав и обязанностей.

В любое время супруги могут заключить Брачный договор в определенном ими объеме соглашений.

Брачный договор – это соглашение супругов, которым они могут засвидетельствовать факт достижения взаимного согласия по следующим вопросам, касающимся совместного проживания, а именно:

· о совместном имуществе и имуществе каждого из супругов;

· о порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака;

· о материальных обязательствах по отношению друг к другу в случае расторжения брака;

· о формах, методах и средствах воспитания детей;

· о месте проживания детей, размере алиментов на них, порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя, а также другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака.

В Брачном договоре могут быть урегулированы и другие вопросы взаимоотношений между супругами, если это не противоречит законодательству о браке и семье. Однако Брачный договор не должен нарушать права и законные интересы других лиц. Изменения и дополнения в Брачный договор супруги могут внести по взаимному согласию (заверив нотариально) в любой момент до расторжения брака

Желающие вступить в брак подают об этом заявление в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния.

Для заключения брака необходимы:

1) взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

2) достижение ими брачного возраста – 18 лет. При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным регистрирующий орган может снизить установленный брачный возраст, но не более чем на 3 года;

3) отсутствие следующих препятствий к заключению брака:

не допускается заключение брака между лицами:

· из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

· родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии,

· полнородными и не полнородными братьями и сестрами,

· усыновителями и усыновленными;

· лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

В случае сокрытия лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключения, данный брак может быть признан недействительным.

Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Регистрация заключения брака установлена с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей, а также в интересах общества и государства.

В соответствии с ч.1 ст.34 КоБС РБ брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов.

При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов и считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.


3.Права и обязанности супругов.

 

Брак порождает личные и имущественные права для супругов.

Личные неимущественные права тесно связаны с личностью каждого из супругов, неотделимы от нее и не могут отчуждаться, это значит, что никто не может лишить супруга этих прав. Сделки, направленные на ограничение или лишения каких-либо этих прав супруга признаются недействительными. Имущественные правасвязаны с объектами гражданского права, т.е. имуществом, ценными бумагами и другими материальными ценностями. Однако эти имущественные отношения возникают на основе семейных отношений — вступление в брак, усыновление и др. Мужчина и женщина имеют в семейных отношениях равные личные и имущественные права.

Супруги имеют равные права и обязанности, поэтому все вопросы семейной жизни решаются ими совместно

Права и обязанности супругов по воспитанию детей должны осуществляться исключительно в интересах детей. Они согласовывают вопросы о методах и способах воспитания детей, о возможности привлечения к воспитанию детей своих родственников и т.п. Возникающие между супругами разногласия по вопросам воспитания детей разрешаются органами опеки и попечительства с участием супругов.

Выбор фамилии — личное право каждого из супругов. При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию. Супруги также могут именоваться двойной фамилией.

Каждый гражданин в Республике Беларусь имеет право на свободный выбор профессии, рода занятий и работыв соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Вступив в брак, супруги остаются свободными в выборе занятий и профессии. Они не должны препятствовать друг другу в этом.

Каждый из супругов вправе свободно выбирать себе место жительства.

Семейное законодательство не требует, чтобы супруги обязательно проживали совместно. Поскольку каждый из супругов свободен в выборе места жительства, он не обязан выселяться из занимаемого им помещения по тому основанию, что в связи со вступлением в брак он приобретает право на жилую площадь другого из супругов (и якобы обязан переселиться на нее).

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины от 18 декабря 1979 г. устанавливает следующие положения в отношении семейных прав женщины:

Одинаковые права мужчин и женщин на:

· вступление в брак;

· свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия;

· и обязанности в период брака и при его расторжении;

· и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей: во всех случаях интересы детей являются преобладающими;

· свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право;

· равные личные права мужа и жены, в том числе право выбора фамилии, профессии и занятия;

· равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату.

Относительно имущества, являющегося собственностью каждого из супругов, они могут вступать между собой во все не запрещенные законодательством имущественные сделки.

Семейное законодательство различает общую совместную собственность супругов и личную собственность каждого из них.

Общей совместной собственностью супругов является имущество, нажитое во время брака. Для признания приобретенного имущества общей совместной собственностью не имеет значения и то, на кого из них оно зарегистрировано.

Супруги имеют равные права владения, пользованияираспоряжения имуществом, нажитым во время брака. Соглашения между супругами, направленные на лишение или ограничение имущественных прав жены или мужа, признаются недействительными. Это означает, что правомочия владения, пользован



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.053 с.)