Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.



 

Средствами, с помощью которых организуется и управляется общество, являются:

· Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

· Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.

Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающая интересы его граждан, социальных групп.


Признаки государства:

· Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

· Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

· Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

· Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

· Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

· Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

· Существование системы взимания налогов.

· Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. По сферам распространения они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

· правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

· определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

· осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

· обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

· оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

· осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

· осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

· заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

· обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

· определение статуса государственной границы и ее защита.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган –это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1. Представительные законодательные органы: парламент (в Республике Беларусь – Национальное Собрание), а также местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

2. Органы исполнительной власти: правительство (в Республике Беларусь - Совет Министров), министерства, госкомитеты, местные исполнительные и распорядительные органы; правоохранительные органы.

3. Органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, областные, городские, районные суды, Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной и иных сферах жизни.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство предназначено:

- гарантировать на властной основе свободу в обществе,

- создавать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Со времен возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. Над созданием и развитием учения о правовом государстве трудились античные мыслители (Сократ (IV век до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Аристотель (384-323гг. до н.э.)), Джон Локк (1632-1704гг.) и Шарль Монтескье (1689-1775гг.), Иммануил Кант (1724-1804гг.) и Гегель (1770-1831гг.).

Термин «правовое государство» впервые применил немецкий ученый К.Велькер в 1813г., а ввел его в научный оборот в 1832г. также немец Роберт фон Моль. Для нас особую ценность представляет наличие отдельных принципов правового государства (разделение властей, верховенство закона) в Статуте Великого Княжества Литовского 1588г.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Правовое государство - часть правового общества. Разрешать социальные противоречия должны механизмы правового государства. Ныне определение государства правовым предполагает наличие общечеловеческих достижений демократии и цивилизации, т.е.:

· верховенства закона во всех сферах жизни общества;

· подчинения государства праву;

· защиты прав и свобод личности;

· взаимной ответственности личности и государства;

· высокой роли суда.

Признаками правового государства выступают:

· мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции;

· наличие государственной власти в виде отдельных блоков, включая исполнительную власть;

· наличие местного самоуправления;

· подчиненность всех подразделений власти закону;

· независимое и сильное правосудие;

· утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека;

· взаимная ответственность государства и личности;

· все общество, а не только государственная власть, выступает в качестве правового.

Правовое государство предполагает гражданское общество, т.е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности.

Гражданское общество – это система общественных отношений между людьми, обладающими реальнымиправами и свободами, обеспеченными государством.

Верховенство закона предполагает недопустимость произвола в управлении и является формальной стороной правового государства. Содержательной стороной является качество самого закона. Правовое государство должно быть связано правом, представлениями общества о справедливости, гарантией чего выступает система конституционного контроля.

Основные принципы права, на которых строится правовая система правового государства:

· Общее отношение к праву и закону:

- человек - цель, а не средство достижения цели;

- общество и члены его, подчиняясь закону, используют закон для подчинения властвующего;

- строгое соблюдение законов;

- свобода - в соблюдении законов, а не в игнорировании их;

- пользующийся правом не нарушает чужих интересов;

- злоупотребление правом исключено;

- закон не имеет обратной силы.

· Отношение к человеку как к высшей ценности права:

- человек имеет право на личную неприкосновенность;

- никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом (презумпция невиновности).

· Установление истины:

- никто не может быть судьей в собственном деле;

- незнание закона не освобождает от ответственности;

- равноправие сторон в деле;

- всякое сомнение - в пользу обвиняемого;

- отрицательные положения не доказываются.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.021 с.)