Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека.



 

Правовое положение личности в обществе формируется под влиянием множества экономических, политических, юридических, культурно-исторических, психологических факторов и традиций, постоянно изменяющихся.

Правовой статус граждан – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей.

Правовой статус включает в себя:

· правовые нормы, устанавливающие данный статус;

· правосубъектность;

· основные права и обязанности, законные интересы;

· гражданство;

· юридическую ответственность;

· правовые принципы и правоотношения общего типа.

Основу правового статуса личности образуют её права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других законодательных актах.

Нормы Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями 1996г. устанавливают, что:

· Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2 Конституции);

· Закрепляется принцип взаимной ответственности личности и государства;

· Устанавливается главенство Конституции;

· Подчеркивается приоритет общепризнанных принципов международного права и необходимость соответствия им белорусского законодательства;

· На первое место выдвигаются личные права и свободы, политические права и свободы, освобожденные от идеологических ориентиров;

· Закреплены конституционные гарантии основных прав и свобод.

В Конституции Республики Беларусь, как и в Международных пактах о правах человека 1966 года, выделяется три группы прав и свобод граждан:

- личные или гражданские;

- политические;

- экономические, социальные и культурные.

Личными или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и как человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид.

К числу личных или гражданских прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Право каждого на жизнь (ст. 24).

· Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25).

· Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст. 26). Конституционно закреплен принцип презумпции невиновности, согласно которому:

- только суд имеет право признать личность виновной в совершении преступления;

- обвиняемый не должен доказывать свою невиновность;

- обвинительный приговор не может быть основан на домыслах и догадках, все сомнения трактуются в пользу обвиняемого;

· Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27).

· Право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

· Обеспечение неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан (ст. 29).

· Право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).

· Право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов (ст. 31);

· Право по достижении брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и создавать семью (ст. 32).

К числу политических прав и свобод, определяющих пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33).

· Право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34).

· Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, проводящихся в порядке, определенном законом (ст. 35).

· Свобода объединений (ст. 36). Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

· Право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37).

· Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38).

· Право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст. 39).

· Право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40), которые в свою очередь обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ в определенный законом срок.

Приведенные политические права и свободы соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 18-21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. ст. 18-22).

Особенностью этой группы прав и свобод является их связь с институтом гражданства, большинство из них принадлежат гражданам Беларуси. Так, согласно Закону РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» 1993г. иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с наличием гражданства Республики Беларусь, а также исполнять всеобщую воинскую обязанность.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан, позволяющих им активно проявлять свои творческие способности и обеспечивающих надлежащие условия для жизни и деятельности, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Право на труд, на безопасные и здоровые условия труда (ст. 41).

· Право на справедливое вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст. 42).

· Право на отдых (ст. 43).

· Право собственности (ст. 44). Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

· Право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45).

· Право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46).

· Право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47).

· Право на жилище (ст. 48).

· Право на образование (ст. 49).

· Право сохранять свою национальную принадлежность (ст. 50), а также исключение принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

· Право на участие в культурной жизни (ст. 51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Частью 2 статьи 51 гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Наряду с правами и свободами Конституция устанавливает также основные обязанности граждан, что согласуется со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: “ Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”.

Юридические обязанности гражданина являются неотъемлемым элементом его правового статуса, без которого невозможна сбалансированная правовая система и эффективное правовое регулирование, а также соблюдение правопорядка.

В Конституции Республики Беларусь определены следующие обязанности граждан:

· Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52).

· Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53).

· Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст. 54).

· Охрана природной среды - обязанность каждого (ст. 55).

· Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

· Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст. 57).

Права, свободы и обязанности личности должны быть гарантированы Основным законом государства. Именно гарантии связывают в единое целое правовое и фактическое положение человека в гражданском обществе, служат социальной свободе, ответственности и активности граждан.

В Конституции Республики Беларусь в разделе, посвященном правам и свободам граждан, находит свое развитие принцип приоритета норм международного права. Государство гарантирует не только права и свободы, закрепленные в Конституции, но и предусмотренные обязательствами республики перед международным сообществом.

Осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии является одной из целей Организации Объединенных Наций. Практическая деятельность ООН в области прав человека основывается на той главной посылке, что всеобщее уважение прав человека требует совместных усилий каждого правительства, каждого отдельного гражданина или каждой отдельной группы и организации в обществе.

Цели ООН перечислены в ст. 1 Устава:

· обеспечение международной безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер для предотвращения угрозы миру и противодействия нарушению мира;

· мирное разрешение споров;

· развитие сотрудничества между государствами;

· сотрудничество государств в областях социальной, экономической, культурной, обеспечения прав человека;

· быть центром согласованных действий наций (государств).

Принципы ООН перечислены в ст. 2 Устава:

· суверенное равенство государств;

· добросовестное соблюдение обязательств, вытекающих из Устава;

· мирное разрешение споров;

· неприменение силы или угрозы силы;

· невмешательство ООН во внутренние дела государств-членов.

Международная система в значительной степени опирается на поддержку со стороны региональных структур в области прав человека (в Европе, Азии, Африке) в укреплении международных норм и механизмов, обеспечивая средства, с помощью которых возможно решение проблем в области прав человека в конкретных социальных, исторических и политических условиях соответствующего региона.

К числу наиболее авторитетных и известных европейских региональных организаций относятся такие, как Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет Европы.

ОБСЕ - межправительственная организация, в состав которой входят 54 государства-участника, расположенные по всей Европе, а также в Северной Америке (США, Канада). Беларусь является государством-членом ОБСЕ.

Совет Европы - Европейская межправительственная организация, основными принципами которой являются плюралистическая демократия, уважение прав человека и верховенство закона. В настоящее время членами Совета Европы является 41 государство. Рассмотрение заявки Беларуси на вступление в Совет Европы приостановлено Парламентской Ассамблеей Совета Европы 13 января 1997 года.

Дополнительную поддержку осуществлению международных норм в области прав человека оказывают соответствующие общественные и неправительственные организации, как международные, так и национальные. Они играют важную роль в развитии всеобщей культуры прав человека.

Практическая задача защиты и поощрения прав человека является задачей, прежде всего, национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена с помощью соответствующего законодательства, независимой судебной власти, законодательного оформления, а также создания демократических институтов.

Ратифицировав тот или иной договор в области прав человека, государства включают его положения непосредственно в свое внутреннее законодательство или обязуются выполнять содержащиеся в нем обязательства иным путем.

В 1991 году в Париже по инициативе Комиссии по правам человека ООН состоялось первое Международное совещание по вопросу о создании национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека.

Национальное учреждение, занимающееся поощрением и защитой прав, это орган, который создается правительством в соответствии с конституцией или законом, и функции которого конкретно определены как поощрение и защита прав человека.

В большинстве стран к таким учреждениям относятся комиссии по правам человека или институты омбудсмена.

Комиссии по правам человека обычно выполняют одну или несколько конкретных функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека, включая консультативную, просветительскую и функцию беспристрастного расследования.

Омбудсмен (а им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации. Институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственных структур. Соответственно омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и правительством.

В Республике Беларусь в настоящее время разрабатывается проект закона "Об уполномоченном по правам человека" (омбудсмене).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.034 с.)