Тема № 4. Основы конституционного права Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4. Основы конституционного права Республики Казахстан.



Цель лекции: дать понятие конституционного права, раскрыть этапы становления Конституции, юридические свойства Конституции, основные конституционные права и свободы гражданина.

План.

1. Понятие конституционного права.

2. Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан как Основного Закона государства и общества.

3. Основные принципы и признаки Конституции Республики Казахстан.

4. Основы конституционного строя Республики Казахстан

5. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан

Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных от­ношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой от­расли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК вы­ражается в следующем: во-первых, конституционное право устанав­ливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право опреде­ляет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам про­цесс создания права, так как нормы конституционного права опреде­ляют виды других нормативных

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и го­сударственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирова­ния.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права яв­ляются общественные отношения, связанные с осуществлением го­сударственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Таким образом, конституционное право — это отрасль права Рес­публики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему орга­нов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.

 

Впервые понятие «конституция» (от лат. constitutio - уста­новление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тог­да конституциями называли акты, издаваемые императором. В сред­ние века конституциями именовали нормативные акты о правах и воль­ностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г.

Под Конституцией в юридической науке понимается норматив­ный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, орга­низацию и деятельность системы государственных органов.

Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются:

Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юри­дической силой и лежат в основе других отраслей права.

Политическая функция. Конституция регулирует порядок функ­ционирования политической системы общества.

Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия.

Экономическая функция. Конституция определяет формы собствен­ности в государстве, порядок их функционирования.

Юридические свойства Конституции — существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридиче­скими свойствами Конституции являются следующие:

Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции — источник других отраслей пра­ва; нормативные правовые акты принимаются только органами, ука­занными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции уста­навливается самой Конституцией.

Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции явля­ются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам.

Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и су­дебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.

Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же право­мочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой.

Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной за­конности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образует­ся Конституционный Совет РК, который по обращениям Президен­та РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законо­дательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72 Конституции.

Законы и международные договоры, признанные Конституцион­ным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в дейст­вие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению.

В решении задач конституционного контроля и обеспечения ис­полнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции. Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Кон­ституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Данный Закон внес существен­ное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономи­ческих преобразований, осуществляемых в Республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа явля­ется Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строитель­ством; Республика имеет право приостанавливать на своей террито­рии действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчужда­емой в существующих границах и не может быть изменена без ее со­гласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее терри­тории не могут быть размещены воинские формирования других го­сударств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собствен­ные внутренние войска, органы государственной и общественной бе­зопасности; Казахская ССР самостоятельна в международных отно­шениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специ­альной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Консти­туции Казахской ССР.

Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был провозг­лашен принцип разделения властей, в отличие от положений Кон­ституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Сове­тов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой Республики и обладал высшей распоряди­тельно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Вер­ховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к опреде­лению социальной основы государства. Единственным носителем су­веренитета и носителем государственной власти провозглашался на­род.

В 1990—1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управ­ления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г., которые положили начало существенным изменениям в системе ор­ганов власти и управления Республики.

Согласно Закону «О совершенствовании структуры государствен­ной власти и управления» прекратил свое существование Совет Ми­нистров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президен­те. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Гос­снаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управ­ления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Ко­митет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора Республики.

Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполни­тельная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Предсе­дателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хо­зяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.

Второй этап конституционного строительства начинается с при­нятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактичес­ки был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Ка­захской ССР, снимая идеологическую основу государственной орга­низации.

Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Террито­рия Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосно­венной.

Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех националь­ностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником госу­дарственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с граж­данством других государств, если это не противоречит законам госу­дарств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гла­сил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической систе­мой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собствен­ности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, раститель­ный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись ис­ключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного пра­ва и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятель­ности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон слу­жит основой для разработки новой Конституции Республики. С это­го дня Казахстан юридически существует как суверенное государст­во. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Ка­захской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости.

В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданст­ва. Им были установлены новые основания приобретения гражданст­ва Республики Казахстан.

Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Кон­ституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, прин­ципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявле­ния государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., напри­мер Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы сохранились Советы, форму­лировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конститу­ции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и уни­тарное государство», означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории Рес­публики Казахстан как политических, так и культурных автономий.

Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей влас­ти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делеги­ровал законодательные полномочия Президенту, согласно постанов­лению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 г. не предусматривала такой возможности.

Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октяб­ре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казах­стан». Парламентом были назначены досрочные президентские вы­боры на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок прези­дентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верх­ний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50 % избирателей.

Каждое государство имеет определенный строй (устрой­ство), т. е. характеризуется определенными чертами, в которых выра­жается его специфика. Оно может быть демократическим или тота­литарным, республикой или монархией и т. д. Устройство государ­ства характеризуется определенными отношениями (экономически­ми, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются обычаями, традициями, нормами морали и права. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основ­ных принципа: народовластие, разделеше властей, приоритет прав и сво­бод человека. Следовательно, конституционный строй—это совокуп­ность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства. Каковы же эти принципы или что отно­сится к основам конституционного строя Республики Казахстан?

Во-первых, это суверенитет. Казахстан является суверенным го­сударством. Ст. 2 Конституции Республики Казахстан гласит: «суве­ренитет Республики распространяется на всю ее территорию. Госу­дарство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Государственный суверенитет - это вер­ховенство государственной власти внутри страны (т. е. полнота зако­нодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений.

В демократическом государстве единственным источником влас­ти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носи­теля всей власти является выражением народного суверенитета. На­родный суверенитет означает полновластие народа, т. е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. На­род осуществляет свою власть как непосредственно через республи­канский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам государственной власти (ст. 3 Конституции). Никто не может присва­ивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени на­рода и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правитель­ство от имени народа не выступает и обладает правом выступать толь­ко от имени государства.

Республиканская форма правления. В Конституции Республики Казахстан установлена республиканская форма правления. Респуб­лика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируют­ся общенациональными представительными учреждениями (парла­ментами). Казахстан — президентская Республика.

Народовластие. В соответствии со ст. 1 Конституции РК Респуб­лика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит, что Казахстан определяет себя как государство, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, не­посредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока данных полномочий; государство создает возмож­ности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан независимо от их социального и национального происхожде­ния, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и нацио­нальности, право на объединения, на равный доступ к государствен­ной службе и т.д.

Светский характер государства. Республика Казахстан утвержда­ет себя светским государством. Это значит, что в Республике Казах­стан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от госу­дарства; не существует государственной или обязательной религии; запрещено создание партий на религиозной основе; каждый имеет

право на свободу совести, т. е. право исповедовать любую религию, переходить от одной религии в другую или не исповедовать никакой религии.

Верховенство права. Республика Казахстан утверждает себя пра­вовым государством. Это значит, что государство стремится к такому состоянию или качеству, которое называется правовым государством, и в свою очередь характеризуется следующими чертами: права и сво­боды человека являются высшей ценностью; верховенство закона; принцип разделения властей; независимость судебной власти; взаим­ная ответственность государства и гражданина.

Социальный характер государства. Республика Казахстан утверж­дает себя социальным государством. Это значит, что государство слу­жит человеку, а не наоборот; государство служит обществу в целом, а не отдельным его слоям; государство стремится равномерно рас­пределять тяготы и блага для всех граждан; государство поддержива­ет социальную сферу (образование, здравоохранение, науку, куль­туру, социальную занятость, охрану труда, социальное обеспечение и поддержку групп населения с низкими доходами; государство при­знает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологи­ческую безопасность здоровья и жизни; государство обязуется со­здать условия для экономической свободы в обществе.

Унитарность. Республика Казахстан является унитарным госу­дарством. Унитарное государство - форма устройства государства, которая не имеет в своем составе автономий, т. е. других каких-либо государственных образований; с единой Конституцией, единой сис­темой права, единым гражданством, Парламентом, Правительством, системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою терри­торию на административно-территориальные единицы.

Единство государственной власти в Республике Казахстан обес­печивается Президентом, являющимся главой государства и его выс­шим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответствен­ность органов власти перед народом. Тем самым, Президент Респуб­лики Казахстан находится над всеми ветвями власти, выступает ар­битром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти.

Политический и идеологический плюрализм. В Республике Казах­стан признается идеологическое и политическое многообразие (п. 1 ст. 5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) -это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политичес­ком процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

Политический плюрализм — это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологи­ческим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идео­логического многообразия.

Идеологическое многообразие (плюрализм) - это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления госу­дарственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.

Экономический плюрализм. Это значит, что в Республике Казах­стан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п. 1 ст. 6 Конституции)

Права и свободы человека и гражданина—высшая ценность. Консти­туция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в каче­стве высшей ценности (ст. 1 Конституции). Тем самым она деклари­рует свое понимание взаимоотношений государства и личности, вы­двигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязан­ностью.

Приоритет норм международного договора над нормами закона. Пункт 3 ст. 4 Конституции гласит: «Международные договоры, рати­фицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международ­ного договора следует, что для его применения требуется издание за­кона».

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности. Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип — каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции); 3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции); 5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции); 6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции); 8. Свобода совести (ст. 22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

а) право на свободу объединений (ст. 23 Конституции) — возмож-
ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления
создавать формирования в соответствии со своими интересами для
достижения общих целей.

б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъявления граждан. Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных
объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным — экономическим и политическим проблемам. Пикетирование представля­ет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, сто­ящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п. Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц;

в) право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Консти­туции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются: право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти и местного самоуправления; право участ­вовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе.

Экономические права и свободы — это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только
при условии равноценного возмещения.

б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя).

в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конститции) - возможность самостоятельной инициативной деятельность граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст. 24 Конституции) — возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение про­должительности рабочего времени, установление выходных и празд-нич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образование (ст. 30 Конституции) означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заве­дении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные Кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина -это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34); 2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); 3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки (ст. 34); 4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35); 5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36); 6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37); 7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятие «конституционное право»?

2. В чем заключается сущность Конституции Республики Казахстан?

3. Назовите основные принципы и признаки Конституции Республики Казахстан.

4. Дайте характеристику конституционных основ положения человека и гражданина в Республике Казахстан?

5. Раскройте основы конституционного строя Республики Казахстан

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.043 с.)