Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 4. Основы конституционного права Республики Казахстан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: дать понятие конституционного права, раскрыть этапы становления Конституции, юридические свойства Конституции, основные конституционные права и свободы гражданина. План. 1. Понятие конституционного права. 2. Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан как Основного Закона государства и общества. 3. Основные принципы и признаки Конституции Республики Казахстан. 4. Основы конституционного строя Республики Казахстан 5. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования. Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством. Таким образом, конституционное право — это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.
Впервые понятие «конституция» (от лат. constitutio - установление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тогда конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями именовали нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г. Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются: Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права. Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества. Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия. Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования. Юридические свойства Конституции — существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие: Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции — источник других отраслей права; нормативные правовые акты принимаются только органами, указанными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией. Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам. Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой. Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образуется Конституционный Совет РК, который по обращениям Президента РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72 Конституции. Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению. В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции. Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Данный Закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в Республике. Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; Республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности; Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР. Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Советов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ. В 1990—1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г., которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления Республики. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» прекратил свое существование Совет Министров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора Республики. Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет. Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации. Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются. Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент. Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства. Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон служит основой для разработки новой Конституции Республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости. В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан. Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., например Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конституции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство», означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории Республики Казахстан как политических, так и культурных автономий. Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм. 10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делегировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановлению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 г. не предусматривала такой возможности. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50 % избирателей. Каждое государство имеет определенный строй (устройство), т. е. характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Устройство государства характеризуется определенными отношениями (экономическими, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются обычаями, традициями, нормами морали и права. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основных принципа: народовластие, разделеше властей, приоритет прав и свобод человека. Следовательно, конституционный строй—это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства. Каковы же эти принципы или что относится к основам конституционного строя Республики Казахстан? Во-первых, это суверенитет. Казахстан является суверенным государством. Ст. 2 Конституции Республики Казахстан гласит: «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Государственный суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны (т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает полновластие народа, т. е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народ осуществляет свою власть как непосредственно через республиканский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам государственной власти (ст. 3 Конституции). Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступать только от имени государства. Республиканская форма правления. В Конституции Республики Казахстан установлена республиканская форма правления. Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Казахстан — президентская Республика. Народовластие. В соответствии со ст. 1 Конституции РК Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит, что Казахстан определяет себя как государство, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока данных полномочий; государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан независимо от их социального и национального происхождения, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и национальности, право на объединения, на равный доступ к государственной службе и т.д. Светский характер государства. Республика Казахстан утверждает себя светским государством. Это значит, что в Республике Казахстан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства; не существует государственной или обязательной религии; запрещено создание партий на религиозной основе; каждый имеет право на свободу совести, т. е. право исповедовать любую религию, переходить от одной религии в другую или не исповедовать никакой религии. Верховенство права. Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Это значит, что государство стремится к такому состоянию или качеству, которое называется правовым государством, и в свою очередь характеризуется следующими чертами: права и свободы человека являются высшей ценностью; верховенство закона; принцип разделения властей; независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Социальный характер государства. Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Это значит, что государство служит человеку, а не наоборот; государство служит обществу в целом, а не отдельным его слоям; государство стремится равномерно распределять тяготы и блага для всех граждан; государство поддерживает социальную сферу (образование, здравоохранение, науку, культуру, социальную занятость, охрану труда, социальное обеспечение и поддержку групп населения с низкими доходами; государство признает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни; государство обязуется создать условия для экономической свободы в обществе. Унитарность. Республика Казахстан является унитарным государством. Унитарное государство - форма устройства государства, которая не имеет в своем составе автономий, т. е. других каких-либо государственных образований; с единой Конституцией, единой системой права, единым гражданством, Парламентом, Правительством, системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою территорию на административно-территориальные единицы. Единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечивается Президентом, являющимся главой государства и его высшим должностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Тем самым, Президент Республики Казахстан находится над всеми ветвями власти, выступает арбитром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти. Политический и идеологический плюрализм. В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п. 1 ст. 5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) -это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой. Политический плюрализм — это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия. Идеологическое многообразие (плюрализм) - это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма. Экономический плюрализм. Это значит, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п. 1 ст. 6 Конституции) Права и свободы человека и гражданина—высшая ценность. Конституция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в качестве высшей ценности (ст. 1 Конституции). Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязанностью. Приоритет норм международного договора над нормами закона. Пункт 3 ст. 4 Конституции гласит: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Понятия «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип — каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином. Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся: 1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2. Право наличную свободу (ст. 16 Конституции); 3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции); 5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции); 6. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции); 8. Свобода совести (ст. 22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции). Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов: а) право на свободу объединений (ст. 23 Конституции) — возмож- б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъявления граждан. Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных в) право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конституции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются: право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе. Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся: а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя). в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конститции) - возможность самостоятельной инициативной деятельность граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли. Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст. 24 Конституции) — возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празд-нич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образование (ст. 30 Конституции) означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Культурные права человека - признаваемые гарантированные Конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина -это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого гражданина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34); 2. Обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); 3. Обязанность уважать государственные символы Республики (ст. 34); 4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35); 5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36); 6. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37); 7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38). Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятие «конституционное право»? 2. В чем заключается сущность Конституции Республики Казахстан? 3. Назовите основные принципы и признаки Конституции Республики Казахстан. 4. Дайте характеристику конституционных основ положения человека и гражданина в Республике Казахстан? 5. Раскройте основы конституционного строя Республики Казахстан
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.173 с.) |