Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 11. Основы экологического и земельного права Республики Казахстан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: раскрыть предмет и метод правового регулирования экологического и земельного права; принципы и системы экологического и земельного права, а также дать общую характеристика права собственности на природные ресурсы, права природопользования. План. 1. Предмет, метод, система экологического права. 2. Общая характеристика экологического законодательства. 3. Основные принципы природопользования и охраны окружающей среды 4. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы, права природопользования. 5. Понятие, предмет и система земельного права. 6. Права собственности, право землепользования и иные вещные права на землю. Экологическое право — это самостоятельная отрасль казахстанского права, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы. Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права. Общая часть экологического права включает понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение экологического законодательства. В Особенной части расположены институты эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов. Классификация источников экологического права: по юридической силе - на законы и подзаконные акты; в соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г. — на основные и производные; по предмету регулирования - на общие и специальные; по отраслям законодательства — на нормы земельного, водного и т.д.; по характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные; по содержанию - на комплексные, природоохранные, при-родно-ресурсовые, средозащитные; по степени значимости - на основные и вспомогательные. Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В экологическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр и т.д. Со времен провозглашения независимости в РК принято несколько нормативных правовых актов, непосредственно касающихся окружающей среды. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью. Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности человеческого общества, его устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. Поэтому чистота природы и окружающей человека среды, обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования всегда является актуальной. Следовательно, они нуждаются в правовой защите. В целях защиты окружающей среды 15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об охране окружающей среды». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. 18 марта 1997 г. был принят Закон РК «Об экологической экспертизе». Он регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы в целях предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения РК. 15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории и находящиеся на них объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, являются национальным достоянием РК. Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности особо охраняемых природных территорий. Принятый 23 апреля 1998 г. Закон РК «О радиационной безопасности населения» регулирует общественные отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения, в целях охраны его здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения. Для определения правовых, экономических и социальных основ охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан и реализации прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии 11 марта 2002 г. был принят Закон РК «Об охране атмосферного воздуха». Для регулирования проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов РК и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр РК, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности в области отношений по недропользованию, принимается Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. В целях регулирования отношений, возникающих при проведении нефтяных операций на территории страны, находящейся под юрисдикцией РК, в том числе на море и во внутренних водоемах, был принят Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О нефти» от 28 июня 1995 г. 8 июля 2003 г. принимается новый Лесной кодекс РК, который регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. Регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение. В целях достижения и поддержки экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды, 9 июля 2003 г. был принят Водный 20 июня 2003 г. принят Земельный кодекс РК, задачами которого являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений. 3 декабря 2003 г. была принята новая Концепция экологической безопасности РК на 2004 —2015 годы. В числе законодательных актов об окружающей среде особое мес- 22 марта 1985 г. в Вене (Австрия) была подписана Венская Конвенция об охране озонового слоя. Эту Конвенцию Законом РК от 30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Венской конвенции об охране озонового слоя» подписал (присоединился) Казахстан. Согласно Законам РК от 30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Монреальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой земли» и от 10 февраля 2003 г. «О присоединении РК к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Казахстан присоединяется к этим международным Конвенциям. Все эти и другие международные Законы имеют высшую юридическую силу перед Законами РК об охране окружающей среды. Республикой Казахстан с 1991 по 2004 гг. подписаны 19 международных Конвенций по охране окружающей среды. Конституция РК является правовой базой для развития всего текущего экологического законодательства. В Конституции закреплена экологическая доктрина РК и выражается природоохранительная политика государства. Конституция РК играет основополагающую роль в охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти. Так, в ст. 6 закреплено, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». В соответствии со ст. 31 ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Эта конституционная норма закрепляет важнейший принцип правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды—принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения. В Конституции РК содержится целый ряд других статей, имеющих определенное отношение к охране окружающей человека природной среды и их экологическую направленность. Граждане РК в силу самого своего гражданства имеют права и обязанности (ст. 12 Конституции РК) и одной из важнейших обязанностей граждан РК является обязанность сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам (ст. 38 Конституции РК). К группе специальных законодательных актов как источник экологического права относятся законодательные акты, основным предметом правового регулирования которых являются экологические отношения. Центральное место среди таких специальных источников экологического права занимает Закон РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. Закон состоит из 19 глав, 89 статей и определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования. Использование природы представляет собой экономическое отношение между людьми по поводу природных благ. Подобные отношения не являются предметом изучения экологического права. Реализация права на природопользование в различных его формах интересует экологию лишь в той степени, в какой это влияет на состояние природной среды и меры ее охраны. Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды—экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения. Важным элементом права природопользования является владение землей, недрами, водами, лесами, объектами животного мира. Владение составляет необходимую предпосылку пользования. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения, по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся, главным образом, в природоресурсных законодательствах — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законах РК: «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «О земле», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве. Под правом собственности на природные ресурсы субъективно понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Виды права природопользования подразделяются на три основные группы: в зависимости от объекта; субъекта и вида эксплуатируемых природных объектов. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы — экономическая (ведущая форма), экологическая, культурно-оздоровительная. Названные формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.). В зависимости от объекта право природопользования бывает общим и специальным. Согласно ст. 13 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. общее природопользование осуществляет бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов гражданам и организациям. Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха. При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Например, в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 107 Земельного кодекса РК в населенных пунктах к общему землепользованию относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования). Согласно классификации М. М. Бринчука к основным принципам права природопользования относятся: рациональное природопользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; устойчивость права пользования природными ресурсами; платность специального природопользования. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств (например, экологически целесообразных технологий). Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Например, в земельном законодательстве рациональное использование земель связано с проведением системы мероприятий по охране земель, обеспечению соблюдения законодательства с учетом проведения землеустройства (ст. ст. 139, 149 ЗК РК). В водном законодательстве рациональное водопользование связано с комплексным использованием воды, освоением современных технологий, позволяющих сократить забор воды и снизить вредное воздействие вод (ст. 9 ВК РК). Законодательство о недрах обеспечение рационального использования недр связывает, прежде всего, с комплексным его использованием на всех этапах недропользования (ст. 49 Указа «О недрах и недропользовании»). Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование лесных ресурсов, рыбных запасов должно основываться на научной оценке и не должно превышать темпов восстановления. Леса и рыбные запасы не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса (например, недр), может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде. Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природо-пользователя, так, например, не допускать нарушения прав и интересов других водопользователей и природопользователей (ст. 72 ВК РК). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания (ст. 38 ЛК РК). Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов, целью которого является предоставление земельных участков, участков недр, водных объектов и участков лесов в пользование, которое всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете и. т.п. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или анулировании лицензии или иного разрешительного документа. Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно в постоянное пользование (ст. 34 ЗК РК, ст. 10 Указа «О недрах и недропользовании; ст. 70 ВК РК) либо на длительный срок от 10 до 49 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 31 ЛК РК, ст. 70 ВК РК), контракт на разведку сроком на 6 лет с продлением срока, контракт на добычу сроком до 25 лет; а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых — до 45 лет (ст. 43 Указа «О недрах и недропользовании») или во временное краткосрочное пользование на конкретный срок до 5 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 70 ВК РК до 1-го года (ст. 34 Л К РК), а право пользования природными объектами может быть прекращено только по основаниям, указанным в Законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, обеспечивает гарантию его интересов, связанных с природопользованием. Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить за пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в главе VII «Экономический механизм охраны окружающей среды» в Законе РК «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 26 Закона, платность природопользования включает плату за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды. Лицензия на право потребления природногоресурса. В новых условиях перехода к рынку лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил торговли. Лицензия в переводе на русский язык — разрешение на что-либо. Первоначально это слово употреблялось применительно к продаже товаров за рубеж. Широкое распространение оно получило при организации спортивно-любительской, промысловой, научно-исследовательской, истребительной охоты. Затем распространилось на продажу товаров и выполнение всевозможных услуг. Лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться. Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который выдал лицензию. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет специально уполномоченные государственные органы. Применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: 1) контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдение экологических и санитарных норм; и 2) нормированное потребление соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи — охранительная и регулятивная. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природополь-зователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Они устанавливаются для предприятий-природополь-зователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производств с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование—предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование использования и потребления окружающей природной среды обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства. Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из природной среды; и 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов. В ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды лимитирования: 1) лимиты на загрязнение окружающей среды — пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда; 2) лимиты изъятия природных ресурсов — пределы возможного количественного использования природных ресурсов, при которых не нарушается естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантируется рациональное использование полезных ископаемых; 3) квота на загрязнение — часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок; 4) квота изъятия природных ресурсов — часть лимита изъятия, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок. Договорная форма природопользования. Господство административного метода регулирования природопользования в условиях социалистической системы хозяйства отнесло договор к числу вспомогательных средств регулирования использования и охраны окружающей природной среды. Длительное время в этих условиях лицензия как акт распорядительного органа власти была единственным документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Договор, если он и применялся в немногих случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Примером может служить договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного Совета на основе решения исполкома горрайсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть договора состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользователя и застройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по благоустройству и т.п. Подобную функцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по хранению и использованию плодородного слоя почвы, рекультивации (биологической и технической) земельного участка, порядок проведения расчетов и ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий договора. По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования отношений договор принимает все более распространенную и самостоятельную форму. Характерно, что в сфере экологии, где довольно реально ощущается особенность в содержании отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству. Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора аренда. Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (собственность, владение), то в других сферах природопользования она еще с трудом пробивает себе дорогу. Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной нынешняя государственная собственность на эти объекты стала многоуровневой, т.е. собственностью государства, частных лиц, общественных объединений, местных органов власти. Согласно ст. 23 Закона РК «Об охране окружающей среды» между субъектами по поводу природопользования составляется договор (контракт). Договор (контракт) на природопользование заключается между природопользователем и исполнительными органами или Правительством РК в порядке, установленном законодательством. Договор (контракт) на природопользование является недействительным без предварительного получения природопользователем лицензии, если использование природных ресурсов и осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности требуют обязательного государственного лицензирования. Срок действия, условия и порядок прекращения договора (контракта) определяются соглашением сторон в соответствии с законодательством РК или лицензией. Условия договора (контракта), противоречащие лицензии, являются недействительными. Отзыв лицензии влечет прекращение действия договора (контракта). Договор (контракт) на природопользование до его подписания подлежит согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. Договор комплексного природопользования. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона). Таким образом, его заключение продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования. Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Необходимость оформления комплексного природопользования договорными обязательствами обусловлена тем, что практически всегда использование одного или одних ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального пользования других ресурсов. Типичный пример: лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов, чьи интересы неизбежно затрагиваются при развертывании добычи полезных ископаемых. Этот пробел устраняется заключением и исполнением договора. Его заключению предшествует решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами, завершающееся получением лицензии. На основе лицензии природопользователь ставит перед органом охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Государственный уполномоченный орган изучает все документы о намерениях природопользователя по использованию природного ресурса и назначает экологическую экспертизу. Цель экологической экспертизы — провести оценку воздействия использования природного ресурса на состояние других ресурсов и окружающую природную среду в целом. Лицензия и положительное заключение экологической экспертизы — вот те два документа, которые требуются по Закону об охране окружающей природной среды (ст. 18 Закона) для заключения означенного договора о комплексном природопользовании. При регулировании наряду с земельным законодательством применяются также нормы гражданского, административного, налогового, финансового, экологического, уголовного, процессуального и других отраслей права. В совокупности с нормами собственно земельного законодательства они формируют комплексную отрасль земельного права. Предметом отрасли земельного права являются опосредованные нормами права общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с ее использованием и охраной, управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю. Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обеспечении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствующем правовом регулировании. Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношении. Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики. Система земельного права. Земельное право, занимая определенное место в государственной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы норм, институты. Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов—Общей и Особенной части. Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к Общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права земл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.012 с.) |