Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11. Основы экологического и земельного права Республики Казахстан.

Поиск

Цель лекции: раскрыть предмет и метод правового регулирования экологического и земельного права; принципы и системы экологического и земельного права, а также дать общую характеристика права собственности на природные ресурсы, права природопользования.

План.

1. Предмет, метод, система экологического права.

2. Общая характеристика экологического законодательства.

3. Основные принципы природопользования и охраны окружающей среды

4. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы, права природопользования.

5. Понятие, предмет и система земельного права.

6. Права собственности, право землепользования и иные вещные права на землю.

Эколо­гическое право — это самостоятельная отрасль казахстанского права, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого регулирования природопользования и охраны окру­жающей среды. Предметом экологического права являются общест­венные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общест­ва и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через импе­ративный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права. Общая часть экологического права включает понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собствен­ности на природные ресурсы; право природопользования; государст­венное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспер­тиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение эко­логического законодательства. В Особенной части расположены ин­ституты эколого-правового режима использования и охраны природ­ных ресурсов.

Классификация источников экологического права: по юридической силе - на законы и подзаконные акты; в соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г. — на основные и производные; по предмету регулирования - на общие и специальные; по отраслям законодательства — на нормы земельного, водного и т.д.; по характеру правового регулирования - на материальные и процес­суальные; по содержанию - на комплексные, природоохранные, при-родно-ресурсовые, средозащитные; по степени значимости - на основные и вспомогательные.

Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и фор­мы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В эколо­гическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника зем­ли, вод, недр и т.д.

Со времен провозглашения независимости в РК принято несколь­ко нормативных правовых актов, непосредственно касающихся окру­жающей среды. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окру­жающей среды, создана система управления природоохранной дея­тельностью.

Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности человеческого общества, его устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния. Поэтому чистота природы и окружающей человека среды, обеспечение эко­логической безопасности, предотвращение вредного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности на естественные экологические си­стемы, сохранение биологического разнообразия и организацию ра­ционального природопользования всегда является актуальной. Сле­довательно, они нуждаются в правовой защите. В целях защиты окру­жающей среды 15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об охране окру­жающей среды». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение эколо­гической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рациональ­ного природопользования. 18 марта 1997 г. был принят Закон РК «Об экологической экспертизе». Он регулирует общественные отноше­ния в области экологической экспертизы в целях предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения РК.

15 июля 1997 г. был принят Закон РК «Об особо охраняемых при­родных территориях». Особо охраняемые природные территории и находящиеся на них объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, являются нацио­нальным достоянием РК. Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельнос­ти особо охраняемых природных территорий. Принятый 23 апреля 1998 г. Закон РК «О радиационной безопасности населения» регули­рует общественные отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения, в целях охраны его здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Для определения правовых, экономических и социальных основ охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безо­пасности Республики Казахстан и реализации прав граждан на благо­приятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и дос­товерную информацию о ее состоянии 11 марта 2002 г. был принят Закон РК «Об охране атмосферного воздуха».

Для регулирования проведения операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов РК и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны недр РК, защиты интересов недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности в области отно­шений по недропользованию, принимается Указ Президента РК, име­ющий силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. В целях регулирования отношений, возникающих при проведении неф­тяных операций на территории страны, находящейся под юрисдикци­ей РК, в том числе на море и во внутренних водоемах, был принят Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О нефти» от 28 июня 1995 г.

8 июля 2003 г. принимается новый Лесной кодекс РК, который регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологичес­кого и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального ис­пользования. Регулирование лесных правоотношений осуществляет­ся исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и эко­номическое значение.

В целях достижения и поддержки экологически безопасного и эко­номически оптимального уровня водопользования и охраны вод­ного фонда для сохранения и улучшения жизненных условий населе­ния и окружающей среды, 9 июля 2003 г. был принят Водный

20 июня 2003 г. принят Земельный кодекс РК, задачами которого являются: установление оснований, условий и пределов возникнове­ния, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользова­телей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения ра­ционального использования и охраны земель, воспроизводства пло­дородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; ох­рана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений. 3 декабря 2003 г. была принята новая Концепция экологической безопасности РК на 2004 —2015 годы.

В числе законодательных актов об окружающей среде особое мес-
то занимают международно-правовые акты. В п. 3 ст. 4 Конституции
РК отмечено, «что международные договоры, ратифицированные Рес-
публикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются не-
посредственно, кроме случаев, когда из международного договора
следует, что для его применения требуется издание закона». Напри-
мер, Указом Президента РК от 4 мая 1995 г. Казахстан ратифициро-
вал Рамочную Конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата, подписанную в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 11 июня 1992 г. и Указом Президента РК от 12 марта 1999 г. Казахстан подпи­сал Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объе­диненных Наций об изменении климата, принятый 11 декабря 1997 г. в г. Киото (Япония).

22 марта 1985 г. в Вене (Австрия) была подписана Венская Конвен­ция об охране озонового слоя. Эту Конвенцию Законом РК от 30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Венской конвенции об охране озонового слоя» подписал (присоединился) Казахстан. Со­гласно Законам РК от 30 октября 1997 г. «О присоединении РК к Мон­реальскому Протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой земли» и от 10 февраля 2003 г. «О присоединении РК к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо­дов и их удалением» Казахстан присоединяется к этим международ­ным Конвенциям. Все эти и другие международные Законы имеют высшую юридическую силу перед Законами РК об охране окружаю­щей среды. Республикой Казахстан с 1991 по 2004 гг. подписаны 19 международных Конвенций по охране окружающей среды.

Конституция РК является правовой базой для развития всего те­кущего экологического законодательства. В Конституции закрепле­на экологическая доктрина РК и выражается природоохранительная политика государства. Конституция РК играет основополагающую роль в охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Эта роль предопределена тем, что в Консти­туции закрепляются права и свободы человека и гражданина, гаран­тии их соблюдения и защиты заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти. Так, в ст. 6 закреплено, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной соб­ственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». В соответствии со ст. 31 ставит целью охрану окружающей среды, бла­гоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностны­ми лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Эта кон­ституционная норма закрепляет важнейший принцип правового ре­гулирования отношений в области охраны окружающей среды—прин­цип приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, тру­да и отдыха населения.

В Конституции РК содержится целый ряд других статей, имею­щих определенное отношение к охране окружающей человека при­родной среды и их экологическую направленность. Граждане РК в силу самого своего гражданства имеют права и обязанности (ст. 12 Конституции РК) и одной из важнейших обязанностей граждан РК является обязанность сохранять природу, бережно относиться к при­родным богатствам (ст. 38 Конституции РК).

К группе специальных законодательных актов как источник эко­логического права относятся законодательные акты, основным пред­метом правового регулирования которых являются экологические отношения. Центральное место среди таких специальных источников экологического права занимает Закон РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. Закон состоит из 19 глав, 89 статей и опреде­ляет правовые, экономические и социальные основы охраны окру­жающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и на­правлен на обеспечение экологической безопасности, предотвраще­ние вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности чело­века на естественные экологические системы, сохранение биологи­ческого разнообразия и организацию рационального природополь­зования.

Использование природы представляет собой экономи­ческое отношение между людьми по поводу природных благ. Подоб­ные отношения не являются предметом изучения экологического права. Реализация права на природопользование в различных его фор­мах интересует экологию лишь в той степени, в какой это влияет на состояние природной среды и меры ее охраны. Под природопользова­нием понимается использование полезных для человека свойств ок­ружающей природной среды—экологических, экономических, куль­турных, оздоровительных. Содержание правоотношения природополь­зования определяется совокупностью прав и обязанностей субъек­тов соответствующего правоотношения. Важным элементом права природопользования является владение землей, недрами, водами, лесами, объектами животного мира. Владение составляет необходи­мую предпосылку пользования. Использование человеком природ­ных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения, по использова­нию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся, главным образом, в природоресурсных за­конодательствах — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законах РК: «Об охране окружающей при­родной среды», «Об экологической экспертизе», «О земле», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уго­ловном и другом законодательстве. Под правом собственности на природные ресурсы субъективно понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурса­ми и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы оп­ределяет сущность и содержание юридического отношения собствен­ности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежаще­го ему имущества. Виды права природопользования подразделяются на три основные группы: в зависимости от объекта; субъекта и вида эксплуатируемых природных объектов. Отсюда в со­держание природопользования входят различные его формы — эко­номическая (ведущая форма), экологическая, культурно-оздорови­тельная. Названные формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природо­пользования.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежа­щих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и сущест­вующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.). В зависимости от объекта право природопользования бывает общим и специальным. Согласно ст. 13 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. общее природопользование осуществляет бесплатно для удовлетво­рения жизненно необходимых потребностей населения и без предос­тавления природных ресурсов гражданам и организациям.

Специальным природопользованием признается такое, которое реа­лизуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе раз­решений компетентных органов государства. Оно носит целевой ха­рактер и по видам используемых объектов подразделяется на земле­пользование, пользование недрами, лесопользование, водопользова­ние, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специ­альное природопользование связано с потреблением природного ре­сурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, Законом об охра­не атмосферного воздуха.

При специальном природопользовании природные ресурсы пре­доставляются природопользователям в установленном порядке. Пра­во специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым воз­мездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Например, в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 107 Земельного кодекса РК в населенных пунктах к общему землепользованию относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, про­ездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими ле­сами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объек­тами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водо­проводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие ин­женерные системы общего пользования).

Согласно классификации М. М. Бринчука к основным принципам права природопользования относятся: рациональное природополь­зование; экосистемный подход к регулированию природопользова­ния; целевой характер пользования природными ресурсами; устой­чивость права пользования природными ресурсами; платность спе­циального природопользования.

Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств (например, экологически целесообразных технологий). Требования рационального природопользования в основном специфичны приме­нительно к тому или другому природному ресурсу. Например, в зе­мельном законодательстве рациональное использование земель свя­зано с проведением системы мероприятий по охране земель, обеспе­чению соблюдения законодательства с учетом проведения землеуст­ройства (ст. ст. 139, 149 ЗК РК). В водном законодательстве рацио­нальное водопользование связано с комплексным использованием воды, освоением современных технологий, позволяющих сократить забор воды и снизить вредное воздействие вод (ст. 9 ВК РК). Законо­дательство о недрах обеспечение рационального использования недр связывает, прежде всего, с комплексным его использованием на всех этапах недропользования (ст. 49 Указа «О недрах и недропользова­нии»).

Правовыми критериями рационального использования соответст­вующего природного ресурса служит соблюдение требований по обес­печению его неистощимости и экологической обоснованности эксп­луатации природных богатств при одновременном обеспечении ус­тойчивого развития. Так, использование лесных ресурсов, рыбных запасов должно основываться на научной оценке и не должно превы­шать темпов восстановления. Леса и рыбные запасы не будут истоще­ны, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользо­вания теснейшим образом связан с принципом рационального исполь­зования природных ресурсов. Объективно он предопределяется вза­имосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в при­роде. Другими словами, при использовании одного природного ре­сурса (например, недр), может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законода­тельства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип за­крепляется в основном через регулирование обязанностей природо-пользователя, так, например, не допускать нарушения прав и интере­сов других водопользователей и природопользователей (ст. 72 ВК РК). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ спосо­бами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключаю­щими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных других природ­ных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и сре­ды его обитания (ст. 38 ЛК РК).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права являет­ся принцип целевого использования природных ресурсов, целью ко­торого является предоставление земельных участков, участков недр, водных объектов и участков лесов в пользование, которое всег­да обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете и. т.п. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как пра­вонарушение и служит основанием для принятия решения о приоста­новлении или анулировании лицензии или иного разрешительного документа.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в ос­новном в том, что природные объекты предоставляются обычно в постоянное пользование (ст. 34 ЗК РК, ст. 10 Указа «О недрах и нед­ропользовании; ст. 70 ВК РК) либо на длительный срок от 10 до 49 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 31 ЛК РК, ст. 70 ВК РК), контракт на разведку сроком на 6 лет с продлением срока, контракт на добычу сроком до 25 лет; а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых — до 45 лет (ст. 43 Указа «О недрах и недро­пользовании») или во временное краткосрочное пользование на конк­ретный срок до 5 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 70 ВК РК до 1-го года (ст. 34 Л К РК), а право пользования природными объектами может быть пре­кращено только по основаниям, указанным в Законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятель­ности, обеспечивает гарантию его интересов, связанных с природо­пользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязан­ности субъекта специального природопользования оплатить за пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием бла­гоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за при­родопользование рассматривается в главе VII «Экономический меха­низм охраны окружающей среды» в Законе РК «Об охране окружаю­щей среды». Согласно ст. 26 Закона, платность природопользования включает плату за использование природных ресурсов, за загрязне­ние окружающей природной среды.

Лицензия на право потребления природногоресурса. В новых условиях перехода к рынку лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил тор­говли. Лицензия в переводе на русский язык — разрешение на что-либо. Первоначально это слово употреблялось применительно к про­даже товаров за рубеж. Широкое распространение оно получило при организации спортивно-любительской, промысловой, научно-иссле­довательской, истребительной охоты. Затем распространилось на продажу товаров и выполнение всевозможных услуг.

Лицензирование деятельности по использованию природных ре­сурсов и охране окружающей среды осуществляется специально упол­номоченными государственными органами. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицен­зий может ограничиваться. Лицензии выдаются по заявкам соискате­лей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение сани­тарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который выдал лицензию. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжало­ваны в суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет специально уполномоченные государственные органы.

Применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия — это разре­шение на ведение определенного вида деятельности по использова­нию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: 1) контроль за законностью, рациональностью деятельнос­ти по использованию природного ресурса, соблюдение экологичес­ких и санитарных норм; и 2) нормированное потребление соответст­вующего природного ресурса. Таким образом, в области природо­пользования решаются две взаимосвязанные задачи — охранитель­ная и регулятивная.

Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользова­ние являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природополь-зователям на определенный срок объемы предельного использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружаю­щую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Они устанавливаются для предприятий-природополь-зователей государственными органами охраны окружающей природ­ной среды с учетом необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, пре­дельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ок­ружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производств с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование—предельные нормы на использова­ние, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выс­тупают одним из эффективных средств охраны окружающей природ­ной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование использова­ния и потребления окружающей природной среды обусловлено огра­ниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их ра­ционального использования и воспроизводства.

Природопользование может осуществляться в двух направлени­ях: изъятие природного вещества из природы; внесение антропоген­ного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользова­ния подразделяется на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъя­тия, выемки природного вещества из природной среды; и 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов. В ст. 1 Закона РК «Об охране окружаю­щей среды» указаны следующие виды лимитирования: 1) лимиты на загрязнение окружающей среды — пределы поступления общего объе­ма загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при кото­рых сохраняется благоприятная окружающая среда; 2) лимиты изъя­тия природных ресурсов — пределы возможного количественного ис­пользования природных ресурсов, при которых не нарушается естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантирует­ся рациональное использование полезных ископаемых; 3) квота на загрязнение — часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретно­му природопользователю на определенный срок; 4) квота изъятия природных ресурсов — часть лимита изъятия, выделяемая конкрет­ному природопользователю на определенный срок.

Договорная форма природопользования. Господство административ­ного метода регулирования природопользования в условиях социа­листической системы хозяйства отнесло договор к числу вспомога­тельных средств регулирования использования и охраны окружаю­щей природной среды. Длительное время в этих условиях лицензия как акт распорядительного органа власти была единственным доку­ментом, регулирующим взаимоотношения сторон. Договор, если он и применялся в немногих случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Примером может служить до­говор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным от­делом местного Совета на основе решения исполкома горрайсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть догово­ра состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользовате­ля и застройщика по использованию земельного участка, сроков на­чала и завершения строительных работ, проведения работ по благо­устройству и т.п. Подобную функцию выполнял договор, заключае­мый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений. Договор уточ­нял права и обязанности участников отношений по хранению и ис­пользованию плодородного слоя почвы, рекультивации (биологичес­кой и технической) земельного участка, порядок проведения расче­тов и ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий договора.

По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природ­ной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования отношений договор принима­ет все более распространенную и самостоятельную форму. Харак­терно, что в сфере экологии, где довольно реально ощущается осо­бенность в содержании отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе в хозяйственных отношениях сто­роны вправе заключить любой договор, если он не противоречит дейст­вующему законодательству. Наибольшее развитие получает извест­ный гражданскому праву тип договора аренда. Если в земельных отно­шениях она впервые появилась в сфере природопользования и усту­пила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (собственность, владение), то в других сферах при­родопользования она еще с трудом пробивает себе дорогу. Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству про­должают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной нынешняя государственная соб­ственность на эти объекты стала многоуровневой, т.е. собственнос­тью государства, частных лиц, общественных объединений, местных органов власти.

Согласно ст. 23 Закона РК «Об охране окружающей среды» между субъектами по поводу природопользования составляется договор (контракт). Договор (контракт) на природопользование заключает­ся между природопользователем и исполнительными органами или Правительством РК в порядке, установленном законодательством. Договор (контракт) на природопользование является недействитель­ным без предварительного получения природопользователем лицен­зии, если использование природных ресурсов и осуществление от­дельных видов хозяйственной деятельности требуют обязательного государственного лицензирования. Срок действия, условия и поря­док прекращения договора (контракта) определяются соглашением сторон в соответствии с законодательством РК или лицензией. Усло­вия договора (контракта), противоречащие лицензии, являются не­действительными. Отзыв лицензии влечет прекращение действия до­говора (контракта). Договор (контракт) на природопользование до его подписания подлежит согласованию с центральным исполнитель­ным органом в области охраны окружающей среды.

Договор комплексного природопользования. Комплексное приро­допользование является одним из принципов охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона). Таким образом, его заключение про­диктовано необходимостью реализации принципиальных основ при­родопользования. Под комплексным природопользованием понима­ется использование одного или нескольких природных ресурсов од­новременно с учетом охраны окружающей природной среды и со­блюдением требований рационального использования и воспроизвод­ства природных ресурсов. Необходимость оформления комплексно­го природопользования договорными обязательствами обусловлена тем, что практически всегда использование одного или одних ресур­сов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального пользо­вания других ресурсов. Типичный пример: лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов, чьи интересы неизбежно затрагиваются при развертывании добычи полезных ископаемых. Этот пробел устраняется заключением и исполнением договора. Его заключению пред­шествует решение всех вопросов, связанных с пользованием конк­ретными ресурсами, завершающееся получением лицензии. На осно­ве лицензии природопользователь ставит перед органом охраны ок­ружающей природной среды вопрос о заключении договора. Госу­дарственный уполномоченный орган изучает все документы о наме­рениях природопользователя по использованию природного ресурса и назначает экологическую экспертизу. Цель экологической экспер­тизы — провести оценку воздействия использования природного ре­сурса на состояние других ресурсов и окружающую природную сре­ду в целом. Лицензия и положительное заключение экологической экспертизы — вот те два документа, которые требуются по Закону об охране окружающей природной среды (ст. 18 Закона) для заключе­ния означенного договора о комплексном природопользовании.

При регулировании наряду с земель­ным законодательством применяются также нормы гражданского, административного, налогового, финансового, экологического, уго­ловного, процессуального и других отраслей права. В совокупности с нормами собственно земельного законодательства они формируют комплексную отрасль земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются опосредованные нормами права общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с ее использованием и охраной, управ­лением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю. Особенности земли как природного объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обес­печении жизнедеятельности людей предопределяют существование особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствую­щем правовом регулировании.

Предметом земельно-правового регулирования являются не вся­кие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют опреде­ленное экономическое содержание. В этих отношениях земля высту­пает объектом собственности и пользования, служит всеобщим тер­риториальным пространственным базисом производственно-хозяйст­венной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множествен­ности выполняемых землей экономических, социальных и иных функ­ций ее объективные особенности предполагают необходимость комп­лексного, координированного правового регулирования земельных отношении. Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономичес­ких и социальных преобразований, конкретных целей, задач земель­ной политики.

Система земельного права. Земельное право, занимая определенное место в государственной системе права, взаимодействуя и будучи взаи­мосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутрен­ней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы норм, институты. Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов—Общей и Особенной части.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земель­ного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к Общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права земл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.012 с.)