Тема № 1. Система учебного курса «Основы права». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Система учебного курса «Основы права».



Цель лекции: проведение ознакомительной лекции системы учебного курса «Основы права».

План.

1. Предмет курса «Основы права».

2. Метод курса «Основы права».

3. Система курса «Основы права».

4. Функции курса «Основы права».

Пред­метом курса «Основы права» выступают наиболее общие закономер­ности возникновения, развития и функционирования государства, права и органично связанных с ними иных социальных явлений и про­цессов. Предмет настоящего курса «Основы права» направлен, преж­де всего, на изучение Общей части правовой сферы и законодатель­ства РК.

Курс «Основы права» при изучении явлений, процессов, свойств, связанных с государством или правом, использует различные мето­ды. Их можно подразделить на всеобщие, общие и частные. К всеоб­щим относятся диалектический, методы историзма, объективности, анализа, синтеза, индукции, дедукции.

Диалектика—это наука о развитии, применение чего в курсе «Ос­новы права» означает, что все государственно-правовые явления рас­сматриваются никак нечто застывшее, а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развивают­ся. Если посмотреть на правовое государство с точки зрения диалек­тики, то можно сказать, что оно всегда в движении, т.е. в процессе становления, развития и изменения. Поэтому в ракурсе диалектики нельзя рассматривать правовое государство как нечто застывшее, закостеневшее, наоборот, необходимо показать направления и тен­денции в его развитии.

Метод объективности означает, что государство и право и связан­ные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплек­се тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, однобоко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма.

Метод историзма позволяет исследовать, изучать и рассматри­вать явления и процессы, связанные с государством и правом, и их самих непосредственно в конкретном периоде развития общества, ци­вилизации и истории. Например, нельзя в одностороннем порядке давать оценку состоянию правопорядка, не учитывая особенности того политико-правового режима, где он формировался и разви­вался.

Многозначность и многоликость государства и права предполага­ют возможность их исследования с различных позиций, с применени­ем нескольких парадигм, концепций, доктрин. Допущения разновид­ности в изучении государственно-правовых явлений выражены в плю­ралистическом подходе. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наи­более оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.

К общенаучным методам относится метод анализа, который оз­начает, что поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, следовательно, необходимо исполь­зовать мысленный расклад их на составные части. Таким образом можно определить характер взаимосвязи между ними. Например, пра­во можно представить в качестве взаимосвязанных элементов, таких как признаки, источники, система права и.т.д.

Противоположный анализу прием — синтез, представляющий со­бой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правитель­ство, акимат, маслихат, министерство, создается общее представле­ние о государстве.

В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» исполь­зуются методы индукции и дедукции. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, ха­рактеристики единичного элемента переносятся на всю систему. На­пример, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к част­ному. Так, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

К общим методам относятся системный, структурно-функцио­нальный, компаративный (сравнительный) методы правового моде­лирования.

Системный метод рассматривает государственно-правовую сфе­ру как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных эле­ментов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно-функциональный, который исходит из того, что государственно-пра­вовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обес­печивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то эле­мент не справляется со своими функциями, тогда и вся система рабо­тает плохо.

В рамках данного подхода механизм правового регулирования пред­ставляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, пра­вовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок.

Большое значение в теории государства и права приобретает ком­паративный (сравнительный) метод. Его достоинством является воз­можность типологизации государственно-правовых явлений, разви­вающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе — выявление преимуществ и недостатков конкретных право­вых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это по­зволяет определить границы и возможности перенесения зарубеж­ного опыта правового развития в конкретный регион, государство.

Последнее время широкое распространение получил метод пра­вового моделирования. Он направлен на поиск оптимальной для ус­ловий конкретной страны структуры государственных и правовых институтов, который осуществляется путем идеального воспроизве­дения исследуемых объектов применительно к определенной ситуа­ции. Данный метод позволяет обновлять категориальный аппарат на­уки, предвидеть возможные тенденции развития государства и права.

Формально-юридический метод предполагает изучение или иссле­дование внутренней структуры, источников, методов систематиза­ции государственно-правовых явлений и процессов.

Конкретно-социологический метод осуществляется через социоло­гические исследования. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Настоящий метод использует такие различные приемы социологического исследования, как: наблюдение, анкетирование, интервьюи­рование, контент-анализ, социометрия, эксперимент.

Частные (специфичны для отдельных отраслей права) методы при­меняются в основном в различных отраслях права и юридических наук. К частным относятся методы экспертизы, эксперимент и т. д.

Система курса «Основы права» схожа с системой юридических наук, которая состоит из: теоретических юридических наук, историко-правовых наук, отраслевых юридических наук и прикладных юри­дических наук. Кроме последних, все они связаны с предметом изуче­ния курса «Основы права». Таким образом, можно сказать, что сис­тему «Основы права» образуют элементы и институты теоретических, юридических, историко-правовых и отраслевых юридических наук.

Теоретические юридические науки изучают наиболее общие за­кономерности развития государственно-правовых явлений. В эту груп­пу входит теория государства и права, что является одним из основ­ных элементов предмета изучения дисциплины «Основы права».

Историко-правовые науки рассматривают возникновение и раз­витие правовых идей, государственных учреждений, правовых сис­тем. Эту группу представляют история государства и права Казахста­на, история государства и права зарубежных стран, история полити­ческих и правовых учений. Названные государственно-правовые яв­ления и процессы, так или иначе, изучаются дисциплиной «Основы права».

К отраслевым юридическим наукам относятся международное пра­во, конституционное право, административное право, уголовное пра­во, трудовое право, гражданский процесс и т. д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрасли, специфику их воз­действия на общественные отношения. В курсе «Основы права» изу­чаются основы всех этих перечисленных отраслей права.

Функции курса «Основы права». Необходимость любой учебной дисциплины определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение учебной дисциплины реализует­ся через функции — главные направления ее деятельности. «Основы права» как учебная дисциплина выполняет ряд функций. Среди них гносеологическая функция — познание и объяснение сущности госу­дарственно-правовых явлений. Изучая государство и право и связан­ные с ними процессы, «Основы права» способствуют формированию целостного представления о государстве и праве, об их возникнове­ниях, формах, признаках, источниках, системах, об основах различ­ных отраслей права, а также формированию образования правовых отношений, правовых норм, правонарушений и т д.

Методологическая функция «Основы права» выражается в том, что изучая основные свойства наиболее общих категорий и понятий го­сударства и права, выступает в отношении отдельных отраслей пра­ва методологической базой. Например, в начальных главах учебни­ков по «Основам права» рассматриваются предмет, методы, приемы, средства познания, обобщенные эмпирические материалы, система понятий, категорий, законы.

В ходе изучения дисциплины «Основы права» студенты получают знания о последних достижениях в области теории государства и пра­ва и законодательства нашей страны. Современными достижениями в области юридической науки и права пользуются правоведы, законо­датели, политики при разработке законопроектов, а рядовые гражда­не—в повседневной жизни. В этом и прикладная функция дисциплины «Основы права».

Тесно с прикладной функцией связана прогностическая, смысл которой заключается в разработке возможных вариантов эволюции государства и права. Эта функция бывает особенно востребована в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственной сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов.

Нельзя не отметить и гуманитарную функцию теории государства и права, выражающуюся в утверждении ценностей демократии, прав и свобод личности, гуманизма в массовом и индивидуальном созна­нии. Эта функция осуществляется через учебный процесс, средства массовой информации, с помощью которых люди черпают знания о государстве и праве из теории государства и права.

Поскольку теория государства и права касается столь важных проблем, как власть, государство, право, она может выполнять и иде­ологическую функцию. Обычно она бывает востребована в условиях тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита ис­пользует теорию государства и права для насаждения определенной системы ценностей.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите предмет курса «Основы права»?

2. Перечислите методы курса «Основы права»?

3. Назовите систему курса «Основы права»?

4. В чем особенность функции курса «Основы права»?

 

Тема №2. Основные понятия о государстве.

Цель лекции: рассмотреть основные понятия о государстве.

План.

 

1. Понятие и основные черты государства.

2. Различные подходы к определению государства, выражающие его сущность.

3. Механизм и аппарат государства.

4. Внешние и внутренние функции государства.

5. Форма государства.

6. Понятия и признаки правового государства

 

Одним из крупных достижений развития человеческого общества является возникнове­ние государства и права. По сути два этих взаимодополняющих друг друга явления дали огромный толчок развитию человеческого общест­ва по пути цивилизации, придав ему организованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и пра­ва является теоретико-методологической базой для всей последую­щей отрасли права.

Понятие «государство» в современном его значении в науку введе­но в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли (1469-1527 гг.)- Он использовал для обозначения государства слово «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государ­ственные образования обозначились: — «республика», «королевство», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «еди­новластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует немало подходов в определении государства.

Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при попыт­ке определения государства акцентируется внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсаль­ную организацию общества, созданную для достижения общего бла­га. Население, проживающее на территории государства, представ­ляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных об­щей целью и обязанностью соблюдать законы государства1.

Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в трудах римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э), который рассматривал государство как соединение в единое це­лое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан2. Выдаю­щийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804 гг.), писал, что «государство — это общество людей, которое само распо­ряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов»3.

Организационно-структурный подход выделяет государство из об­щества и связывает его с централизованной группой, монополизиру­ющей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерар­хический административный аппарат, а также нормы права. Осново­положником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Жан Бодэн (1529-1596 гг.), который трактовал государство как особую организацию верховной политической влас­ти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражает­ся в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы4. Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы го­сударства во главе с правителем (монархом) являются носителем су­веренитета. Таким образом, органы государственной власти выделя­ются из общества и противопоставляются ему. В этом случае госу­дарство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Согласно институциональному подходу, для выражения и пред­ставительства частных и общезначимых интересов общества соци­альные группы, индивиды создают политические институты. По мне­нию казахстанского специалиста А. А. Матюхина1, в рамках институ­ционального подхода «государство есть элемент сферы права», а ин­ституты в узкоюридическом смысле — это в первую очередь, обособ­ленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы, сопровождающие их санкции и организационные формы, где они про­являются: «общий установленный закон и право, судебные учрежде­ния, в которые можно обратиться». При расширении юридического контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержа­нию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (legal), но также и легитимны (legitimate).

Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между ин­тересами социальных групп, их согласования и формирования на осно­ве общих целей, так и путем подавления интересов одной группы дру­гой. В первом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государство из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859—1929 гг.). Данная теория нашла свое подтверждение в современ­ных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «средне­го класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарности, об­щего блага, социальной справедливости и защищенности, которые оли­цетворяют собой государство и право. Следовательно, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы.

Однако примирение разнородных интересов может осуществлять­ся и путем подчинения одной части общества другой. Как политичес­кую организацию экономически господствующего класса рассмат­ривал государство марксизм (классовый подход). Один из основопо­ложников марксизма К. Маркс (1818-1883 гг.) отмечал, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы дер­жать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Пра­вящим классом, по определению соратника К. Маркса - Ф. Энгельса (1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «ко­торый при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом и приобретает, таким образом, новые сред­ства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»1.

Другой подход—позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внеш­ние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798-1857 гг.). Его рас­пространение было связано с критическим отношением к социологи­ческому подходу и успехам естественных наук и ограничением анали­за государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фак­тов, связей государства, его функций, взаимодействия его институ­тов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за преде­лами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рас­сматривался как пережиток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым.

В рамках позитивизма сложился арифметический подход, кото­рый интерпретировал государство как совокупность внешних при­знаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявле­нием позитивизма в юриспруденции является «теория трехэлемен-тов», согласно которой государство рассматривается как совокуп­ность трех основных элементов: территории, населения и власти2. Ес­тественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и тер­риториальной организации1.

На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные ха­рактеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характе­ристик современного понимания государства дана французскими по­литологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие при­знаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суверенитета); институционализирован­ную форму власти2.

На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого являлся австрийский правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассмат­ривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, - отмечал Кельзен, - проб­лемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка»3. По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.

Функциональные определения государства исходят из выделения в деятельности государства тех функций, посредством которых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого конт­роля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реа­лизуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предпо­ложить, что перед нами полицейское государство.

Если управляющая и организационная функции государства опи­раются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое госу­дарство.

Учитывая все вышеперечисленные подходы, современные право­веды под государством понимают — это единая политическая органи­зация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппа­ратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных правовых актов.

Сущность государства. Несмотря на многообразие подходов в изу­чении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчи­вое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Глав­ным в определении государства является раскрытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сто­рон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе.

Однако руководство и управление обществом осуществлялось на протяжении человеческой истории не только в интересах большин­ства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства, экономически господствующего класса. В этой связи под социальной сущностью государства понималась его классовая природа (марк­сизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъек­тивных факторов стали акцентировать внимание исключительно на классовой природе его репрессивной функции. Виднейший теоретик пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870-1924 гг.) подчеркивал, что «государство есть особая организация силы, есть организация наси­лия для подавления какого-либо класса»1.

Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические периоды специфической функции господства и подавления, общесо­циальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг другу классы, классы собственников были вынуждены для собствен­ного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стре­мились достичь социального компромисса, если желали оставаться у власти. От политики изоляции и отчуждения неимущих и зависимых классов от собственности и государственной власти правящий класс был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в гражданское общество через рыночную экономику, право и полити­ческую демократию. Эти способы интеграции населения свойствен­ны правовому демократическому государству.

Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-техни­ческой революции, породившей новые виды деятельности и группы

работников, заметно расширили социальную базу современного го­сударства. Это явилось основанием появления концепций, в которых обосновывается надклассовый характер государства и его общесоци­альная сущность.

Отрицание классовой сущности обосновывается в теории элитар­ной демократии. Ее центральным тезисом является положение о неиз­бежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняю­щееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годах XIX столетия стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х годах XX в. их последователи: американцы X. Лассуэл, Дж. Сартори, испанец X. Ортега-и-Гассет и др.

Инвариантом теории элитарной демократии являются представ­ления о сущности государства, которые развивались авторами тех­нократического государства. Среди них следует выделить американ­ских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления общества на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ре­сурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами ста­новятся знания и информация.

Значительно дальше в социальной обезличенное™ государствен­ной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912 г.), использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых целей происходит на основе поступающей из общества информации, в соответствии с которой корректируется политический курс прави­тельства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе.

Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эф­фективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие го­сударства. На этой основе сформировалась теория «государства все­общего благоденствия», автором которой стал английский ученый Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в по­следнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколони­альных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве, которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф (кстати, это немиф, а теория — О. К.) подкреплялся теми сверхприбылями, кото­рые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социаль­но уязвимых групп населения.

Один из разработчиков концепции «государства всеобщего благо­денствия» — американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие «народное государство», которое он характеризовал как государство, способное обеспечить всем членам общества относительно высокий уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается воз­можным благодаря достижениям научно-технической революции и модернизации системы управления, эффективно реагирующей на по­стоянно изменяющиеся потребности населения.

Достаточно близкой к теории «народного государства» является теория «социального государства», развиваемая европейской социал-демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет показывает, что провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела об­щества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конку­ренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего мень­шинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравен­ства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благо­приятные условия существования, реализации своих индивидуаль­ных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень социальной защищенности..

Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из госу­дарственного аппарата, государственных учреждений, государствен­ных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное мес­то в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государствен­ных служащих, которые практически осуществляют государствен­ную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме госу­дарства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необ­ходимости, оказание различных услуг населению.

Структура механизма государства состоит из: 1) органов государ­ства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, вы­полняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государст­венного механизма. Среди них выделяются следующие подсисте­мы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функциони­рование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых госу­дарственными органами, особым слоем людей, профессионально за­нятых в сфере управления — бюрократией.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функ­ции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В право­вом плане можно назвать три функции государства: правотворчес­кую, правоприменительную и правоохранительную. Правотворчес­кая функция предполагает путем санкционирования, разработки, а также принятия новых нормативных правовых актов или отмены ста­рых государством. Правоприменительная деятельность государства — это выполнение нормативных правовых актов путем принятия мер по их исполнении. Правоохранительная функция осуществляется через контроль и надзор за соблюдением и исполнением правовых норм и применением к нарушителю принудительных мер.

Другие функции государства. Внутренние: 1) установление и охра­на правового порядка, общественной безопасности, прав собствен­ности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая. Внешние: 1) поддержание мира и мир­ного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Форма государства — это структурная органи­зация общества, выраженная в форме правления, в форме государст­венного устройства и в форме политического (государственного) ре­жима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотно­шение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой высшая государст­венная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В за­висимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках гла­вы государства; б) режима взаимодействия различных органов выс­шей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монар­хии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделя­ется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) моно­полия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо пред­ставительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ог­раничение власти монарха закреплено в Конституции, которую при­нимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентар­ную.

Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху — исполнительная; б) поскольку разделение властей являет­ся не завершенным, король обладает правом вето на решения Парла­мента и издания декретов-законов, равных по юридической силе за­конам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и минист­ров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчет­ны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх на­значает руководителей местного управления и самоуправления, ко­торые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по на­следству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэто­му говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой называется такая форма правления, при которой выс­шие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии респуб­лика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственнос­тью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифици­ровать на два основных вида: президентскую и парламентскую и про­изводную от них — смешанную форму республики. В качестве крите­риев для такого разделения выступают следующие признаки: а) пар­ламентский и внепарламентский способы избрания главы государст­ва; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Прави­тельства. В конечном счете, многообразие разновидностей респуб­лик связано с поиском баланса между законодательной и исполни­тельной власти.

В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличитель­ными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разде­ление законодательной, исполнительной и судебной власти; г) нали­чие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смеше­ние ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с со­гласия Парламента.

В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парла­ментом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочия­ми, чем в президентской республике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.045 с.)