Тема № 5 Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 5 Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан.



Цель лекции: дать полную характеристику системе правоохранительных органов и судебной системе в Республике Казахстан.

1. Министерства юстиции РК и его органы: система, структура, место, роль, значение и функции.

2. Прокуратура РК: система, структура, значение и функции.

3. Министерство внутренних дел РК: система органов, цели и задачи

4. Комитет национальной безопасности РК: система органов, принципы деятельности и функции.

5. Адвокатура и нотариат.

6. Суд и правосудие в Республике Казахстан.

 

Центральным орга­ном исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государст­венной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отмечается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компе­тенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности госу­дарства, поддерживающими режим законности в работе государствен­ных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечива­ющими защиту прав и законных интересов граждан и организаций».

Основными задачами Министерства юстиции РК являются содейст­вие закреплению правовых основ политической, экономической и социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопро­ектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспер­тизы, проектов правовых законов, а также прогнозирование эффек­тивности принимаемых законов.

В соответствии со ст. 83 Конституции РК и Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокура­тура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осу­ществляющий высший надзор за точным и единообразным примене­нием законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыск­ной деятельности, дознания и следствия, административного и ис­полнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Зако­на определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятель­ность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений».

Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный проку­рор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Пре­зидентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, на­значаемых по его представлению Президентом РК.

Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единооб­разным применением законов, указов Президента РК и иных норма­тивных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, админист­ративного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и установлению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы го­сударства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установ­ленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст. 83 Кон­ституции РК).

Целью прокурорской деятельности является обеспечение верхо­венства закона, единства и укрепления законности социально-эконо­мических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РК, местных представительных и исполнительных органов, пред­приятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений.

Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел. Министерство внутренних дел имеет флаг, знамя и символы

Министерство внутренних дел:

1) обеспечивает проведение государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

2) осуществляет руководство деятельностью криминальной, административной полиции и иных служб органов внутренних дел, внутренних войск, военно-следственных органов, военной, специальной полиции и подразделений органов внутренних дел на транспорте;

3) разрабатывает и реализует государственные программы в области общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

4) обеспечивает реализацию единой государственной кадровой политики в системе органов внутренних дел;

5) определяет приоритетные направления международного сотрудничества;

6) разрабатывает меры, направленные на совершенствование организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

7) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты и нормативные документы Министерства внутренних дел в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

8) обеспечивает собственную безопасность;

9) обеспечивает функционирование единой государственной системы делопроизводства в органах внутренних дел;

10) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

11) определяет порядок взаимодействия криминальной, административной полиции и иных служб полиции, а также внутренних войск, военной полиции и военно-следственных органов, специальной полиции, органов внутренних дел на транспорте;

12) разрабатывает и осуществляет меры по мобилизационной подготовке органов внутренних дел, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечению постоянной готовности к полной и своевременной мобилизации специальных подразделений органов внутренних дел;

13) осуществляет контроль за подразделениями и сотрудниками органов внутренних дел, имеющими право проведения оперативно-розыскных мероприятий;

14) осуществляет выдачу лицензий и разрешений в соответствии с законодательством Республики Казахстан по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел;

15) осуществляет государственный контроль за соблюдением правил лицензирования и разрешений по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел;

16) обеспечивает деятельность подразделений органов полиции на режимных и особо охраняемых объектах;

17) организует охрану общественного порядка, обеспечивает общественную безопасность при ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий и при других чрезвычайных ситуациях;

18) организовывает специальные и военные перевозки;

19) осуществляет контроль за охраной жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;

20) проводит аттестацию на профессиональную компетенцию руководителей местных органов внутренних дел, внутренних войск и руководителей организаций;

21) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования по категориям должностей, номенклатуру органов внутренних дел, положение об их деятельности, номенклатуру должностей и специальностей, структуру, типовые штаты и штатные нормативы органов внутренних дел, нормативы объема нагрузки сотрудников и служащих органов внутренних дел и определяет их уровень;

22) организует подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для системы органов внутренних дел;

23) обеспечивает развитие ведомственной науки и координирует научную деятельность в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

24) обеспечивает создание и функционирование республиканской информационной и коммуникационной систем в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

25) осуществляет финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение органов внутренних дел;

26)обеспечивает оснащение системы органов внутренних дел;

27) осуществляет исполнение определений судов, постановлений судей, письменных поручений прокурора, следователей, дознавателей при производстве розыскных, следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

28) координирует организацию обеспечения безопасности дорожного движения, определяет порядок государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, проведения их государственного технического осмотра, регистрации и учета лиц, пользующихся ими, в том числе по доверенности, приема экзаменов и выдачи удостоверений на право управления, производит допуск к участию в дорожном движении отдельных видов транспортных средств и предоставляет право на управление ими;

29) осуществляет международное сотрудничество в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также по иным вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;

30) обеспечивает охрану режимных, особо охраняемых объектов и объектов, подлежащих государственной охране;

31) осуществляет в соответствии с законодательством Республики Казахстан раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения и отбытия уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести;

32) осуществляет правовое обеспечение системы органов внутренних дел;

33) обеспечивает защиту интересов министерства в судах, иных государственных органах и координацию этой работы на местах;

34) осуществляет контроль за охраной и конвоированием внутренними войсками Министерства внутренних дел арестованных и осужденных;

35) осуществляет организацию и контроль деятельности специальных учреждений органов внутренних дел, а также конвоирование;

36) организовывает ведомственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области эмиграции и иммиграции и работу по вопросам гражданства;

37) принимает участие в правовом воспитании населения, изучает общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;

Министерство внутренних дел возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики.

Министр внутренних дел:

1) осуществляет руководство органами внутренних дел;

2) устанавливает структуру и штатную численность системы органов внутренних дел в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан;

3) назначает на должности и освобождает от должностей, устанавливает порядок назначения на должности и освобождения от должностей руководителей системы органов внутренних дел;

3-1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру для назначения на должность Командующего внутренними войсками;

4) от имени Министерства внутренних дел издает акты, обязательные к исполнению органами внутренних дел, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Нормативным актом регулирующим деятельность органов национальной безопасности Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. N 2710 Об органах национальной безопасности Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Законами РК от 19.06.97 г. N 134-1; от 16.05.97 г. N 110-1; от 09.12.98 г. N 307-1; от 22.12.98 г. N 327-1; от

5.04.99 г. N 360-1; от 16.11.99 г. N 476-1; от 29.03.2000 г. N 42-II; от 10.10.01 г. N 247-II) Органы национальной безопасности Республики (в дальнейшем - органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.

Принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются:

1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;

4) приоритетность политических, экономических и информационных мер;

5) взаимная ответственность личности, общества и государства;

6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности. Указанные принципы реализуются посредством определенной системы. Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, орган правительственной связи при Комитете национальной безопасности, служба "Барлау " Комитета национальной безопасности, территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения), а также органы военной контрразведки, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные организации. Указанная система соответственно формируется по определенному порядку

Комитет национальной безопасности:

1) образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики;

2) образует и осуществляет руководство органом правительственной связи при Комитете национальной безопасности, территориальными органами Комитета национальной безопасности по областям, городам республиканского значения и столицы Республики, органами военной контрразведки, войсками Комитета национальной безопасности, подразделениями специального назначения и подведомственными организациями;

3) издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов национальной безопасности;

4) возглавляет Председатель, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики; освобождается Президентом Республики от должности;

5) является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, свою символику и знаки отличия, соответствующие печати и штампы, счета в банках, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения, учебные центры.

2. Структура и организация деятельности Комитета национальной безопасности определяются Положением о Комитете национальной безопасности.

2-1. Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан утверждает символику, знаки отличия и ведомственные награды органов национальной безопасности.

Органы национальной безопасности в пределах своих полномочий обязаны:

1) информировать Президента Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны;

2) осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан;

3) осуществлять контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;

4) выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;

5) выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности;

6) оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;

7) разрабатывать и осуществлять меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственную и военную тайну, в государственных органах, воинских формированиях и организациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и военную тайну;

8) участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан;

9) проводить мероприятия по обеспечению безопасности дипломатических представительств и иных государственных организаций Республики Казахстан за рубежом;

10) участвовать в соответствии с законодательством в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Казахстан и выхода из гражданства Республики Казахстан, выезда за границу граждан Республики Казахстан, въезда на территорию Республики Казахстан и выезда за ее пределы иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима их пребывания на территории Республики;

11) принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории Республики Казахстан;

12) участвовать по указанию Президента Республики Казахстан совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребывания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории страны важных общественно-политических мероприятий;

13) оказывать содействие пограничным войскам в охране государственной границы Республики Казахстан;

14) вести информационно-аналитическую работу в целях реализации возложенных на органы национальной безопасности задач;

15) выявлять радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Республики Казахстан;

16) организовать шифровальную и дешифровальную работу, эксплуатировать, развивать правительственную и иные системы специальных видов связи, обеспечивать их безопасность;

17) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению технического проникновения к сведениям органов национальной безопасности, составляющим государственную, военную и служебную тайну;

18) обеспечивать мобилизационную готовность органов национальной безопасности;

19) осуществлять подготовку кадров для органов национальной безопасности, их переподготовку и повышение квалификации;

20) проводить обязательную специальную проверку граждан Республики Казахстан, поступающих и состоящих на государственной службе, в пределах и порядке, установленных законодательством. [1]Права органов национальной безопасности

Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

1) проводить общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия, экспертно-криминалистические исследования, привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности;

2) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;

3) решать совместно с компетентными государственными органами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

5) вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;

6) в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;

7) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в пограничной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов;

8) использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством порядке причиненный в результате этого фактический ущерб;

9) беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

10) иметь следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности, - задержанных и арестованных правоохранительными органами и судами, а также осужденных;

11) осуществлять контроль, оказывать методическую и практическую помощь по вопросам обеспечения сохранности государственных секретов, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы в государственных органах, воинских формированиях и организациях. Указанный перечень прав и обязанностей, образующих правовой статус данного правоохранительного органа показывает, что цель создания данного органа и передача ему соответствующих полномочий оправдывает свою цель.

Ст. 13 Конституции РК закрепляет право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на полу­чение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря 1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содейст­вия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических лиц.

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осущест­вляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринима­тельской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерчес­кой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофи­нансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания ква­лифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвока­тов, выполнения иных функций, установленных законом.

Правовой основой деятельности нотариата в РК явля­ется Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем со­вершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотрен­ных законом (ст. 1 Закона).

Нотариус совершает следующие нотариальные действия (ст. 343 Закона): 1) удостоверяет сделки; 2) удостоверяет учредительные до­кументы хозяйственных товариществ; 3) принимает меры к охране наследственного имущества; 4) выдает свидетельства о праве на на­следство; 5) выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности; 6) налагает и снимает запрещения отчуждения имущества; 7) свидетельствует верность копий докумен­тов и выписки из них; 8) свидетельствует подлинность подписи на документах; 9) свидетельствует верность перевода документов с од­ного языка на другой; 10) удостоверяет факт нахождения гражданина в живых: 11) удостоверяет факт нахождения гражданина в определен­ном месте; 12) удостоверяет время предъявления документов; 13) пе­редает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицами; 14) принимает в депозит денежные суммы и ценные бумаги; 15) совершает исполнительные надписи; 16) соверша­ет протесты векселей; 17) принимает на хранение документы; 18) со­вершает морские протесты; 19) обеспечивает доказательства.

Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

В соответствии с принципом разделения властей, назначение су­дебной власти — это зашита прав, свобод и законных интересов граж­дан, государственных органов, организаций, обеспечение исполне­ния Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, меж­дународных договоров РК.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органа­ми — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях граж­данских, уголовных и иных дел в установленном законом процессу­альном порядке.

Основной функцией судов является функция правосудия. Право­судие— вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в по­рядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и право­судие основываются на демократических принципах, которые пред­ставляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, опре­деляющие сущность и содержание организации и порядка деятельнос­ти судов при осуществлении правосудия.

Организационные связи регулируются законодательством, Кон­ституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Рес­публики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., а функциональные — зако­нодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским про­цессуальным правом). Суды всех уровней образуются, реорганизу­ются и упраздняются Президентом Республики по представлению уполномоченных на это органов.

Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (город­ские), а также военные суды.

Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанци-онная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляцион­ной; 3) кассационной; 4) надзорной инстанций.

Вопросы для самопроверки.

1. Каково основное назначение Министерство юстиции РК?

2. В чем заключается главная задача деятельности Прокуратуры РК?

3. Назовите основную функцию деятельности Министерство внутренних дел РК?

4. В чем заключается особенность деятельности Комитета национальной безопасности РК?

5. Дайте определения понятие «адвокатура» и «нотариат»?

6. Что представляет собой суд и правосудие в Республике Казахстан?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.09 с.)