Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное регулирование межбюджетных отношений в Республике БашкортостанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.В.Гайдук, аспирант Российской академии государственной службы и управления при Президенте Российской Федерации Сегодня в Республике Башкортостан происходят глубокие преобразования в области государственного строительства, в сфере экономики и финансов. Конституция Республики Башкортостан 1993 года провозгласила преобразование Башкортостана в суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации. В. этих условиях большую значимость приобретает решение широкого спектра задач, обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями между органами государственной власти. В Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан 1998 года «О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития» указано, что одной из существенных форм взаимодействия должны стать законодательные инициативы Государственного Собрания, Кабинета Министров, Верховного суда Республики Башкортостан. Мы обязаны активнее предлагать Федеральному Собранию Российской Федерации законопроекты, направленные на развитие и укрепление конституционных принципов российского федерализма, основанных на договорном разграничении полномочий между Центром и регионами. Одна из таких задач - формирование межбюджетных отношений, отвечающих нынешним процессам децентрализации власти. От ее решения зависит дальнейшее развитие российской государственности, укрепление территориальной целостности страны и преодоление политического кризиса. Решение этой задачи предполагает обоснованное распределение властных полномочий и источников дохода для финансирования расходов по осуществлению этих полномочий между уровнями государства. До 1991 года в бывшем Союзе ССР существовал единый государственный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и местные бюджеты. При этом каждый вышестоящий бюджет включал в себя нижестоящий- Бюджетная система того времени отличалась высокой степенью централизации финансовых средств на уровне союзного бюджета и бюджета союзных респуб- лик, Такая ситуация в межбюджетных отношениях с вышестоящими бюджетами не позволяла республике эффективно развивать экономику и социальную сферу. Необходимость в пересмотре межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан возникла с провозглашением 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и подписанием 31 марта 1992 года Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, где для республики был установлен специальный бюджетный режим. В Приложении, в частности, содержится пункт о предоставлении «специального налогового режима» (пункт 3), который ранее был закреплен в Законе от 31 октября 1991 года «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан», Необходимо отметить, что основные принципы межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, сформулированные в статье 7 Закона, в дальнейшем получили регламентацию а статьях 71, 149, 152, 153 и 154 Конституции Республики Башкортостан. Началом нового этапа развития межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан стало подписание 3 августа 1994 года Договора Российской Федерацией и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который также предусмотрел регулирование межбюджетных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан. Межправительственное Соглашение о бюджетных взаимоотношениях в рамках этого Договора предусматривает более четкий порядок участия Республики Башкортостан в формировании федерального бюджета. С 1994 года такие соглашения между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан заключаются ежегодно, в которых на конкретный финансовый год устанавливаются размеры взносов Республики Башкортостан в федеральный бюджет, По Договору от 3 августа 1994 года к совместному ведению отнесены вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4); к ведению Республики Башкортостан отнесено определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики Башкортостан. Таким образом, был конкретизирован порядок реализации статьи 152 Конституции Республики Башкортостан и пункта 3 Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан. Характер межбюджетных отношений обусловлен главным образом федерализацией властных отношений органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Результатом этого стали существенные изменения в отношениях между бюджетами Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые складываются в интересах обоих бюджетов, хотя их развитие проходит по сложному пути. Сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения позволяют Республике Башкортостан осуществлять самостоятельную бюджетную политику, обеспечивая финансовыми ресурсами социально-экономическое и культурно-духовное развитие республики. Будущее в России - за федерализмом. Именно федерализм как гибкая и действенная форма устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять "уверенность, централизм, единство и неделимость государственной власти, с другой, - учитывать в единстве многообразие и специфику отдельных регионов столь многогранной по их разнообразию и обширной по территории России. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В-А.Нчелинцев, зам. Председателя Законодательной палаты Государственного Собрания. Республики Башкортостан Развитие местного самоуправления в Республике Башкортостан на базе принципов, заложенных в Конституции Республики Башкортостан 1993 года и развитых в Законе Республики Башкортостан от 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в основном прошло свой первый этап, этап выбора модели местного самоуправления, внедрения в мышление людей необходимости его существования. Целенаправленные и настойчивые усилия сторонников самоуправления и демократических начал на местах, в Государственном Собрании, всесторонняя поддержка и последовательная политика со стороны Президента Республики Башкортостан привели к тому, что процесс формирования полноценных органов местного самоуправления начал уверенно набирать силу. Этот процесс стал необратимым конституционным явлением на территории республики. В самой природе местного самоуправления справедливо реализуется главный и неотъемлемый признак демократического государства. Следуя положениям Конституции Республики Башкортостан о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в республике идет интенсивное формирование институтов гражданского общества. Республика Башкортостан будучи субъектом Российской Федерации одна из первых конституционно и законодательно определила свое место в становлении местного самоуправления. Прошло более четырех лет с того времени, когда развивая конституционные положения, Верховный Совет принял базовый нормативный правовой акт в области муниципального права - Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Оглядываясь назад и оценивая роль, значимость этого Закона в становлении местного самоуправления на нашей территории, можно отметить его положительные начала. Закон не решил, да и не мог решить все вопросы урегулирования правоотношений в области организации в республике местного само- управления. Однако на этом отрезке времени он стал правовым регулятором в создании самоуправляющегося местного сообщества, Наш путь построения местного самоуправления пытались неоднократно подвергнуть критике, а избранную Конституцией республики модель поставить под сомнение. Но взятое направление выдержало, на мой взгляд, испытание временем и самой жизнью. Да, республика в строительстве местного самоуправления идет своим путем, несколько отличающимся от других субъектов. В то же время, следуя хронике событий, надо отметить, что 28 августа 1995 года Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который по многим своим параметрам не соответствовал реальному положению в субъектах. Во-первых, Закон не учитывал принятых к этому времени и действующих Конституций республик и уставов краев и областей Российской Федерации. Во-вторых, по своей сути Закон мало учитывал требования статьи 72 Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление является предметом совместного ведения и резкое форсирование его построения сверху без учета мнения на местах не могло быть принято и иметь соответствующий успех. В-третьих, в Законе практически не был обозначен механизм взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. В-четвертых, на федеральном уровне не последовали иные законы, регулирующие более частные нормы в этой области. Все это не могло не отразиться на выборе наших стратегических и тактических шагов в области построения местного самоуправления. Как известно, для законодателей республики было и остается первейшей задачей строго следовать в законотворческой деятельности требованиям своего Основного Закона. В соответствии со статьями 108 и 111 Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление на нашей территории как муниципальное образование базируется на уровне сельских поселений в границах сельских и поселковых Советов. Органам государственной власти было очень важно, чтобы местное самоуправление как власть было принято и поддержано снизу. Задача, которая стояла перед законодателями, особенно на первом этапе, заключалась в том, чтобы дать приближенную к реальности законодательную основу и изменить взгляды на местное самоуправление с тем, чтобы оно воспринималось не как элемент администра- тивного, государственного управления, а как институт гражданского общества. : 'Обстановка складывалась таким образом, что за стремительностью происходящих изменений в социально-экономической жизни уследить, тем более принять единственно правильное решение сверху в отношении малых населенных территорий стало делом затруднительным. Жители поселков, сел и деревень не всегда имели возможность выразить и реализовать свое непосредственное мнение об устройстве своей среды обитания, путях решения жизненно важных для них вопросов. Посредством огромной разъяснительной работы сельское население убедилось, что именно в муниципальных образованиях заложена возможность достижения столь нужного и стабилизирующего всю общественную жизнь единства личности, общества и государства. Потенциал местной инициативы, которым обладают муниципальные образования, огромен и сегодня эту истину, к счастью, доказывать уже не надо. Правовая обеспеченность, правовая защищенность местного самоуправления, инициатива местных жителей и властных структур на местном уровне - вот главные составляющие, давшие возможность законодателям продвинуть и укрепить законодательную базу местного самоуправления за последние годы. В настоящее время в системе законодательства Республики Башкортостан имеется пакет законов, позволяющий реализовать в полной мере положение, предусмотренное статьей 8 Конституции Республики Башкортостан, о местном самоуправлении, среди них - законы Республики Башкортостан «О местном референдуме», «О сходах (собраниях) граждан в Республике Башкортостан», «О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета». Особое место занимает Закон от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении» (редакция Закона 1994 года), который включает в себя 46 статей и существенно развивает ряд положений закона о местном самоуправлении (1994 года). Перед нами закон второго поколения по этой проблеме. Так, в статье 3 заложены основные юридические понятия, используемые в законе, четко сформулированы базовые основы муниципального образования. Его составные включают территорию, муниципальную собственность и землю, местный бюджет и выборные органы. Закон подробно разграничивает полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления, раскрывает предметы владения собственностью муниципального образования. Основным юридическим документом или малой конституцией сельсовета, поссовета признается устав. Устав, согласно статье 13 Закона, при- нимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно местным сообществом (путем референдума, схода) и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан. Руководствуясь требованиями Закона от 13 марта 1998 года «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», практически все 979 сельсоветов и поссоветов представили в Министерство юстиции республики свои уставы для их регистрации. На основании уставов, Кодекса Республики Башкортостан о выборах и принятого решения Государственным Собранием в марте 1999 года в муниципальных образованиях впервые пройдут выборы глав администраций сельсоветов и поссоветов. Таким образом, Конституция Республики Башкортостан в области местного самоуправления выдержала испытание временем. Республика, встав на путь самостоятельного развития, за истекшие пять лет в области демократических преобразований, становлении местного самоуправления проделала путь, равный десятилетиям. В то же время довольствоваться проделанным преждевременно. Для того, чтобы местное самоуправление как единая система власти была боле эффективной в решении проблем малых территорий и проживающих там людей, законодателям надо еще много поработать. Сегодня более активно посредством правовых норм предстоит решать полномочия органов местного самоуправления в области землепользования, правовых основ формирования финансовых ресурсов местного бюджета, определиться со статусом муниципального служащего и принять ряд других нормативных правовых актов. С учетом происходящих процессов, на мой взгляд, возникла необходимость образования в республике координирующего органа по проблемам местного самоуправления. Правомерно, чтобы этот орган осуществлял свои функции под общим руководством Президента Республики Башкортостан. Следует разработать государственную программу поддержки местного самоуправления. Представляется, что эти и некоторые другие предложения будут способствовать реализации и претворению в жизнь конституционных положений о местном самоуправлении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.009 с.) |