Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из практики Конституционного закрепления принципа равноправия полов
Р.Ф.Гарипов, старший преподаватель кафедры историко-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ Конституция Республики Башкортостан 1993 года в качестве одного из основополагающих принципов провозглашает «равенство граждан независимо от пола, расы -,. и других обстоятельств» (статья 20), утверждая равноправие мужчин и женщин. Этот принцип берет начало от предыдущих Конституций Башкирской АССР 1925, 1937 и 1978 гг., а в более широком ракурсе - от Конституций РСФСР 1918 года и Союза ССР 1924, 1936 и 1977 гг. Советское государство с самого своего возникновения закрепило этот принцип на конституционном и законодательном уровнях. В других же странах принцип равноправия полов был закреплен далеко не сразу, а в результате длительной и упорной политической борьбы. В этой связи значительный теоретический и практический интерес представляет опыт зарубежных стран в области конституционного закрепления принципа равноправия мужчин и женщин, в частности, одной из старейших демократий мира, претендующей на лидерство в области защиты прав человека - США. Первая в мире писаная Конституция США, принятая в 1787 году, так же, как и «Билль о правах» (первые 10 поправок к Конституции, утвержденные в 1791 году), ничего не говорили о правах женщин. Права, предоставленные Конституцией «народу Соединенных Штатов», в частности, избирательные права, на женщин не распространялись. Даже гражданская война 1861-1865 гг., результатом которой стало освобождение негров-рабов и провозглашение юридического равноправия всех лиц, родившихся в США (кроме индейцев), ничего не изменила в правовом положении женщин. Более того, впервые в XIV поправке к Конституции (1868 г.) было официально сказано, что представительство штата в конгрессе зависит от числа избирателей-мужчин. Предоставление женщинам избирательных прав, как и многие другие социальные реформы, началось на уровне штатов еще в конце XIX века и ускорилось под влиянием первой мировой войны. Только в июне 1919 года после долгих лет борьбы, непрерывного давления широких слоев общественности и женских организаций на законодателей пятнадцатое по счету рассмотрение вопроса об избирательных правах для женщин оказалось успешным. Конгресс одобрил XIX поправку к Конституции, гласившую: «Граждане США не могут быть лишены или ограничены в праве голосования Соединенными Штатами или любым штатом по признаку пола».
Процедура ратификации XIX поправки растянулась более, чем на год. В аегусте 1920 года Теннесси стал 36-м штатом из 48, состоявших тогда в составе США, который одобрил данную поправку, и она вступила в законную силу. Вскоре выяснилось, что принятие поправки фактически не принесло женщинам реального равноправия. В политическом отношении большинство женщин по-прежнему было пассивно и голосовало так же, как их мужья или отцы. Продолжал существовать большой разрыв в оплате одинакового труда мужчин и женщин. Женщины были лишены многих гражданских прав. Все это побуждало феминисток продолжать борьбу за законодательную защиту своих прав, Радикальные феминистки из Национальной женской партии утверждали; что равные права мужчин и женщин не только в политическом, но и в экономическом, социальном, гражданском отношениях может гарантировать только конституционное закрепление такого равноправия в виде очередной поправки о равных правах мужчин и женщин. В феврале 1921 года был разработан текст предлагаемой поправки, гласившей: «Равенство в правах перед законом не может нарушаться или ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами по признаку пола». В 1923 году поправка о равных правах была вынесена на рассмотрение обеих Палат конгресса, однако до голосования дело не дошло, На долгое время этот вопрос оставили без внимания законодателей. В 60-х годах на волне подъема демократических движений - негритянского, молодежного, антивоенного, рабочего - вновь активизировалось и женское движение. Под его влиянием были достигнуты значительные успехи в ликвидации неравноправия американских женщин (закон о гражданских правах 1964 года, запрещавший дискриминацию граждан, в том числе и по признаку пола, закон о равной оплате труда 1973 года и ряд других законов). Однако на уровне штатов еще продолжали действовать законы, сохранявшие дискриминацию женщин. Вновь остро возник вопрос о конституционном закреплении принципа равноправия женщин. В новых условиях развитой системы трудового и социального законодательства прежняя поправка о равных правах приобрела более конкретный смысл. В 1970 году Палата представителей, а в 1972 году - Сенат подавляющим большинством голосов приняли XXVII поправку к Конституции (практически в прежней редакции 1921 года).
Однако за семь лет, которые отводились для одобрения поправки в законодательных собраниях штатов, требуемых трех четвертей голосов не набралось. За нее проголосовало 35 штатов при минимально необходимых 38 (из 50-ти имеющихся). Срок ратификации был продлен еще на три года. Однако и к 1982 году требуемого большинства голосов так и не удалось получить. Таким образом, XXVII поправка о равных правах не стала действующей частью федеральной Конституции, однако ее положения являются нормой закона в 17 штатах. Отдельные аспекты равноправия полов в США регулируются не на уровне Конституции, а федеральными и штатными законами. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ О.А.Касьянова, начальник отдела Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг По мере дальнейшего развития рынка ценных бумаг происходит обособление общественных отношений, образующих рынок ценных бумаг, в качестве относительно самостоятельной сферы правового регулирования. Общую правовую базу организации и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг составляют правовые нормы, сосредоточенные в Конституции Республики Башкортостан. Закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основные принципы и приоритетные направления развития системы законодательства Республики Башкортостан позволяют формировать собственную законодательную базу, регулирующую правоотношения на рынке ценных бумаг. В настоящее время в Республике Башкортостан приняты следующие законодательные и нормативно-правовые акты в области рынка ценных бумаг: • • Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан»; • Закон «Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан»; • Указы Президента Республики Башкортостан «О Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг», «О Республиканском депозитарии», «О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»; • Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по развитию рынка ценных бумаг акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале». По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства, Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контролыю-надзорных функций, В настоящее время возрастает роль органов государственного регулирования рынка ценных бумаг, правоохранительных органов и органов судебной власти в деде становления правопорядка на рынке ценных бумаг.. Принятый в Республике Башкортостан Закон «Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан» может являться ярким примером претворения в жизнь положений Конституции Республики Башкортостан, устанавливающих правовое положение Республики Башкортостан как полноправного субъекта Российской Федерации, обладающего «высшей властью на своей территории» и имеющего собственное законодательство по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Согласно статье 128 Конституции Республики Башкортостан законы Республики Башкортостан обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан» (статья 15 Конституции Республики Башкортостан). Для обеспечения исполнения законодательства в сфере рынка ценных бумаг в Республике Башкортостан создана Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг - орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Обеспечение прав и законных интересов акционеров, инвесторов и вкладчиков является частным случаем установленного в Конституции Республики Башкортостан принципа государственной гарантии защиты прав и свобод человека. Провозглашенное в Конституции Республики Башкортостан право граждан иметь в собственности имущество, в том числе в виде ценных бумаг, и право на защиту частной собственности наравне с другими формами собственности, обеспечивается установленными законодательством о рынке ценных бумаг положениями: - учет прав на именные ценные в специальном реестре владельцев именных ценных бумаг и на счетах-депо в депозитариях; - переход права собственности на ценные бумаги на основании надлежаще оформленного собственником документа; - возможность обжалования отказа реестродержателя во внесении записи в реестр владельцев именных ценных бумаг при наличии у приобретателя ценных бумаг правовых оснований; - недопустимость принудительного изъятия ценных бумаг у собственника иначе, как по решению суда; - установление ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг при нарушении прав инвесторов и акционеров. Государственным Собранием Республики Башкортостан в целях развития и совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения на рынке ценных бумаг, Кабинету Министров Республики Башкортостан предложено в порядке законодательной инициативы внести в Государственное Собрание Республики Башкортостан проекты законов, обеспечивающих:
- преимущественную и всестороннюю защиту законных прав и интересов инвесторов; - пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг; - повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за нарушения действующего законодательства, введение административной ответственности за наиболее опасные правонарушения на рынке ценных бумаг и совершенствование частно-правовых способов защиты прав и интересов инвесторов; - создание разнообразных форм компенсаций; - создание систем взаимных гарантий и страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг; - осуществление контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, зарегистрированных на территории Российской Федерации и осуществляющих операции с ценными бумагами на.территории Республики Башкортостан; - внесение изменений и дополнений в Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан», связанных с изменениями федерального законодательства и принятием нормативных правовых актов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг. Весьма важным является вопрос о том, в чьем ведении находится правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг. В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование относится к ведению Российской Федерации. В то же время отношения, возникающие на рынке ценных бумаг, регулирование которых не относится к ведению Российской Федерации, регулируются законодательством Республики Башкортостан. Согласно Конституции Республики Башкортостан, «имеющей высшую юридическую силу и прямое действие», владение, пользование и рас- поряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан, При осуществлении Республикой Башкортостан полномочий по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью (а именно государственными пакетами акций приватизированных предприятий республиканской собственности) возможно возникновение коллизий законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. Например, установленные в федеральном законодательстве запреты и ограничения по распоряжению акциями, находящимися в собственности государства, по порядк\ принятия решений об увеличении уставного капитала акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, не позволяют в полной мере реализовать установленные Конституцией Республики Башкортостан права по распоряжению государственной собственностью. Это обусловлено тем, что государственная регистрация дополнительных выпусков акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, регистрация итогов размещения акций осуществляется в Российской Федерации по федеральному законодательству без учета особенностей приватизации в Республике Башкортостан, что может привести в ряде случаев к отмене ранее принятых акционерными обществами решений, признанию эмиссий ценных бумаг несостоявшимися или недействительными. Установление в законодательстве о рынке ценных бумаг оснований применения мер недействительности выпуска ценных бумаг должно предполагать в качестве важнейшей своей характеристики указание на нарушение частных интересов владельцев ценных бумаг. Отличие законодательства Республики Башкортостан от федерального, в пределах установленных Конституцией Республики Башкортостан и Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, при отсутствии нарушений прав инвесторов и акционеров не должно служить основанием для признания эмиссии несостоявшейся или недействительной.
Таким образом представляется необходимым дополнительное урегулирование с Российской Федерацией вопросов распоряжения государственными пакетами акций приватизированных предприятий и порядка их обращения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.015 с.) |