Из практики Конституционного закрепления принципа равноправия полов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из практики Конституционного закрепления принципа равноправия полов



Р.Ф.Гарипов,

старший преподаватель кафедры историко-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ

Конституция Республики Башкортостан 1993 года в качестве одного из основополагающих принципов провозглашает «равенство граждан не­зависимо от пола, расы -,. и других обстоятельств» (статья 20), утверждая равноправие мужчин и женщин. Этот принцип берет начало от предыду­щих Конституций Башкирской АССР 1925, 1937 и 1978 гг., а в более ши­роком ракурсе - от Конституций РСФСР 1918 года и Союза ССР 1924, 1936 и 1977 гг. Советское государство с самого своего возникновения за­крепило этот принцип на конституционном и законодательном уровнях.

В других же странах принцип равноправия полов был закреплен да­леко не сразу, а в результате длительной и упорной политической борьбы. В этой связи значительный теоретический и практический интерес пред­ставляет опыт зарубежных стран в области конституционного закрепления принципа равноправия мужчин и женщин, в частности, одной из старей­ших демократий мира, претендующей на лидерство в области защиты прав человека - США.

Первая в мире писаная Конституция США, принятая в 1787 году, так же, как и «Билль о правах» (первые 10 поправок к Конституции, утвер­жденные в 1791 году), ничего не говорили о правах женщин. Права, пре­доставленные Конституцией «народу Соединенных Штатов», в частности, избирательные права, на женщин не распространялись. Даже гражданская война 1861-1865 гг., результатом которой стало освобождение негров-рабов и провозглашение юридического равноправия всех лиц, родившихся в США (кроме индейцев), ничего не изменила в правовом положении женщин. Более того, впервые в XIV поправке к Конституции (1868 г.) бы­ло официально сказано, что представительство штата в конгрессе зависит от числа избирателей-мужчин.

Предоставление женщинам избирательных прав, как и многие другие социальные реформы, началось на уровне штатов еще в конце XIX века и ускорилось под влиянием первой мировой войны. Только в июне 1919 го­да после долгих лет борьбы, непрерывного давления широких слоев об­щественности и женских организаций на законодателей пятнадцатое по счету рассмотрение вопроса об избирательных правах для женщин оказа­лось успешным. Конгресс одобрил XIX поправку к Конституции, гласив­шую: «Граждане США не могут быть лишены или ограничены в праве го­лосования Соединенными Штатами или любым штатом по признаку по­ла».

Процедура ратификации XIX поправки растянулась более, чем на год. В аегусте 1920 года Теннесси стал 36-м штатом из 48, состоявших тогда в


составе США, который одобрил данную поправку, и она вступила в закон­ную силу.

Вскоре выяснилось, что принятие поправки фактически не принесло женщинам реального равноправия. В политическом отношении большин­ство женщин по-прежнему было пассивно и голосовало так же, как их му­жья или отцы. Продолжал существовать большой разрыв в оплате одина­кового труда мужчин и женщин. Женщины были лишены многих граж­данских прав. Все это побуждало феминисток продолжать борьбу за зако­нодательную защиту своих прав,

Радикальные феминистки из Национальной женской партии утвер­ждали; что равные права мужчин и женщин не только в политическом, но и в экономическом, социальном, гражданском отношениях может гаран­тировать только конституционное закрепление такого равноправия в виде очередной поправки о равных правах мужчин и женщин. В феврале 1921 года был разработан текст предлагаемой поправки, гласившей: «Равенство в правах перед законом не может нарушаться или ограничиваться Соеди­ненными Штатами или отдельными штатами по признаку пола».

В 1923 году поправка о равных правах была вынесена на рассмотре­ние обеих Палат конгресса, однако до голосования дело не дошло, На дол­гое время этот вопрос оставили без внимания законодателей.

В 60-х годах на волне подъема демократических движений - негри­тянского, молодежного, антивоенного, рабочего - вновь активизировалось и женское движение. Под его влиянием были достигнуты значительные успехи в ликвидации неравноправия американских женщин (закон о граж­данских правах 1964 года, запрещавший дискриминацию граждан, в том числе и по признаку пола, закон о равной оплате труда 1973 года и ряд других законов). Однако на уровне штатов еще продолжали действовать законы, сохранявшие дискриминацию женщин.

Вновь остро возник вопрос о конституционном закреплении принци­па равноправия женщин. В новых условиях развитой системы трудового и социального законодательства прежняя поправка о равных правах приоб­рела более конкретный смысл. В 1970 году Палата представителей, а в 1972 году - Сенат подавляющим большинством голосов приняли XXVII поправку к Конституции (практически в прежней редакции 1921 года).

Однако за семь лет, которые отводились для одобрения поправки в законодательных собраниях штатов, требуемых трех четвертей голосов не набралось. За нее проголосовало 35 штатов при минимально необходи­мых 38 (из 50-ти имеющихся). Срок ратификации был продлен еще на три года. Однако и к 1982 году требуемого большинства голосов так и не уда­лось получить.

Таким образом, XXVII поправка о равных правах не стала действую­щей частью федеральной Конституции, однако ее положения являются нормой закона в 17 штатах. Отдельные аспекты равноправия полов в США регулируются не на уровне Конституции, а федеральными и штатными за­конами.


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

О.А.Касьянова,

начальник отдела Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

По мере дальнейшего развития рынка ценных бумаг происходит обособление общественных отношений, образующих рынок ценных бу­маг, в качестве относительно самостоятельной сферы правового регулиро­вания.

Общую правовую базу организации и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг составляют правовые нормы, сосредоточенные в Конституции Республики Башкортостан. Закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основные принципы и приоритетные направле­ния развития системы законодательства Республики Башкортостан позво­ляют формировать собственную законодательную базу, регулирующую правоотношения на рынке ценных бумаг. В настоящее время в Республике Башкортостан приняты следующие законодательные и нормативно-правовые акты в области рынка ценных бумаг: •

• Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан»;

• Закон «Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан»;

• Указы Президента Республики Башкортостан «О Комиссии Рес­публики Башкортостан по рынку ценных бумаг», «О Республиканском де­позитарии», «О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»;

• Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по развитию рынка ценных бумаг акционерных обществ с госу­дарственной долей в уставном капитале».

По мере становления правовой базы все большее значение приобре­тают процедуры контроля за соблюдением законодательства, Наличие за­конодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контролыю-надзорных функций, В настоящее время возрастает роль орга­нов государственного регулирования рынка ценных бумаг, правоохрани­тельных органов и органов судебной власти в деде становления правопо­рядка на рынке ценных бумаг..

Принятый в Республике Башкортостан Закон «Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг в Республике


Башкортостан» может являться ярким примером претворения в жизнь по­ложений Конституции Республики Башкортостан, устанавливающих пра­вовое положение Республики Башкортостан как полноправного субъекта Российской Федерации, обладающего «высшей властью на своей террито­рии» и имеющего собственное законодательство по вопросам, отнесенным к ее ведению.

Согласно статье 128 Конституции Республики Башкортостан законы Республики Башкортостан обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан. «Органы государственной власти, органы ме­стного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан» (статья 15 Конституции Республики Башкор­тостан).

Для обеспечения исполнения законодательства в сфере рынка цен­ных бумаг в Республике Башкортостан создана Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг - орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Обеспечение прав и законных интересов акционеров, инвесторов и вкладчиков является частным случаем установленного в Конституции Республики Башкортостан принципа государственной гарантии защиты прав и свобод человека.

Провозглашенное в Конституции Республики Башкортостан право граждан иметь в собственности имущество, в том числе в виде ценных бу­маг, и право на защиту частной собственности наравне с другими формами собственности, обеспечивается установленными законодательством о рынке ценных бумаг положениями:

- учет прав на именные ценные в специальном реестре владельцев именных ценных бумаг и на счетах-депо в депозитариях;

- переход права собственности на ценные бумаги на основании над­лежаще оформленного собственником документа;

- возможность обжалования отказа реестродержателя во внесении за­писи в реестр владельцев именных ценных бумаг при наличии у приобре­тателя ценных бумаг правовых оснований;

- недопустимость принудительного изъятия ценных бумаг у собст­венника иначе, как по решению суда;

- установление ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг при нарушении прав инвесторов и акционеров.


Государственным Собранием Республики Башкортостан в целях развития и совершенствования нормативной правовой базы, регулирую­щей правоотношения на рынке ценных бумаг, Кабинету Министров Рес­публики Башкортостан предложено в порядке законодательной инициати­вы внести в Государственное Собрание Республики Башкортостан проек­ты законов, обеспечивающих:

- преимущественную и всестороннюю защиту законных прав и инте­ресов инвесторов;

- пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг;

- повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за нарушения действующего законодательства, введение административной ответственности за наиболее опасные право­нарушения на рынке ценных бумаг и совершенствование частно-правовых способов защиты прав и интересов инвесторов;

- создание разнообразных форм компенсаций;

- создание систем взаимных гарантий и страхования на рынке цен­ных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в цен­ные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг;

- осуществление контроля за деятельностью профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг, зарегистрированных на территории Россий­ской Федерации и осуществляющих операции с ценными бумагами на.территории Республики Башкортостан;

- внесение изменений и дополнений в Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан», связанных с изменениями федерального за­конодательства и принятием нормативных правовых актов, регулирую­щих деятельность на рынке ценных бумаг.

Весьма важным является вопрос о том, в чьем ведении находится правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг. В соответст­вии с пунктом 7 статьи 5 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­публики Башкортостан» установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование относится к ведению Российской Федерации. В то же время отношения, возникающие на рынке ценных бумаг, регулирование которых не относится к ведению Россий­ской Федерации, регулируются законодательством Республики Башкорто­стан.

Согласно Конституции Республики Башкортостан, «имеющей выс­шую юридическую силу и прямое действие», владение, пользование и рас-


поряжение государственной собственностью осуществляется в соответст­вии с законодательством Республики Башкортостан, При осуществлении Республикой Башкортостан полномочий по владению, пользованию и рас­поряжению государственной собственностью (а именно государственны­ми пакетами акций приватизированных предприятий республиканской собственности) возможно возникновение коллизий законодательства Рос­сийской Федерации и Республики Башкортостан. Например, установлен­ные в федеральном законодательстве запреты и ограничения по распоря­жению акциями, находящимися в собственности государства, по порядк\ принятия решений об увеличении уставного капитала акционерными об­ществами, созданными в процессе приватизации, не позволяют в полной мере реализовать установленные Конституцией Республики Башкортостан права по распоряжению государственной собственностью. Это обусловле­но тем, что государственная регистрация дополнительных выпусков акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, регистрация итогов размещения акций осуществляется в Российской Федерации по фе­деральному законодательству без учета особенностей приватизации в Республике Башкортостан, что может привести в ряде случаев к отмене ранее принятых акционерными обществами решений, признанию эмиссий ценных бумаг несостоявшимися или недействительными. Установление в законодательстве о рынке ценных бумаг оснований применения мер не­действительности выпуска ценных бумаг должно предполагать в качестве важнейшей своей характеристики указание на нарушение частных интере­сов владельцев ценных бумаг. Отличие законодательства Республики Башкортостан от федерального, в пределах установленных Конституцией Республики Башкортостан и Договором Российской Федерации и Респуб­лики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном деле­гировании полномочий, при отсутствии нарушений прав инвесторов и ак­ционеров не должно служить основанием для признания эмиссии несосто­явшейся или недействительной.

Таким образом представляется необходимым дополнительное уре­гулирование с Российской Федерацией вопросов распоряжения государст­венными пакетами акций приватизированных предприятий и порядка их обращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.015 с.)