Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы внутренних дел и местная власть в Республике БашкортостанСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С.Г.Аксенов, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ В Республике Башкортостан установлены два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Органы местной власти в Башкортостане полностью сформированы, организационно оформлены и реально проводят свою деятельность в районах и городах, селах и поселках республики. Конституция Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан о местном государственном управлении и о местном самоуправлении выделяют в качестве одной из функций органов местной власти охрану общественного порядка. Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории местной власти режима законности, которая обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением законодательства. Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, в транспорте, иных общественных местах. В городах и районах республики принимаются целевые программы по усилению борьбы с преступностью. Законом Республики Башкортостан от 14 октября 1994 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» была утверждена милиция общественной безопасности (местная милиция). Основными ее задачами являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи граждан, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Следует отметить, что Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республики Башкортостан», закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общестаеиного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Таким образом, Закон предполагает формирование и функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка. В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка участвуют комиссии при органах местной власти: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, Административная комиссия образуется для рассмотрения дел о совершении административных проступков и наложения на виновных лиц взысканий в административном порядке. Главными задачами комиссии по делам несовершеннолетних являются организация работ по предупреждению их безнадзорности, правонарушений; охрана прав несовершеннолетних; координация условий всех заинтересованных органов, организаций, учреждений по решению указанных вопросов. Наблюдательные комиссии участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи. Представительные органы местной власти вправе формировать постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, которые не наделены какими-либо властными полномочиями: они осуществляют подготовку к рассмотрению представительным органом проектов решения, предложения по проблемам общественной безопасности на соответствующей территории (например, в Кировском районном Совете депутатов города Уфы создана постоянная комиссия по социальной и правовой защите), Для обеспечения охраны общественного порядка органы местной власти могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные организационно-правовые формы. Одной из таких форм являются народные дружины, получившие в прежние годы широкое развитие в городах, поселках, селах республики. Органы местной власти в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования. Правоохранительные органы осуществляют подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам местной власти. Координацию деятельности правоохранительных органов на территории городов, районов республики осуществляют в соответствии с федеральным и республиканским законодательством соответствующие прокуроры. Руководители органов местной власти могут приглашаться на координационные совещания, которые созываются прокурорами городов, районов республики. Органы местной власти принимают в пределах своей компетенции меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а также меры по обустройству дорог, которые находятся в их ведении; вводят временное ограничение 'или прекращение движения транспортных средств на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности и пропускной способности. Органы местной власти в соответствии с законодательством обеспечивают пожарную безопасность в муниципальном образовании. К их ведению относится организация местной противопожарной службы. В настоящее время, согласно Кодексу Республики Башкортостан о пожарной безопасности, принятому 28 июля 1997 года, действуют государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана. Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности относит к полномочиям органов местной власти в области пожарной безопасности; - организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; - участие а выполнении республиканских и районных целевых программ; - выделение в местных бюджетах расходов на пожарную безопасность; - создания, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной противопожарной службы); - установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности; - содействие деятельности добровольных пожарных и объединения пожарной охраны. Кодекс возлагает на органы местной власти обязанность организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности. Следовательно, s случаях стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местной власти осуществляют предусмотренные законодательством действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА НАРКОМАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1919-1925 ГОДЫ А.И-Абдрахманов, преподаватель кафедры шторико-правовых дисциплин У ЮИ МВД РФ Известно, что основой становления Башкирской Советской Республики явилось Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии от 20 марта 1919 года. Согласно пункту XIII Соглашения до созыва Съезда Советов Башкирской республики вся полнота власти в республике передавалась Временному революционному комитету - Башревкому. Таким образом в распоряжение Башревкома определялись фактически чрезвычайные полномочия, причем значительная часть данных полномочий осуществлялась именно через НКВД. Пункт VIII Соглашения предписывал, что власть в Башкирии должна строиться на точном основании Советской Конституции, но не определял конкретно структуры и компетенции комиссариатов Башкирской Советской Республики (БСР). Хотя НКВД в Соглашении не упоминается, оно устанавливало некоторые аспекты компетенции этого комиссариата, в частности, в области охраны порядка. Так, в пункте XI говорилось: «Внутренняя охрана и порядок в автономной Башкирской Советской Республике поддерживается вооруженным пролетариатом республики». Отметим, что содержание данного пункта заведомо носило явно общий характер, прежде всего потому, что в аграрной Башкирской республике не имелось ни промышленности ни пролетариата, на который предписывалось возложить охрану порядка. Соглашение выполнило огромную роль в создании башкирской государственности, хотя в нем не упоминались многие важнейшие принципы организации республиканского государственного аппарата. Относительно органов внутренних дел стоит отметить, что до 1922 года их статус не имел законодательного оформления и в общероссийском масштабе. Фактически основы строения и деятельности НКВД РСФСР, его местных органов определялись по аналогии со структурой и практикой МВД Российской Империи, с поправкой на марксистские идеи и без соответствующего правового оформления. Для устранения этого правового пробела в 1919 году началась работа по подготовке Положения об НКВД РСФСР. Не позднее конца 1919 года работа над Положением об НКВД началась и в Башкирии. В результате 23 марта 1920 года Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел Башсовсоцреспублики было утверждено Башревкомом. Этот документ является первым Положением об НКВД, введенным в действие на территории республики. Хотя Положение имело ряд недостатков, его можно отвести к документам, посредством которых определяются задачи органов внутренних дел, «закрепляются их функции и предметы ведения, устанавливаются объекты ведомственного правового регулирования». Значительно конкретизировал строение Совнаркома Башкирской Советской Республики Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 года «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». Пункт 4 декрета относил НКВД к учреждениям, которые «...автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед Башкирским Центральным Исполнительным Комитетом». Так или иначе, для НКВД декларировалась определенная самостоятельность правового регулирования в своей сфере и некоторая независимость от НКВД РСФСР, Но то, что в целом декрет серьезно ограничил уровень суверенитета Башкирии, послужило толчком к глубокому политическому кризису в республике. Весной - летом 1920 года в статусе и строении Башкирской Советской Социалистической Республики (БССР) произошли серьезные перемены, потребовавшие пересмотра правовой базы НКВД. В результате 16 декабря 1920 года ЦИК БССР ввел в действие проект нового положения об НКВД, в тексте которого были устранены многие ранние недостатки, учтены произошедшие изменения. Хотя этот вариант имел недостатки, его принятие можно считать завершением одного из этапов законодательного оформления статуса и принципов функционирования органов внутренних дел БССР. Развивалась и правовая база учреждений, входящих в состав органов внутренних дел, а именно милиции. 9 марта 1921 года СНК БССР ввел в действие представленное НКВД Положение о рабоче-крестьянской милиции Башкирской Советской Республики, которое довольно четко регламентировало статус, функции и вопросы организационного построения милиции БССР. Структура и содержание данного Положения показывают, что в его основу были заложены разработанные к тому времени принципы организации и регулирования деятельности советской милиции, зафиксированные в Положении о рабоче-крестьянской милиции РСФСР от 10 ию- ня 1920 года, несомненно использованном в качестве основы для составления башкирского варианта. В начале новой экономической политики совершенствование положения НКВД тормозилось угрозой ликвидации этого наркомата. Наряду с руководством комиссариата на эту угрозу болезненно реагировали и власти российских автономий, так как ее реализация означала бы «... существенное ущемление прав республик». Активная позиция республиканских представителей способствовала не только сохранению НКВД, но и оформлению его конституционного статуса. В посвященной автономным республикам и областям главе Конституции РСФСР 1925 года говорилось, что ЦИК этих республик «... образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров, в составе председателей народных комиссаров и народного комиссара внутренних дел...». Правом ликвидировать тот или иной комиссариат в зависимости от местных условий наделялись сами власти автономной республики. Статус НКВД получил развитие и в правотворчестве нашей республики, где в 1924 году было введено в действие новое Положение об НКВД. Закрепление этого статуса на более высоком уровне произошло в проекте Конституции Башкирской АССР, утвержденном V Всебашкирским съездом Советов 24 марта 1925 года. Статья 58 проекта Конституции республики относила НКВД к числу «необъединенных» комиссариатов, «... автономных в своих действиях, подчиненных ВЦИК, его Президиуму и СНК БАССР и непосредственно перед ними ответственных». И хотя данный проект не был утвержден Всероссийским ЦИК, ныне он считается Основным Законом жизни республики до принятия следующей Конституции. Таким образом, в 20-е годы статус НКВД Башкортостана обрел конституционное оформление как в башкирском, так и федеральном законодательстве. Развивалась и правовая база составляющих органы внутренних дел подразделений и структур, в первую очередь милиции. Изучение этих материалов может дать богатый фактический материал для более полного представления о содержании и специфике процесса конституционного развития Республики Башкортостан. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ А-Н.Тимонин, профессор юридического факультета БашГУ Новая Конституция Республики Башкортостан предъявляет новые требования к подготовке юридических кадров. Действительно, даже такие традиционные вопросы юридического образования: кого учить, как учить и чему учить, сегодня приобретают новое звучание. Каким же образом они должны решаться? Коль скоро при разработке Конституции республики широко использовались международные стандарты, то особое значение приобретает опыт, накопленный странами дальнего зарубежья. В этой связи обычно вспоминают достижения американских и западно-европейских университетов. Думается, что не менее поучителен опыт «страны восходящего солнца». К примеру Японии обращаются всякий раз, едва речь заходит о проблеме национального возрождения. Среди предпосылок успешного решения этой проблемы немалое значение принадлежит высокому общеобразовательному уровню японской молодежи. Благодаря публицистической деятельности журналистов-международников успехи Японии в сфере образования обычно ассоциируются с так называемым «экзаменационным адом», который юные японцы претерпевают на себе с четырех лет. Гораздо меньше внимания обращается на «метод забивания гвоздей» (своего рода «штамповку»), который царит в большинстве японских вузов и сводит учебный процесс к пустой формальности. Стоит ли удивляться тому, что многие японские студенты рассматривают время пребывания в вузе, как единственную возможность для отдыха от «экзаменационного ада» и от той напряженной трудовой деятельности, которая ожидает их на рабочих местах. Стоит ли удивляться той убийственной характеристике системы высшего японского образования, которая дана одним из лидеров японского бизнеса: «Японские учебные заведения выродились, - подчеркивает К. Мацусита, - в фабрики по производству схоластов в лучшем случае или тупиц - в худшем». Но вправе ли мы на этом основании ставить под сомнение привлекательность всей системы образования «страны восходящего солнца»? Казалось бы, что на этот вопрос должен последовать утвердительный ответ, Однако в ней есть одна существенная деталь, заслуживающая самого пристального внимания. Так, наряду с обычными в Японии существуют так называемые «элитарные высшие учебные заведения». По подсчетам В.Цзетова, их порядка семи на всю страну. Что же отличает эти вузы от других? Прежде всего престиж, который несовместим со «штамповкой, принятой в обычных японских высших учебных заведениях». Обращают на себя внимание и те цели, которые ставят перед собой учащиеся суперэлитарного японского вуза - «школы государственного управления и промышленного менеджмента». На вопрос, поставленный В.Цветовьш: «Кем вы хотите стать после окончания школы?», учащиеся дали в высшей степени любопытные ответы. Один из них заявил: «Я буду политическим лидером высшего ранга, буду занимать ведущее место в политической жизни страны», другой: «Я намерен стать лидером мирового масштаба». Разумеется, ответы молодых японцев интересны не только и не столько своими политическими амбициями. Главное здесь состоит в том большом внимании, которое оказывает Япония своему политическому будущему. Здесь угадываются те особые условия, которые созданы в этой стране для формирования политической элиты нового поколения. Нельзя сказать, что в нашей республике отсутствует само понятие «элитарного вуза». Напротив, в этом качестве обычно выступает юридический факультет БашГУ, На наш взгляд, если и можно наделять этот факультет элитарным статусом, то только в смысле социального происхождения студентов-юристов. Действительно, многие из них происходят из семей, олицетворяющих административную и экономическую элиту Башкортостана. Итак, принадлежность студентов-юристов к элитарным слоям остается единственным критерием,.который позволяет юридическому факультету БашГУ претендовать на столь высокий статус. По остальным параметрам нам пока далеко не только до лучших вузов Японии, но и нашей страны. Одна из важнейших особенностей общественно-политического развития как России в целом, так и ее регионов состоит в том, что главной связующей силой общества было и остается государство. В этих условиях трудно переоценить ту роль, и соответственно, те требования, которые предъявляются к качеству самого верхнего слоя власть имущих. Касаясь проблемы подготовки кадров для высшего политического руководства страны, мы не должны упускать из виду человеческий фактор. Если рассматривать сквозь призму «человеческого измерения» феномен государства, несостоятельность широко распространенного у нас идеала государства, идеала «большой фабрики» становится очевидной. Здесь уместно напомнить и о том, что в соответствии с этим идеалом во главе нашей страны нередко оказывались руководители-хозяйственники. Подобная тенден- ция, судя по всему, сохранится и в ближайшем будущем. И дело здесь не только в политической традиции, унаследованной от советской эпохи. Обратимся к дореволюционной истории российской государственности. Здесь трудно обойти вниманием такую крупную историческую личность, как Петр I. Ha' этом примере довольно явственно проявляет себя многофункциональный характер деятельности правителя России. Однако тот же Петр I вошел в историю не только как правитель, сочетающий по словам А.С. Пушкина в одном лице «и академика, и героя, и мореплавателя, и плотника». Значительно больше он известен, как царь-реформатор, положивший начало профессиональной армии и профессиональному чиновничеству. Учитывая фактор реформирования нашего общества, полагаем, что есть смысл задуматься над вопросом: не наступило ли время для подготовки профессиональных политиков (юристов-политологов) на юридических факультетах. Но если от идеи подготовки профессиональных политиков на юридическом факультете БашГУ все же суждено будет отказаться, то и в этом случае придется решать вопрос о преобразовании юридического факультета БашГУ в подлинно элитарное учебное заведение. Необходимость подобного шага продиктована тем, что судьба новой Конституции Башкортостана самым тесным образом связана с судьбой юридического образования в нашей республике. «Юрист, - как говорил Гегель, - это последний оплот государства». В новых исторических условиях, когда появилась возможность зафиксировать в Конституциях и то, и другое, и третье, нельзя забывать ни об уроках прошлого, содержащихся в истории своего народа, ни об историческом опыте других народов. Одним из важнейших шагов на этом пути может стать коренное преобразование кадровой политики в сфере юридического образования. В этой связи заслуживает самого пристального внимания предложение ректора БашГУ, академика Р.Н.Гимаева, который считает: «Необходимо сократить прием на юридический факультет БашГУ, чтобы он мог сосредоточиться на подготовке магистров». Возможны и другие подходы к решению указанной проблемы. Какой из них восторжествует, не столь важно. Главное, чтобы в XXI веке Республика Башкортостан имела не только реально действующую Конституцию, но и соответствующее международным стандартам кадровое обеспечение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.011 с.) |