Конституция Республики Башкортостан -основной Закон демократического правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Республики Башкортостан -основной Закон демократического правового государства



М.АЗайцев,

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан

Пять лет назад у нас произошло событие, историческая значимость которого становится все более весомой. Полномочными представителями многонационального народа Башкортостана " депутатами Верховного Со­вета была принята новая Конституция республики. Впервые появился са­мостоятельный Основной Закон, отражающий особенности и интересы нашего края.

Надо сказать, путь к этому не был простым. Не вдаваясь в далекую историю, отмечу лишь, что начавшиеся во второй половине 80-х годов ра­дикальные перемены в стране способствовали росту самосознания много­национального народа Башкортостана. И неслучайно, когда развернулась дискуссия о судьбе Союза ССР, широкий размах приобрело у нас движе­ние за придание Башкортостану статуса союзной республики. В качестве главных аргументов приводились убедительные свидетельства, что мощ­ный экономический потенциал Башкирии используется неэффективно, многие материальные ценности, созданные здесь, неоправданно отправ­ляются за пределы республики. Вовсю бушевали тогда митинговые стра­сти вокруг проблем экологии, межнациональных отношений. Из-за кризи­са в партийном руководстве в республике возник своеобразный вакуум власти. Оказывало свое негативное воздействие и нарастающее противо­борство между руководством Союза ССР и Российской Федерации.

В этих условиях Верховный Совет Башкортостана (кстати, впервые демократически избранный) в короткий срок взял под контроль ситуацию, пошел на конструктивный диалог с людьми. Им была определена страте­гическая задача - становление реальной государственности Башкортоста­на. Началась разработка основополагающего документа - Декларации о государственном суверенитете, которая после всенародного обсуждения была принята 11-го октября 1990 года. На следующий же день Верховный Совет образовал Конституционную комиссию, В нее вошли народные де­путаты, члены Правительства республики, руководители судебных и пра­воохранительных органов, гористы, экономисты, политологи, философы. Спустя немногим более двух месяцев, Комиссия представила ряд принци­пиально важных изменений и дополнений в Основной Закон 1978 года.


Все они были приняты Верховным Советом. В наименовании республики исчезло «автономная», в новой редакции были изложены преамбула и одиннадцать статей, а в четыре статьи вносились существенные измене­ния/По Закону, принятому 25 февраля 1992 года, изменившему наимено­вание государства, республика стала называться Республика Башкорто­стан. Изменения и дополнения в действующую тогда Конституцию вноси­лись на восьми сессиях Верховного Совета. Все это нашло свое отражение и в проекте новой Конституции, который дважды публиковался в печати для всенародного обсуждения.

В ходе работы Конституционной комиссии в ее адрес поступило множество предложений и замечаний, уточняющих и развивающих от­дельные положения проекта. Тема будущей Конституции постоянно при­сутствовала и в средствах массовой информации.

Принятию новой Конституции предшествовало еще одно важнейшее политическое событие - первые в истории всенародные выборы Президен­та Республики Башкортостан. 12 декабря 1993 года подавляющее боль­шинство избирателей доверили этот высший должностной пост бывшему в то время Председателю Верховного Совета Муртазе Губайдулловичу Ра-химову.

Введение института президентства означало радикальный шаг впе­ред по укреплению государственности Башкортостана, углублению демо­кратизации общества. Не секрет - раньше фактическая власть принадлежа­ла первому партийному лицу в республике, а не избираемому главе госу­дарственного органа. Ни о каком волеизъявлении народа тогда не могло быть и речи.

Наряду с избранием Президента принятие новой Конституции яви­лось важной вехой в становлении реальной государственности Республики Башкортостан. Нынешняя Конституция принципиально отличается от прежних основных законов Башкирской АССР. Те просто воспроизводили в сокращенном виде союзную и российскую конституции. Вместо «СССР» и «РСФСР» лишь вписывалось «БАССР».

В статье 1-й Конституции говорится, что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство. В дальнейших разделах и статьях конкретизируется эта конституционная норма. Одной из фундаментальных основ правового государств, как известно, является парламенгаризм. На протяжении семи с лишним десятилетий он у нас на­чисто отвергался, как явление, присущее лишь буржуазным государствам. Но развитие общественных отношений, переход к действенной демокра­тии, сама жизнь привели и нас к парламентаризму.

Парламентаризм включает два фундаментальных постулата;


первый - это разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная власть как самостоятельные ветви власти);

второй - наличие профессионального парламента, обладающего оп­ределенными прерогативами и полномочиями.

Принципы парламентаризма получили прямое воплощение в нашей Конституции. Их практическая реализация началась с разработки норма­тивной правовой основы создания будущего Парламента. 2 марта 1994 го­да был принят Закон «О Государственном Собрании Республики Башкор­тостан». В нем конкретизировались конституционные положения по орга­низации законодательного (представительного) органа власти, воспроиз­водились закрепленные в Конституции предметы его ведения.

В Законе «О выборах депутатов Государственного Собрания Рес­публики Башкортостан» определялись процедура и сроки образования но­вого законодательного органа. Примечательно, что тогда; когда шло фор­мирование нормативной правовой базы создания Парламента, состоялось подписание 3 августа 1994 года в Москве Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти Республики Башкортостан». Этим историческим докумен­том устранялись всякие возможные препятствия для вступления в дейст­вие во всей полноте нашей Конституции.

В легитимно установленные сроки 5 марта 1995 года на альтерна­тивной основе состоялись выборы в Государственное Собрание - Курул­тай Республики Башкортостан. Предвыборная борьба носила довольно острый характер. Так, тогда в Палату представителей на 148 депутатских мест был зарегистрирован 351 кандидат, а в Законодательную палату на 40 депутатских мест - 132 кандидата. С избранием Государственного Соб­рания Верховный Совет сложил свои полномочия. Начал действовать но­вый двухпалатный парламент.

В отличие от прежнего Верховного Совета, который собирался 3-4 раз в год, Законодательная палата Государственного Собрания работает на постоянной профессиональной основе. Именно она принимает кодексы и законы. Палата представителей действует на неосвобожденной основе, она одобряет или отклоняет принятые кодексы, законы и иные акты и, по мере необходимости, вносит предложения об их изменениях и дополнениях.

С избранием Конституционного суда Республики Башкортостан на­значением Уполномоченного по правам человека фактически были созда­ны все институты правового государства с развивающейся демократией.

Впервые у нас конституционно закреплено; республика имеет само­стоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регу­лирование всех общественных отношений, кроме тех, которые доброволь-


но переданы по Договору в ведение Российской Федерации. Развитие этой системы идет по следующим приоритетным направлениям:

- законодательство, обеспечивающее развитие экономических, иму­щественных отношений или иных связанных с ними отношений;

- управление экономическим и социально-культурным развитием;

- рациональное использование и надежная охрана окружающей сре-

ДЫ;

- эффективная деятельность правоохранительных и судебных орга­нов республики;.

- международные и межреспубликанские договоры и соглашения.

Мы стремимся, чтобы принимаемые законы и иные нормативные акты не противоречили Конституции.

Важным фактором слаженной эффективной правотворческой рабо­ты нашего парламента служит тесное конструктивное взаимодействие де­путатов обеих Палат как между собой, так и Государственного Собрания в целом с Президентом, Правительством и другими властными структурами.

Главные ориентиры нашей законодательной деятельности опреде­ляются прежде всего в ежегодных Посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию. В Посланиях излагается це­лостная система целей, задач и приоритетов государственной политики по дальнейшему развитию республики.

Система законодательства у нас опирается на ее кодификацию. В этой связи принят Закон «О Своде законов Республики Башкортостан». Сегодня наша нормативная база включает в себя 16 кодексов и 335 дейст­вующих законов, сотни других актов.

Однако жизнь требует принятия новых законов, в том числе и пре­дусмотренных Конституцией, таких, как законы о языках, о гражданстве. До сих пор у нас нет Комитета парламентского контроля, образование ко­торого заложено в нашем Основном Законе. Конституция, как говорят, не икона. Некоторые ее положения и нормы нуждаются в изменениях и уточ­нениях. Это уже задача будущего. Впереди у нас ответственная политиче­ская кампания - выборы в Государственное Собрание. Для их проведения создана необходимая правовая и организационная база. Обновлен Кодекс Республики Башкортостан о выборах, в печати опубликованы описания границ 72 избирательных округов Палаты представителей и 30 избира­тельных округов Законодательной палаты, календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов.

Важно, чтобы депутатами стали достойные люди, компетентные, ис­кренне болеющие за судьбу многонационального народа Башкортостана. Надеемся, что будущий состав Государственного Собрания сохранит пре­емственность в законодательной деятельности, успешно продолжит нача-


тое, обогатит нормативную правовую базу, опираясь на испытанный и на­дежный фундамент - Конституцию Республики Башкортостан.

Правда, еще находятся отдельные политики, склонные брать под со­мнение необходимость создания субъектами Федерации самостоятельной системы законодательства. Им бы хотелось приостановить, а может и во­все прекратить активную законотворческую деятельность в республиках. Но такой подход противоречит положениям Федеративного договора и статьям 5, 11, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.

Несостоятельны и попытки противопоставить федеральные законы республиканским. К примеру, иногда говорят и пишут, что в Башкорто­стане якобы федеральные законы не действуют, так как верховенствуют только республиканские законы. Это явная фальсификация реального по­ложения. Согласно действующим конституционно-правовым и иным за­конодательным актам у нас действуют как республиканские, так и феде­ральные законы, если они приняты по вопросам, переданным по Договору в ведение Российской Федерации или же находятся в совместном ведении.

Другими словами, на территории Республики Башкортостан верхо­венствуют как республиканские, так и общефедеральные законы, но при условии принятия их в пределах предметов ведения соответственно Рес­публики Башкортостан, Российской Федерации или же совместного веде­ния.

Сегодня и в Центре и в регионах все большее внимание уделяется проблемам федерализма. Эйфория унитаризма проходит. Тех, кто хотел бы нажить себе политический капитал на спекуляциях «о единой и неде­лимой», значительно поубавилось. Отрадно, что в Администрации Прези­дента Республики Башкортостан и в Государственной Думе идет поиск оп­тимальных взаимоотношений с субъектами Федерации.

В феврале 1998 года Государственная Дума провела парламентские слушания по вопросам федерализма, на которых мне довелось выступить- Их участники были единодушны в одном: не допустить развала России, сохранить ее целостность. Федерализм - дело деликатное и к проблемам его развития следует подходить взвешенно и осторожно.

Не могу не сказать добрых слов в адрес Конституционного суда Рос­сийской Федерации, который специально рассматривал вопрос, связанный с нашей Конституцией и некоторыми законами Республики Башкортостан. Было принято взвешенное решение, которое позволяет нам привести в со­ответствие с федеральным законодательством отдельные правовые нормы.

Мы глубоко убеждены: формирование нового государственного ста­туса Башкортостана и обновление России - процессы взаимосвязанные, Опираясь на общедемократические преобразования в стране, наша рес­публика с самого начала сумела законодательно закрепить свое видение


развития Башкортостана в составе России, определила перспективы своих отношений с Федерацией. Их суть заключается в последовательном обес­печении конструктивного и гибкого сочетания суверенитета Федерации и суверенитета республики как ее субъекта, интересов Республики Башкор­тостан с общегосударственными интересами Российской Федерации. Это обстоятельство диктует необходимость внесения изменений и дополнений а нашу Конституцию.

Мы не представляем себе развитие Башкортостана как государства вне Российской Федерации. Нам суждено жить в общем доме - России, на­ходиться в едином правовом, экономическом и духовном пространстве. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается федеральный центр, оказы­вают серьезное воздействие на все процессы, происходящие в Башкорто­стане. Это со всей очевидностью подтвердил разразившийся после 17-го августа кризис. Он ао многом осложнил у нас проведение экономических реформ. В нынешних условиях заслуживают всяческой поддержки пред­принимаемые Правительством Российской Федерации во главе с Е.М.Примаковым меры по выходу из создавшегося трудного положения.

В стране наметилась тенденция консолидации здоровых политиче­ских сил, выступающих за возрождение России как великой державы. В субботу в Москве состоялся учредительный съезд общественно-политического объединения «Отечество», в работе которого приняла уча­стие и делегация от Башкортостана. Это объединение, лидером которого единогласно избран мэр Москвы Ю.М.Лужков, намерено активно участво­вать в выборах в Государственную Думу и в выборах Президента Россий­ской Федерации. Так что становится виден, образно говоря, какой-то про­свет в конце тоннеля. Все мы твердо верим, наша многонациональная От­чизна займет свое достойное место в мировом сообществе, В этом главный смысл нашей законодательной деятельности.

Реализуя положения нашей Конституции, совершенствуя государст­венность республики, мы последовательно придерживаемся четкой пози­ции - политически стабильный, экономически развитый и духовно бога­тый Башкортостан есть весомый вклад в укрепление всего Российского го­сударства,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.023 с.)