Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика и этапы становленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.Н.Арзамаскин, зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ Новый федерализм в России не укладывается в привычные рамки и конструкции, разработанные в отечественной и мировой юридической и политической науке. Попытки воспользоваться опытом советской власти также терпят неудачу. Дело все в том, что современная действительность отвергает партийно-государственные модели управления. Не подходят и схемы классического западного федерализма. Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, можно выделить три этапа, характеризующие существенные изменения общественного и государственного строя. Так, на первом этапе (примерно 1991 ~ 1993 гг.) складывались политические и идеологические предпосылки федерализма. К этому времени относится переворот в общественной идеологии, направленный на максимальный учет национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов, создание условий для их свободного национально-культурного развития, языка, традиций, религий и т.д. Проявление данного этапа состояло в перераспределении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации. На втором этапе, начавшемся с принятия Конституции Российской Федерации, произошло укрепление правовой основы российского федеративного государства (примерно 1993 - 1997 гг.). За последующие пять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года сформирована новая страница в отечественной государственности, которая характеризуется совершенно иными вертикальными и горизонтальными связями. Реализованы особо статусные (Республика Татарстан) и просто договорные (Республика Башкортостан) отношения между государствами и народами. Вариант многообразия национально-территориального устройства федеративного государства выглядит самым трудным и самым предпочтительным с точки зрения отказа от насилия, принуждения, с позиции оптимального учета особенностей народа, территории, исторических и куль- турных традиций, свободного самоопределения и иных демократических ценностей. Проходя такой путь развития, можно достичь баланса интересов Центра и субъектов Федерации, осуществить разумное распределение полномочий. И, наконец, третий этап (начиная с 1997 года) характеризуется поиском новых отвечающих времени путей укрепления федеративного устройства. Основная цель этого периода - создание стройной и результативной модели, рассчитанной на стабильное функционирование. В теории государства существует множество концепций, определяющих ту или иную модель федерализма. Одно время предлагалась концепция смешанной национально-территориальной федерации, в которую на равных правах вошли бы и территориальные единицы («штаты»). Далее было предложено ввести в России дореволюционную систему деления страны на ведомственные округа (военные, судебные, таможенные, учебные и т.п.). Предлагалось создание в качестве территориальных субъектов государственного устройства России республик - земель, которым предлагалось придать статус, одинаковый с национальными республиками, Существовало также предложение о построении федерации на основе территориального начала. Иные предлагают усилить процессы интеграции в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия («Сибирское соглашение», «Северо-запад», «Черноземье», «Большая Волга», «Центральная Россия» и др.), что, по их мнению, может создать объективные условия для укрупнения субъектов Российской Федерации и формирования Федерации с однородным составом субъектов. Своеобразие России столь уникально, что ни один исторический прецедент не может рассматриваться как достаточно достойный опыт, ко- ' торый следует использовать Российскому государству. Поиск оптимального пути формирования российского федерализма требует объединения усилий политологов, социологов, экономистов, юристов, научные исследования которых будут направлены на разработку критерия совершенствования эффективности деятельности федеративных и региональных органов власти; профессиональную оценку нормативно-правовых актов; анализ хода реализации федеральной и региональной политики и прогноз на дальнейшее развитие ситуации. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О РАЗДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ А.В. Васенин, и.о. заместителя руководителя Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан Идея разделения властей в организации и осуществлении государственной власти имеет многовековую историю. Исторический процесс совершенствования государственно-правовых форм, направленный на демократические преобразования государственного устройства, привел человечество к необходимости организовать государственную власть по принципу ее разделения. Такая необходимость, взвешенная и выверенная временем, приобрела форму доктрины, сформулированной в эпоху просвещения учеными XVII века англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Монтескье, получившей свое первое юридическое закрепление в Конституции США 1787 года. Смена нескольких «поколений» конституций связана со стремлением к демократизации общества, ориентированного на общечеловеческие ценности. Надо отдать должное правоведам, стоявшим у истоков Конституции Республики Башкортостан 1993 года, материализовавших исторический опыт демократического развития государственности. Основополагающие принципы демократических преобразований нашли свое отражение в статье 6 Конституции, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при условии их самостоятельности и единства, Особенность рассматриваемого нами принципа государственного устройства заключается в том, что он составляет первичную и основополагающую нормативную базу для остальных положений Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В них закрепляются юридические и иные гарантии принципа разделения власти, устанавливается компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок принятия ими нормативных правовых актов, закрепляется система сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие, обеспечивается взаимодействие властей как единого государственного механизма. Анализ конституционного разделения властей высвечивает две плоскости вопроса: горизонтальную и вертикальную- По горизонтали - это вопросы разделения властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. По вертикали - вопросы разделения государственно-властных полномочий между федеральным центром и органами государственной вла' сти республики. В силу Конституции Республики Башкортостан (статьи б, 7) орга нами, олицетворяющими законодательную, исполнительную и судебнуя власти, являются Государственное Собрание Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республик! Башкортостан, суды Республики Башкортостан. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции государственных органов, что получило свое закрепление s Конституции, предусмотренных ею законах и других нормативных правовые актах республики. Так, глава VIII Конституции «Организация государственной власти) закрепляет в своих статьях статус Президента Республики Башкортостан основы организации и деятельности, компетенцию Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан, В главе XII определены основы судебной системы республики. Краткая характеристика каждой ветви власти, основанная на конституционных нормах, может быть следующей. Государственное Собрание Республики Башкортостан (статьи 79-90) - высший представительный и законодательный орган Республики Башкортостан. Государственное Собрание принимает Конституцию, вносит в нее изменения и дополнения, принимает кодексы и законы Республики Башкортостан; совместно с Президентом определяет внутреннюю в внешнюю политику Республики Башкортостан; утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением; дает согласи Президенту на назначение Премьер-министра; принимает постановления о проведении выборов Президента, депутатов Государственного Собрание представительных органов местной власти; избирает Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды; назначает Прокурора и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. По Конституции Государственное Собрание наделено и многими другими полномочиями. Президент Республики Башкортостан (статьи 91-99) - глава республики (государства) и ее высшее должностное лицо, Институт Президента-принципиально новый у нас институт власти. Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом. Согласно конституционным нормам Президент Республики Башкортостан избирается непосредственно ее гражданами, и в этом смысле он является единственным всенародно избранным должностным лицом республики. Выборы Президента населением определяют чрезвычайно важную роль данного института власти в государственной жизни. Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан (статьи 100-107) формируется Президентом и действует как коллегиальный орган. В Конституции в общем виде решены вопросы компетенции Правительства, о юридических способах ее реализации, его взаимоотношении с Государственным Собранием и Президентом Республики Башкортостан. Детально эти вопросы нашли свое отражение в Законе Республики Башкортостан о Кабинете Министров Республики Башкортостан. Конституционное положение Правительства как органа исполнительной власти Республики Башкортостан имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного государственного управления. Судебная власть (статьи 132-141)- важнейший элемент государственности суверенной республики. Суды Республики Башкортостан, осуществляющие судебную власть, в своей совокупности представляют судебную систему республики. Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды. С принятием Закона Республики Башкортостан «О мировых судьях» в республике вводится также институт мировых судей. Важно отметить, что в Конституции по-новому решены проблемы соотношения судебной системы Республики Башкортостан в составе федеральной судебной системы. Однако для осуществления данного конституционного положения необходимо в договорном порядке разрешить возникшие практические вопросы. Проблема заключается в следующем: имеет ли право на самостоятельное существование судебная система Республики Башкортостан как государство в составе Российской Федерации? Наличие самостоятельной судебной системы в Республике Башкортостан - свершившийся факт. Республикой принят пакет законов, регламентирующих деятельность всех существующих видов судебных органов, И в этом случае следует исходить из положений Конституции Российской Федерации, которая установила, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти в рамках конституционного государственного устройства Федерации (часть 3 статьи 5, часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77 Конституции российской Федерации), Основываясь на правовой логике, следует, что принципы государственного устройства как у Федерации, так и у ее субъектов должны быть едины, что определяет правомерность наличия судебной системы республик в составе Федерации. Разумеется, при этом следует учитывать, что федеральные органы судебной власти и органы судебной власти Республики Башкортостан образуют общую судебную систему. Судебная власть должна быть у республик, - это нашло свое закрепление в Договоре от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- — нами государственной власти Республики Башкортостан».:• Реализация конституционного принципа разделения власти как еди- ь ного государственного механизма возможна только при действии eroJ_ внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. ^1 Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим «его действие в другой плоскости. Другая плоскость реализации принцип; разделения государственной власти, закрепленная в конституцией; нормах, соотносится с федеральной системой государственного устро) ва. Речь идет о разделении властей по вертикали. Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соот^ ношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти. Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях. Сложность решения вопроса связана с тем, что далеко не все сделано для законодательного решения, с одной стороны, с другой - договорные отноше- ния еще по-настоящему не развиты. Конечно, все это имеет объективные и субъективные причины. К объективным можно отнести то, что этот вопрос даже при полной его юридической обеспеченности во многом не может быть решен из-за отсутствия в конечном счете необходимых финансовых ресурсов. Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. • - Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого. Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.012 с.) |