Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика и этапы становленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Н.Н.Арзамаскин, зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ Новый федерализм в России не укладывается в привычные рамки и конструкции, разработанные в отечественной и мировой юридической и политической науке. Попытки воспользоваться опытом советской власти также терпят неудачу. Дело все в том, что современная действительность отвергает партийно-государственные модели управления. Не подходят и схемы классического западного федерализма. Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, можно выделить три этапа, характеризующие существенные изменения общественного и государственного строя. Так, на первом этапе (примерно 1991 ~ 1993 гг.) складывались политические и идеологические предпосылки федерализма. К этому времени относится переворот в общественной идеологии, направленный на максимальный учет национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов, создание условий для их свободного национально-культурного развития, языка, традиций, религий и т.д. Проявление данного этапа состояло в перераспределении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации. На втором этапе, начавшемся с принятия Конституции Российской Федерации, произошло укрепление правовой основы российского федеративного государства (примерно 1993 - 1997 гг.). За последующие пять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года сформирована новая страница в отечественной государственности, которая характеризуется совершенно иными вертикальными и горизонтальными связями. Реализованы особо статусные (Республика Татарстан) и просто договорные (Республика Башкортостан) отношения между государствами и народами. Вариант многообразия национально-территориального устройства федеративного государства выглядит самым трудным и самым предпочтительным с точки зрения отказа от насилия, принуждения, с позиции оптимального учета особенностей народа, территории, исторических и куль- турных традиций, свободного самоопределения и иных демократических ценностей. Проходя такой путь развития, можно достичь баланса интересов Центра и субъектов Федерации, осуществить разумное распределение полномочий. И, наконец, третий этап (начиная с 1997 года) характеризуется поиском новых отвечающих времени путей укрепления федеративного устройства. Основная цель этого периода - создание стройной и результативной модели, рассчитанной на стабильное функционирование. В теории государства существует множество концепций, определяющих ту или иную модель федерализма. Одно время предлагалась концепция смешанной национально-территориальной федерации, в которую на равных правах вошли бы и территориальные единицы («штаты»). Далее было предложено ввести в России дореволюционную систему деления страны на ведомственные округа (военные, судебные, таможенные, учебные и т.п.). Предлагалось создание в качестве территориальных субъектов государственного устройства России республик - земель, которым предлагалось придать статус, одинаковый с национальными республиками, Существовало также предложение о построении федерации на основе территориального начала. Иные предлагают усилить процессы интеграции в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия («Сибирское соглашение», «Северо-запад», «Черноземье», «Большая Волга», «Центральная Россия» и др.), что, по их мнению, может создать объективные условия для укрупнения субъектов Российской Федерации и формирования Федерации с однородным составом субъектов. Своеобразие России столь уникально, что ни один исторический прецедент не может рассматриваться как достаточно достойный опыт, ко- ' торый следует использовать Российскому государству. Поиск оптимального пути формирования российского федерализма требует объединения усилий политологов, социологов, экономистов, юристов, научные исследования которых будут направлены на разработку критерия совершенствования эффективности деятельности федеративных и региональных органов власти; профессиональную оценку нормативно-правовых актов; анализ хода реализации федеральной и региональной политики и прогноз на дальнейшее развитие ситуации. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О РАЗДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ А.В. Васенин, и.о. заместителя руководителя Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан Идея разделения властей в организации и осуществлении государственной власти имеет многовековую историю. Исторический процесс совершенствования государственно-правовых форм, направленный на демократические преобразования государственного устройства, привел человечество к необходимости организовать государственную власть по принципу ее разделения. Такая необходимость, взвешенная и выверенная временем, приобрела форму доктрины, сформулированной в эпоху просвещения учеными XVII века англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Монтескье, получившей свое первое юридическое закрепление в Конституции США 1787 года. Смена нескольких «поколений» конституций связана со стремлением к демократизации общества, ориентированного на общечеловеческие ценности. Надо отдать должное правоведам, стоявшим у истоков Конституции Республики Башкортостан 1993 года, материализовавших исторический опыт демократического развития государственности. Основополагающие принципы демократических преобразований нашли свое отражение в статье 6 Конституции, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при условии их самостоятельности и единства, Особенность рассматриваемого нами принципа государственного устройства заключается в том, что он составляет первичную и основополагающую нормативную базу для остальных положений Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В них закрепляются юридические и иные гарантии принципа разделения власти, устанавливается компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок принятия ими нормативных правовых актов, закрепляется система сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие, обеспечивается взаимодействие властей как единого государственного механизма. Анализ конституционного разделения властей высвечивает две плоскости вопроса: горизонтальную и вертикальную- По горизонтали - это вопросы разделения властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. По вертикали - вопросы разделения государственно-властных полномочий между федеральным центром и органами государственной вла' сти республики. В силу Конституции Республики Башкортостан (статьи б, 7) орга нами, олицетворяющими законодательную, исполнительную и судебнуя власти, являются Государственное Собрание Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республик! Башкортостан, суды Республики Башкортостан. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции государственных органов, что получило свое закрепление s Конституции, предусмотренных ею законах и других нормативных правовые актах республики. Так, глава VIII Конституции «Организация государственной власти) закрепляет в своих статьях статус Президента Республики Башкортостан основы организации и деятельности, компетенцию Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан, В главе XII определены основы судебной системы республики. Краткая характеристика каждой ветви власти, основанная на конституционных нормах, может быть следующей. Государственное Собрание Республики Башкортостан (статьи 79-90) - высший представительный и законодательный орган Республики Башкортостан. Государственное Собрание принимает Конституцию, вносит в нее изменения и дополнения, принимает кодексы и законы Республики Башкортостан; совместно с Президентом определяет внутреннюю в внешнюю политику Республики Башкортостан; утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением; дает согласи Президенту на назначение Премьер-министра; принимает постановления о проведении выборов Президента, депутатов Государственного Собрание представительных органов местной власти; избирает Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды; назначает Прокурора и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. По Конституции Государственное Собрание наделено и многими другими полномочиями. Президент Республики Башкортостан (статьи 91-99) - глава республики (государства) и ее высшее должностное лицо, Институт Президента-принципиально новый у нас институт власти. Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом. Согласно конституционным нормам Президент Республики Башкортостан избирается непосредственно ее гражданами, и в этом смысле он является единственным всенародно избранным должностным лицом республики. Выборы Президента населением определяют чрезвычайно важную роль данного института власти в государственной жизни. Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан (статьи 100-107) формируется Президентом и действует как коллегиальный орган. В Конституции в общем виде решены вопросы компетенции Правительства, о юридических способах ее реализации, его взаимоотношении с Государственным Собранием и Президентом Республики Башкортостан. Детально эти вопросы нашли свое отражение в Законе Республики Башкортостан о Кабинете Министров Республики Башкортостан. Конституционное положение Правительства как органа исполнительной власти Республики Башкортостан имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного государственного управления. Судебная власть (статьи 132-141)- важнейший элемент государственности суверенной республики. Суды Республики Башкортостан, осуществляющие судебную власть, в своей совокупности представляют судебную систему республики. Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды. С принятием Закона Республики Башкортостан «О мировых судьях» в республике вводится также институт мировых судей. Важно отметить, что в Конституции по-новому решены проблемы соотношения судебной системы Республики Башкортостан в составе федеральной судебной системы. Однако для осуществления данного конституционного положения необходимо в договорном порядке разрешить возникшие практические вопросы. Проблема заключается в следующем: имеет ли право на самостоятельное существование судебная система Республики Башкортостан как государство в составе Российской Федерации? Наличие самостоятельной судебной системы в Республике Башкортостан - свершившийся факт. Республикой принят пакет законов, регламентирующих деятельность всех существующих видов судебных органов, И в этом случае следует исходить из положений Конституции Российской Федерации, которая установила, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти в рамках конституционного государственного устройства Федерации (часть 3 статьи 5, часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77 Конституции российской Федерации), Основываясь на правовой логике, следует, что принципы государственного устройства как у Федерации, так и у ее субъектов должны быть едины, что определяет правомерность наличия судебной системы республик в составе Федерации. Разумеется, при этом следует учитывать, что федеральные органы судебной власти и органы судебной власти Республики Башкортостан образуют общую судебную систему. Судебная власть должна быть у республик, - это нашло свое закрепление в Договоре от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- — нами государственной власти Республики Башкортостан».:• Реализация конституционного принципа разделения власти как еди- ь ного государственного механизма возможна только при действии eroJ_ внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. ^1 Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим «его действие в другой плоскости. Другая плоскость реализации принцип;
разделения государственной власти, закрепленная в конституцией; нормах, соотносится с федеральной системой государственного устро) ва. Речь идет о разделении властей по вертикали. Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соот^ ношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти. Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях. Сложность решения вопроса связана с тем, что далеко не все сделано для законодательного решения, с одной стороны, с другой - договорные отноше- ния еще по-настоящему не развиты. Конечно, все это имеет объективные и субъективные причины. К объективным можно отнести то, что этот вопрос даже при полной его юридической обеспеченности во многом не может быть решен из-за отсутствия в конечном счете необходимых финансовых ресурсов. Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. • - Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого. Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |