Как принцип формирования законодательства Республики Башкортостан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как принцип формирования законодательства Республики Башкортостан



Ф.Р.Муратшин,

зам. начальника

Государственно-правового управления, Администрации Президента Республики Башкортостан

Как известно, законодательство Республики Башкортостан пред­ставляет собой системное образование. Это означает, что и процесс его формирования и совершенствования также должен быть основан на прин­ципе системности. Системность в формировании законодательства пред­полагает прежде всего наличие концепции развития законодательства того или иного уровня, определение приоритетных направлений в развитии ре­гионального законодательства, научную обоснованность принятия отдель­ных нормативных правовых актов и их блоков, использование практики принятия наиболее общих законов с последующей их конкретизацией в других нормативных правовых актах, планирование процесса формирова­ния законодательства.

Наиболее важным условием реализации рассматриваемого принци­па является, на наш взгляд, наличие концептуальной основы в развитии законодательства Республики Башкортостан. В некоторых субъектах Фе­дерации разрабатываются концепции развития законодательства. Есть и субъекты, где разрабатываются Концепции правовой реформы, содержа­щие отдельные разделы о развитии законодательства. В нашей республике во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 1 ноября 1995 года «О разработке Концепции правовой реформы в Республике Башкортостан» близится к завершению работа по созданию такой Кон­цепции, первый раздел которой посвящен формированию республикан­ского законодательства. В некоторых субъектах Российской Федерации общие вопросы формирования законодательства содержатся в концепциях или программах социально-экономического развития регионов. В Башкор­тостане актуальные вопросы развития законодательства в обобщенном ви­де излагаются также в ежегодных Посланиях Президента республики Пар­ламенту. Так, в Послании Президента Республики Башкортостан Государ­ственному Собранию 1998 года «Новые ориентиры нашей государствен­ной политики (о положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)» поставлены конкретные задачи по развитию рес-


публиканского законодательства, признана необходимость скорейшего из­дания Свода законов Республики Башкортостан.

Вместе с тем большие трудности с разработкой и принятием Кон­цепций развития законодательства связаны с тем обстоятельством, что на федеральном уровне необоснованно затянулась работа по созданию Кон­цепции правовой реформы Российской Федерации. Многие регионы не торопятся с принятием своих концепций и ждут, когда появится аналогич­ная концепция на федеральном уровне. Такая позиция регионов понятна, т.к. региональная концепция, учитывая федеративное устройство России, не может не опираться на общие принципы, положенные в основу всего законодательства Российской Федерации. Отсутствие Концепции право­вой реформы на федеральном уровне отрицательно влияет не только на развитие федерального законодательства, но и на формирование законода­тельства субъектов Российской Федерации.

Системность в формировании законодательства Республики Баш­кортостан предполагает и определение приоритетных направлений в его развитии. В Республике Башкортостан это сделано в самой статье Консти­туции. Статья 127 Основного Закона республики установила в качестве та­ких приоритетных направлений следующие: конституционное законода­тельство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных связанных с ними отношений; зако­нодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффектив­ное управление экономическим и социально-культурным развитием; зако­нодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохрани­тельных и судебных органов республики; уголовное законодательство;

процессуальное законодательство; правоисполнительное законодательст­во; международные и межреспубликанские договоры и соглашения. В других субъектах Федерации они определены в каких-либо программных документах (концепциях, планах, посланиях и т.д.) в качестве задач, целей, основных ориентиров.

Каждый принимаемый органами государственной власти Респуб­лики Башкортостан нормативный правовой акт должен быть научно обос­нован. В республике утвердилась практика рассмотрения Парламентом только тех законопроектов, которые имеют такое обоснование в виде при­ложения к законопроекту или пояснительной записки к нему. Эта практи­ка нашла свое закрепление в Законе «О нормативных правовых актах Рес­публики Башкортостан», где записано, что проект нормативного правово­го акта должен содержать пояснительную записку к нему, в которой дает­ся краткая характеристика его содержания, приводится перечень органов и


организаций, которые участвовали в разработке данного проекта. К нему прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогноз возможных социальных, экономических, юридических и иных по­следствий действия принимаемого акта и другие сведения, необходимые для обоснования положений проекта. В необходимых случаях такие про­екты подвергаются правовой, финансово-экономической, экологической и иной специализированной экспертизе.

В тех случаях, когда возникает необходимость принятия сразу це­лого пакета законов или иных нормативных правовых актов одной на­правленности, разрабатывается и утверждается концепция по реформиро­ванию этой сферы общественных отношений, а уже затем на ее основе идет подготовка нормативно-правовой базы. Например, после одобрения 27 октября 1992 года Верховным Советом Республики Башкортостан Кон­цепции судебной реформы а республике был принят целый ряд законов «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О судоустройстве в Респуб­лике Башкортостан», «Об ответственности за неуважение к суду», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Республики Башкортостан», <Ю Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкорто­стан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан» и другие. Многие из этих законов к настоящему времени существенно обновлены.

Принцип системности в формировании законодательства Респуб­лики Башкортостан получает наглядное отражение в планировании этой работы посредством разработки программ правотворческих работ. Такие программы делают возможным применить комплексный подход к право­вому регулированию общественных отношений с выделением его главных направлений в зависимости от социальных потребностей, позволяют ра­циональнее организовать работу по подготовке правовых актов, провести необходимые исследования. В республике практически вся правотворче- ская работа осуществляется по планам. Плановость зафиксирована во мно­гих нормативных правовых актах: законах, регламентах и постановлениях Парламента, Правительства. Здесь имеются некоторые недостатки, кото­рые при внимательном изучении могут быть преодолены.


КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Г.Т. Бадретдинов,

зам. министра внешних связей и торговли Республики Башкортостан

Р.В. Нигматуллин,

начальник кафедры охраны личности и обеспечения законности в деятельности ОВДУЮИ МВД РФ

Конституция Республики Башкортостан определяет Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.

Государственность, если она не декоративная, должна выражаться не только в государственных атрибутах, таких, как флаг, герб, гимн, но и в собственной системе законодательства, в возможности осуществления своей внутренней и внешней политики.

Правовые основы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан определены в ее Конституции. Необходимо также иметь в виду соответствующие положения Конститу­ции Российской Федерации. Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации и Приложение к Федератив­ному договору от Республики Башкортостан.

Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном де­легировании полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти Республики Баш­кортостан» стал заключительным звеном в определении правовой базы указанной выше деятельности Республики Башкортостан.

Во всех этих важных нормативных правовых актах нашли свое от­ражение положения, закрепляющие права Республики Башкортостан на самостоятельное участие в международных и внешнеэкономических от­ношениях. Впервые на уровне Федерации это было закреплено в Федера­тивном договоре 31 марта 1992 года. В Приложении к Федеративному до­говору от Республики Башкортостан в статье второй зафиксировано: «Рес-


публика Башкортостан является самостоятельным участником междуна­родных и внешнеэкономических связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору Российской Федерации».

Важно, что эти нормы получили дальнейшее развитие в Конститу­ции Российской Федерации в пункте «о» статьи 72 и Конституции Респуб­лики Башкортостан.

Конституция республики закрепила ее право на вступление в отно­шения с другими государствами, на заключение международных догово­ров, обмен торговыми и иными представительствами, на участие в дея­тельности международных организаций (статья 74).

К ведению Республики Башкортостан по Договору от 3 августа 1994 года отнесены «договоры и соглашения с республиками и другими субъ­ектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Россий­ской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору», а также «осуществление международных и внешнеэкономиче­ских связей; установление отношений с иностранными государствами;

участие в деятельности международных организаций и фондов; заключе­ние международных договоров и соглашений, не противоречащих Кон­ституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору».

В совместном ведении российской Федерации и Республики Баш­кортостан по этому Договору находится координация международных и внешнеэкономических связей.

Серьезный вклад в развитие договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации в области международных отно­шений и внешнеэкономических связей, внесло межправительственное Со­глашение от 25 мая 1994 года о разграничении предметов ведения и пол­номочий в области международных и внешнеэкономических связей.

В целях успешной реализации этого Соглашения в сентябре 1995 го­да был подписан представителями Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации, Министерства внешних экономических связей Рос­сийской Федерации и Министерства внешних связей Республики Башкор­тостан Трехсторонний план совместных мероприятий. Регулярно прово­дятся консультации по вопросам выполнения Соглашения. Так, в марте 1997 года республику посетила делегация Министерства иностранных дел Российской Федерации во главе с Первым, в то время, заместителем ми­нистра иностранных дел Российской Федерации И-С.Ивановым. По итогам визита были подписаны протоколы о содействии МИД Российской Феде­рации в вопросах участия Республики Башкортостан в международных ор-


ганизациях и о ходе реализации Трехстороннего плана совместных меро­приятий.

В последние годы в республике проделана значительная работа по реализации и развитию конституционных основ внешних связей Респуб­лики Башкортостан. 4 марта 1996 года Указом Президента Республики Башкортостан была утверждена Концепция внешнеэкономической дея­тельности Республики Башкортостан, предусматривающая основные на­правления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан и разработку целого ряда законов и других нормативных правовых актов, касающихся внешнеэкономиче­ской деятельности республики. Это, в частности, Закон «Об изменениях и дополнениях к Закону Республики Башкортостан «Об иностранной инве­стиционной деятельности», «О концессионной деятельности в Республике Башкортостан», «О гарантиях и страховании иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики Республики Башкортостан» и другие.

Некоторые из этих нормативных актов уже приняты. Можно сде­лать вывод, что с принятием этих и других нормативных правовых актов в основном будет закончено формирование законодательства, регулирую­щего внешние связи Республики Башкортостан.

За прошедшие пять лет в результате реализации полномочий Рес­публики Башкортостан в сфере внешних связей заключено более 100 раз­личного рода договоров, соглашений, протоколов, меморандумов, планов, посвященных различным аспектам сотрудничества. Договорные отноше­ния установились с почти тридцатью субъектами Российской Федерации.

В сфере внешнеэкономической деятельности постоянно увеличива­ется число партнеров хозяйствующих субъектов республики. Список стран-участниц внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан включает более 80 государств. Наибольшую активность проявляют компа­нии США, Германии, Турции, Венгрии, Англии, Австрии и Китая. Среди стран СНГ это такие государства, как Казахстан, Узбекистан и Украина,

Активизации этих процессов способствует открытие постоянных представительств. Плодотворно действуют Постоянные Представительст­ва Республики Башкортостан в г. Санкт-Петербурге, в Австрийской Рес­публике. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан Торговая Миссия Республики Башкортостан в Соединенных Штатах Аме­рики преобразована в Представительство Республики Башкортостан в США.

Эти примеры показывают, что внешние связи Республики Башкор­тостан - легитимное явление нашей действительности, признаются тако-


выми международными партнерами республики и направлены на благо России и Республики Башкортостан.

Вместе с тем есть и проблемы. Политики и ученые должны прило­жить усилия для более четкой регламентации разграничения полномочий между республикой и Российской Федерацией в сфере международных отношений и внешнеэкономической деятельности с учетом накопленного в мире и у нас в стране опыта.

Возможно, целесообразно в качестве механизма разрешения спор­ных вопросов, возникающих по поводу разграничения полномочий, соз­дать на паритетных началах совместную комиссию.

В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей надлежит добиваться конкурентоспособности производимой в республике продукции, стремиться к изменению структуры экспорта за счет увеличе­ния удельного веса готовой наукоемкой продукции и снижения удельного веса сырья и энергоносителей.

Мировая практика и опыт Российской Федерации последних лет по­зволяют сделать вывод, что определенная международная правосубъект-ность субъектов Федерации - явление закономерное. Коллизии, возни­кающие по этому поводу, должны рассматриваться как естественные пре­пятствия на пути развития федерализма и должны разрешаться при помо­щи правотворчества и переговорного процесса. Этого требует переориен­тация государств мира и международных организаций, особенно в вопро­сах экономического сотрудничества, на регионы Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.15 (0.016 с.)