Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как принцип формирования законодательства Республики Башкортостан
Ф.Р.Муратшин, зам. начальника Государственно-правового управления, Администрации Президента Республики Башкортостан Как известно, законодательство Республики Башкортостан представляет собой системное образование. Это означает, что и процесс его формирования и совершенствования также должен быть основан на принципе системности. Системность в формировании законодательства предполагает прежде всего наличие концепции развития законодательства того или иного уровня, определение приоритетных направлений в развитии регионального законодательства, научную обоснованность принятия отдельных нормативных правовых актов и их блоков, использование практики принятия наиболее общих законов с последующей их конкретизацией в других нормативных правовых актах, планирование процесса формирования законодательства. Наиболее важным условием реализации рассматриваемого принципа является, на наш взгляд, наличие концептуальной основы в развитии законодательства Республики Башкортостан. В некоторых субъектах Федерации разрабатываются концепции развития законодательства. Есть и субъекты, где разрабатываются Концепции правовой реформы, содержащие отдельные разделы о развитии законодательства. В нашей республике во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 1 ноября 1995 года «О разработке Концепции правовой реформы в Республике Башкортостан» близится к завершению работа по созданию такой Концепции, первый раздел которой посвящен формированию республиканского законодательства. В некоторых субъектах Российской Федерации общие вопросы формирования законодательства содержатся в концепциях или программах социально-экономического развития регионов. В Башкортостане актуальные вопросы развития законодательства в обобщенном виде излагаются также в ежегодных Посланиях Президента республики Парламенту. Так, в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию 1998 года «Новые ориентиры нашей государственной политики (о положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)» поставлены конкретные задачи по развитию рес- публиканского законодательства, признана необходимость скорейшего издания Свода законов Республики Башкортостан.
Вместе с тем большие трудности с разработкой и принятием Концепций развития законодательства связаны с тем обстоятельством, что на федеральном уровне необоснованно затянулась работа по созданию Концепции правовой реформы Российской Федерации. Многие регионы не торопятся с принятием своих концепций и ждут, когда появится аналогичная концепция на федеральном уровне. Такая позиция регионов понятна, т.к. региональная концепция, учитывая федеративное устройство России, не может не опираться на общие принципы, положенные в основу всего законодательства Российской Федерации. Отсутствие Концепции правовой реформы на федеральном уровне отрицательно влияет не только на развитие федерального законодательства, но и на формирование законодательства субъектов Российской Федерации. Системность в формировании законодательства Республики Башкортостан предполагает и определение приоритетных направлений в его развитии. В Республике Башкортостан это сделано в самой статье Конституции. Статья 127 Основного Закона республики установила в качестве таких приоритетных направлений следующие: конституционное законодательство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных связанных с ними отношений; законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффективное управление экономическим и социально-культурным развитием; законодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохранительных и судебных органов республики; уголовное законодательство; процессуальное законодательство; правоисполнительное законодательство; международные и межреспубликанские договоры и соглашения. В других субъектах Федерации они определены в каких-либо программных документах (концепциях, планах, посланиях и т.д.) в качестве задач, целей, основных ориентиров. Каждый принимаемый органами государственной власти Республики Башкортостан нормативный правовой акт должен быть научно обоснован. В республике утвердилась практика рассмотрения Парламентом только тех законопроектов, которые имеют такое обоснование в виде приложения к законопроекту или пояснительной записки к нему. Эта практика нашла свое закрепление в Законе «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан», где записано, что проект нормативного правового акта должен содержать пояснительную записку к нему, в которой дается краткая характеристика его содержания, приводится перечень органов и
организаций, которые участвовали в разработке данного проекта. К нему прилагаются финансово-экономические расчеты, статистические данные, прогноз возможных социальных, экономических, юридических и иных последствий действия принимаемого акта и другие сведения, необходимые для обоснования положений проекта. В необходимых случаях такие проекты подвергаются правовой, финансово-экономической, экологической и иной специализированной экспертизе. В тех случаях, когда возникает необходимость принятия сразу целого пакета законов или иных нормативных правовых актов одной направленности, разрабатывается и утверждается концепция по реформированию этой сферы общественных отношений, а уже затем на ее основе идет подготовка нормативно-правовой базы. Например, после одобрения 27 октября 1992 года Верховным Советом Республики Башкортостан Концепции судебной реформы а республике был принят целый ряд законов «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О судоустройстве в Республике Башкортостан», «Об ответственности за неуважение к суду», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Республики Башкортостан», <Ю Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан» и другие. Многие из этих законов к настоящему времени существенно обновлены. Принцип системности в формировании законодательства Республики Башкортостан получает наглядное отражение в планировании этой работы посредством разработки программ правотворческих работ. Такие программы делают возможным применить комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений с выделением его главных направлений в зависимости от социальных потребностей, позволяют рациональнее организовать работу по подготовке правовых актов, провести необходимые исследования. В республике практически вся правотворче- ская работа осуществляется по планам. Плановость зафиксирована во многих нормативных правовых актах: законах, регламентах и постановлениях Парламента, Правительства. Здесь имеются некоторые недостатки, которые при внимательном изучении могут быть преодолены. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Г.Т. Бадретдинов, зам. министра внешних связей и торговли Республики Башкортостан Р.В. Нигматуллин, начальник кафедры охраны личности и обеспечения законности в деятельности ОВДУЮИ МВД РФ Конституция Республики Башкортостан определяет Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.
Государственность, если она не декоративная, должна выражаться не только в государственных атрибутах, таких, как флаг, герб, гимн, но и в собственной системе законодательства, в возможности осуществления своей внутренней и внешней политики. Правовые основы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан определены в ее Конституции. Необходимо также иметь в виду соответствующие положения Конституции Российской Федерации. Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации и Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» стал заключительным звеном в определении правовой базы указанной выше деятельности Республики Башкортостан. Во всех этих важных нормативных правовых актах нашли свое отражение положения, закрепляющие права Республики Башкортостан на самостоятельное участие в международных и внешнеэкономических отношениях. Впервые на уровне Федерации это было закреплено в Федеративном договоре 31 марта 1992 года. В Приложении к Федеративному договору от Республики Башкортостан в статье второй зафиксировано: «Рес- публика Башкортостан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору Российской Федерации». Важно, что эти нормы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации в пункте «о» статьи 72 и Конституции Республики Башкортостан. Конституция республики закрепила ее право на вступление в отношения с другими государствами, на заключение международных договоров, обмен торговыми и иными представительствами, на участие в деятельности международных организаций (статья 74). К ведению Республики Башкортостан по Договору от 3 августа 1994 года отнесены «договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору», а также «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами;
участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору». В совместном ведении российской Федерации и Республики Башкортостан по этому Договору находится координация международных и внешнеэкономических связей. Серьезный вклад в развитие договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации в области международных отношений и внешнеэкономических связей, внесло межправительственное Соглашение от 25 мая 1994 года о разграничении предметов ведения и полномочий в области международных и внешнеэкономических связей. В целях успешной реализации этого Соглашения в сентябре 1995 года был подписан представителями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и Министерства внешних связей Республики Башкортостан Трехсторонний план совместных мероприятий. Регулярно проводятся консультации по вопросам выполнения Соглашения. Так, в марте 1997 года республику посетила делегация Министерства иностранных дел Российской Федерации во главе с Первым, в то время, заместителем министра иностранных дел Российской Федерации И-С.Ивановым. По итогам визита были подписаны протоколы о содействии МИД Российской Федерации в вопросах участия Республики Башкортостан в международных ор- ганизациях и о ходе реализации Трехстороннего плана совместных мероприятий. В последние годы в республике проделана значительная работа по реализации и развитию конституционных основ внешних связей Республики Башкортостан. 4 марта 1996 года Указом Президента Республики Башкортостан была утверждена Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан, предусматривающая основные направления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан и разработку целого ряда законов и других нормативных правовых актов, касающихся внешнеэкономической деятельности республики. Это, в частности, Закон «Об изменениях и дополнениях к Закону Республики Башкортостан «Об иностранной инвестиционной деятельности», «О концессионной деятельности в Республике Башкортостан», «О гарантиях и страховании иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики Республики Башкортостан» и другие. Некоторые из этих нормативных актов уже приняты. Можно сделать вывод, что с принятием этих и других нормативных правовых актов в основном будет закончено формирование законодательства, регулирующего внешние связи Республики Башкортостан. За прошедшие пять лет в результате реализации полномочий Республики Башкортостан в сфере внешних связей заключено более 100 различного рода договоров, соглашений, протоколов, меморандумов, планов, посвященных различным аспектам сотрудничества. Договорные отношения установились с почти тридцатью субъектами Российской Федерации.
В сфере внешнеэкономической деятельности постоянно увеличивается число партнеров хозяйствующих субъектов республики. Список стран-участниц внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан включает более 80 государств. Наибольшую активность проявляют компании США, Германии, Турции, Венгрии, Англии, Австрии и Китая. Среди стран СНГ это такие государства, как Казахстан, Узбекистан и Украина, Активизации этих процессов способствует открытие постоянных представительств. Плодотворно действуют Постоянные Представительства Республики Башкортостан в г. Санкт-Петербурге, в Австрийской Республике. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан Торговая Миссия Республики Башкортостан в Соединенных Штатах Америки преобразована в Представительство Республики Башкортостан в США. Эти примеры показывают, что внешние связи Республики Башкортостан - легитимное явление нашей действительности, признаются тако- выми международными партнерами республики и направлены на благо России и Республики Башкортостан. Вместе с тем есть и проблемы. Политики и ученые должны приложить усилия для более четкой регламентации разграничения полномочий между республикой и Российской Федерацией в сфере международных отношений и внешнеэкономической деятельности с учетом накопленного в мире и у нас в стране опыта. Возможно, целесообразно в качестве механизма разрешения спорных вопросов, возникающих по поводу разграничения полномочий, создать на паритетных началах совместную комиссию. В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей надлежит добиваться конкурентоспособности производимой в республике продукции, стремиться к изменению структуры экспорта за счет увеличения удельного веса готовой наукоемкой продукции и снижения удельного веса сырья и энергоносителей. Мировая практика и опыт Российской Федерации последних лет позволяют сделать вывод, что определенная международная правосубъект-ность субъектов Федерации - явление закономерное. Коллизии, возникающие по этому поводу, должны рассматриваться как естественные препятствия на пути развития федерализма и должны разрешаться при помощи правотворчества и переговорного процесса. Этого требует переориентация государств мира и международных организаций, особенно в вопросах экономического сотрудничества, на регионы Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.15 (0.016 с.) |