О ВНЕДРЕНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ВНЕДРЕНИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Р.Ф.Хабиров, зам. декана юридического факультета БашП

Особое значение в понимании и определении ориентиров дальней­шего развития законодательства Республики Башкортостан имеет про­блематика имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека во внутреннее законодательство. Как известно, статья 16 Конституции Республики Башкортостан провозгласила:

«...общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Республики Башкортостан являются частью ее право­вой системы...».

Если перевести это положение в плоскость зашиты прав и свобод человека и при этом учесть положения статьи 19 Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими, возникает следующая дилемма, согласно которой человек (ис­ходя из содержания статей 16 и 19 Конституции республики) имеет право в обоснование своих требований ссылаться на те или иные международно-правовые стандарты, закрепленные либо в «общепризнанных принципах и нормах», либо в «международных договорах Республики Башкортостан».

В то же время в действующем законодательстве нет четких подходов к такому толкованию конституционныхнорм. Между тем необходимо за­метить, что этотвопрос имеет важное значениене только с позиции науч­ных исследований,но и с позиций правоприменения, защиты прав и сво­бод человека и гражданина.

Так уже во время одного из первых заседаний экспертного совета при Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека чле­ны комиссии разошлись во мнении, что нужно понимать под общепри­знанными принципами и нормами международного права. Нет единства и в понимании этого вопроса в научно-теоретической литературе. Так, по мнению коллектива авторов одного из Комментариев Конституции Рос­сийской Федерации под общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права необходимо иметь в виду «принципы и нормы, уста­новленные и признанные международным сообществом государств», к ко­торым в частности относятся «нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обыч-


ного права иобщие принципы права, признанные цивилизованнымина­циями».

По смыслу же Комментария к статье 17 в круг общепризнанных

принципов и стандартов включаются те международные стандарты прав человека, которые закреплены so Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в документах Совета Евро­пы и СБСЕ, в различных международных договорах.

Несколько иной расклад представлен в работе«Общая теория прав человека» (ред. Е.А. Лукашева), который, в частности, в качестве обще­признанных упоминает принципы уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопре­деления народов и наций, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства мужчины и женщины и т.д.

Серьезно запутывает проблему определение понятия «общепризнан­ные принципы», данное во втором томе «Курса международного права» 1989 года, согласно которому общепризнанные принципы международно­го права - это исторически сложившиеся основополагающие идеи, опреде­ляющие содержание современного международного права.

В то же время именно это определение наиболее полно выражает традиционный подход к этой проблеме российской школы международно­го права и абсолютно совпадает с положениями статьи 2 Устава ООН, где по сути закреплены принципиальные правовые основы миропорядка XX-XXI веков.

Вместе с тем даже с позиций таких подходов весьма сложно четко идентифицировать понятие «общепризнанные принципы» и из плоскости декоративных положений перевести его в плоскость конкретного право­применения.

Рамкипонятия «общепризнанные принципы» должны более кон­кретно вырисовываться в результате деятельности и практики правоохра­нительных органов, в частностисудов. И это, очевидно,вопрос времени.Нынешняя ситуация характеризуется реальным отсутствиемсудебнойпрактики подобного рода и слабой квалификацией судей в области меж­дународного права.Более того, в ряде случаев судебная практика напря­мую идет вразрез с узловыми положениями конституционных норм о пра­вах человека. Особенно это проявляется в стойкой тенденции судебной практики рассматривать конституционные нормы о правах человекакаклибо имеющие отсылочный характер, либо требующие дополнительной регламентации. Темсамым часто игнорируются положения статьи 19 Кон­ституции Республики Башкортостан о том, что права и свободы человека и гражданинаявляются непосредственно действующими, А это по сути


означает, что человек может осуществлять и защищать свои права, ссыла­ясь на положения Конституции.

Возвращаясь к проблеме имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Респуб­лики Башкортостан, необходимо отметить,что неопределенность в пони­мании нормативного содержания общепризнанных принципов является далеко не единичной проблемой в этом аспекте. Многие международно-правовые стандарты,в том числе и те, которые нашли свое отражение а' международных договорах Российской Федерации, не получили четкого закрепления во внутригосударственном законодательстве ине подкрепле­ны эффективными механизмами их обеспечения и защиты. Представляет­ся, что, не дожидаясь выхода в свет Комментария Конституции Республи­ки Башкортостан (который опять же не будет иметь статуса официального толкования), Конституционный суд Республики Башкортостан в рамках своих полномочий, определенных статьей 3 (в частности пункт 4), мог бы решить одну из узловых проблем процесса имплементации международно-правовых норм посредством толкования положений статьи16 и части 1 статьи 18 Конституции Республики Башкортостан.


ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ю.Х.Яхина,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ

Любое государство, считающеесебя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение, безусловно, являетсязакономерным,

поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государ­ственной и общественной жизни, главным источником национальной сис­темы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институ­тов власти».А самое главное - Конституция придает высшуююридиче­скую силу фундаментальным правам и свободамчеловека и гражданина.

Конституция Республики Башкортостан 1993года - не перваяв ис­тории республики.До ее принятия действовали три Конституции. Но ны­нешняя Конституция значима тем, что она является первымОсновным За­коном суверенной республики.Как отмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятиесвязано с решимостью создать де­мократическоеправовое государство.Конституция впервые закрепилаважнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществле­ния в Республике Башкортостан кардинальных преобразований вовсехсферах общественнойжизни.

В статье 15 Конституцииотмечается, что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории республики. Также предусмотрена недопус­тимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республи­ке Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению ор­ганами государственной власти, органамиместного самоуправления, должностными лицами, а также гражданамии их объединениями.

Однако для достижения выполнения всех установленных Конститу­цией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.


Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих стран, неред­ки случаи принятия актов, несоответствующих Конституции, спорных си­туаций применения конституционных норм.

В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Консти­туции.

В юридической литературе нет единой позициипо определению правовой охраны Конституции.Так, Б.В.Щетинин определял ее как «кон­ституционные гарантии законности».Ж.И.Овсепян, анализируя зарубеж­ный опытправовой охраны Конституций,относит к ее механизму такие институты, как «конституционныйнадзор и судебный конституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции -это совокупность юри­дических средств, с помощьюкоторых достигается выполнение всех уста­новленныхКонституцией норм, соблюдение режима конституционной за­конности».

По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие го­сударственные органы. Рассмотрим некоторые из них.

Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в долж­ность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следо­вать Конституции Республики Башкортостан».

Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции,как применение в законодательном процессе права отлагательноговето; право отмены решений руководите­лей исполнительной власти на территории республики при их противоре­чии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в слу­чае нарушения ими законодательства республики; такжеправо на обраще­ние в Конституционный суд с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции Республики Башкортостан. гуШ

Все этиполномочия дают возможность Президенту играть важнуй| роль в системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-|


тия законодателями, руководителями исполнительнойвласти поспешныхнеконституционных решений.

Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкор­тостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют пред­варительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его проти­воречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, ко­торые носят лишь рекомендательный характер.

Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государст­венное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном су­дом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Рес­публики Башкортостан.

Наряду с этимиполномочиями Конституция возлагает на Государст­венное Собрание специальное полномочие по ееохране. В соответствии с пунктом 25 статьи88 Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоот­ветствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данному полномочию среди законодателей, ученых-государствоведов в последнее время шли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституци­онно предусмотрено и за Конституционным судом.Тем самым возникла неясность - какойорган обладает приоритетом в признании неконституци­онностинормативных актов Президента Республики Башкортостан (Госу­дарственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкорто­стан), не нарушается ли приэтом принцип разделения властей, закреплен­ный в Конституции. Этуспорную ситуацию разрешил Конституционный суд путемтолкования пункта 25 статьи 88 Конституции Республики Баш­кортостан. В своем постановлении он разъяснил,что Государственное Со­брание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента,которые изданы повопросам, требующим законодательного регулирования.

Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Кон­ституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механиз­ма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци-


онного суда обусловлена тем, что он функционирует исключительно для осуществленияправовой оценки конституционности нормативных право­вых актов высших органов государственнойвласти и в его деятельности данная функция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществля­ется и при рассмотрении споров о компетенции,жалоб граждан на нару­шенияих прав и свобод и т.п.Объектом проверки в этих процедурах яв­ляются законы и иные нормативные правовые акты.Все это подчеркивает самостоятельность и обособленность Конституционного суда, показывает своеобразиеспециализированного органа правовой охраны Конституции Республики Башкортостан.

Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний периодего деятельности явились такие полномочия, как раз­решение дел о соответствии Конституции республики законов и иных нормативных правовыхактов (6 дел), толкование Конституции Республи­ки Башкортостан.

Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демо­кратического правового государства. Конституционный суд выступает од­ним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан.

Конституционный суд входит в единую судебную систему Респуб­лики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Кон­ституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Баш­кортостан.

Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Баш­кортостан.

Среди элементов механизма правовой охраны Конституции респуб­лики следует выделить также институт конституционной ответственности.

Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственность высшихорганов государственной власти,их должностных лиц за нарушение норм Конституции.

Конституционная ответственность определяетсякак «самостоятель­ный видюридической ответственности, когда наступление неблагоприят­ных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре-


пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, на­правлено прежде всего на защиту Конституции».

Согласно конституционному законодательству республики этот ин­ститут, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополни­тельные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запро­су Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конститу­ции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики.

При признании Конституционным судом действий и решений Пре­зидента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Рес­публики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от долж­ности и назначить выборы нового Президента республики.

Что касается признанных Конституционным судом несоответст­вующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собра­ния об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц.

Таким образом,выше сказанное позволяет констатировать следую­щее: КонституцияРеспублики Башкортостан имеет особый механизм пра­вовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить на­рушения Конституциикак физическими и юридическимилицами, так исамой государственной властью, различными ее органами.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.015 с.)