![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики БашкортостанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Р.Ф.Хабиров, зам. декана юридического факультета БашП Особое значение в понимании и определении ориентиров дальнейшего развития законодательства Республики Башкортостан имеет проблематика имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека во внутреннее законодательство. Как известно, статья 16 Конституции Республики Башкортостан провозгласила: «...общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются частью ее правовой системы...». Если перевести это положение в плоскость зашиты прав и свобод человека и при этом учесть положения статьи 19 Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, возникает следующая дилемма, согласно которой человек (исходя из содержания статей 16 и 19 Конституции республики) имеет право в обоснование своих требований ссылаться на те или иные международно-правовые стандарты, закрепленные либо в «общепризнанных принципах и нормах», либо в «международных договорах Республики Башкортостан». В то же время в действующем законодательстве нет четких подходов к такому толкованию конституционных норм. Между тем необходимо заметить, что этот вопрос имеет важное значение не только с позиции научных исследований, но и с позиций правоприменения, защиты прав и свобод человека и гражданина. Так уже во время одного из первых заседаний экспертного совета при Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека члены комиссии разошлись во мнении, что нужно понимать под общепризнанными принципами и нормами международного права. Нет единства и в понимании этого вопроса в научно-теоретической литературе. Так, по мнению коллектива авторов одного из Комментариев Конституции Российской Федерации под общепризнанными принципами и нормами международного права необходимо иметь в виду «принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств», к которым в частности относятся «нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обыч- ного права и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
По смыслу же Комментария к статье 17 в круг общепризнанных принципов и стандартов включаются те международные стандарты прав человека, которые закреплены so Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в документах Совета Европы и СБСЕ, в различных международных договорах. Несколько иной расклад представлен в работе «Общая теория прав человека» (ред. Е.А. Лукашева), который, в частности, в качестве общепризнанных упоминает принципы уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопределения народов и наций, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства мужчины и женщины и т.д. Серьезно запутывает проблему определение понятия «общепризнанные принципы», данное во втором томе «Курса международного права» 1989 года, согласно которому общепризнанные принципы международного права - это исторически сложившиеся основополагающие идеи, определяющие содержание современного международного права. В то же время именно это определение наиболее полно выражает традиционный подход к этой проблеме российской школы международного права и абсолютно совпадает с положениями статьи 2 Устава ООН, где по сути закреплены принципиальные правовые основы миропорядка XX-XXI веков. Вместе с тем даже с позиций таких подходов весьма сложно четко идентифицировать понятие «общепризнанные принципы» и из плоскости декоративных положений перевести его в плоскость конкретного правоприменения. Рамки понятия «общепризнанные принципы» должны более конкретно вырисовываться в результате деятельности и практики правоохранительных органов, в частности судов. И это, очевидно, вопрос времени. Нынешняя ситуация характеризуется реальным отсутствием судебной практики подобного рода и слабой квалификацией судей в области международного права. Более того, в ряде случаев судебная практика напрямую идет вразрез с узловыми положениями конституционных норм о правах человека. Особенно это проявляется в стойкой тенденции судебной практики рассматривать конституционные нормы о правах человека как либо имеющие отсылочный характер, либо требующие дополнительной регламентации. Тем самым часто игнорируются положения статьи 19 Конституции Республики Башкортостан о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, А это по сути
означает, что человек может осуществлять и защищать свои права, ссылаясь на положения Конституции. Возвращаясь к проблеме имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики Башкортостан, необходимо отметить, что неопределенность в понимании нормативного содержания общепризнанных принципов является далеко не единичной проблемой в этом аспекте. Многие международно- правовые стандарты, в том числе и те, которые нашли свое отражение а' международных договорах Российской Федерации, не получили четкого закрепления во внутригосударственном законодательстве и не подкреплены эффективными механизмами их обеспечения и защиты. Представляется, что, не дожидаясь выхода в свет Комментария Конституции Республики Башкортостан (который опять же не будет иметь статуса официального толкования), Конституционный суд Республики Башкортостан в рамках своих полномочий, определенных статьей 3 (в частности пункт 4), мог бы решить одну из узловых проблем процесса имплементации международно- правовых норм посредством толкования положений статьи 16 и части 1 статьи 18 Конституции Республики Башкортостан. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Ю.Х.Яхина, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ Любое государство, считающее себя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение, безусловно, является закономерным, поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти». А самое главное - Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека и гражданина. Конституция Республики Башкортостан 1993 года - не первая в истории республики. До ее принятия действовали три Конституции. Но нынешняя Конституция значима тем, что она является первым Основным Законом суверенной республики. Как отмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятие связано с решимостью создать демократическое правовое государство. Конституция впервые закрепила важнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществления в Республике Башкортостан кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни. В статье 15 Конституции отмечается, что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Также предусмотрена недопустимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республике Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями. Однако для достижения выполнения всех установленных Конституцией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.
Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих стран, нередки случаи принятия актов, не соответствующих Конституции, спорных ситуаций применения конституционных норм. В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Конституции. В юридической литературе нет единой позиции по определению правовой охраны Конституции. Так, Б.В.Щетинин определял ее как «конституционные гарантии законности». Ж.И.Овсепян, анализируя зарубежный опыт правовой охраны Конституций, относит к ее механизму такие институты, как «конституционный надзор и судебный конституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности». По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие государственные органы. Рассмотрим некоторые из них. Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следовать Конституции Республики Башкортостан». Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции, как применение в законодательном процессе права отлагательного вето; право отмены решений руководителей исполнительной власти на территории республики при их противоречии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики; также право на обращение в Конституционный суд с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции Республики Башкортостан. гуШ Все эти полномочия дают возможность Президенту играть важнуй| роль в системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-| тия законодателями, руководителями исполнительной власти поспешных неконституционных решений. Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкортостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют предварительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его противоречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, которые носят лишь рекомендательный характер.
Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государственное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном судом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Республики Башкортостан. Наряду с этими полномочиями Конституция возлагает на Государственное Собрание специальное полномочие по ее охране. В соответствии с пунктом 25 статьи 88 Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоответствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данному полномочию среди законодателей, ученых-государствоведов в последнее время шли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституционно предусмотрено и за Конституционным судом. Тем самым возникла неясность - какой орган обладает приоритетом в признании неконституционности нормативных актов Президента Республики Башкортостан (Государственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкортостан), не нарушается ли при этом принцип разделения властей, закрепленный в Конституции. Эту спорную ситуацию разрешил Конституционный суд путем толкования пункта 25 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан. В своем постановлении он разъяснил, что Государственное Собрание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента, которые изданы по вопросам, требующим законодательного регулирования. Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Конституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механизма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци- онного суда обусловлена тем, что он функционирует исключительно для осуществления правовой оценки конституционности нормативных правовых актов высших органов государственной власти и в его деятельности данная функция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществляется и при рассмотрении споров о компетенции, жалоб граждан на нарушения их прав и свобод и т.п. Объектом проверки в этих процедурах являются законы и иные нормативные правовые акты. Все это подчеркивает самостоятельность и обособленность Конституционного суда, показывает своеобразие специализированного органа правовой охраны Конституции Республики Башкортостан. Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний период его деятельности явились такие полномочия, как разрешение дел о соответствии Конституции республики законов и иных нормативных правовых актов (6 дел), толкование Конституции Республики Башкортостан.
Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демократического правового государства. Конституционный суд выступает одним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан. Конституционный суд входит в единую судебную систему Республики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Конституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Башкортостан. Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Башкортостан. Среди элементов механизма правовой охраны Конституции республики следует выделить также институт конституционной ответственности. Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственность высших органов государственной власти, их должностных лиц за нарушение норм Конституции. Конституционная ответственность определяется как «самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре- пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции». Согласно конституционному законодательству республики этот институт, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополнительные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запросу Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конституции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики. При признании Конституционным судом действий и решений Президента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента республики. Что касается признанных Конституционным судом несоответствующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собрания об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц. Таким образом, выше сказанное позволяет констатировать следующее: Конституция Республики Башкортостан имеет особый механизм правовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить нарушения Конституции как физическими и юридическими лицами, так и самой государственной властью, различными ее органами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.254 (0.011 с.) |