Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каков же вывод из всего изложенного.
Действующая республиканская Конституция заслуживает в целом положительной оценки. Однако даже очень хорошая вещь может быть улучшена. Следовательно, в принципе сложившееся на сегодня в республике конституционное законодательство может и должна совершенствоваться, но предельно осторожно. Очень важно добиват&ся того, чтобы конституционно-правовая активность на уровне республики не нарушала отечественной правовой системы, общефедерального правового поля, а обеспечивала органичное единство всего федерального конституционно-правового массива, вела к согласованному развитию и действию Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С.Н.Лаврентьев, проректор Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Время принятия Конституции Республики Башкортостан (декабрь 1993 года), конечно, не могло не оказать своего влияния на ее содержание. Конституция задумывалась как программа государственно-политического развития Башкортостана. Основной Закон определил контуры будущего гражданского общества в республике, его политические и социальные ценности. В этом смысле Конституция представляет собой программный документ для будущего гражданского общества Башкортостана, в ней заложены его идейно-политические, философские, доктри-нальные принципы. Целью Конституции республики является свободное демократическое общество, в центре которого - человек, его интересы и права, его охраняемая законом достойная жизнь. Это общество, которое освободилась от догм и кошмаров тоталитаризма, изжило из себя диктат партийной идеологии. Это общество, в котором сам человек является стержнем экономической, социальной и политической жизни. Основой гражданского общества является человек и условия, создаваемые государством для реализации его конструктивно-созидательной сущности. Конституция Республики Башкортостан - это Конституция независимого правосудия, которое должно противостоять произволу, защитить права и свободы человека, обеспечить верховенство и непререкаемость законов, что является главной и определяющей чертой правового государства, возникающего и сохраняющегося только в условиях существования устойчивого гражданского общества.
Достижение состояния гражданского общества означает наделение людей, независимо от их национальности и пола, религиозной принадлежности, цвета кожи, их общественных интересов и политических предпочтений, одинаковыми основными правами - как правами человека, такими, как неприкосновенность личности и свобода слова, так и гражданскими правами на участие граждан в политической и общественной жизни, на равные условия на рынке труда, а также правом на собственную культуру. Гражданское общество определяет в практическом, почти юридическом плане, - это декларировано в Конституции Республики Башкортостан, - все то общее, что присуще всем людям, чтобы затем дать им свободу быть разными. ' Конечно, в Конституции Республики Башкортостан все статьи не могли быть детализированы, особенно если учесть, что республика, как и страна в целом, до сих пор находится в состоянии системного реформирования, затрагивающего экономику, общественную жизнь, политические институты. Следует обратить внимание на различия между развитыми демократиями, где правовое государство и гражданское общество уже сложились, и странами, в которых демократический процесс находится на стадии становления. Нормальный конституционный процесс исходит из того, что система уже существует и общество должно лишь повышать ее эффективность. Существенно отличается конституционный процесс в модернизирующемся обществе: старая традиционная система неприемлема, а новая может быть уже конституирована, но еще не в состоянии работать эффективно и целостно. В этих условиях неизбежно возникновение напряжения между конституционным идеалом и реальной практикой правового регулирования: Конституция в этих условиях является не столько фиксацией реального положения вещей, сколько программой предстоящих изменений, а также масштабом их социальных возможностей. Конституция Республики Башкортостан прописывает условия самостоятельности гражданского общества, которая проявляется в деятельности политических партий, движений, групп интересов, в экстремальной активности населения.
Республиканская форма проявления с наличием института президентской власти положительно воспринимается подавляющим большинством населения. При этом основная масса населения (46 процентов опрошенных) считает, что Республика Башкортостан должна развиваться в составе Российской Федерации. За возвращение к прежнему состоянию -автономии в составе восстановленного СССР - высказываются 28 процентов респондентов, 24 процента опрошенных считают необходимым довести республику до полной независимости. Позиция населения относительно экономических основ государственности также вполне ясна. Абсолютное большинство населения расценивает переход к рынку как неизбежный путь развития общества. Противников этого процесса примерно 13 процентов. Как показывают многочисленные социологические исследования, судебная власть не воспринимается как политическая сила. Исторически в нашей стране, и наша республика не является исключением, сложился психологический стереотип на уровне ментальности - в силу закона люди не всегда верят. Республиканские средства массовой информации не воспринимаются как «четвертая власть». Их роль в политическом процессе ритуальна и вторична. Только Башкирское телевидение оказывает определенное влияние на население сельских районов республики и на людей с высшим образованием. В этом отношении роль «OPT», «FTP», «HTB» гораздо выше. Политические партии в Башкортостане до сего дня находятся на стадии становления и реорганизации. И хотя в Башкортостане принят закон о политических партиях, политические процессы в республике показывают, что возможности их самостоятельного развития и превращения в авторитетные и влиятельные силы в общественной жизни региона достаточно ограничены. Без серьезной поддержки государства становление оптимальной многопартийной системы будет продолжаться еще долго. В настоящее время небольшая часть населения не только осознает необходимость становления гражданского общества, но и более того готова формировать его структуры и элементы. На основании данных социологии от 10 до 15 процентов населения можно считать сторонниками политической культуры участия. Еще около 20-30 процентов населения в той или иной степени в своем политическом поведении демонстрируют элементы культуры участия, но вместе с тем у них достаточно сильны стереотипы культуры подчинения. Это слой переходной стадии. Традиционное политическое поведение демонстрирует 60-70 процентов населения. Это люди, не готовые на сегодняшний день к жизни в открытом обществе. Культура подчинения кажется им вполне естественной при том образе жизни, который они ведут. Каков дальнейший путь конституционного развития? Главное сегодня - полностью использовать заключенный в Конституции Республики Башкортостан демократический потенциал в процессе дальнейшего законотворчества. РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Г.Хабибулин, судья Конституционного суда Республики Башкортостан Принятие Конституции Башкортостана способствовало не только развитию государственности самой республики, но и становлению российского федерализма, обретению российским государством качеств и свойств реальной, действительной федерации. Провозглашение в Конституции России федеративного устройства в качестве одной из основополагающих характеристик государства предполагало наполнение данной декларации реальным содержанием. В начале 90-х годов это было скорее ориентиром для дальнейшего государственного строительства, неким идеалом, к которому предполагалось двигаться, чем констатацией реального положения вещей. Федерализм еще предстояло строить, причем практически на пустом месте, на руинах жестко унитарного на протяжении всей своей многовековой истории государства с имперскими государственными и политическими институтами, традициями и ментальностью.
Российская империя, хотя и допускала особый статус некоторых территорий в ее составе, тем не менее была унитарным государством. РСФСР также, хотя и именовалась федерацией, но на деле не отвечала признакам, присущим действительно федеративному государству. Вскоре после окончания гражданской войны, в процессе нарастания антидемократических тенденций в советском государстве, были ликвидированы и последние элементы сколь либо реальной автономии территорий в ее составе. Здесь отсутствовали важнейшие и общепризнанные признаки федерализма, такие, как делегирование полномочий снизу вверх, от субъектов Центру, а также обладание субъектами реальными и охраняемыми законом правами, что позволяло бы говорить об их реальной государственности. К тому же, те скромные права, которыми обладали республики и иные регионы в ее составе, были сугубо фиктивными и в условиях царившего тогда в обществе правового нигилизма реально никем и никогда не вос-требовались, да и не могли востребоваться. Отсутствовал сам механизм их реализации. В силу этого они были лишь ширмой для унитарного по своей природе государства, скрывая всесильную власть Центра. Существовали лишь некоторые, чисто внешние атрибуты государственности, но не реальная государственность субъектов в любой из ее форм, пусть даже и самых слабых. К моменту провозглашения федерализма в России практически все ее субъекты, за редким исключением, не обладали прежде государственностью и не имели опыта собственного государственного строительства и традиций сколь-либо продолжительного самостоятельного существования. В силу этого отсутствовали исторический опыт государственного состояния, традиции законотворчества, национально-государственное сознание у ее субъектов. Так, недолгое существование Башкирской республики в ус' ловиях гражданской войны до ее вхождения в состав РСФСР вряд ли следует считать достаточным опытом государственного существования. И это также является своего рода «детской болезнью», которая усложняет становление подлинного федерализма и порождает проблемы. Страна еще не вполне прошла весь тот необходимый и трудный путь болезненных проб и ошибок, обретения собственного опыта и определенных традиций, наработки алгоритмов разрешения проблем и отработки политических технологий, которые и позволяют говорить о реальном федерализме.
В этом, вероятно, и заключается содержание и основное значение столь болезненно воспринимаемого многими исследователями и публичными политиками России процесса развития государственности субъектов Федерации, особенно республик в ее составе. Вот почему принятие Башкортостаном Конституции вряд ли правомерно расценивать как проявление центробежных процессов, опасных для единства страны. Напротив, это явилось проявлением процесса становления подлинной Федерации, основывающейся не на насилии и принуждении, дисциплине страха и авторитарных методах управления, как это было в прошлом, а на сильных институтах государственности и в Центре и в субъектах, четком разграничении и взаимном уважении прав и полномочий друг друга, осознании общности исторической судьбы и геополитического пространства, единст- ва общенациональных и региональных интересов. Принятие Конституции Башкортостана, заложившей правовые основы для создания реальной и эффективной государственности в республике, означало движение к становлению сильного федеративного Российского государства. Наличие собственного законодательства, в том числе и конституционного, функционирование наделенных легитимными властными полномочиями органов государственной власти республики отнюдь не предполагает ослабления и тем более распада государственности России. Это свидетельствовало лишь о переходе Российского государства в новое качество, появлении федерализма как правовой и политической реальности, Следствием повышения статуса ее субъектов стал отказ от прежней, единой для всей территории государства вертикали государственного управления, жестко иерархизированной и соподчиненной. В настоящее время мы переживаем противоречивый и болезненный процесс создания принципиально новой для России системы государственного управления, предполагающей гармоничное сочетание федеральной государственной власти с сильной государственностью ее субъектов. Оба эти элемента не находятся в конфронтационном противоборстве, а напротив, дополняют и ззаимообогащают друг друга, способствуют большей эффективности государственного управления в целом.
Об отсутствии каких бы то ни было сепаратистских потенций в Конституции Башкортостана свидетельствует, прежде всего, ее содержание. Так, статья 5 содержит принципиально важные положения, свидетельствующие о том, что республика признает себя в качестве субъекта обновленной Российской Федерации, констатирует, что входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Тем самым была наглядно продемонстрирована беспочвенность обвинений в сепаратизме, стремление республики строить сильную и процветающую Россию. Значимость принятия Башкортостаном Конституции заключается еще и в том, что она является гарантом статуса республики как реального и самостоятельного субъекта Федерации, ее государственности. Как в начале 90-х годов, так и в последние годы, многие видные российские политические деятели, в том числе и занимающие важнейшие государственные посты, неоднократно высказывались за унификацию государственного устройства, «губернизацию» страны, Башкортостан, как и другие «мятежные» республики, провозгласившие суверенитет и настаивавшие на своем государственном статусе, обвинялись в раскольнической деятельности, сепаратизме, стремлении к разрушению государственной целостности страны. И Конституция Башкортостана наряду с Конституцией России, Федеративным договором, Договором «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», иными нормативными правовыми актами гарантирует неизменность статуса республики, невозможность насильственного его изменения. Это является одним из гарантирующих моментов, исключающих воссоздание унитарной государственности. Конституция Башкортостана четко определяет и фиксирует согласованные с Федерацией полномочия республики, что способствует снятию ряда как реально существующих, так и потенциальных проблем и шероховатостей во взаимоотношениях федеральных и республиканских органов государственной власти. После принятия Основного Закона каждая сторона четко представляла круг собственных прав и полномочий, их пределы и рамки, выход за которые означал вторжение в чужое пространство, и, следовательно, нарушение сложившегося равновесия и соотношения сил. Благодаря этому если и не прекратилось, то существенно ослабло действие мощного кон- фликтогенного фактора, привносившего напряженность в российское общество на протяжении целого ряда постперестроечных лет, когда средства массовой информации были наводнены обвинениями сторон то в сепаратизме (и особенно национал-сепаратизме республиканского руководства), то в имперских амбициях и ностальгии по унитаризму. Благодаря принятию Конституции республика обрела возможность осуществлять собственное государственное строительство, набираться опыта государственного состояния и законотворчества, что столь необходимо для становления подлинного федерализма. Это дало Башкортостану возможность пройти в составе Российского государства тот путь становления и развития, который субъекты иных, иностранных федераций прошли до вхождения в них, во времена своей государственной независимости, предшествовавшие вхождению в федерацию. Принятие Конституции и исходящая из этого возможность создания собственной государственности и собственного законодательства, осуществления самостоятельной экономической и социальной политики позволило Башкортостану избежать целого ряда ошибок, допущенных федеральным центром- Башкортостан, как и ряд иных субъектов Федерации, использовал всю полноту своих конституционных прав и полномочий, чтобы избежать негативных последствий осуществляемого тогда государством недостаточно просчитанного экономического курса. Несмотря на многочисленные обвинения в расшатывании Федерации и сепаратизме, попытки представить происходящее, как действия региональных политических элит по ослаблению государственности, руководство Башкортостана не стало слепо копировать действия федерального центра, что позволило республике сохранить свой экономический потенциал, избежать остроты социальных проблем, свойственных большей части регионов России, Становление федерализма в России происходит в условиях достаточно острого социально-экономического кризиса в обществе и нарастания кризисных явлений в государстве. Дальнейшее развитие федеративных отношений, наличие и развитие государственности у субъектов Федерации является одним из средств, позволяющих снизить остроту существующих проблем. Необходимы дальнейшее сотрудничество и взаимодействие Федерации и ее республик в кропотливой и трудоемкой деятельности по преодолению существующих трудностей и проблем. Это, несомненно, будет способствовать как укреплению российского государства, так и процветанию одного из ее субъектов - Республики Башкортостан.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.021 с.) |