Каков же вывод из всего изложенного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каков же вывод из всего изложенного.



Действующая республиканская Конституция заслуживает в целом положительной оценки. Однако даже очень хорошая вещь может быть улучшена. Следовательно, в принципе сложившееся на сегодня в респуб­лике конституционное законодательство может и должна совершенство­ваться, но предельно осторожно. Очень важно добиват&ся того, чтобы конституционно-правовая активность на уровне республики не нарушала отечественной правовой системы, общефедерального правового поля, а обеспечивала органичное единство всего федерального конституционно-правового массива, вела к согласованному развитию и действию Консти­туции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.


КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

С.Н.Лаврентьев,

проректор Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Время принятия Конституции Республики Башкортостан (декабрь 1993 года), конечно, не могло не оказать своего влияния на ее содержание.

Конституция задумывалась как программа государственно-политического развития Башкортостана. Основной Закон определил кон­туры будущего гражданского общества в республике, его политические и социальные ценности. В этом смысле Конституция представляет собой программный документ для будущего гражданского общества Башкорто­стана, в ней заложены его идейно-политические, философские, доктри-нальные принципы.

Целью Конституции республики является свободное демократиче­ское общество, в центре которого - человек, его интересы и права, его ох­раняемая законом достойная жизнь. Это общество, которое освободилась от догм и кошмаров тоталитаризма, изжило из себя диктат партийной идеологии. Это общество, в котором сам человек является стержнем эко­номической, социальной и политической жизни.

Основой гражданского общества является человек и условия, созда­ваемые государством для реализации его конструктивно-созидательной сущности.

Конституция Республики Башкортостан - это Конституция независи­мого правосудия, которое должно противостоять произволу, защитить права и свободы человека, обеспечить верховенство и непререкаемость за­конов, что является главной и определяющей чертой правового государст­ва, возникающего и сохраняющегося только в условиях существования ус­тойчивого гражданского общества.

Достижение состояния гражданского общества означает наделение людей, независимо от их национальности и пола, религиозной принадлеж­ности, цвета кожи, их общественных интересов и политических предпоч­тений, одинаковыми основными правами - как правами человека, такими, как неприкосновенность личности и свобода слова, так и гражданскими правами на участие граждан в политической и общественной жизни, на равные условия на рынке труда, а также правом на собственную культуру.


Гражданское общество определяет в практическом, почти юридическом

плане, - это декларировано в Конституции Республики Башкортостан, - все то общее, что присуще всем людям, чтобы затем дать им свободу быть разными. '

Конечно, в Конституции Республики Башкортостан все статьи не могли быть детализированы, особенно если учесть, что республика, как и страна в целом, до сих пор находится в состоянии системного реформиро­вания, затрагивающего экономику, общественную жизнь, политические институты.

Следует обратить внимание на различия между развитыми демокра­тиями, где правовое государство и гражданское общество уже сложились, и странами, в которых демократический процесс находится на стадии ста­новления. Нормальный конституционный процесс исходит из того, что система уже существует и общество должно лишь повышать ее эффектив­ность. Существенно отличается конституционный процесс в модернизи­рующемся обществе: старая традиционная система неприемлема, а новая может быть уже конституирована, но еще не в состоянии работать эффек­тивно и целостно.

В этих условиях неизбежно возникновение напряжения между кон­ституционным идеалом и реальной практикой правового регулирования:

Конституция в этих условиях является не столько фиксацией реального положения вещей, сколько программой предстоящих изменений, а также масштабом их социальных возможностей.

Конституция Республики Башкортостан прописывает условия само­стоятельности гражданского общества, которая проявляется в деятельно­сти политических партий, движений, групп интересов, в экстремальной активности населения.

Республиканская форма проявления с наличием института прези­дентской власти положительно воспринимается подавляющим большин­ством населения. При этом основная масса населения (46 процентов оп­рошенных) считает, что Республика Башкортостан должна развиваться в составе Российской Федерации. За возвращение к прежнему состоянию -автономии в составе восстановленного СССР - высказываются 28 процен­тов респондентов, 24 процента опрошенных считают необходимым дове­сти республику до полной независимости.

Позиция населения относительно экономических основ государст­венности также вполне ясна. Абсолютное большинство населения расце­нивает переход к рынку как неизбежный путь развития общества. Против­ников этого процесса примерно 13 процентов.


Как показывают многочисленные социологические исследования, судебная власть не воспринимается как политическая сила.

Исторически в нашей стране, и наша республика не является исклю­чением, сложился психологический стереотип на уровне ментальности - в силу закона люди не всегда верят.

Республиканские средства массовой информации не воспринимают­ся как «четвертая власть». Их роль в политическом процессе ритуальна и вторична. Только Башкирское телевидение оказывает определенное влия­ние на население сельских районов республики и на людей с высшим об­разованием. В этом отношении роль «OPT», «FTP», «HTB» гораздо выше.

Политические партии в Башкортостане до сего дня находятся на стадии становления и реорганизации. И хотя в Башкортостане принят за­кон о политических партиях, политические процессы в республике пока­зывают, что возможности их самостоятельного развития и превращения в авторитетные и влиятельные силы в общественной жизни региона доста­точно ограничены. Без серьезной поддержки государства становление оп­тимальной многопартийной системы будет продолжаться еще долго.

В настоящее время небольшая часть населения не только осознает необходимость становления гражданского общества, но и более того гото­ва формировать его структуры и элементы. На основании данных социо­логии от 10 до 15 процентов населения можно считать сторонниками по­литической культуры участия. Еще около 20-30 процентов населения в той или иной степени в своем политическом поведении демонстрируют элементы культуры участия, но вместе с тем у них достаточно сильны сте­реотипы культуры подчинения. Это слой переходной стадии.

Традиционное политическое поведение демонстрирует 60-70 про­центов населения. Это люди, не готовые на сегодняшний день к жизни в открытом обществе. Культура подчинения кажется им вполне естествен­ной при том образе жизни, который они ведут.

Каков дальнейший путь конституционного развития? Главное сего­дня - полностью использовать заключенный в Конституции Республики Башкортостан демократический потенциал в процессе дальнейшего зако­нотворчества.


РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Г.Хабибулин,

судья Конституционного суда Республики Башкортостан

Принятие Конституции Башкортостана способствовало не только развитию государственности самой республики, но и становлению россий­ского федерализма, обретению российским государством качеств и свойств реальной, действительной федерации. Провозглашение в Консти­туции России федеративного устройства в качестве одной из основопола­гающих характеристик государства предполагало наполнение данной дек­ларации реальным содержанием. В начале 90-х годов это было скорее ори­ентиром для дальнейшего государственного строительства, неким идеа­лом, к которому предполагалось двигаться, чем констатацией реального положения вещей. Федерализм еще предстояло строить, причем практиче­ски на пустом месте, на руинах жестко унитарного на протяжении всей своей многовековой истории государства с имперскими государственными и политическими институтами, традициями и ментальностью.

Российская империя, хотя и допускала особый статус некоторых территорий в ее составе, тем не менее была унитарным государством. РСФСР также, хотя и именовалась федерацией, но на деле не отвечала признакам, присущим действительно федеративному государству. Вскоре после окончания гражданской войны, в процессе нарастания антидемокра­тических тенденций в советском государстве, были ликвидированы и по­следние элементы сколь либо реальной автономии территорий в ее соста­ве. Здесь отсутствовали важнейшие и общепризнанные признаки федера­лизма, такие, как делегирование полномочий снизу вверх, от субъектов Центру, а также обладание субъектами реальными и охраняемыми зако­ном правами, что позволяло бы говорить об их реальной государственно­сти. К тому же, те скромные права, которыми обладали республики и иные регионы в ее составе, были сугубо фиктивными и в условиях царившего тогда в обществе правового нигилизма реально никем и никогда не вос-требовались, да и не могли востребоваться. Отсутствовал сам механизм их реализации. В силу этого они были лишь ширмой для унитарного по своей природе государства, скрывая всесильную власть Центра. Существовали лишь некоторые, чисто внешние атрибуты государственности, но не ре­альная государственность субъектов в любой из ее форм, пусть даже и са­мых слабых.


К моменту провозглашения федерализма в России практически все ее субъекты, за редким исключением, не обладали прежде государствен­ностью и не имели опыта собственного государственного строительства и традиций сколь-либо продолжительного самостоятельного существования. В силу этого отсутствовали исторический опыт государственного состоя­ния, традиции законотворчества, национально-государственное сознание у ее субъектов. Так, недолгое существование Башкирской республики в ус' ловиях гражданской войны до ее вхождения в состав РСФСР вряд ли сле­дует считать достаточным опытом государственного существования. И это также является своего рода «детской болезнью», которая усложняет ста­новление подлинного федерализма и порождает проблемы. Страна еще не вполне прошла весь тот необходимый и трудный путь болезненных проб и ошибок, обретения собственного опыта и определенных традиций, нара­ботки алгоритмов разрешения проблем и отработки политических техно­логий, которые и позволяют говорить о реальном федерализме.

В этом, вероятно, и заключается содержание и основное значение столь болезненно воспринимаемого многими исследователями и публич­ными политиками России процесса развития государственности субъектов Федерации, особенно республик в ее составе. Вот почему принятие Баш­кортостаном Конституции вряд ли правомерно расценивать как проявле­ние центробежных процессов, опасных для единства страны. Напротив, это явилось проявлением процесса становления подлинной Федерации, основывающейся не на насилии и принуждении, дисциплине страха и ав­торитарных методах управления, как это было в прошлом, а на сильных институтах государственности и в Центре и в субъектах, четком разграни­чении и взаимном уважении прав и полномочий друг друга, осознании общности исторической судьбы и геополитического пространства, единст- ва общенациональных и региональных интересов.

Принятие Конституции Башкортостана, заложившей правовые осно­вы для создания реальной и эффективной государственности в республике, означало движение к становлению сильного федеративного Российского государства. Наличие собственного законодательства, в том числе и кон­ституционного, функционирование наделенных легитимными властными полномочиями органов государственной власти республики отнюдь не предполагает ослабления и тем более распада государственности России. Это свидетельствовало лишь о переходе Российского государства в новое качество, появлении федерализма как правовой и политической реально­сти, Следствием повышения статуса ее субъектов стал отказ от прежней, единой для всей территории государства вертикали государственного управления, жестко иерархизированной и соподчиненной. В настоящее время мы переживаем противоречивый и болезненный процесс создания


принципиально новой для России системы государственного управления, предполагающей гармоничное сочетание федеральной государственной власти с сильной государственностью ее субъектов. Оба эти элемента не находятся в конфронтационном противоборстве, а напротив, дополняют и ззаимообогащают друг друга, способствуют большей эффективности го­сударственного управления в целом.

Об отсутствии каких бы то ни было сепаратистских потенций в Кон­ституции Башкортостана свидетельствует, прежде всего, ее содержание. Так, статья 5 содержит принципиально важные положения, свидетельст­вующие о том, что республика признает себя в качестве субъекта обнов­ленной Российской Федерации, констатирует, что входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Тем самым была наглядно проде­монстрирована беспочвенность обвинений в сепаратизме, стремление рес­публики строить сильную и процветающую Россию.

Значимость принятия Башкортостаном Конституции заключается еще и в том, что она является гарантом статуса республики как реального и самостоятельного субъекта Федерации, ее государственности. Как в на­чале 90-х годов, так и в последние годы, многие видные российские поли­тические деятели, в том числе и занимающие важнейшие государствен­ные посты, неоднократно высказывались за унификацию государственно­го устройства, «губернизацию» страны, Башкортостан, как и другие «мя­тежные» республики, провозгласившие суверенитет и настаивавшие на своем государственном статусе, обвинялись в раскольнической деятельно­сти, сепаратизме, стремлении к разрушению государственной целостности страны. И Конституция Башкортостана наряду с Конституцией России, Федеративным договором, Договором «О разграничении предметов веде­ния и взаимном делегировании полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», иными нормативными правовыми актами га­рантирует неизменность статуса республики, невозможность насильствен­ного его изменения. Это является одним из гарантирующих моментов, ис­ключающих воссоздание унитарной государственности.

Конституция Башкортостана четко определяет и фиксирует согласо­ванные с Федерацией полномочия республики, что способствует снятию ряда как реально существующих, так и потенциальных проблем и шеро­ховатостей во взаимоотношениях федеральных и республиканских орга­нов государственной власти.

После принятия Основного Закона каждая сторона четко представ­ляла круг собственных прав и полномочий, их пределы и рамки, выход за которые означал вторжение в чужое пространство, и, следовательно, на­рушение сложившегося равновесия и соотношения сил. Благодаря этому


если и не прекратилось, то существенно ослабло действие мощного кон- фликтогенного фактора, привносившего напряженность в российское об­щество на протяжении целого ряда постперестроечных лет, когда средства массовой информации были наводнены обвинениями сторон то в сепара­тизме (и особенно национал-сепаратизме республиканского руководства), то в имперских амбициях и ностальгии по унитаризму.

Благодаря принятию Конституции республика обрела возможность осуществлять собственное государственное строительство, набираться опыта государственного состояния и законотворчества, что столь необхо­димо для становления подлинного федерализма. Это дало Башкортостану возможность пройти в составе Российского государства тот путь станов­ления и развития, который субъекты иных, иностранных федераций про­шли до вхождения в них, во времена своей государственной независимо­сти, предшествовавшие вхождению в федерацию.

Принятие Конституции и исходящая из этого возможность создания собственной государственности и собственного законодательства, осуще­ствления самостоятельной экономической и социальной политики позво­лило Башкортостану избежать целого ряда ошибок, допущенных феде­ральным центром- Башкортостан, как и ряд иных субъектов Федерации, использовал всю полноту своих конституционных прав и полномочий, чтобы избежать негативных последствий осуществляемого тогда государ­ством недостаточно просчитанного экономического курса. Несмотря на многочисленные обвинения в расшатывании Федерации и сепаратизме, попытки представить происходящее, как действия региональных полити­ческих элит по ослаблению государственности, руководство Башкортоста­на не стало слепо копировать действия федерального центра, что позволи­ло республике сохранить свой экономический потенциал, избежать остро­ты социальных проблем, свойственных большей части регионов России,

Становление федерализма в России происходит в условиях достаточ­но острого социально-экономического кризиса в обществе и нарастания кризисных явлений в государстве. Дальнейшее развитие федеративных отношений, наличие и развитие государственности у субъектов Федерации является одним из средств, позволяющих снизить остроту существующих проблем. Необходимы дальнейшее сотрудничество и взаимодействие Фе­дерации и ее республик в кропотливой и трудоемкой деятельности по пре­одолению существующих трудностей и проблем. Это, несомненно, будет способствовать как укреплению российского государства, так и процвета­нию одного из ее субъектов - Республики Башкортостан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.021 с.)