Конституция Республики Башкортостан и проблемы российского федерализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Республики Башкортостан и проблемы российского федерализма



» /• М.М.Ишмуратов,

. Председатель Палаты представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан

Трудно переоценить историческое значение для судеб республики того события, которое произошло пять лет назад - принятие Основного За­кона Башкортостана. Сегодня мы отмечаем первое пятилетие своей Кон­ституции, первый юбилей. А юбилей - это всегда подведение итогов. В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые проблемы российского фе­дерализма в свете Конституции Республики Башкортостан.

На протяжении своей истории Башкортостан не раз был в числе регионов, предлагавших свои варианты государственного обустройства России, установления таких форм взаимодействия и взаимосвязи с россий­ским центром, которые обеспечивали бы большую самостоятельность тер­риторий. Об этом свидетельствует весь ход предыдущей истории.

Сразу после Февральской революции, в мае 1917 года, на I Всерос­сийском мусульманском съезде впервые в истории был обнародован про­ект осуществления Башкирской автономии. Но начать претворять его в жизнь Башкирскому областному Шуро (Совету) удалось только после Октябрьской революции. Изданный им фарман (декрет) № 2 об автоно­мии так называемой Малой Башкирии в составе Российской республики был подтвержден в декабре 1917 года Ш Всебашкирским курултаем. Было образовано Правительство, которое возглавил наш выдающийся земляк Ахметзаки Валидов. Но начавшаяся вскоре гражданская война показала, что ни красные, ни белые не нуждаются в самостоятельной Башкирии. В результате - процесс образования собственной государственности у баш­кир был временно прерван.

20 марта 1919 года на заседании Совнаркома и ВЦИК РСФСР было утверждено Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством, по которому Советская Башкирия юридически станови­лась первой образованной на основе Соглашения автономной республикой Российской Федерации. Его реализация могла бы существенно изменить сложившиеся впоследствии в Союзе ССР и РСФСР отношения между Центром и регионами. Но уже через 14 месяцев - 19 мая 1920 года в одностороннем порядке без учета мнения башкирского народа вышел


Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики», фактически лишивший жителей Башкирии права самим выбирать свой путь развития. С этого момента мы можем констатировать, что процесс самостоятельного формирования сво­ей государственности у башкирского народа был прерван. И, на мой взгляд, совершенно неправомерно сегодня разворачивать дискуссию о да­те возникновения башкирской автономии, перенося ее с 1919 на 1917 год, как это пытаются сделать некоторые уважаемые ученые через исполком Всемирного курултая башкир. Само понятие «автономная республика», возникшее в 1919 году, предполагает прежде всего признание и юридиче­ское закрепление четких взаимоотношений центральной власти своей ав­тономной единицей.

Долгие годы после этого - почти на 70 лет - Башкирская АССР не расширяла своих прав в составе РСФСР, хотя формально права автоном­ных республик провозглашались: у них были свои Верховные Советы и правительства, но такие, которые вынуждены были согласовывать каждый свой шаг с Москвой, были свои Конституции, но переписанные почти «под копирку» с общесоюзных и общероссийских. В таком же ключе строились и отношения Центра с союзными республиками. Можно ли та­кие взаимоотношения назвать реальным федерализмом? Конечно нет!

Лишь начавшиеся в стране с середины 80-х годов перемены, затро­нувшие все стороны социально-экономической и общественно-политической жизни, вызвали рост национального самосознания, как в союзных, так и в автономных республиках, и желание обрести подлинную самостоятельность. Если эти процессы в союзных республиках привели в силу ряда объективных и субъективных причин к развалу Советского Союза, то в автономных республиках они носили качественно иное со­держание.

Наша республика начала свой путь к самостоятельности, провозгла­сив Декларацию о своем государственном суверенитете 11 октября 1990 года. Этот исторический документ, важность которого трудно переоце­нить, дал нам возможность подписать Федеративный договор с Приложе­нием к нему от Республики Башкортостан и Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа" ми государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти Республики Башкортостан» принять пять лет назад свою Конституцию, на основе которой стали создавать новые институты госу­дарственной власти и формироваться собственная система законодатель­ства. Декларация о государственном суверенитете Республики Башкорто­стан - незыблемый фундамент нашего Основного Закона. Практически все


разделы и статьи Конституции дают нам право сказать: мы вновь стояли у истоков возникновения качественно нового федеративного устройства России.

Статья 1 Конституции Республики Башкортостан определяет статус республики. В ней записано: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.

Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей терри­тории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и респуб­ликанские законы, имеющие верховенство на всей ее территории».

Статья 5 Конституции республики определяет основы наших взаи­моотношений с федеральным центром. В ней, в частности, говорится, что Республика Башкортостан является самостоятельным субъектом обнов­ленной Российской Федерации и входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Их отношения определяются Договором об основах межгосударственных отношений, другими двусторонними договорами и соглашениями. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Башкортостаном в ведение России, обязательны на территории нашей республики.

Но в России есть определенные политические силы, которые хотели бы повернуть вспять становление Республики Башкортостан. Они видят в суверенитете республики, в существовании у республик собственных Кон­ституций и новых институтов государственной власти угрозу территори­альной целостности России, но при этом забывая (или делая вид, что за­бывают), что наше государство имеет федеративное устройство. А ведь федерация в переводе с латыни означает «соглашение» - это, прежде все­го, равноправный союз государств. И наши договорные отношения с Рос­сией, как впрочем и некоторых других республик в составе Федерации, носят без сомнения межгосударственный характер. Именно Федератив­ным договором и двусторонними договорами с Центром республики не только разграничивают, взаимно делегируют полномочия, но и, что нема­ловажно, закрепляют в этих договорах многие элементы статуса респуб­лик...

Таким образом, складывающийся в России федерализм уже де-факто носит договорно-конститу ц ионный облик. Следующим шагом на пути его развития должно стать юридическое, законодательное призна­ние уже сложившихся реалий. Это признано и Москвой. Инициатива обе­их Палат Федерального Собрания о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, в том числе и в пла-


не перехода к реальному федеративному государству, уже не вызывает сомнения.

При этом нужно учитывать, что создаваемая в соответствии с дого­ворами с Россией и конституциями система республиканского законода­тельства призвана обеспечить регулирование всех общественных отноше­ний, кроме тех, которые добровольно делегированы Центру. Причем это законодательство должно ни приводиться «в соответствие с законодатель­ством России», а учитываться при разработке изменений и дополнений в российское законодательство и в Конституцию Российской Федерации,

Отстаивать сохранение уже сложившихся договорных отношений с Россией - это совсем иное понятие, чем «местный сепаратизм», в котором пытаются обвинить республики некоторые политики. Они намерены убе­дить российских граждан в существовании такой «угрозы» через подвла­стные им средства массовой информации. Чего стоит хотя бы публикация в «Комсомольской правде» «политического прогноза» ее обозревателя Ев­гения Анисимова с недвусмысленным названием «Весной России не ста­нет»? Говоря о том, что у Федерации на ближайшую перспективу осталось лишь два пути: либо распад государства как минимум на 10 самостоятель­ных регионов либо установление в стране диктатуры, те, кто стоят за авто­ром этой статьи, сознательно пытаются вызвать панику в государстве, что­бы, как говорится, еще раз «половить рыбку в мутной воде», нажиться на страданиях народа в условиях развала и хаоса.

Естественно, небольшие государства имеют немало преимуществ. У них не такая многоступенчатая государственная система управления, что дает возможность более полно реализовать принципы демократизма, создать правовое государство, оперативно принимая законы, в которых учитываются местные условия, национальные особенности. Самостоя­тельная налоговая система поможет более быстрыми темпами проводить реформирование и т.д. Центр мало помогает большинству дотационных районов, нужен ли такой Центр?

Но это только внешний, поверхностный взгляд на проблему. Автор этого «политического прогноза» совершенно сбрасывает со счетов обще­ственное мнение в регионах на свой сценарий, не учитывая реально суще­ствующие сегодня и продолжающиеся формироваться межрегиональные интеграционные связи, Кроме того, в одиночку ни один регион не сможет освоить суперсовременные технологии в космосе, в промышленном про­изводстве, в медицине и т.д. Не берется во внимание и факт существова­ния общероссийских партий и общественно-политических движений, ни одно из которых не ставит своей целью развал государства. Сближение го­сударств, народов, укрепление и развитие интеграционных связей - реаль-


ность сегодняшнего дня, общемировая тенденция. Позиция руководства нашей республики в этом вопросе однозначна: «Сильные регионы - силь­ная Россия».

Таким образом, всенародно обсужденная и принятая 24 декабря 1993 года Конституция Республики Башкортостан и формирующаяся на ее основе законодательная система, двусторонние договоры Башкортостана с Центром и регионами, весь предыдущий опыт развития дает на.м право заявить: Республика Башкортостан за то, чтобы не было возврата к про­шлому, чтобы сложившиеся федеративные взаимоотношения постоянно обогащались новым содержанием.

Мы за то, чтобы наш федеративный союз укреплялся усилиями Цен­тра и регионов. Только тогда Россия вновь сможет стать экономически и политически сильным развитым государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.011 с.)