Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция Республики Башкортостан и проблемы российского федерализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
» /• М.М.Ишмуратов, . Председатель Палаты представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан Трудно переоценить историческое значение для судеб республики того события, которое произошло пять лет назад - принятие Основного Закона Башкортостана. Сегодня мы отмечаем первое пятилетие своей Конституции, первый юбилей. А юбилей - это всегда подведение итогов. В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые проблемы российского федерализма в свете Конституции Республики Башкортостан. На протяжении своей истории Башкортостан не раз был в числе регионов, предлагавших свои варианты государственного обустройства России, установления таких форм взаимодействия и взаимосвязи с российским центром, которые обеспечивали бы большую самостоятельность территорий. Об этом свидетельствует весь ход предыдущей истории. Сразу после Февральской революции, в мае 1917 года, на I Всероссийском мусульманском съезде впервые в истории был обнародован проект осуществления Башкирской автономии. Но начать претворять его в жизнь Башкирскому областному Шуро (Совету) удалось только после Октябрьской революции. Изданный им фарман (декрет) № 2 об автономии так называемой Малой Башкирии в составе Российской республики был подтвержден в декабре 1917 года Ш Всебашкирским курултаем. Было образовано Правительство, которое возглавил наш выдающийся земляк Ахметзаки Валидов. Но начавшаяся вскоре гражданская война показала, что ни красные, ни белые не нуждаются в самостоятельной Башкирии. В результате - процесс образования собственной государственности у башкир был временно прерван. 20 марта 1919 года на заседании Совнаркома и ВЦИК РСФСР было утверждено Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством, по которому Советская Башкирия юридически становилась первой образованной на основе Соглашения автономной республикой Российской Федерации. Его реализация могла бы существенно изменить сложившиеся впоследствии в Союзе ССР и РСФСР отношения между Центром и регионами. Но уже через 14 месяцев - 19 мая 1920 года в одностороннем порядке без учета мнения башкирского народа вышел Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики», фактически лишивший жителей Башкирии права самим выбирать свой путь развития. С этого момента мы можем констатировать, что процесс самостоятельного формирования своей государственности у башкирского народа был прерван. И, на мой взгляд, совершенно неправомерно сегодня разворачивать дискуссию о дате возникновения башкирской автономии, перенося ее с 1919 на 1917 год, как это пытаются сделать некоторые уважаемые ученые через исполком Всемирного курултая башкир. Само понятие «автономная республика», возникшее в 1919 году, предполагает прежде всего признание и юридическое закрепление четких взаимоотношений центральной власти своей автономной единицей. Долгие годы после этого - почти на 70 лет - Башкирская АССР не расширяла своих прав в составе РСФСР, хотя формально права автономных республик провозглашались: у них были свои Верховные Советы и правительства, но такие, которые вынуждены были согласовывать каждый свой шаг с Москвой, были свои Конституции, но переписанные почти «под копирку» с общесоюзных и общероссийских. В таком же ключе строились и отношения Центра с союзными республиками. Можно ли такие взаимоотношения назвать реальным федерализмом? Конечно нет! Лишь начавшиеся в стране с середины 80-х годов перемены, затронувшие все стороны социально-экономической и общественно-политической жизни, вызвали рост национального самосознания, как в союзных, так и в автономных республиках, и желание обрести подлинную самостоятельность. Если эти процессы в союзных республиках привели в силу ряда объективных и субъективных причин к развалу Советского Союза, то в автономных республиках они носили качественно иное содержание. Наша республика начала свой путь к самостоятельности, провозгласив Декларацию о своем государственном суверенитете 11 октября 1990 года. Этот исторический документ, важность которого трудно переоценить, дал нам возможность подписать Федеративный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан и Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа" ми государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» принять пять лет назад свою Конституцию, на основе которой стали создавать новые институты государственной власти и формироваться собственная система законодательства. Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан - незыблемый фундамент нашего Основного Закона. Практически все разделы и статьи Конституции дают нам право сказать: мы вновь стояли у истоков возникновения качественно нового федеративного устройства России. Статья 1 Конституции Республики Башкортостан определяет статус республики. В ней записано: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории». Статья 5 Конституции республики определяет основы наших взаимоотношений с федеральным центром. В ней, в частности, говорится, что Республика Башкортостан является самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации и входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Их отношения определяются Договором об основах межгосударственных отношений, другими двусторонними договорами и соглашениями. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Башкортостаном в ведение России, обязательны на территории нашей республики. Но в России есть определенные политические силы, которые хотели бы повернуть вспять становление Республики Башкортостан. Они видят в суверенитете республики, в существовании у республик собственных Конституций и новых институтов государственной власти угрозу территориальной целостности России, но при этом забывая (или делая вид, что забывают), что наше государство имеет федеративное устройство. А ведь федерация в переводе с латыни означает «соглашение» - это, прежде всего, равноправный союз государств. И наши договорные отношения с Россией, как впрочем и некоторых других республик в составе Федерации, носят без сомнения межгосударственный характер. Именно Федеративным договором и двусторонними договорами с Центром республики не только разграничивают, взаимно делегируют полномочия, но и, что немаловажно, закрепляют в этих договорах многие элементы статуса республик... Таким образом, складывающийся в России федерализм уже де-факто носит договорно-конститу ц ионный облик. Следующим шагом на пути его развития должно стать юридическое, законодательное признание уже сложившихся реалий. Это признано и Москвой. Инициатива обеих Палат Федерального Собрания о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, в том числе и в пла- не перехода к реальному федеративному государству, уже не вызывает сомнения. При этом нужно учитывать, что создаваемая в соответствии с договорами с Россией и конституциями система республиканского законодательства призвана обеспечить регулирование всех общественных отношений, кроме тех, которые добровольно делегированы Центру. Причем это законодательство должно ни приводиться «в соответствие с законодательством России», а учитываться при разработке изменений и дополнений в российское законодательство и в Конституцию Российской Федерации, Отстаивать сохранение уже сложившихся договорных отношений с Россией - это совсем иное понятие, чем «местный сепаратизм», в котором пытаются обвинить республики некоторые политики. Они намерены убедить российских граждан в существовании такой «угрозы» через подвластные им средства массовой информации. Чего стоит хотя бы публикация в «Комсомольской правде» «политического прогноза» ее обозревателя Евгения Анисимова с недвусмысленным названием «Весной России не станет»? Говоря о том, что у Федерации на ближайшую перспективу осталось лишь два пути: либо распад государства как минимум на 10 самостоятельных регионов либо установление в стране диктатуры, те, кто стоят за автором этой статьи, сознательно пытаются вызвать панику в государстве, чтобы, как говорится, еще раз «половить рыбку в мутной воде», нажиться на страданиях народа в условиях развала и хаоса. Естественно, небольшие государства имеют немало преимуществ. У них не такая многоступенчатая государственная система управления, что дает возможность более полно реализовать принципы демократизма, создать правовое государство, оперативно принимая законы, в которых учитываются местные условия, национальные особенности. Самостоятельная налоговая система поможет более быстрыми темпами проводить реформирование и т.д. Центр мало помогает большинству дотационных районов, нужен ли такой Центр? Но это только внешний, поверхностный взгляд на проблему. Автор этого «политического прогноза» совершенно сбрасывает со счетов общественное мнение в регионах на свой сценарий, не учитывая реально существующие сегодня и продолжающиеся формироваться межрегиональные интеграционные связи, Кроме того, в одиночку ни один регион не сможет освоить суперсовременные технологии в космосе, в промышленном производстве, в медицине и т.д. Не берется во внимание и факт существования общероссийских партий и общественно-политических движений, ни одно из которых не ставит своей целью развал государства. Сближение государств, народов, укрепление и развитие интеграционных связей - реаль- ность сегодняшнего дня, общемировая тенденция. Позиция руководства нашей республики в этом вопросе однозначна: «Сильные регионы - сильная Россия». Таким образом, всенародно обсужденная и принятая 24 декабря 1993 года Конституция Республики Башкортостан и формирующаяся на ее основе законодательная система, двусторонние договоры Башкортостана с Центром и регионами, весь предыдущий опыт развития дает на.м право заявить: Республика Башкортостан за то, чтобы не было возврата к прошлому, чтобы сложившиеся федеративные взаимоотношения постоянно обогащались новым содержанием. Мы за то, чтобы наш федеративный союз укреплялся усилиями Центра и регионов. Только тогда Россия вновь сможет стать экономически и политически сильным развитым государством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.162.235 (0.008 с.) |