Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О реализации Конституционного права равного доступа к Государственной службе
Г.А. Колобова, главный специалист Администрации Президента Республики Башкортостан В системе обеспечения реализации прав и свобод личности особая роль принадлежит государству. Государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом организации реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и свобод осуществляется деятельностью всех органов государства - такой вывод прямо вытекает из содержания Конституции Республики Башкортостан. Часть 1 статьи 38 Конституции Республики Башкортостан закрепляет! право граждан Республики Башкортостан на равный доступ к государственной службе. Указанная конституционная норма соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Свое дальнейшее развитие эта норма находит в Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года «О государственной службе Республики Башкортостан». Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставить ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. При поступлении на государственную службу не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так. Законом предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу в случаях: 1) признания лица судом недееспо- собным или ограниченно дееспособным; 2) лишения судом права занимать государственные должности в течение определенного срока либо ограничения в гражданских правах; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случае, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законодательством Республики Башкортостан (на настоящий момент не установлены); 4) наличия близкого родства или свойства с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностыо одного из них другому; 5) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе Республики Башкортостан урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 6) в других случаях, установленных законодательством Республики Башкортостан.
Прием на государственную службу Республики Башкортостан осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности. К каждой группе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан предъявляются определенные квалификационные требования, установленные Законом (статья 8) и Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан». Указом предусмотрены требования по уровню образования, стажу и опыту работы по специальности. Так, к примеру, лицо, назначаемое на высшую государственную должность государственной службы, должно иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее восьми лет, высшее профессиональное образование по профилю (специализации) государственной службы или образование, считающееся равноценным. В соответствии со статьей 9 Закона право поступления на государственную службу Республики Башкортостан имеют граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 60 лет.
При назначении на государственную должность государственной службы государственный служащий представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности, на котором квалификационная комиссия оценивает правовую подготовленность - уровень знаний Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, иных актов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и профессиональную подготовку (статья 10 Закона), Порядок проведения квалификационного экзамена пока не определен. На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс (статья 11 Закона). Цель конкурса состоит в том, чтобы создать реальные условия для обеспечения конституционного права на равный доступ к государственной службе. Конкурсный отбор направлен на формирование государственной службы высококвалифицированным персоналом, совершенствование работы по подбору, расстановке кадров в государственных органах. Порядок проведения конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан определен Указом Президента Республики Башкортостан от 25 июня 1998 года «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы Республики Башкортостан». Однако на практике конкурсный отбор применяется крайне редко, что, на наш взгляд, снижает приток в государственный аппарат молодых, высококвалифицированных сотрудников. Персонал государственной службы в основном комплектуется методом назначения, что объективно затрудняет реализацию права граждан на равный доступ к государственной службе. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О СВОБОДЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К.И.Аминов, аспирант юридического факультета БашГУ Сегодня, пожалуй, никто не будет оспаривать тезис о том, что наиболее значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются средства массовой информации. Из этого же исходил и законодатель, когда на конституционном уровне закрепил свободу массовой информации и дал ей высшую гарантию. В части 6 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан содержится краткая, но емкая формула: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Конституционное закрепление свободы массовой информации имеет особый смысл, поскольку Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики (часть 1 статьи 15). Таким образом, впервые за всю историю развития конституционного законодательства нашей республики появилось положение о свободе массовой информации, означающее свободное распространение через средства массовой информации любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну, отражение в этой информации политического и идеологического плюрализма. Содержание свободы массовой информации дополняется также и другими нормами, содержащимися в статье 33 Конституции. Так, часть 1 этой статьи гарантирует гражданам свободу мысли и слова; часть 5 - право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом; часть 4 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует также отметить и нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 2 статьи 49), закрепляющие право каждого гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (часть 1 статьи 49), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 53), открытость судопроизводства (часть 1 статьи 140). Конституцией Республики Башкортостан предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанностей давать свидетельские показания (статья 60). Правовые основы свободы массовой информации были бы неполными, если бы не содержали гарантии от злоупотребления ею. Эти гарантии закреплены прежде всего в положениях частей 2, 3 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового» национального, религиозного или языкового превосходства». Кроме того, часть 4 статьи 13 Конституции ставит вне закона действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя и нарушения целостности Республики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Следует упомянуть о таких гарантиях от злоупотребления свободой массовой информации, как конституционные положения об охране достоинства личности (часть 1 статьи 27), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени (часть 1 статьи 29), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 30), о возможности ограничения свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения (часть 1 статьи 68). В Конституции Республики Башкортостан названы некоторые тайны; государственная, личная и семейная, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тайна частной жизни. В Конституции они прямо не рассматриваются как ограничивающие свободу массовой информации, однако являются таковыми в соответствии с иными положениями законодательных актов.
В качестве гарантии свободы массовой информации Конституция содержит запрет цензуры, под которой понимается недопустимость требования со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на их распространение. Положения Конституции о свободе массовой информации соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (статья 190), Международным пактом о политических и гражданских правах (статьи 19,20), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 10). Надо отметить, в этой области наряду с некоторыми успехами есть немало противоречий, трудностей, проблем. Конституционное установление о гарантированности свободы массовой информации конкретизировано в Кодексе Республики Башкортостан о средствах массовой информации, принятым Верховным Советом республики 5 ноября 1992 года. Именно этот Кодекс можно считать исходной точкой развития законодательства Республики Башкортостан в данной сфере. В своем содержании этот Кодекс во многом повторяет федеральный Закон о средствах массовой информации. Однако Кодекс обладает рядом особенностей. Эти особенности были существенными до принятия Закона от 31 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информации». В прежней редакции Кодекс предусматривал целый «пласт» административных мер воздействия на нарушителей наиболее значимых статей Кодекса. В частности, налагались административные штрафы за введение цензуры, злоупотребление свободой массовой информации, разглашение тайны, вмешательство в личную жизнь. С сожалением приходится отмечать, что в нынешней редакции Кодекс в качественном отношении во многом уступает его первоначальной редакции. В число серьезных пробелов входит и то обстоятельство, что ныне действующим Кодексом ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации вообще не предусмотрена. Действующий законодательный акт нуждается в некоторых поправках и дополнениях, прежде всего в смысле упрощения процедур приостановления и прекращения деятельности тех изданий, которые свободу массовой информации превращают в ее противоположность - злоупотребление этой свободой. Речь идет о тех изданиях, которые разжигают социальную и национальную рознь, призывают к насильственному захвату власти, физической расправе, глумятся под молодыми институтами государственности Республики Башкортостан, депутатским корпусом, иными социальными ценностями демократии.
Некоторым изданиям ничего не стоит запросто исказить, даже растоптать репутацию любого гражданина, политика на основе вздорных слухов, предположений, ложных обвинений, надуманных социологических опросов и тому подобных инсинуаций. Государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации Республики Башкортостан была единственным органом, который в какой- то мере регулировал отношения в информационном пространстве и мог оказать воздействие на нарушителей в виде административных взысканий. После внесения изменений и дополнений он не нашел свое закрепление в Кодексе, Единственно в этой ситуации радует формирование правовой базы нового государственного института - Палаты по защите свободы печати и информационным спорам при Президенте Республики Башкортостан. Это норма очень важна для республики, поскольку на сегодняшний день суды перегружены, и для судов общей юрисдикции информационные споры являются новеллой. В заключение хотелось бы отметить, что нормативные правовьц| акты о средствах массовой информации в Республике Башкортостан nofl вольно редки. В республике пока приняты Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в государственных средствах массовой информации». Закон «Об обязательном экземпляре документов», Закон «О рекламе». В этом контексте важно обеспечить их соответствие конституционному положению о свободе массовой информации. Разумеется, одна лишь законодательная, даже конституционная база не решает еще всех проблем свободы слова, свободы массовой информации. На практике предстоит немало сделать, чтобы в полной мере обеспечить свободу массовой информации, которая является главным показателем развития государственности Республики Башкортостан в составе обновленной Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы принять дополнительные меры по наполнению реальным содержанием положения части 6 статьи 33 Конституции Республики Башкортостан, содержащей основополагающую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.019 с.) |