О реализации Конституционного права равного доступа к Государственной службе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О реализации Конституционного права равного доступа к Государственной службе



Г.А. Колобова,

главный специалист Администрации Президента Республики Башкортостан

В системе обеспечения реализации прав и свобод личности особая роль принадлежит государству. Государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом организации реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и сво­бод осуществляется деятельностью всех органов государства - такой вы­вод прямо вытекает из содержания Конституции Республики Башкорто­стан.

Часть 1 статьи 38 Конституции Республики Башкортостан закрепляет! право граждан Республики Башкортостан на равный доступ к государст­венной службе. Указанная конституционная норма соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических пра­вах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных огра­ничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к госу­дарственной службе.

Свое дальнейшее развитие эта норма находит в Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года «О государственной службе Рес­публики Башкортостан».

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе яв­ляется право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин впра­ве требовать, а государственная служба обязана немедленно и безогово­рочно предоставить ему желанную должность. Речь идет о равных воз­можностях для каждого гражданина поступить на государственную служ­бу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. При поступ­лении на государственную службу не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зави­симости от расы, национальности, языка, пола, социального происхожде­ния, имущественного положения, места жительства, отношения к религии,

Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должно­стей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так. Законом предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу в случаях: 1) признания лица судом недееспо-


собным или ограниченно дееспособным; 2) лишения судом права занимать государственные должности в течение определенного срока либо ограни­чения в гражданских правах; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случае, когда специальные требования к со­стоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законо­дательством Республики Башкортостан (на настоящий момент не установ­лены); 4) наличия близкого родства или свойства с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностыо одного из них другому; 5) на­личия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе Республики Башкортостан урегу­лирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 6) в других случаях, установленных законодательством Республики Башкорто­стан.

Прием на государственную службу Республики Башкортостан осуще­ствляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствую­щего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности.

К каждой группе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан предъявляются определенные квали­фикационные требования, установленные Законом (статья 8) и Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года «О квалифи­кационных требованиях по государственным должностям государствен­ной службы Республики Башкортостан». Указом предусмотрены требова­ния по уровню образования, стажу и опыту работы по специальности.

Так, к примеру, лицо, назначаемое на высшую государственную должность государственной службы, должно иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее восьми лет, высшее профессио­нальное образование по профилю (специализации) государственной служ­бы или образование, считающееся равноценным.

В соответствии со статьей 9 Закона право поступления на государст­венную службу Республики Башкортостан имеют граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 60 лет.

При назначении на государственную должность государственной службы государственный служащий представляет документы, подтвер­ждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности, на котором квалификационная комиссия оценивает правовую подготовленность - уровень знаний Конституции


Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, иных ак­тов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и профессиональную подготовку (статья 10 Закона), Порядок проведения квалификационного экзамена пока не определен.

На замещение вакантной государственной должности государствен­ной службы может быть объявлен конкурс (статья 11 Закона). Цель кон­курса состоит в том, чтобы создать реальные условия для обеспечения конституционного права на равный доступ к государственной службе. Конкурсный отбор направлен на формирование государственной службы высококвалифицированным персоналом, совершенствование работы по подбору, расстановке кадров в государственных органах. Порядок прове­дения конкурса на замещение вакантных государственных должностей го­сударственной службы Республики Башкортостан определен Указом Пре­зидента Республики Башкортостан от 25 июня 1998 года «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государствен­ной должности государственной службы Республики Башкортостан». Од­нако на практике конкурсный отбор применяется крайне редко, что, на наш взгляд, снижает приток в государственный аппарат молодых, высоко­квалифицированных сотрудников. Персонал государственной службы в основном комплектуется методом назначения, что объективно затрудняет реализацию права граждан на равный доступ к государственной службе.


КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О СВОБОДЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

К.И.Аминов,

аспирант юридического факультета БашГУ

Сегодня, пожалуй, никто не будет оспаривать тезис о том, что наи­более значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются средства массовой информации. Из этого же исходил и законодатель, когда на конституционном уровне закрепил свободу массо­вой информации и дал ей высшую гарантию. В части 6 статьи 33 Консти­туции Республики Башкортостан содержится краткая, но емкая формула:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Конституционное закрепление свободы массовой информации име­ет особый смысл, поскольку Конституция Республики Башкортостан име­ет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики (часть 1 статьи 15).

Таким образом, впервые за всю историю развития конституционно­го законодательства нашей республики появилось положение о свободе массовой информации, означающее свободное распространение через средства массовой информации любой информации, кроме конфиденци­альной и составляющей государственную тайну, отражение в этой инфор­мации политического и идеологического плюрализма.

Содержание свободы массовой информации дополняется также и другими нормами, содержащимися в статье 33 Конституции. Так, часть 1 этой статьи гарантирует гражданам свободу мысли и слова; часть 5 - право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом; часть 4 - недопустимость принуждения чело­века к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует также отметить и нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 2 статьи 49), закрепляющие право каж­дого гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (часть 1 статьи 49), свободу творчества и преподавания, охрану ин­теллектуальной собственности (часть 1 статьи 53), открытость судопроиз­водства (часть 1 статьи 140). Конституцией Республики Башкортостан


предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанно­стей давать свидетельские показания (статья 60).

Правовые основы свободы массовой информации были бы непол­ными, если бы не содержали гарантии от злоупотребления ею. Эти гаран­тии закреплены прежде всего в положениях частей 2, 3 статьи 33 Консти­туции Республики Башкортостан: «Не допускаются пропаганда или агита­ция, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиоз­ную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового» национального, религиозного или языкового превосходства». Кроме того, часть 4 статьи 13 Конституции ставит вне закона действия, направленные на насильст­венное изменение конституционного строя и нарушения целостности Рес­публики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Следует упомянуть о таких гарантиях от злоупотребления свободой массовой информации, как конституционные положения об охране досто­инства личности (часть 1 статьи 27), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени (часть 1 статьи 29), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 30), о возможности ограничения свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения (часть 1 статьи 68).

В Конституции Республики Башкортостан названы некоторые тай­ны; государственная, личная и семейная, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тайна частной жизни. В Конституции они прямо не рассматриваются как ограничиваю­щие свободу массовой информации, однако являются таковыми в соответ­ствии с иными положениями законодательных актов.

В качестве гарантии свободы массовой информации Конституция содержит запрет цензуры, под которой понимается недопустимость требо­вания со стороны должностных лиц, государственных органов, организа­ций, учреждений или общественных объединений предварительно согла­совывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на их распространение.

Положения Конституции о свободе массовой информации соответ­ствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеоб­щей декларацией прав человека (статья 190), Международным пактом о политических и гражданских правах (статьи 19,20), Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод (статья 10).


Надо отметить, в этой области наряду с некоторыми успехами есть немало противоречий, трудностей, проблем.

Конституционное установление о гарантированности свободы мас­совой информации конкретизировано в Кодексе Республики Башкорто­стан о средствах массовой информации, принятым Верховным Советом республики 5 ноября 1992 года. Именно этот Кодекс можно считать ис­ходной точкой развития законодательства Республики Башкортостан в данной сфере. В своем содержании этот Кодекс во многом повторяет фе­деральный Закон о средствах массовой информации. Однако Кодекс обла­дает рядом особенностей. Эти особенности были существенными до при­нятия Закона от 31 октября 1996 года «О внесении изменений и дополне­ний в Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информа­ции». В прежней редакции Кодекс предусматривал целый «пласт» адми­нистративных мер воздействия на нарушителей наиболее значимых статей Кодекса. В частности, налагались административные штрафы за введение цензуры, злоупотребление свободой массовой информации, разглашение тайны, вмешательство в личную жизнь.

С сожалением приходится отмечать, что в нынешней редакции Ко­декс в качественном отношении во многом уступает его первоначальной редакции. В число серьезных пробелов входит и то обстоятельство, что ныне действующим Кодексом ответственность за нарушения законода­тельства о средствах массовой информации вообще не предусмотрена.

Действующий законодательный акт нуждается в некоторых по­правках и дополнениях, прежде всего в смысле упрощения процедур при­остановления и прекращения деятельности тех изданий, которые свободу массовой информации превращают в ее противоположность - злоупотреб­ление этой свободой. Речь идет о тех изданиях, которые разжигают соци­альную и национальную рознь, призывают к насильственному захвату вла­сти, физической расправе, глумятся под молодыми институтами государ­ственности Республики Башкортостан, депутатским корпусом, иными со­циальными ценностями демократии.

Некоторым изданиям ничего не стоит запросто исказить, даже рас­топтать репутацию любого гражданина, политика на основе вздорных слу­хов, предположений, ложных обвинений, надуманных социологических опросов и тому подобных инсинуаций.

Государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации Республи­ки Башкортостан была единственным органом, который в какой- то мере регулировал отношения в информационном пространстве и мог оказать воздействие на нарушителей в виде административных взысканий. После


внесения изменений и дополнений он не нашел свое закрепление в Кодексе,

Единственно в этой ситуации радует формирование правовой базы нового государственного института - Палаты по защите свободы печати и информационным спорам при Президенте Республики Башкортостан. Это норма очень важна для республики, поскольку на сегодняшний день суды перегружены, и для судов общей юрисдикции информационные споры яв­ляются новеллой.

В заключение хотелось бы отметить, что нормативные правовьц| акты о средствах массовой информации в Республике Башкортостан nofl вольно редки. В республике пока приняты Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в государственных средствах массовой информации». Закон «Об обязатель­ном экземпляре документов», Закон «О рекламе». В этом контексте важно обеспечить их соответствие конституционному положению о свободе мас­совой информации. Разумеется, одна лишь законодательная, даже консти­туционная база не решает еще всех проблем свободы слова, свободы мас­совой информации. На практике предстоит немало сделать, чтобы в пол­ной мере обеспечить свободу массовой информации, которая является главным показателем развития государственности Республики Башкорто­стан в составе обновленной Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы принять дополнительные меры по наполнению реальным со­держанием положения части 6 статьи 33 Конституции Республики Баш­кортостан, содержащей основополагающую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.019 с.)