КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



И.И.Исхаков,

специалист Секретариата Конституционного суда Республики Башкортостан

Конституция Республики Башкортостан закрепляет, что «государст­венная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Это важнейшее конституционное положение появилось в результате тех огромных изменений в общественно-политическом и социально-культурном развитии республики, которые в конечном счете сформирова­ли новый государственно-правовой статус Башкортостана.

Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократическогоправового государства безусловно необходимо, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел про­цесс оформления не только самостоятельной законодательной власти, но и самостоятельной судебной власти.

Это нашло свое отражение уже в Декларации о государственном су­веренитете Республики Башкортостан от 11 октября 1990 года, закреп­ляющей осуществление государственной власти в республике по принци­пу разделения властей. 'Г

Подтверждениеэтой позиции федеральным центроммы имеем в подписанном 31 марта 1992 года Федеративном Договоре и Приложении к немуот Республики Башкортостан. Именно в этом Приложении сказано, что «в Республике Башкортостан создаются самостоятельная законода­тельная и судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат, которые обеспечивают правовое регулированиевсех вопросов,кроме тех, которые добровольно переданы соответствующиморганам государственной власти Российской Федерации».

Принципиально важным документом для становления самостоятель­ной судебной системы Республики Башкортостан явилась утвержденная Верховным Советом РСФСР в 1991 году Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Так, в Концепции судебной реформы было сказа­но, что республики имеют свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему,

Опираясь на российскую Концепцию судебной реформы, в респуб­лике начался процесс формирования собственной судебной системы.


В Постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от

29 февраля 1992 года «О судебной реформе в Республике Башкортостан» было определено, что проведение судебной реформы в Республике Баш­кортостан является «необходимым условием функционирования Респуб­лики Башкортостан как суверенного демократического правового государ­ства и одним из важнейших направлений законопроектной деятельности», а в качестве важнейшего направления судебной реформы рассматривалось создание самостоятельной судебной системы республики.

Для реализации данного документа ВерховныйСовет Республики Башкортостан 27 октября1992 года принял Постановление «О Концепции судебнойреформы в Республике Башкортостан». Согласно Концепции су­дебной реформы важнейшей задачей определялось утверждение судебной власти в государственном механизмекак самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и ис­полнительной.

Принятие и подписание вышеуказанных документов позволило от­крыть дорогу коренному преобразованию судоустройства и создать пред­посылки для формирования в республике самостоятельной судебной сис­темы.

Данные нормы нашли свое подтверждение и в действовавшей тогда Конституции Республики Башкортостан путем внесения в нее соответст­вующих изменений. Так, в Конституции было закреплено, «что республи­ка имеет собственную судебную систему». Во исполнение этого конститу­ционного требования в республике был принят целый ряд законов в облас­ти судоустройства, таких, как «О судоустройстве в Республике Башкорто­стан», «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О Конституцион­ном суде Республики Башкортостан», «О Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкорто­стан», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, к принятию новой Конституции Республики Баш­кортостан в республике был заложен фундамент для формирования собст­венной системы законодательства, что позволило регулировать различные аспекты, в том числе судоустройства республики.

Положения Конституции Республики Башкортостан1993 года, оп­ределяющие Башкортостан как суверенное демократическое правовое го­сударство (статья I), являющееся самостоятельным субъектом обновлен­ной Российской Федерации и входящеев ее состав на добровольной и равноправнойоснове, дали новыйтолчок процессу создания законода­тельства, регулирующего вопросы функционирования судебной системы республики,

Глава ХП Конституции Республики Башкортостан 1993 года дает четкое толкование понятию судебная система Республики Башкортостан.


Согласно статье 132 Конституции «судебнуюсистему в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе настоящей Конституции».

Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Консти­туционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, ме­стные суды.

Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа1994 года «О разграничении предметов ведения ивзаимном деле­гировании полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти Республики Башкор­тостан» позволил проводить вэтом направлении дальнейшую работу. Так, были принятыЗаконы «О судебной системе Республики Башкортостан», «О статусе судей Республики Башкортостан» (новая редакция), «О Судей-ном департаменте Республики Башкортостан», «О мировых судьях», что позволяет констатировать: в республике существует достаточно разрабо­танноезаконодательство, регулирующеевопросы судебной системы рес­публики и опирающееся как на республиканские,так и на федеральные нормативные правовые документы.

.. Принятие Федерального конституционного закона «О судебной сис­теме Российской Федерации», который не учитывает федеративный харак­тер Российского государства, фактически лишил субъекты Российской Федерации и в первую очередь республики в составе Российской Федера­ции, возможности формировать органы судебной ветви государственной власти, что идет вразрезне только с нормами республиканской Конститу­ции, но и с положениями Конституции Российской Федерации и Концеп­ции о судебной реформеs Российской Федерации.

, Конституция РоссийскойФедерации в отношении республик доста­точно последовательно ориентирует федерального законодателя на фор­мирование «федеративной» судебной системы. Это и статья 5 Конститу­ции, подчеркивающая государственную природу республик, и статья 10, провозглашающая в качестве одной из основконституционного строя Рос­сийской Федерации принцип разделения властей.

Выход из создавшейся ситуации видится в изменении существую­щей централизованной судебной системы России в сторону большей фе­дерализации, позволяющей, с одной стороны, обеспечить проведение су­дебной реформы в Российской Федерации, с другой, - на деле показать стремление России к реальному федерализму.


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН:

ПРИРОДА, ПРИНЦИПЫ

Р.Н.Юмагужина,

главный специалист Секретариата Конституционного судаРБ

И.Ю. Овчинников,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ

Важнейшим элементом Республики Башкортостан как правового

государства является судебная власть. В общей судебной системе респуб­лики свое место занимает Конституционный суд Республики Башкорто­стан как орган, обеспечивающий верховенство и непосредственное дейст­вие Конституции республики на всей его территории.

В своей деятельности Конституционный суд Республики Башкор­тостан опираетсяна принципы, определяющие основные положения кон­ституционного судопроизводства республики.Исходя из смысла Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» эти принципы можно классифицировать на два вида: основные и факультативные (до­полнительные),

Основные принципы конституционного судопроизводства в Рес­публике Башкортостан перечислены в статье 5 Закона «О Конституцион­ном суде Республики Башкортостан». Ими являются: законность, незави­симость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сто­рон. Дополнительные принципы сформулированы в других статьях этого закона: к ним относятся положения, закрепляющие равенство, неприкос­новенность и несменяемость судей Конституционного суда Республики, обязательность решений и требований Конституционного суда Республи­ки Башкортостан, устность разбирательства в органе конституционного контроля.

Принцип независимости,несомненно, является отправным, опреде­ляющим положением суда в современном государстве. Наиболее полноонбыл сформулирован в материалах седьмого конгрессаООН по предупреж­дению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных ре­золюцией Генеральной АссамблеиООН 13 декабря 1985 года и получив­ших название«Основные принципы независимости судебныхорганов».


Независимость Конституционного суда Республики Башкортостан объек­тивно связана с принципом разделения властей, который предполагает, что органы судебной власти самостоятельны, а так же сутью правосудия как метода осуществления судебной власти. Осуществление независимой судебной власти как важного механизма, обеспечивающего существование реальной Конституции и проведение в жизнь идей верховенства права, яв­ляется одним из «краеугольных камней», лежащих в фундаменте любого демократического государства.

Особенностью процессуальной независимости судей Конституци­онного суда является закрепленное в Законе «О Конституционном суде Республики Башкортостан» требование руководствоваться при осуществ­лении полномочий судьями Конституцией Республики Башкортостан и выше названным Законом. Конституционный суд не связан в своей дея­тельности другими законами, поскольку он приводит в соответствие с Конституциейзаконы, может своим решением лишитьих юридической силы.Об этомговорит часть 2 статьи 30 Закона «О Конституционном су­де Республики Башкортостан».Вот эта норма: «Судьи Констигуционного суда Республики Башкортостан принимают решения в условиях, исклю­чающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Конституционным судом Республики Башкортостан». Исходяиз содержа­ния данной статьи, судьи не являются представителями интересов каких-либо государственных или социальных структур. В судопроизводстве они отстаивают свою собственную позицию. Эта позиция должна быть чисто правовой.

Во всех суд о производствах общим конституционным принципом является гласность. Этот принцип закреплен в статье 32 действующего За­кона о Конституционном суде республики.

«Рассмотрение дел на заседаниях Конституционного суда Респуб­лики Башкортостан проводится открыто.» Основное назначение гласности конституционного судопроизводства - обеспечить социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Это имеет большое значение, поскольку конституционное судопроизвод­ство не знает института пересмотра и корректировки вынесенных реше­ний. Кроме того, гласность конституционного судопроизводства делает очевидным преимущества правовых демократических реформ защиты ос­нов конституционного строя, способствует формированию демократиче­ского правосознания.


Решение суда,принятое как на открытом, так и на закрытом засе­дании, провозглашается публично. Это закреплено всамом Законе о Кон­ституционном суде республики (статья 28),

Принцип коллегиальности предусматривает, что все вопросы, воз­никающие в Конституционном суде на всех стадиях судопроизводства, рассматриваются коллегиально. В основе коллегиальных решений Кон­ституционного суда лежат правила непосредственного участия судей в ис­следовании вопросов в судебном заседании. Вот почему Закон допускает участие в принятии коллегиальных решений только тех судей, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Этот принцип возлагает на каждого судью большую ответственность за законность при­нимаемых решений, Закон устанавливает кворум, при котором применя­ются решения.

Конституционный суд Республики Башкортостан не может осуще­ствлять свою деятельность,не опираясь еще на ряд признаков, не назван­ныхстатьей 5 Закона в качествеосновных, но имеющих также большоезначение для объективного рассмотрения вопросов и принятия решений. Мы назвали эти принципы дополнительными. Одним из таких принципов конституционного судопроизводства является закрепленный в статье33Закона«О Конституционном суде Республики Башкортостан» принцип устности разбирательства.При рассмотрении дел Суд заслушиваетобъяс­нения сторон, показания свидетелей, экспертов, оглашает имеющиеся до­кументы. Но Закон предусматривает возможность отойтиот этого прави­ла.Могут не оглашаться документы, которые были предъявлены судьями сторонам дляознакомления или содержание которых излагалосьв заседа­нии по данному делу.

Еще одним дополнительным принципом деятельности Конститу­ционного суда Республики Башкортостан является обязательность реше­ний и требований Конституционного суда Республики Башкортостан. Этот принцип закрепляется в статье б Закона «О Конституционном суде Рес­публики Башкортостан», которая констатирует, что решения Конституци­онного суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его компе­тенции, обязательны на всей территории республики для всех органов го­сударственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреж­дений и организаций, должностных лиц и граждан.

Это положение делает Конституционный суд действительно выс­шим органом судебной власти, имеющим влияние и на деятельность зако­нодательной и исполнительной ветвей власти. Если бы решения Консти­туционного суда Республики Башкортостан имели рекомендательныйха-


рактер, вряд лиего можно было назвать одним из органов государствен­нойвласти.

Все выше перечисленные основные и факультативные принципы закреплены Конституцией РеспубликиБашкортостан и Законом «О Кон­ституционном суде Республики Башкортостан». Более подробное разъяс­нение им дает такой нормативный правовой акт,как Регламент Конститу­ционного суда Республики Башкортостан.

Юридическая природа Регламента специфична тем, что он прини­мается не законодателем, а Конституционным судом. Регламент призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы Суда и его аппарата, ограничен предметом регулирования, определенным законом, касается только вопро­сов внутренней деятельности Конституционного суда.

В настоящее время Конституционный суд Республики Башкорто­стан руководствуется Временным регламентом Конституционного суда с тем, чтобыопробировав его нормы на практике, принять Регламент посто­янный.

Конституционный суд Республики Башкортостан только накапли­вает опыт своей работы.Но и за истекшие два года им приняты принципи­альные решения о конституционности законодательных и нормативных актов исполнительной и законодательной власти.

Принятые им решения способствуют реализации ключевых поло­жений Конституции Республики Башкортостан и России. Но есть и ряд не­гативных факторов, мешающих полноценной деятельности Конституци­онного суда Республики Башкортостан. Следует отметить, что до сих пор недостаточно четко отработан механизм реализации решений Конститу­ционного суда Республики Башкортостан, отсюда и непонимание его юри­дической силы.

Итак,по своей природе Конституционный суд Республики Башкор­тостан,так же, как и другие ее судебные органы, призван разрешать имеющиеся потенциальные конфликты и споры между участниками обще­ственных отношений на основе Конституции и Закона. Его задача заклю­чаетсяв защите и восстановлении нарушенныхправ и свобод граждан и другихсубъектов общественных отношений.

Институт судебного конституционного контроляза правомер­ностьюзаконов и других нормативных правовыхактов и действий всех властей дляобеспечения верховенства и прямого действия Конституции в обществе призван обеспечивать строительство демократического государ- * ства в нашей республике, |1




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.022 с.)