Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные основы законодательства о судебной системе Республики БашкортостанСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И.И.Исхаков, специалист Секретариата Конституционного суда Республики Башкортостан Конституция Республики Башкортостан закрепляет, что «государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Это важнейшее конституционное положение появилось в результате тех огромных изменений в общественно-политическом и социально-культурном развитии республики, которые в конечном счете сформировали новый государственно-правовой статус Башкортостана. Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства безусловно необходимо, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел процесс оформления не только самостоятельной законодательной власти, но и самостоятельной судебной власти. Это нашло свое отражение уже в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан от 11 октября 1990 года, закрепляющей осуществление государственной власти в республике по принципу разделения властей. 'Г Подтверждение этой позиции федеральным центром мы имеем в подписанном 31 марта 1992 года Федеративном Договоре и Приложении к нему от Республики Башкортостан. Именно в этом Приложении сказано, что «в Республике Башкортостан создаются самостоятельная законодательная и судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат, которые обеспечивают правовое регулирование всех вопросов, кроме тех, которые добровольно переданы соответствующим органам государственной власти Российской Федерации». Принципиально важным документом для становления самостоятельной судебной системы Республики Башкортостан явилась утвержденная Верховным Советом РСФСР в 1991 году Концепция судебной реформы в Российской Федерации. Так, в Концепции судебной реформы было сказано, что республики имеют свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему, Опираясь на российскую Концепцию судебной реформы, в республике начался процесс формирования собственной судебной системы. В Постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года «О судебной реформе в Республике Башкортостан» было определено, что проведение судебной реформы в Республике Башкортостан является «необходимым условием функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства и одним из важнейших направлений законопроектной деятельности», а в качестве важнейшего направления судебной реформы рассматривалось создание самостоятельной судебной системы республики. Для реализации данного документа Верховный Совет Республики Башкортостан 27 октября 1992 года принял Постановление «О Концепции судебной реформы в Республике Башкортостан». Согласно Концепции судебной реформы важнейшей задачей определялось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятие и подписание вышеуказанных документов позволило открыть дорогу коренному преобразованию судоустройства и создать предпосылки для формирования в республике самостоятельной судебной системы. Данные нормы нашли свое подтверждение и в действовавшей тогда Конституции Республики Башкортостан путем внесения в нее соответствующих изменений. Так, в Конституции было закреплено, «что республика имеет собственную судебную систему». Во исполнение этого конституционного требования в республике был принят целый ряд законов в области судоустройства, таких, как «О судоустройстве в Республике Башкортостан», «О статусе судей в Республике Башкортостан», «О Конституционном суде Республики Башкортостан», «О Верховном суде Республики Башкортостан», «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов. Таким образом, к принятию новой Конституции Республики Башкортостан в республике был заложен фундамент для формирования собственной системы законодательства, что позволило регулировать различные аспекты, в том числе судоустройства республики. Положения Конституции Республики Башкортостан 1993 года, определяющие Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство (статья I), являющееся самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации и входящее в ее состав на добровольной и равноправной основе, дали новый толчок процессу создания законодательства, регулирующего вопросы функционирования судебной системы республики, Глава ХП Конституции Республики Башкортостан 1993 года дает четкое толкование понятию судебная система Республики Башкортостан. Согласно статье 132 Конституции «судебную систему в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе настоящей Конституции». Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, местные суды. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» позволил проводить в этом направлении дальнейшую работу. Так, были приняты Законы «О судебной системе Республики Башкортостан», «О статусе судей Республики Башкортостан» (новая редакция), «О Судей- ном департаменте Республики Башкортостан», «О мировых судьях», что позволяет констатировать: в республике существует достаточно разработанное законодательство, регулирующее вопросы судебной системы республики и опирающееся как на республиканские, так и на федеральные нормативные правовые документы. .. Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который не учитывает федеративный характер Российского государства, фактически лишил субъекты Российской Федерации и в первую очередь республики в составе Российской Федерации, возможности формировать органы судебной ветви государственной власти, что идет вразрез не только с нормами республиканской Конституции, но и с положениями Конституции Российской Федерации и Концепции о судебной реформе s Российской Федерации. , Конституция Российской Федерации в отношении республик достаточно последовательно ориентирует федерального законодателя на формирование «федеративной» судебной системы. Это и статья 5 Конституции, подчеркивающая государственную природу республик, и статья 10, провозглашающая в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей. Выход из создавшейся ситуации видится в изменении существующей централизованной судебной системы России в сторону большей федерализации, позволяющей, с одной стороны, обеспечить проведение судебной реформы в Российской Федерации, с другой, - на деле показать стремление России к реальному федерализму. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРИРОДА, ПРИНЦИПЫ Р.Н.Юмагужина, главный специалист Секретариата Конституционного суда РБ И.Ю. Овчинников, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ Важнейшим элементом Республики Башкортостан как правового государства является судебная власть. В общей судебной системе республики свое место занимает Конституционный суд Республики Башкортостан как орган, обеспечивающий верховенство и непосредственное действие Конституции республики на всей его территории. В своей деятельности Конституционный суд Республики Башкортостан опирается на принципы, определяющие основные положения конституционного судопроизводства республики. Исходя из смысла Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» эти принципы можно классифицировать на два вида: основные и факультативные (дополнительные), Основные принципы конституционного судопроизводства в Республике Башкортостан перечислены в статье 5 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Ими являются: законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Дополнительные принципы сформулированы в других статьях этого закона: к ним относятся положения, закрепляющие равенство, неприкосновенность и несменяемость судей Конституционного суда Республики, обязательность решений и требований Конституционного суда Республики Башкортостан, устность разбирательства в органе конституционного контроля. Принцип независимости, несомненно, является отправным, определяющим положением суда в современном государстве. Наиболее полно он был сформулирован в материалах седьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 1985 года и получивших название «Основные принципы независимости судебных органов». Независимость Конституционного суда Республики Башкортостан объективно связана с принципом разделения властей, который предполагает, что органы судебной власти самостоятельны, а так же сутью правосудия как метода осуществления судебной власти. Осуществление независимой судебной власти как важного механизма, обеспечивающего существование реальной Конституции и проведение в жизнь идей верховенства права, является одним из «краеугольных камней», лежащих в фундаменте любого демократического государства. Особенностью процессуальной независимости судей Конституционного суда является закрепленное в Законе «О Конституционном суде Республики Башкортостан» требование руководствоваться при осуществлении полномочий судьями Конституцией Республики Башкортостан и выше названным Законом. Конституционный суд не связан в своей деятельности другими законами, поскольку он приводит в соответствие с Конституцией законы, может своим решением лишить их юридической силы. Об этом говорит часть 2 статьи 30 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Вот эта норма: «Судьи Констигуционного суда Республики Башкортостан принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Конституционным судом Республики Башкортостан». Исходя из содержания данной статьи, судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. В судопроизводстве они отстаивают свою собственную позицию. Эта позиция должна быть чисто правовой. Во всех суд о производствах общим конституционным принципом является гласность. Этот принцип закреплен в статье 32 действующего Закона о Конституционном суде республики. «Рассмотрение дел на заседаниях Конституционного суда Республики Башкортостан проводится открыто.» Основное назначение гласности конституционного судопроизводства - обеспечить социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Это имеет большое значение, поскольку конституционное судопроизводство не знает института пересмотра и корректировки вынесенных решений. Кроме того, гласность конституционного судопроизводства делает очевидным преимущества правовых демократических реформ защиты основ конституционного строя, способствует формированию демократического правосознания. Решение суда, принятое как на открытом, так и на закрытом заседании, провозглашается публично. Это закреплено в самом Законе о Конституционном суде республики (статья 28), Принцип коллегиальности предусматривает, что все вопросы, возникающие в Конституционном суде на всех стадиях судопроизводства, рассматриваются коллегиально. В основе коллегиальных решений Конституционного суда лежат правила непосредственного участия судей в исследовании вопросов в судебном заседании. Вот почему Закон допускает участие в принятии коллегиальных решений только тех судей, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Этот принцип возлагает на каждого судью большую ответственность за законность принимаемых решений, Закон устанавливает кворум, при котором применяются решения. Конституционный суд Республики Башкортостан не может осуществлять свою деятельность, не опираясь еще на ряд признаков, не названных статьей 5 Закона в качестве основных, но имеющих также большое значение для объективного рассмотрения вопросов и принятия решений. Мы назвали эти принципы дополнительными. Одним из таких принципов конституционного судопроизводства является закрепленный в статье 33 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» принцип устности разбирательства. При рассмотрении дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, экспертов, оглашает имеющиеся документы. Но Закон предусматривает возможность отойти от этого правила. Могут не оглашаться документы, которые были предъявлены судьям и сторонам для ознакомления или содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Еще одним дополнительным принципом деятельности Конституционного суда Республики Башкортостан является обязательность решений и требований Конституционного суда Республики Башкортостан. Этот принцип закрепляется в статье б Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан», которая констатирует, что решения Конституционного суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории республики для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. Это положение делает Конституционный суд действительно высшим органом судебной власти, имеющим влияние и на деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти. Если бы решения Конституционного суда Республики Башкортостан имели рекомендательный ха- рактер, вряд ли его можно было назвать одним из органов государственной власти. Все выше перечисленные основные и факультативные принципы закреплены Конституцией Республики Башкортостан и Законом «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Более подробное разъяснение им дает такой нормативный правовой акт, как Регламент Конституционного суда Республики Башкортостан. Юридическая природа Регламента специфична тем, что он принимается не законодателем, а Конституционным судом. Регламент призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы Суда и его аппарата, ограничен предметом регулирования, определенным законом, касается только вопросов внутренней деятельности Конституционного суда. В настоящее время Конституционный суд Республики Башкортостан руководствуется Временным регламентом Конституционного суда с тем, чтобы опробировав его нормы на практике, принять Регламент постоянный. Конституционный суд Республики Башкортостан только накапливает опыт своей работы. Но и за истекшие два года им приняты принципиальные решения о конституционности законодательных и нормативных актов исполнительной и законодательной власти. Принятые им решения способствуют реализации ключевых положений Конституции Республики Башкортостан и России. Но есть и ряд негативных факторов, мешающих полноценной деятельности Конституционного суда Республики Башкортостан. Следует отметить, что до сих пор недостаточно четко отработан механизм реализации решений Конституционного суда Республики Башкортостан, отсюда и непонимание его юридической силы. Итак, по своей природе Конституционный суд Республики Башкортостан, так же, как и другие ее судебные органы, призван разрешать имеющиеся потенциальные конфликты и споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и Закона. Его задача заключается в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и других субъектов общественных отношений. Институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других нормативных правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции в обществе призван обеспечивать строительство демократического государ- * ства в нашей республике, |1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.01 с.) |