Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие конституционализма в Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.В. Витрук, судья Конституционного суда Российской Федерации V/" Конституционализм - многоэлементный феномен, равно, как и его понятие, является широким и емким, Рассмотрим основные элементы конституционализма как сложного общественного явления в контексте правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, Первое. Конституционализм как научная теория имеет свои собственные законы, внутреннюю логику развития. В ее состав входят позитивные частные теории, идеи, принципы, модели, прогнозы и т.д. Теория конституционализма воплощается в Конституции, других источниках конституционного права, а также в институциональных структурах конституционного строя государства. Конституционный суд Российской Федерации формирует и развивает теорию конституционализма через правовые позиции на основе разрешения конкретных дел по официальному толкованию Конституции Российской Федерации, по проверке федеральных законов и других нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституций, уставов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации развивают теорию федерализма, имеющую особое значение для практики формирования реального федерализма в условиях российской действительности, Перед российским государством стоит проблема преодоления тенденций унитаризма в государственном строительстве, задача установления гармонии обще федеральных и региональных интересов, постоянного поиска оптимального варианта их сочетания. Конституционному суду Российской Федерации предстоит более глубокое осмысление соотношения Конституции Российской Федерации и внутрифедеральных договоров, Конституций республик (государств) и уставов других субъектов Российской Федерации. На момент принятия Конституции Российской Федерации не было полного согласия в построении той или иной модели федеративного устройства- Поиск оптимальной модели федеративного устройства России не закончился, он продолжается. В этом процессе не последнюю роль должны сыграть Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует систему местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя (статья 12). Конституционный суд Российской Федерации внес свой весомый вклад в теорию местного самоуправления применительно к российской действительности, в решение вопросов о соотношении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особое значение в этой связи имеют правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированные им по «удмуртскому делу», Конституционный суд Российской Федерации признал возможным создание наряду с высшими органами законодательной и исполнительной властей субъекта Российской Федерации территориальных (местных) органов государственной власти в рамках административно-территориальных единиц, закрепленных в Конституции (уставе) субъекта Российской Федерации. В остальных городских и сельских поселениях осуществляется местное самоуправление. Второе. Конституционализм в качестве нормативно-правовой системы представляет собою конституционное право в качестве системы норм позитивного права, находящего выражение в Конституции (Основном Законе) государства и в других источниках конституционного права (законах, конституционных обычаях и др.). И в этом своем качестве конституционализм находит не только правовую охрану со стороны Конституционного суда Российской Федерации, но и благодаря его решениям получает дальнейшее совершенствование и развитие. Конституционный суд Российской Федерации не ограничивается осуществлением охранительных функций в отношении Конституции Российской Федерации. Он дает официальное толкование Конституции Российской Федерации. Логическим следствием официального толкования Конституции Российской Федерации является появление новых норм (в особенности процедурного порядка), которые заполняют пробелы и снимают известную неопределенность, по мнению других, имеющиеся противоречия в содержании Конституции Российской Федерации. Доказательством этих выводов являются постановления Конституционного суда Российской Федерации о специальном виде законов, которыми вносятся поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136 Конституции Российской Федерации), о порядке внесения в статью 75 Конституции Российской Федерации измененных наименований субъектов Российской Федерации, о возможности представления Президентом Российской Федерации одного и того же лица на должность Пред- седателя Правительства Российской Федерации в порядке требований статьи 111 Конституции Российской Федерации, о нормативной регламентации системы и структуры федеральных органов государственной власти и т.д. Конституционный суд Российской Федерации не является законодательным органом и не подменяет законодателя. Однако он активно участвует в законодательном процессе, формирует позитивное конституционное право, способствует совершенствованию и развитию отраслевого (текущего) законодательства. Во-первых. Конституционный суд Российской Федерации обладает негативными законодательными полномочиями, отменяя законы и другие нормативные акты либо отдельные их положения в силу их несоответствия Конституции Российской Федерации по содержанию, форме и порядку принятия, опубликования или введения в действие. Во-вторых. Конституционный суд Российской Федерации в известной мере обладает позитивными законодательными полномочиями. Он активно содействует Федеральному Собранию Российской Федерации, представительным органам субъектов Российской Федерации в осуществлении их законодательных полномочий. Это выражается прежде всего в рекомендациях законодателю осуществить необходимое нормативно-правовое регулирование в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации. Третье. Конституционализм как практика реализации Конституции и конституционного права в целом в качестве составной части включает деятельность Конституционного суда Российской Федерации. Практика Конституционного суда Российской Федерации свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации и конституционное право в целом стали подлинно реальным, действующим правом, При помощи Конституционного суда Российской Федерации можно защитить действие конституционных принципов и норм, конституционных n прав и свобод личности, обеспечить их осуществление на всей территории '• Российской Федерации. ^ Конституционный суд Российской Федерации оценивает с позиций действующей федеральной Конституции не только буквальный смысл за-; конов и других нормативных актов Федерации и субъектов Российской s Федерации, международных и внутригосударственных договоров, но и тот. смысл, который придается и-м официальным и иным толкованиями, ело" ^ жившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в ^ системе правовых актов.., зЛ Конституционный суд Российской Федерации формирует практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные в итоговых решениях по конкретным делам, имеют общий характер и обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц во всех аналогичных правовых ситуациях. В этом заключается одно из требований конституционной законности. Законодатели и пра-воприменители самостоятельно, по своей инициативе должны изменять содержание нормативных актов, договоров, предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиями прямого действия положений Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации. В силу такого подхода Конституционный суд Российской Федерации отказывает в принятии к рассмотрению обращений, если правовой спор уже раз решен Конституционным судом в аналогичном деле и им сформулирована соответствующая правовая позиция. Проблема исполнения постановлений Конституционного суда Российской Федерации в ее различных аспектах еще не привлекла к себе должного внимания юридической науки и компетентных органов. Есть негативные примеры, свидетельствующие о невыполнении либо ненадлежащем исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации и игнорировании его правовых позиций, Между тем оперативное, четкое и последовательное исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации, неукоснительное следование сформулированных им правовым позициям - одно из еажных и надежных средств укрепления конституционности, законности и конституционного правопорядка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.011 с.) |