Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция Республики Башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности РеспубликиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте И.М. ГОлбарисов, начальник Информационно-аналитического управления Администрации Президента Республики Башкортостан М.А. Шайхулов, главный специалист Информационно-аналитического управления Администрации Президента Республики Башкортостан Для развития и укрепления Республики Башкортостан как суверенного демократического государства в составе Российской Федерации первостепенное значение' имеет установление ею широких торгово-экономических, культурных и научных связей с другими странами. Основой для такого рода деятельности является Конституция республики и принятое на ее основе законодательство. Важнейшей вехой, предопределившей определения статуса Республики Башкортостан, стала Декларация о ее государственном суверенитете, принятая 11 октября 1990 года. Идеи и принципы Декларации получили дальнейшее развитие в Конституции респу блики - Основной Закон Республики Башкортостан содержит целый ряд статей, касающихся осуществления республикой международной и внешнеэкономической деятельности. В статье 74 Конституции закрепляется, что «Республика Башкортостан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации». Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается представительствами; участвует в деятельности международных организаций. Статья 75 Основного Закона определяет принципы внешнеполитической деятельности Республики Башкортостан, которая «основывается на признании и уважении принципов государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права». В Конституции закреплен также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами Республики Башкортостан. В статье 76 Конституции ясно обозначено право Башкортостана участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя республики. Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Башкортостана общепризнанным принципам международного права подчеркивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и Российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований. В Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей. Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся: определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан (статья 88). В связи с упоминанием высшего законодательного и представительного органа республики нельзя не отметить изменения, вошедшие в новую редакцию Закона «О международных договорах Республики Башкортостан». В нем помимо трех стандартных (межгосударственного, межправительственного и межведомственного) видов договоров устанавливается еще один вид - межпарламентский международный договор, заключаемый от имени Государственного Собрания республики. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение международных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных направлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десятки подписанных республикой международных договоров. давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права». В Конституции закреплен также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами Республики Башкортостан. В статье 76 Конституции ясно обозначено право Башкортостана участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя республики. ^ Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Ваш-' кортостана общепризнанным принципам международного права подчеркивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований. В Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей. Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся: определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан (статья 88). В связи с упоминанием высшего законодательного и представительного органа республики нельзя не отметить изменения, вошедшие в новую редакцию Закона «О международных договорах Республики Башкортостан». В нем помимо трех стандартных (межгосударственного, межправительственного и межведомственного) видов договоров устанавливается еще один вид - межпарламентский международный договор, заключаемый от имени Государственного Собрания республики. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение международных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных направлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десятки подписанных республикой международных договоров. Согласно Конституции гарантом соблюдения международных договоров и соглашений Республики Башкортостан, защитой государственного суверенитета, экономических и политических интересов республики выступает Президент Республики Башкортостан. Президент как глава республики является ее высшим должностным лицом, представляющим Башкортостан не только внутри республики, но и в международных отношениях. Президент Башкортостана участвует от имени государства в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией (в том числе и вопросов внешних отношений республики), а также назначает и отзывает представителей республики в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии со статьей 95 Конституции Указом Президента Республики Башкортостан назначен представитель республики в Австрийской Республике. Этим же Указом на данное Представительство возложена функция регионального представительства Республики Башкортостан в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также в исполнительных и судебных органах Европейского Союза, других учреждениях и Организациях, включая международные, расположенные в Европе. Среди последних Указов Президента Республики Башкортостан нужно отметить Указ «Об образовании Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО», принятый в целях развития международных связей Башкортостана в сфере образования, науки и культуры. В соответствии с данным Указом Комитет, являясь межведомственным органом, должен обеспечивать взаимодействие и координацию сотрудничества с ЮНЕСКО республиканских государственных учреждений, общественных организаций, а также лиц, имеющих признанный авторитет в сферах компетенции ЮНЕСКО. Большое внимание Президент уделяет развитию прямых контактов Башкортостана с такими международными организациями и программами, как ПРООН, ЮНИДО, ТАСИС, Европейский банк реконструкции и развития, Ассамблея европейских регионов. Конгресс местных региональных властей Европы, фондами им. Конрада Аденауэра, «Евразия» и другие. В соответствии с Конституцией внутреннюю и внешнюю политику, выработанную Президентом и Государственным Собранием республики, проводит Кабинет Министров Республики Башкортостан, осуществляя в пределах своих полномочий руководство в области отношений республики с другими государствами. Таким образом, Конституция Республики Башкортостан закрепила право республики на осуществление международной и внешнеэкономической деятельности, также четко обозначила полномочия высших органов государственной власти Республики Башкортостан в рассматриваемой сфере. Важнейшие идеи и принципы Конституции реализуются в Договоре «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года. В нем был окончательно признан договорно-конституционный характер отношений России и Башкортостана. В ведение Республики Башкортостан передано «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору». Вместе с тем есть случаи, когда достигнутые договоренности не всегда своевременно и полностью проводятся в жизнь. В неизменном виде остается редакция Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», положения отдельных статей которого противоречат заключенным договорам. Сохраняется ущемление интересов республики Постановлением Правительства РСФСР «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Согласно Постановлению предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч деноминированных рублей, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти. Помимо этого существуют и другие проблемы в данных отношениях республики и Российской Федерации, которые в настоящее время не находят решения. Таким образом, формирование системы нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности республик Российской Федерации связано с двусторонним процессом. С одной стороны, развивается федеральное законодательство, устанавливающее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 71) правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, с передачей части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с принятием подзаконных и иных правовых актов, включая документы по развитию конкретных субъектов, с созданием в них, в рамках их компетенции, благоприятных условий для развития международных, внешнеэкономических связей. С другой стороны, развивается законодательство республик Российской Федерации, имеющих с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения. Неслучайно пункт 3 статьи 11 Конституции российской Федерации устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Важно, что эта норма помещена в первой главе первого раздела Конституции - основы конституционного строя, которой не могут противоречить положения других частей Конституции России, в том числе и нормы текущих законов, в ряде случаев которые при разграничении предметов ведения сужают полномочия субъектов, определенные в Федеративном договоре и двусторонних договорах. Не следует упускать из виду, что и Федеративный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан и Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, как и Конституция Российской Федерации, вступили в силу при соблюдении всех необходимых юридических процедур. Умаление, принижение роли любого из этих документов не будет способствовать сбалансированному развитию и становлению в России подлинно федеративных отношений. Учитывая накопленный опыт законодательного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности республики, представляется очевидной необходимость целенаправленной работы в данном направлении всех органов государственной власти Башкортостана в сотрудничестве с другими регионами Федерации. Растущая роль республик России в сфере международных отношений, их потенциал, несомненно, - хорошая основа для преодоления ограниченности соответствующих прав и полномочий. Важной задачей становится задача создания эффективного механизма согласования интересов субъектов и федерального центра. Реализации этой задачи могли бы способствовать: - совместные усилия республик в отстаивании своих интересов при разработке и принятии законов, затрагивающих вопросы осуществления субъектами Федерации международной и внешнеэкономической деятельности; - активизация работы Башкортостана в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона; - более активное участие республики в подготовке, подписании и выполнении международных договоров России; - расширение представительства республики в работе Российских делегаций с зарубежными партнерами, участие в деятельности международных организаций и фондов и развитие всестороннего сотрудничества с ними.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |