Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция Республики Башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности РеспубликиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И.М. ГОлбарисов, начальник Информационно-аналитического управления Администрации Президента Республики Башкортостан М.А. Шайхулов, главный специалист Информационно-аналитического управления Администрации Президента Республики Башкортостан Для развития и укрепления Республики Башкортостан как суверенного демократического государства в составе Российской Федерации первостепенное значение' имеет установление ею широких торгово-экономических, культурных и научных связей с другими странами. Основой для такого рода деятельности является Конституция республики и принятое на ее основе законодательство. Важнейшей вехой, предопределившей определения статуса Республики Башкортостан, стала Декларация о ее государственном суверенитете, принятая 11 октября 1990 года. Идеи и принципы Декларации получили дальнейшее развитие в Конституции респу блики - Основной Закон Республики Башкортостан содержит целый ряд статей, касающихся осуществления республикой международной и внешнеэкономической деятельности. В статье 74 Конституции закрепляется, что «Республика Башкортостан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации». Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается представительствами; участвует в деятельности международных организаций. Статья 75 Основного Закона определяет принципы внешнеполитической деятельности Республики Башкортостан, которая «основывается на признании и уважении принципов государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права». В Конституции закреплен также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами Республики Башкортостан. В статье 76 Конституции ясно обозначено право Башкортостана участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя республики. Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Башкортостана общепризнанным принципам международного права подчеркивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и Российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований. В Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей. Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся: определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан (статья 88). В связи с упоминанием высшего законодательного и представительного органа республики нельзя не отметить изменения, вошедшие в новую редакцию Закона «О международных договорах Республики Башкортостан». В нем помимо трех стандартных (межгосударственного, межправительственного и межведомственного) видов договоров устанавливается еще один вид - межпарламентский международный договор, заключаемый от имени Государственного Собрания республики. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение международных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных направлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десятки подписанных республикой международных договоров. давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права». В Конституции закреплен также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами Республики Башкортостан. В статье 76 Конституции ясно обозначено право Башкортостана участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя республики. ^ Таким образом, закрепленная в Конституции приверженность Ваш-' кортостана общепризнанным принципам международного права подчеркивает не только ее демократическую направленность, но и характеризует основы международно-правового статуса Башкортостана, окончательное определение которого связано с уточнением объема международной пра-восубъектности и разграничением компетенции Республики Башкортостан и российской Федерации в сфере внешней политики, что требует новых научных исследований. В Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение также вопросы распределения предметов ведения и полномочий высших органов государственной власти в сфере внешних связей. Так, к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся: определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан (статья 88). В связи с упоминанием высшего законодательного и представительного органа республики нельзя не отметить изменения, вошедшие в новую редакцию Закона «О международных договорах Республики Башкортостан». В нем помимо трех стандартных (межгосударственного, межправительственного и межведомственного) видов договоров устанавливается еще один вид - межпарламентский международный договор, заключаемый от имени Государственного Собрания республики. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает значение международных договоров и соглашений, являющихся в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (статья 127) одним из приоритетных направлений развития системы законодательства Башкортостана. Об этом свидетельствуют также десятки подписанных республикой международных договоров. Согласно Конституции гарантом соблюдения международных договоров и соглашений Республики Башкортостан, защитой государственного суверенитета, экономических и политических интересов республики выступает Президент Республики Башкортостан. Президент как глава республики является ее высшим должностным лицом, представляющим Башкортостан не только внутри республики, но и в международных отношениях. Президент Башкортостана участвует от имени государства в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией (в том числе и вопросов внешних отношений республики), а также назначает и отзывает представителей республики в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии со статьей 95 Конституции Указом Президента Республики Башкортостан назначен представитель республики в Австрийской Республике. Этим же Указом на данное Представительство возложена функция регионального представительства Республики Башкортостан в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также в исполнительных и судебных органах Европейского Союза, других учреждениях и Организациях, включая международные, расположенные в Европе. Среди последних Указов Президента Республики Башкортостан нужно отметить Указ «Об образовании Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО», принятый в целях развития международных связей Башкортостана в сфере образования, науки и культуры. В соответствии с данным Указом Комитет, являясь межведомственным органом, должен обеспечивать взаимодействие и координацию сотрудничества с ЮНЕСКО республиканских государственных учреждений, общественных организаций, а также лиц, имеющих признанный авторитет в сферах компетенции ЮНЕСКО. Большое внимание Президент уделяет развитию прямых контактов Башкортостана с такими международными организациями и программами, как ПРООН, ЮНИДО, ТАСИС, Европейский банк реконструкции и развития, Ассамблея европейских регионов. Конгресс местных региональных властей Европы, фондами им. Конрада Аденауэра, «Евразия» и другие. В соответствии с Конституцией внутреннюю и внешнюю политику, выработанную Президентом и Государственным Собранием республики, проводит Кабинет Министров Республики Башкортостан, осуществляя в пределах своих полномочий руководство в области отношений республики с другими государствами. Таким образом, Конституция Республики Башкортостан закрепила право республики на осуществление международной и внешнеэкономической деятельности, также четко обозначила полномочия высших органов государственной власти Республики Башкортостан в рассматриваемой сфере. Важнейшие идеи и принципы Конституции реализуются в Договоре «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года. В нем был окончательно признан договорно-конституционный характер отношений России и Башкортостана. В ведение Республики Башкортостан передано «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору». Вместе с тем есть случаи, когда достигнутые договоренности не всегда своевременно и полностью проводятся в жизнь. В неизменном виде остается редакция Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», положения отдельных статей которого противоречат заключенным договорам. Сохраняется ущемление интересов республики Постановлением Правительства РСФСР «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Согласно Постановлению предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч деноминированных рублей, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти. Помимо этого существуют и другие проблемы в данных отношениях республики и Российской Федерации, которые в настоящее время не находят решения. Таким образом, формирование системы нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности республик Российской Федерации связано с двусторонним процессом. С одной стороны, развивается федеральное законодательство, устанавливающее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 71) правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, с передачей части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с принятием подзаконных и иных правовых актов, включая документы по развитию конкретных субъектов, с созданием в них, в рамках их компетенции, благоприятных условий для развития международных, внешнеэкономических связей. С другой стороны, развивается законодательство республик Российской Федерации, имеющих с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения. Неслучайно пункт 3 статьи 11 Конституции российской Федерации устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Важно, что эта норма помещена в первой главе первого раздела Конституции - основы конституционного строя, которой не могут противоречить положения других частей Конституции России, в том числе и нормы текущих законов, в ряде случаев которые при разграничении предметов ведения сужают полномочия субъектов, определенные в Федеративном договоре и двусторонних договорах. Не следует упускать из виду, что и Федеративный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан и Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, как и Конституция Российской Федерации, вступили в силу при соблюдении всех необходимых юридических процедур. Умаление, принижение роли любого из этих документов не будет способствовать сбалансированному развитию и становлению в России подлинно федеративных отношений. Учитывая накопленный опыт законодательного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности республики, представляется очевидной необходимость целенаправленной работы в данном направлении всех органов государственной власти Башкортостана в сотрудничестве с другими регионами Федерации. Растущая роль республик России в сфере международных отношений, их потенциал, несомненно, - хорошая основа для преодоления ограниченности соответствующих прав и полномочий. Важной задачей становится задача создания эффективного механизма согласования интересов субъектов и федерального центра. Реализации этой задачи могли бы способствовать: - совместные усилия республик в отстаивании своих интересов при разработке и принятии законов, затрагивающих вопросы осуществления субъектами Федерации международной и внешнеэкономической деятельности; - активизация работы Башкортостана в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона; - более активное участие республики в подготовке, подписании и выполнении международных договоров России; - расширение представительства республики в работе Российских делегаций с зарубежными партнерами, участие в деятельности международных организаций и фондов и развитие всестороннего сотрудничества с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.43 (0.014 с.) |