Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З

Поиск

Утверждена

Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З

«О Стратегии социально-

Экономического развития

Республики Мордовия

До 2025 года»

Стратегия

Социально-экономического развития Республики Мордовия

До 2025 года

Оглавление.

1. Основные факторы, определяющие развитие Республики Мордовия до 2025 года. 2

1.1. Основные тенденции, характеризующие социальную и экономическую ситуацию в Республике Мордовия. 2

1.1.1. Закрепление экономической специализации индустриально-аграрного типа. 2

1.1.2. Тенденции, оказывающие благоприятное воздействие на развитие региона. 2

1.1.2.1. Достижение высоких темпов экономического роста. 2

1.1.2.2. Реализация политики по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности и малого бизнеса. 2

1.1.2.3. Сохранение высокого уровня развития транспортной инфраструктуры и высокий уровень газификации территории. 2

1.1.2.4. Сохранение высокого уровня обеспеченности населения социальной инфраструктурой и жильем 2

1.1.3. Тенденции, оказывающие негативное воздействие на развитие региона. 2

1.1.3.1. Снижение численности населения. 2

1.1.3.2. Сохранение низкого уровня жизни населения. 2

1.1.3.3. Недостаточность собственной электрогенерации. 2

1.1.3.4. Сохранение высокого уровня дотационности регионального бюджета. 2

1.2 Основные макроэкономические тенденции, определяющие развитие Республики Мордовия на долгосрочную перспективу. 2

1.2.1. Рост российской экономики. 2

1.2.2. Повышение открытости рынка Российской Федерации. 2

1.2.3. Корпоративное развитие отраслей российской экономики. 2

1.2.4. Изменение структуры рынка некоторых базовых секторов региона. 2

1.2.5. Пространственная организация РФ и ПФО. 2

1.2.6. Изменения в системе государственного управления РФ. 2

1.2.7. Основные возможности и риски, связанные с внешними тенденциями. 2

2. Сценарии социально-экономического развития Республики Мордовия. 2

2.1. Сценарий 1: Капитализация активов и рыночная реструктуризация 2

2.1.1. Основные направления развития в рамках реализации сценария. 2

2.1.2. Риски реализации базового сценария. 2

2.2. Сценарий 2 «Локальное технологическое лидерство». 2

2.2.1. Основные направления развития сценария. 2

2.2.2. Основные риски реализации сценария. 2

2.3. Сценарий 3: Смена специализации. 2

3. Приоритетные направления Республики Мордовия. 2

3.1. Цели и задачи развития Республики Мордовия. 2

3.2. Приоритетные направления экономического, социального и пространственного развития Республики Мордовия. 2

3.2.1. Развитие базовых секторов специализации региона и формирование условий для появления новых секторов. 2

3.2.1.1. Развитие базовых секторов специализации региона. 2

3.2.1.1.1. Приоритетные направления развития электротехнического (включая светотехнический) кластера. 2

3.2.1.1.2. Приоритетные направления развития агропромышленного кластера. …………………………………………………………………………………………………………….2

3.2.1.1.3. Приоритетные направления развития индустрии строительных материалов …………………………………………………………………………………………………………2

3.2.1.1.4. Приоритетные направления развития железнодорожного машиностроения 2

3.2.1.2. Повышение инвестиционной привлекательности территории. 2

3.2.1.2.1. Промышленный девелопмент: развитие современной производственной инфраструктуры. 2

3.2.1.2.2. Развитие институтов работы с инвесторами и реализация программы маркетинга территории 2

3.2.1.2.3. Создание условий для развития малого бизнеса. 2

3.2.1.2.4. Развитие финансовой инфраструктуры. 2

3.2.1.2.5. Развитие транспортной, энергетической и инфотелекоммуникационной инфраструктуры. 2

3.2.2. Реформирование рынка труда. 2

3.2.2.1. Реформирование системы профессионального образования. 2

3.2.2.2. Реформирование институтов, регулирующих ситуацию на рынке

труда. 2

3.2.2.3. Реформирование рабочих мест 2

3.2.3. Развитие пространственной организации региона. 2

3.2.3.1. Развитие городской среды г. Саранск. 2

3.2.3.2. Формирование нового опорного каркаса системы расселения. 2

3.2.3.3. Поддержка местных инициатив. 2

3.2.4. Сохранение демографического и социального капитала Республики Мордовия. 2

3.2.4.1. Реализация активной демографической политики в регионе. 2

3.2.4.2. Повышение уровня социального обслуживания населения. 2

3.2.4.3. Улучшение условий проживания населения. 2

4. Механизмы реализации стратегии. 2

4.1. Реализация среднесрочной программы социально-экономического развития, а также республиканских целевых программ. 2

4.1.1. Реализация среднесрочной программы социально-экономического развития. 2

4.1.2. Совершенствование механизма разработки и реализации республиканских целевых программ 2

4.2 Развитие системы поддержки реализации стратегических направлений развития региона и перспективных инвестиционных проектов. 2

4.2.1. Развитие частно-государственного партнерства. 2

4.2.2. Повышение эффективности предоставления финансовой поддержки предприятиям республики 2

4.3. Повышение качества бюджетного управления. 2

4.4.Создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований. 2

5. Этапы и показатели реализации стратегии. 2

5.1. Этапы реализации стратегии. 2

5.2. Ожидаемые результаты. 2

6. Приложения. 2

6.1. Демографические показатели Республики Мордовия (прогноз Росстата) 2

6.2. Тенденции развития ключевых для Республики Мордовия рынков. 2

6.3. Оценка перспектив формирования кластеров в различных секторах экономики Республики Мордовия 2

6.4. Оценка условий для формирования технопарка, имеющего федеральное значение. 2

6.5. Торговые сети. 2

6.6. Функции, ресурсы и показатели работы ресурсных центров. 2

6.7. Оценка эффективности программ. 2

6.8. Система мониторинга реализации стратегии. 2

 

Основные факторы, определяющие развитие Республики Мордовия до 2025 года

Основные тенденции, характеризующие социальную и экономическую ситуацию в Республике Мордовия

Табл.1.1. Доля Республики Мордовия в производстве отдельных видов продукции агропромышленного комплекса (2006 г.)

  Виды продукции единица измере-ния Производство Доля Республики Мордовия Место Республики Мордовия в страновом рейтинге по производ-ству данного вида продукта
в РФ в ПФО в Респуб-лике Мордо-вия в общестра-новом производ-стве (%) в макроре-гиональ-ном производ-тве (%)
валовой сбор зерна тысяч тонн   20914,7 945,1 1,2 4,5  
валовой сбор сахарной свеклы тысяч тонн     459,3 1,5 7,0  
валовой сбор овощей тысяч тонн       0,6 2,6  
поголовье крупного рогатого скота тысяч голов 21466,2   301,4 1,4 4,3  
поголовье свиней тысяч голов 15792,8 4226,5 246,7 1,6 5,8  
производство скота и птицы на убой (в убойном весе) тысяч тонн 5189,1 1398,9 67,4 1,3 4,8  
производство молока тысяч тонн 31440,8 10225,6 411,9 1,3 4,0  
производство яиц млн. штук   9804,9 683,5 1,8 7,0  
производство мяса, включая продукты I категории тысяч тонн   458,1 31,4 1,4 6,9  
производство цельномолочной продукции тысяч тонн   1941,3 78,2 0,8 4,0  
производство масла животного тонн       1,9 4,9  
производство сахара-песка тысяч тонн 5832,6 852,5 43,7 0,7 5,1  
производство водки и ликеро-водочных изделий млн. декалит-ров 119,7 25,5 1,4 1,2 5,5  
производство пива млн. декалит-ров 1001,000 175,943 21,005 2,1 11,9  

Источник: Росстат.

Также базовыми секторами, определяющими место региона в экономическом развитии Приволжского федерального округа и России в целом, являются:

§ производство транспортных средств и оборудования, где наиболее конкурентоспособным направлением является вагоностроение (основные предприятия — ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения", ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Саранский вагоноремонтный завод»);

§ производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, где необходимо выделить такие наиболее развитые направления как светотехническое (основные предприятия — ГУП РМ «Лисма», ОАО «Ардатовский светотехнический завод», ОАО «Кадошкинский электротехнический завод») и электротехническое (ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Ковылкинский электромеханический завод», ОАО «Орбита», ОАО «Сарансккабель»);

§ производство строительных материалов, где также выделяются два направления, имеющие межрегиональное значение — цементное, в котором безусловным лидером в Приволжском федеральном округе является ОАО «Мордовцемент», и кирпичное (ООО «Рузаевский завод керамических изделий», ЗАО «Саранский завод керамических изделий», ОАО «Кирпич силикатный») и др.

 

Рис. 1.2. Структура объёма отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (2006 г.)

Источник: Росстат

 

c. В республике имеется 1658,9 тысяч га сельскохозяйственных угодий (63,5% территории), из них 1110,7 тысяч га пашня (67% сельхозугодий). Сельское хозяйство специализируется на производстве зерновых культур, сахарной свеклы, картофеля, кормовых культур и основных видов животноводческой продукции (производство мяса КРС, свиней и птицы). На территории республики функционируют 267 крупных и средних сельхозорганизаций, 1112 единиц зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств.

d. Наличие высокой доли сельского населения. Доля сельского населения в общей численности населения составляла в 2007 г. в Республике Мордовия 40,4%, что существенно превышает показатель в среднем по Российской Федерации (27%) и по Приволжскому федеральному округу (29,7%). На территории региона расположен только один крупный город — региональный административный центр г. Саранск, численность населения которого составляет 295,4 тысячи человек. Остальные города относятся к категории городов с численностью менее 50 тысяч человек.

 

Рис. 1.3. Доля сельского населения и численность населения в малых городах Республики Мордовия

Источник: Росстат

 

e. Преобладание доли сельского хозяйства (19,2%, 76 тысяч человек) и обрабатывающих производств (21,1%, 83,4 тысячи человек) в структуре занятости населения в 2007 г.;

 

Рис. 1.4. Структура занятости по видам экономической деятельности (2006 г.; тысяч человек)

Источник: Росстат

 

f. Именно базовые сектора находятся в процессе технологической модернизации и обновления основных фондов: степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 29,3% (по данному показателю в Приволжском федеральном округе Республика Мордовия уступает только Республике Татарстан, где степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 28,2%), в обрабатывающих производствах — 39,4% (по данному показателю регион лидирует в Приволжском федеральном округе);

 

Рис. 1. 5. Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности

Источник: Росстат

g. Именно в данных секторах происходит формирование холдинговых структур («Талина», ООО "Мордовзерноресурс", «Мордовцемент»), совершающих производственную экспансию в другие регионы;

h. На долю базовых секторов приходится основная доля получаемых в региональный бюджет налогов. Среди 20 крупнейших налогоплательщиков Республики Мордовия 46,9% (по объему выплаченных налогов и сборов в бюджет республики) приходится на предприятия пищевой промышленности, 29,2% — на промышленность строительных материалов, 7,7% — на предприятия приборостроения, 6,1% — на предприятия связи, 5,6% — на машиностроение, 2,3% — электроэнергетику, 0,1% — на сельское хозяйство.

Табл. 1.2. Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Мордовия по крупнейшим налогоплательщикам в 2007 году

Предприятие Доля крупнейших налогоплательщиков по объему уплаченных налогов и сборов Сумма налога за год (млн..рублей) Отрасль
  ОАО «Мордовцемент» 37,0% 1413,5 промышленность стройматериалов
  ОАО "Сан ИнБев" 12,50% 479,3 пищевая
  ООО "Веда" 8,9% 324,3 пищевая
  ОАО "Мордовспирт" 8,4% 320,4 пищевая
  ОАО "Рузхиммаш" 3,7% 142,3 машиностроение
  ОАО "ВолгаТелеком" 2,9% 111,9 связь
  ОАО "Электровыпрямитель" 1,7% 65,3 электротехническая промышленность

Источник: Министерство экономики Республики Мордовия

 

В связи со сложившейся специализацией региона основными тенденциями в социально-экономическом развитии на протяжении последних нескольких лет были:

Рис. 1.7. Показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия (2006 г.)

Источник: Росстат

В республике большое внимание уделяется формированию условий развития инвестиционной деятельности, в частности:

§ действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» (№6-З от 20.02.2006 г.), которым закреплены формы и методы государственной поддержки инвестиционных проектов (проведение экспертизы инвестиционных проектов, предоставление льгот по налогам и сборам, предоставление субсидий, предоставление инвестиционного налогового кредита, предоставление государственных гарантий Республики Мордовия, предоставление бюджетных кредитов, предоставление бюджетных инвестиций, использование иных форм и методов государственной поддержки, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Мордовия), а также ряд других нормативно-правых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность;

§ при участии Министерства экономики Республики Мордовия и Торгово-промышленной палаты создана автономная некоммерческая организация «Инвестиционная корпорация Мордовии», чьей основной задачей является привлечение в регион инвестиций, организация эффективного диалога между инвестором, органами власти и финансовыми учреждениями;

§ создан реестр инвестиционных проектов, промышленных площадок, а также свободных земельных участков.

 

b. Инструментов развития инновационно-технологического сектора. Несмотря на то, что в Республике расположены предприятия высокотехнологичных секторов (светотехника, электроника, фармацевтика и т.д.), уровень развития инновационной деятельности в регионе невысок. Тем не менее Мордовия занимает третье место по числу созданных передовых технологий среди регионов ПФО (15), в регионе достаточно высокие затраты на технологические инновации (3342923 тысячи рублей), высокая доля инновационных товаров в объеме отгруженной продукции (12,3%).


 

Табл. 1.3. Показатели инновационной деятельности Республики Мордовия (2006 г.)

  Поступление патентных заявок и выдача охранных документов Число создан-ных пере-довых произ-водст-венных техно-логий Число испо-льзо-ван-ных пере-довых техно-логий Число орга-низа-ций, осуще-ст-вляв-ших техно-логи-ческие инно-вации Удель-ный вес органи-заций, осуще-ствляв-ших техно-логи-ческие иннова-ции, в общем числе органи-заций, % Затраты на техноло-гические иннова-ции (тысяч рублей) Объем инновационных товаров (работ, услуг)  
Подано заявок на выдачу патен-тов Выда-но па-тентов  
Млн. рублей В % от общего объема отгру-жен-ной про-дукции  
Республика Башкортостан           7,5     2,5  
Республика Марий Эл           3,6   461,5 1,5  
Республика Мордовия           8,2   6752,9 12,3  
Республика Татарстан           11,3   107735,7 16,3  
Удмуртская Республика           11,5   2369,6 1,3  
Чувашская Республика           8,3   2926,6 3,5  
Пермский край           24,9   66967,1 20,8  
Кировская область           4,4   2066,6 2,2  
Нижегород-ская область           12,7     5,6  
Оренбургская область           11,4   2256,9 0,7  
Пензенская область           7,3   2868,9 6,1  
Самарская область           12,7   127463,3 25,1  
Саратовская область           7,7   3700,6 2,7  
Ульяновская область           6,2   10235,9 11,8  

Источник: Росстат

 

В рамках развития инновационно-технологического сектора происходит:

§ формирование инфраструктуры инновационной деятельности: ГУ «Республиканский бизнес-инкубатор», Мордовский центр научно-технической информации, Центр трансфера технологий при Мордовском государственном университете, Научно-технологический парк Мордовии. Также планируется создание технопарка, в рамках подготовительной работы по созданию которого сформировано более 30 научно-инновационных центров и их количество благодаря венчурным инвестициям продолжает расти. Было сформировано Министерство науки, информатизации и новых технологий РМ, интегрирующее всю инновационную деятельность. Создан Инжиниринго-консалтинговый центр, деятельность которого предполагает предоставление широкого спектра услуг: оказание инжиниринговых, консалтинговых и информационных услуг, внедрение разработок и инновационных проектов в производство, внедрение энергосберегающих и информационных технологий, инженерное сопровождение производства, оказание помощи предприятиям в составлении технологических карт и бизнес-планов, внедрение систем менеджмента качества выпускаемых товаров в целях повышения их конкурентоспособности, оказание юридических услуг при оформлении банковских кредитов, при заключении соглашений и договоров, требующих серьезной юридической проработки. Созданы ООО «Инжиниринго-конструкторская компания», Ассоциация инвестиций и развития информационных технологий Республики Мордовия. Ежегодно проводятся конкурс «Инженер года Республики Мордовия», научно-практическая конференция «Наука и инновации в Республике Мордовия». Выходит научно-технический, общественно-информационный журнал «Мордовия: наука, инновации, новые технологии»;

§ создание информационной среды, позволяющей субъектам инновационной деятельности (разработчикам, инвесторам, представителям промышленных предприятий и т.д.) получать информацию друг о друге. В этой связи важным для региона событием стала прошедшая в 2006 г. в г. Саранске четвертая приволжская ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям — российский капитал»;

§ формирование системы финансовой поддержки инновационной деятельности, в частности, создание республиканского венчурного фонда, реализация постановления Правительства Республики Мордовия (№362 от 14.08.2006 г.) «О финансовой поддержке научно-технических и инновационных проектов и научных мероприятий, реализуемых в Республике Мордовия».

 

c. Инструментов развития малого бизнеса. На 01.01.2008 года в Республике Мордовия действовало 3991 малое предприятие различных организационно-правовых форм, темп роста к прошлому году составил 131,5%. Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2007 год увеличились почти в 6 раз по сравнению с 2006 годом, доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2007 году выросла на 2,5 процента. Расходы консолидированного бюджета Республики Мордовия за 2007 год на государственную поддержку и развитие малого предпринимательства составили 192 млн. рублей, что в 2,16 раза больше уровня 2006 года.

В настоящее время в регионе развернут комплекс мер по улучшению среды для развития малого бизнеса, в частности:

§ реализуется комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2008—2010 годы;

§ активно привлекаются средства федерального бюджета Российской Федерации на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На условиях паритетного финансирования созданы ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия, АНО «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия»;

§ формируется инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне: работают 2 микрофинансовые организации и 2 информационно-правовых центра поддержки малого предпринимательства, созданные при участии республики;

§ формируется система повышения квалификации и переподготовки кадров для малых предприятий (за 2007 год обучение прошли 277 человек).

 

Табл. 1.5. Уровень развития социальной инфраструктуры Республики Мордовия (2006 г.)

Параметр Единица измерения Показатели по
Республике Мордовия РФ ПФО
Значе-ние Место среди регионов РФ    
Здравоохранение
1. Число больничных коек на 10000 человек населения единиц 126,9   109,2 107,4
2. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 человек населения единиц 209,2 н/д 256,4 239,5
3. Численность врачей на 10000 человек населения человек 51,7   49,4 47,3
4. Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения человек 129,1   108,6 115,7
5. Заболеваемость на 1000 человек населения зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни 707,3 н/д 763,9 837,3
Образование
6. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями % от численности детей соответствующего возраста 61,7   58,3 64,3
7. Удельный вес учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую и третью смены % от общей численности учащихся 4,4   14,0 11,7
8. Число персональных компьютеров на 100 учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений на 100 учащихся приходится рабочих мест с ЭВМ 4,9 н/д 2,8 2,9
9. Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования на 10 000 человек населения, человек 120,8 н/д 99,3  
10. Численность студентов государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования на 10 000 человек населения, человек        
11. Численность студентов учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения, человек        
Культура
12. Библиотечный фонд на 1000 человек населения экземпляров        

Источник: Росстат

 

Также необходимо отметить высокий уровень обеспеченности жильем в регионе: общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет 22,9 кв. метров, что является одним из самых высоких показателей в Поволжье. Также в регионе достаточно низкие цены на рынке жилья среди регионов ПФО, которые составляли в 2007 г. на первичном рынке — 22452,13 рублей за кв. м., на вторичном — 28546,42 рублей. Низкая стоимость жилья объясняется несколькими факторами: в регионе около 50% жилья строится по социальным ипотечным кредитам, отсутствуют крупные столичные застройщики, развита индустрия строительных материалов.

 

Рис. 1.8. Жилищная обеспеченность и средние цены на рынке жилья в регионах ПФО (2006 г.)

Источник: Росстат

 

Рис. 1.9. Демографические показатели Республики Мордовия

Источник: Росстат

 

При этом по прогнозу Росстата численность населения в регионе до 2025 г. составит в среднем варианте 688,4 тысячи человек, в высоком варианте — 727,4 тысячи человек, в низком — 654,3 тысячи человек. Темпы снижения численности населения будут одними из самых высоких в ПФО (см. приложение 6.1).

 

Рис. 1.10. Показатели уровня жизни в Республике Мордовия и других регионах ПФО

Источник: Росстат, Мордовстат

 

Рис. 1.11. Баланс энергопотребления в Республике Мордовия

Источник: Мордовстат

 

Недостаточность собственной электрогенерации влияет на уровень тарифов в регионе, которые в настоящее время являются одними из самых высоких в ПФО (за счет сетевой составляющей).

 

Табл. 1.7. Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации (без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки на 2008 год, коп./кВтч (без НДС))

 

Республика Башкортостан 116,78 117,29
Республика Марий Эл 163,19 166,79
Республика Мордовия 151,10 159,00
Удмуртская республика 125,91 129,03
Чувашская республика 111,91 116,46
Кировская область 141,91 148,69
Нижегородская область 133,12 143,85
Оренбургская область 127,02 130,82
Пензенская область 157,46 167,09
Пермский край 128,17 134,87
Самарская область 134,99 139,15
Саратовская область 148,06 154,92
Ульяновская область 146,81 152,90
Республика Татарстан 139,23 141,43

Источник: Федеральная служба по тарифам

 

Рис. 1.12. Сравнение характеристик бюджетов субъектов ПФО РФ в 2007 г.

Источник данных: законы о бюджете на 2007 г. — http://www.openbudget.karelia.ru/;
Росстат, расчет ЦСР «Северо-Запад»

 

Рост российской экономики

Рост российской экономики во многом был обеспечен благоприятной конъюнктурой мировых цен на основные экспортируемые страной товары (нефть, газ, минеральные удобрения, цветные металлы).

Экономический рост в Российской Федерации имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития экономики. К наиболее очевидным позитивным последствиям можно отнести:

a. Рост внутреннего рынка РФ (данная тенденция характерна как для потребительского рынка, так и для рынка производственных товаров и услуг);

 

Агропромышленный комплекс.

Объем российского рынка молочных продуктов в натуральном выражении по итогам 2006 г. составил около 38 млн. тонн. По оценкам Discovery research group, объем рынка молочной продукции за 2006 год составил порядка 15,2 млрд. долларов США.

Емкость внутреннего рынка мяса птицы оценивается в 8,8-9,1 млрд. долларов США (потребление в 2006 г. составило 20 кг на человека). Российский рынок яиц составляет около 1,4—1,5 млрд. долларов США.

Емкость рынка свинины составляет 7,2—9 млрд. долларов США.

Эксперты Discovery Research Group оценивают объем рынка мясных изделий в России в 2006 году в 196,6—238,2 млрд. рублей (7,24—8,78 млрд. долларов США). По оценкам Мясного союза России объем рынка мясной гастрономии в настоящий момент составляет 8—10 млрд. долларов США.

 

Табл. 1.8. Емкость и прогнозируемые темпы роста некоторых подотраслей АПК РФ

Сектор Емкость рынка (млрд. долларов США) Душевое потребление
Молочный сектор 15,2 239 кг
Птица 8,8-9,1 16,7 кг
Яйцо 1,4—1,5 256 штук
Свинина 7,2-9 8,8 кг
Говядина 7,5-8 10,1
Мясопереработка (колбасные изделия) 8-10 14,3

 

Рост потребления некоторых продуктов питания связан с улучшением уровня жизни россиян, развитием новых форм торговли, появлением новых брендов и приходом международных инвесторов. Наиболее динамично растущим рынком (являющимся в настоящее время основным рынком сбыта для предприятий агропромышленного комплекса региона) является рынок г. Москвы. Но в связи с развитием других крупных городов (преимущественно городов-миллионников и крупных городских агломераций), а также развитием сетевой торговли структура российского потребительского рынка в среднесрочной перспективе (5—8 лет) будет существенно меняться.

 

Табл. 1.9. Уровень потребления отдельных продуктов и среднедушевые доходы населения

  Потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты II категории и жир-сырец) (кг) Потребление молока и молочных продуктов (кг) Потребление яиц, штук Среднедушевые доходы населения (рублей)
               
Российская Федерация                
г. Москва                
Рязанская область                
Республика Мордовия                
Чувашская Республика                
Нижегородская область                
Пензенская область                
Ульяновская область                

Источник: Росстат

 

Другим существенным фактором роста емкости отечественного рынка продовольствия является рост цен, вызванный сразу несколькими причинами (увеличение потребления отдельных продовольственных товаров (молочные продукты), увеличение потребления отдельных видов товаров для производственных нужд (зерно, растительное масло и т.д.) и др.).

 

Рынок вагоностроения.

По данным Минпромэнерго, объем внутреннего рынка продукции отрасли в 2006 году составил 153 млрд. рублей или 4,3 млрд. долларов США. Доля отечественных производителей составляет 84%. Импорт в 2006 году составил 24 млрд. рублей, или 16% рынка. Для обновления парка тягового подвижного состава необходимо в период до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9 480 локомотивов нового поколения, 15 157 пассажирских и 466 000 грузовых вагонов (в пессимистическом варианте развития).

 

Рис. 2.2. Тенденции развития молочного и мясного рынков

 

 

b. Изменения на рынке строительных материалов продиктованы следующими тенденциями: ростом жилищного и коммерческого строительства (особенно в крупных городах, где реализуются проекты комплексного освоения территории), ростом цен на строительные материалы (особенно на цемент, на который с начала 2007 года фактические цены выросли с 2740 рублей до 5260 рублей за тонну). Под влиянием этих тенденций а) в сектор приходят иностранные инвесторы (например, компанией Lafarge в настоящее время запланирована реализация нескольких проектов в ЮФО и ЦФО), б) происходит укрупнение уже существующих холдингов (за счет приобретения или строительства новых активов, в том числе за рубежом[11]), в) в качестве инвесторов в индустрию строительных материалов все чаще выступают крупные строительные холдинги.

 

Рис. 2.3. Индустрия строительных материалов Республики Мордовия

 

c. Изменения на мировом рынке светотехники будут вызваны развитием «светодиодного направления». Некоторые страны (например, Канада, Австралия) уже объявили об отказе или обсуждают законодательный отказ (США, Европейский союз) от использования ламп накаливания в среднесрочной перспективе, что вызвано тенденцией развития энергосбережения. Началось активное замещение низкоэффективных ламп накаливания люминесцентными и прогнозируется переход к светодиодным источникам света в среднесрочной (или долгосрочной) перспективе (5—15 лет). По расчетам европейских экспертов, переход к люминесцентным лампам позволит потребителям сэкономить 4 млр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.016 с.)