Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нового опорного каркаса системы расселения

Поиск

Система расселения региона в долгосрочной перспективе претерпит существенные изменения, вызванные: а) стремительным повышением производительности труда в сельском хозяйстве; б) повышением требований к квалификации; в) развитием новых видов деятельности в сельской местности, связанных с усложнением технологического процесса в агропромышленном комплексе и распространением информационных технологий. Основная задача региональной власти — сформировать новый каркас системы расселения региона и смягчить негативные тенденции, вызванные с процессом трансформации системы расселения.

1) Развитие межрайонных центров обслуживания населения. Основная цель их формирования — создать в сельской местности точки, обладающие всем спектром услуг, которым обладают крупные города (несмотря на то, что развиваться будут все районные центры). На территории региона такие центры могут быть сформированы в следующих населенных пунктах (за исключением Саранской агломерации, где совершенно другие стандарты обслуживания населения): г. Темников, г. Краснослободск, г. Ковылкино, рп. Торбеево, рп. Чамзинка, г. Ардатов, с. Кемля.

Прежде всего, в данных центрах должны располагаться:

a. Современные торгово-развлекательные комплексы, которые будут включать также несколько кафе, объекты развлечений для детей (а также детскую комнату), кинотеатр (1—2 зала), объекты сферы услуг (химчистка, ремонт обуви, ремонт бытовой аппаратуры и т.д.), интернет-клуб. Размеры такого торгового комплекса могут составлять 5—15 тысяч кв. метров (размер и состав торгово-развлекательного центра должны зависеть от численности жителей населенного пункта и «радиуса обслуживания» других территорий).

b. Объекты современной производственной инфраструктуры и элементы развития малого бизнеса, которые должны развиваться с учетом сложившейся и перспективной экономической специализации муниципальных образований. В каждом из этих населенных пунктов должны быть созданы:

§ бизнес-инкубатор (или филиал функционирующего в Саранске бизнес-инкубатора), обеспечивающий консультационную, юридическую и организационную поддержку предпринимателям;

§ индустриальный или агропромышленный (но направленный на переработку) парк, который станет основной площадкой для формирования новых промышленных производств.

c. Ресурсные центры системы начального профессионального образования (количество ресурсных центров может быть меньше).

d. Центры медицинских округов.

e. Спортивный комплекс (возможно, специализированный) для проведения межрайонных, региональных, межрегиональных мероприятий.

f. Создание межрайонных узлов оптовой торговли. На территории региона такие узлы могут быть созданы в г. Ковылкино, рп. Атяшево, рп.Торбеево.

 

Рис. 3.7. Система расселения Республики Мордовия

 

 

2) Постепенная урбанизация сельских территорий: снижение разрыва в качестве жизни между городской и сельской местностью. Наиболее перспективным инструментом для решения этой задачи является формирование на территории региона системы агрогородков. В среднесрочной перспективе агрогородки должны создаваться в наиболее динамично развивающихся районах, где создание условий проживания населения критично для реализации инвестиционных проектов, в долгосрочной перспективе агрогородки должны быть созданы на всей территории региона.

 

Вставка 3.13. Развитие агрогородков – опыт Республики Беларусь [68]

Понятие «агрогородок» появилось в Белоруссии в связи с принятием «Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы», в которой агрогородок определяется как качественно новый тип сельских поселков. Агрогородок - благоустроенный населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. В течение 2005—2010 годов в рамках реализации программы запланировано создание 1481 агрогородка, в том числе в Брестской области — 221, Витебской — 256, Гомельской — 238, Гродненской — 239, Минской — 325, Могилевской — 202.

Основными характеристиками агрогородка являются:

1) центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;

2) центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);

3) улицы с твердым дорожным покрытием;

4) сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания;

5) пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;

6) объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи;

7) торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;

8) филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания;

9) структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;

10) дошкольные учреждения и школы;

11) спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;

12) амбулатории врача общей практики;

13) пожарные аварийно-спасательные депо и посты;

14) объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);

15) учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т. д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;

16) юридические услуги населению, включая нотариальные.

Также существенно отличаются агрогородки от «советских сел» по архитектурно-планировочной композиции, прежде всего:

1) архитектурно-планировочным решением общественных центров (наличием нескольких общественных зон), строительством новых общественных зданий, отвечающих современным стандартам;

2) новым жилищным строительством, преимущественно усадебного типа;

3) благоустройством общественных центров, главных и второстепенных улиц населенного пункта;

4) размещением на территории агрогородка малых архитектурных форм и обновлением существующих оград, указателей и др.

Поддержка местных инициатив

В настоящее время в регионе имеется потенциал к развитию таких видов деятельности, как туристическая деятельность и сувенирная промышленность, деревопереработка, легкая промышленность, которые имеют преимущественно локальное (или межмуниципальное) значение. То есть данные сектора никогда не станут локомотивами развития экономики Республики Мордовия, но значимы для развития определенного муниципального образования или группы муниципальных образований. К таким направлениям, прежде всего, относятся:

1) Поддержка туристических проектов, имеющих межмуниципальное и региональное значение. По данным статистики, в 2006 г. республику посетило 59 тысяч туристов. Структура туристического потока в настоящее время выглядит следующим образом: санаторно-курортный туризм составляет 18 тысяч человек, профессионально-деловой — 17 тысяч человек, отдых (экологический, культурно-этнический туризм) — 4,8 тысячи человек. С учетом динамично развивающего туристического рынка Москвы, а также других городов-миллионников, выезд для жителей которых на выходные за пределы города или региона становится одним из элементов стиля жизни, данное направление является перспективным для ряда территорий республики. Также будут расти объемы внутрирегионального туризма. Прежде всего, в регионе могут быть развиты следующие направления туристической деятельности:

a. Культурно-исторический: паломнический туризм. В Мордовии находится несколько объектов культурно-исторического наследия, которые представляют интерес не только для паломников, но и для туристов, предпочитающих познавательный вид туризма. Это, прежде всего, Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь (недалеко от г. Темникова), Иоанно-Богословский мужской монастырь (5 км от г. Саранска), Спасо-Преображенский мужской монастырь (недалеко от г. Краснослободска), Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь (г. Инсар) и др.

 

Но развитие данного вида туризма невозможно без развития самих небольших городов, где расположены объекты культурно-исторического наследия, как локальных центров туризма. При этом формирование новых туристических центров с использованием старых музейных и туристических технологий бесперспективно (с этой точки зрения наличие краеведческих музеев практически в каждом из указанных городов, созданных по «советскому образцу», не является преимуществом). В условиях динамично развивающегося рынка (а соответственно, и конкуренции) необходимо а) выбрать точку локализации развития данного вида туризма, которая, соответственно, станет и «точкой остановки», например, в маршрутах, рассчитанных на 2—3 дня); б) создать в данной точке условия для появления разного типа проектов, объединенных одной идеей (брендом); в) выбрать стратегического партнера (партнеров) для реализации проекта. Примерами реализации такой стратегии в России являются г. Мышкин (Ярославская область) и г. Великий Устюг (Вологодская область). В Республике Мордовия такая стратегия может быть реализована в отношении г. Темникова, который имеет большие перспективы для развития внешнего туризма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.01 с.)