Повышение качества бюджетного управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение качества бюджетного управления



Основными направлениями повышения бюджетного управления в регионе являются:

а. Формирование долгосрочной и среднесрочной финансовой политики (с разработкой бюджетного прогноза на 15 лет[81]), в том числе разработка показателей результативности на среднесрочный период, внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и проработки альтернативных вариантов достижения поставленных целей и др.

б. Повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат):

§ сокращение доли непрограммной части бюджета;

§ повышение эффективности реализуемых целевых программ;

§ внедрение оценки эффективности текущих расходов министерств и ведомств;

§ развитие системы государственных контрактов на выполнение отдельных государственных функций (контракты с государственными и частными структурами в целях повышения конкуренции и выработки эффективных способов работы);

§ внедрение аудита эффективности государственных предприятий (а также представление в открытом доступе обоснования выделения из бюджета республики субсидий на различные нужды частным и государственным предприятиям);

§ внедрение оценки эффективности всех предоставляемых бюджетных услуг и др.

в. Рост эффективности капитальных вложений и активное развитие социального сектора. Социальный сектор экономики (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, спорт) имеет значительный потенциал для развития. В настоящее время социальный сектор убыточен для государства в целом и бюджета республики в частности. Однако такие задачи, как повышение эффективности государственных расходов, развитие системы платных услуг в социальной сфере, развитие уникальных (в масштабах региона) социальных услуг (таких, как медицинский туризм, фестивали в сфере культуры, спортивные межрегиональные олимпиады и др.) способны изменить ситуацию на обратную, а именно – повысить объем налоговой базы республики, привлечь дополнительные частные инвестиции.

4.4. Создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований

В целях совершенствования системы управления экономическим развитием Республики Мордовия необходимо развивать механизм стимулирования муниципальных образований региона путем внедрения долевого финансирования инвестиционных проектов общественных инфраструктур и социальной сферы.

Функцией по конкурсному отбору инвестиционных проектов следует наделить Фонд муниципального развития Республики Мордовия[82]. Для создания Фонда муниципального развития Республики Мордовия необходимо разработать и утвердить соответствующий закон Республики Мордовия.

Размер финансирования функции определяется законом о бюджете Республики Мордовия. Получателем средств из фонда муниципального развития может быть любое муниципальное образование республики, инвестиционный проект которого прошел конкурсный отбор. К процедуре конкурсного отбора допускаются только те проекты, которые предполагают финансирование проектов по развитию общественных инфраструктур и социальной сферы.

Порядок проведения конкурса и критерии отбора проектов устанавливаются нормативно-правовым актом Республики Мордовия. Отбор проектов муниципальных образований в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности не допускается. В механизме отбора инвестиционных проектов, в том числе ключевым организатором конкурса, может выступать Инвестиционная корпорация РМ. В этом случае финансовые средства могут привлекаться как из республиканского бюджета, так и из внебюджетных источников, а также из собственных фондов компаний-учредителей Инвестиционной корпорации. На право участия в конкурсном отборе будут претендовать как реализуемые в момент отбора проекты, так и проекты, находящиеся на нулевом этапе реализации. Основные требования, предъявляемые к инвестиционным проектам, в рамках конкурсного отбора следующие:

§ соответствие проекта Стратегии и Программе социально-экономического развития Республики Мордовия;

§ объем софинансирования проекта из бюджета муниципального образования в доле от общего объема предполагаемых затрат;

§ качественные показатели реализации проекта (экономический и социальный эффект, а также оценка возможных экологических последствий);

§ степень готовности к реализации финансирования проекта (состояние документации, наличие финансового обоснования);

§ экстерриториальный эффект от реализации проекта – оценка влияния проекта на развитие других муниципальных образований республики;

§ финансово-кредитная история муниципального образования, включая данные об изменении мобильности налоговой базы, наличии и объеме внешних долговых обязательств и прочее.

 

Этапы и показатели реализации стратегии

Этапы реализации стратегии

В мировой и российской практике стратегирования обязательным элементом является проведение оценки реализации стратегии и последующая ее корректировка. Оценка стратегии должна проводиться раз в 4—5 лет (в соответствии с установленным лагом среднесрочного планирования). При этом крайне важно, чтобы оценке подвергались не только внутренние тенденции развития региона и действия органов власти (и других субъектов) по реализации стратегии, но и внешний контекст (развитие Российской Федерации, основных рынков специализации и т.д.).

Можно выделить следующие основные этапы в реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года:

1. Этап запуска проектов (2008—2015 годы).Данный этап будет разбит на два периода:

Первый период 1 этапа: подготовка проектов и программ развития (2008—2009 годы). В ходе этого этапа необходимо осуществить:

а. Подготовку проектов и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Проведение необходимых институциональных преобразований (нормативно-проектных работ).

б. Создание системы документов территориального планирования республики, согласованных со стратегией. Разработка документов стратегического планирования муниципальных образований и согласование их со стратегией развития региона.

в. Запуск «проектов-стартеров» реализации стратегии. Переход к кластерной политике в промышленности и сельском хозяйстве.

г. Реализацию мероприятий по административной и бюджетной реформе, переход к «результативному управлению» и бюджетированию, ориентированному на результат в деятельности органов государственной власти республики и учреждениях бюджетной сети.

д. Создание Агентства регионального (территориального) развития. Развитие финансовой инфраструктуры в регионе. Реализация мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса.

Второй период 1 этапа: запуск основных проектных направлений, обеспечивающих активный сценарий развития республики (2010—2015 годы):

а. Реализация мероприятий по рекрутингу производств (индустриальные парки, агропарк, логистический парк). Реализация мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса.

б. Формирование производственного кластера в агропромышленном комплексе и инновационного кластера в электротехнике и светотехнике (реализация инвестиционных проектов, формирование поддерживающих производств, привлечение крупных инвесторов, развитие (и формирование) региональных брендов и т.д.).

в. Реализация проектов по созданию региональной инновационной системы (формирование федерального технопарка, модернизация профессионального образования, развитие корпоративных систем образования и т.д.).

г. Реализация программ системного девелопмента г. Саранск, развитие основных опорных точек системы расселения, а также урбанизация сельских территорий.

д. Реализация комплексной демографической, миграционной и социальной политики.

е. Реализация проектов по развитию транспортной, энергетической инфраструктуры.

2. Этап выхода на проектную мощность основных проектов, обеспечивающих реализацию стратегии (2015—2025):

а. Развитие производственного кластера в агропромышленном комплексе и инновационного кластера в электротехнике и светотехнике (усложнение структуры кластеров, формирование инновационного сегмента в кластере и т.д.).

б. Реализация мероприятий, направленных на продвижение элементов региональной инновационной инфраструктуры на страновой и мировой рынок технологий.

в. Реализация крупных транспортных проектов (скоростная связь с г. Самара) и др.

г. Подготовка проектов следующего шага развития.

 

Ожидаемые результаты

Основными результатами реализации стратегии будут:

§ сохранение демографического потенциала территории. Численность населения при реализации мероприятий стратегии может составить к 2025 году 792 тысячи человек;

§ существенный рост валового регионального продукта, который может составить к 2025 году 621 млрд. рублей (в ценах текущего года);

§ изменение структуры экономики региона, а именно, увеличится доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта, сектора услуг;

§ рост денежных доходов населения, которые составят 61,2 тысячи рублей на душу населения. При этом необходимо отметить, что рост доходов населения будет обеспечиваться не только за счет роста заработной платы и социальных выплат, но и за счет изменения структуры денежных доходов населения и увеличения доли доходов от предпринимательской деятельности до 25%;

§ рост среднемесячной заработной платы, которая составит 67,4 тысячи рублей. При этом существенно изменятся условия труда за счет модернизации ключевых производств. Основным двигателем роста заработной платы будут высокотехнологичные производства.

 

 

Табл. 5.1. Ожидаемые результаты социально-экономического развития[83]

  2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Сценарий 1 Производственная периферия
Численность населения (тысяч человек) 817,9 769,2 714,0 654,3
ВРП (млн. рублей) 74822,3 116894,4 215501,22 337687,2 519573,6
Инвестиции (млн. рублей) 26361,7 40476,58 75775,35 108274,7 146236,8
Среднемесячная заработная плата (рублей) 15032,2 24311,03 34097,47 47823,47
Среднедушевые денежные доходы (рублей) 10945,8 17141,9 27107,54 41708,31
Сценарий 2 Локальное технологическое лидерство
Численность населения (тысяч человек) 824,3
ВРП (млн. рублей) 74822,3 137816,9 269906,87 430593,6 662521,6
Инвестиции (млн. рублей) 26361,7 47087,32 98640,4 150378,1 212884,2
Среднемесячная заработная плата (рублей) 15565,09 34301,26 48109,29 67475,77
Среднедушевые денежные доходы (рублей) 23443,56 39802,08 61240,44

 

Рис. 5.1. Прогнозная структура валового регионального продукта Республики Мордовия

 

Приложения

6.1. Демографические показатели Республики Мордовия (прогноз Росстата)

 

Численность населения регионов Приволжского федерального округа

  2008 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. Изменение численности населения
в 2015 г. к 2008 г. в 2025 г. к 2008 г.
Средний вариант прогноза
Приволжский федеральный округ 30194,5 30097,2 30001,5 29482,0 28863,1 28119,6 97,6 93,1
Республика Башкортостан 4052,6 4054,6 4057,8 4064,1 4052,5 4016,7 100,3 99,1
Республика Марий Эл 701,8 698,8 695,9 688,0 677,3 663,0 98,0 94,5
Республика Мордовия 836,9 829,6 822,3 781,8 736,9 688,4 93,4 82,3
Республика Татарстан 3763,2 3765,3 3767,6 3771,2 3753,1 3704,9 100,2 98,5
Удмуртская Республика 1530,0 1525,3 1520,9 1501,4 1475,7 1442,4 98,1 94,3
Чувашская Республика 1280,8 1277,6 1274,7 1260,3 1239,0 1210,6 98,4 94,5
Пермский край 2712,6 2701,2 2690,1 2634,3 2575,9 2507,3 97,1 92,4
Кировская область 1407,0 1394,3 1381,7 1328,2 1267,1 1198,7 94,4 85,2
Нижегородская область 3351,1 3331,6 3311,9 3200,5 3094,4 2989,3 95,5 89,2
Оренбургская область 2117,2 2111,6 2105,6 2060,8 2012,9 1958,5 97,3 92,5
Пензенская область 1384,5 1377,0 1369,5 1333,6 1293,0 1248,9 96,3 90,2
Самарская область 3171,2 3165,8 3160,0 3123,1 3078,4 3022,6 98,5 95,3
Саратовская область 2578,0 2566,9 2556,3 2508,1 2448,3 2377,2 97,3 92,2
Ульяновская область 1307,6 1297,6 1287,2 1226,6 1158,6 1091,1 93,8 83,4
Высокий вариант прогноза
Приволжский федеральный округ 30205,5 30132,4 30075,4 29976,8 29881,0 29735,1 99,2 98,4
Республика Башкортостан 4054,7 4060,9 4070,4 4143,1 4213,7 4277,5 102,2 105,5
Республика Марий Эл 701,9 699,5 697,4 699,2 700,5 700,6 99,6 99,8
Республика Мордовия 837,2 830,6 824,3 794,0 761,5 727,4 94,8 86,9
Республика Татарстан 3765,1 3770,5 3778,1 3838,4 3892,6 3921,0 101,9 104,1
Удмуртская Республика 1530,7 1527,3 1525,2 1529,0 1532,1 1529,1 99,9 99,9
Чувашская Республика 1281,2 1279,2 1278,0 1282,8 1285,9 1284,4 100,1 100,2
Пермский край 2714,1 2705,1 2697,9 2682,8 2674,8 2658,2 98,8 97,9
Кировская область 1407,3 1395,5 1384,5 1348,1 1307,7 1262,9 95,8 89,7
Нижегородская область 3351,7 3334,2 3317,9 3245,0 3186,5 3135,4 96,8 93,5
Оренбургская область 2117,7 2113,7 2110,3 2094,8 2082,1 2069,8 98,9 97,7
Пензенская область 1384,7 1377,9 1371,7 1351,9 1331,7 1312,4 97,6 94,8
Самарская область 3172,0 3169,0 3166,9 3172,5 3180,0 3184,6 100,0 100,4
Саратовская область 2578,6 2569,2 2561,6 2546,9 2529,4 2512,4 98,8 97,4
Ульяновская область 1308,6 1299,8 1291,2 1248,3 1202,5 1159,4 95,4 88,6
Низкий вариант прогноза
Приволжский федеральный округ 30143,0 29987,2 29828,9 28947,2 27860,6 26596,6 96,0 88,2
Республика Башкортостан 4044,6 4037,7 4031,4 3981,5 3893,0 3770,7 98,4 93,2
Республика Марий Эл 700,5 696,0 691,6 674,8 652,4 625,1 96,3 89,2
Республика Мордовия 835,5 826,7 817,9 769,2 714,0 654,3 92,1 78,3
Республика Татарстан 3757,3 3752,6 3747,2 3702,8 3624,2 3508,4 98,5 93,4
Удмуртская Республика 1527,7 1520,2 1512,7 1473,5 1423,4 1362,6 96,5 89,2
Чувашская Республика 1278,6 1273,0 1267,3 1235,6 1192,5 1139,7 96,6 89,1
Пермский край 2708,6 2692,2 2675,7 2586,1 2485,7 2370,2 95,5 87,5
Кировская область 1404,7 1389,2 1373,8 1305,4 1225,6 1137,0 92,9 80,9
Нижегородская область 3345,7 3320,2 3294,3 3149,3 3000,8 2849,5 94,1 85,2
Оренбургская область 2113,4 2103,5 2092,9 2022,2 1940,9 1849,7 95,7 87,5
Пензенская область 1382,1 1371,9 1361,6 1310,8 1250,5 1184,4 94,8 85,7
Самарская область 3165,6 3154,0 3141,5 3068,0 2975,2 2865,9 96,9 90,5
Саратовская область 2572,9 2556,3 2540,1 2461,4 2360,3 2243,5 95,7 87,2
Ульяновская область 1305,8 1293,7 1280,9 1206,6 1122,1 1035,6 92,4 79,3

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)